Характеристика организационной структуры службы маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 23:44, контрольная работа

Описание

Отдел маркетинга ЗАО «ОФС Связьстрой-1» состоит из четырех человек: начальника отдела, его заместителя, инженера - маркетолога и переводчицы.
Рассмотрим более подробно функции, выполняемые каждым сотрудником отдела маркетинга.
Начальник отдела маркетинга обеспечивает участие отдела в составлении перспективных и текущих планов производства и реализации продукции, в определении новых рынков сбыта и новых потребителей. Начальник отдела маркетинга пытается координировать деятельность всех функциональных подразделений по сбору и анализу коммерческо-экономической информации, созданию банка данных по продукции предприятия (заявки на поставку, договора на производство, наличие запасов, емкость рынка и т.п.).

Работа состоит из  1 файл

маркетинг.doc

— 71.00 Кб (Скачать документ)


ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДЖАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Инженерно-экономический факультет

 

Кафедра экономики и управления на предприятии машиностроения

 

 

 

 

Самостоятельная работа

По дисциплине « Маркетинг»

Тема: «Характеристика организационной структуры

службы маркетинга»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Студентка ЭК-082

Копий В.В.

Проверила: Щетинина И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2010

Организационная структура службы маркетинга предприятия «»

 





Структура отдела маркетинга ЗАО «ОФС Связьстрой-1» (рисунок 1).

 






Отдел маркетинга ЗАО «ОФС Связьстрой-1» состоит из четырех человек: начальника отдела, его заместителя, инженера - маркетолога и переводчицы.

Рассмотрим более подробно функции, выполняемые каждым сотрудником отдела маркетинга.

Начальник отдела маркетинга обеспечивает участие отдела в составлении перспективных и текущих планов производства и реализации продукции, в определении новых рынков сбыта и новых потребителей. Начальник отдела маркетинга пытается координировать деятельность всех функциональных подразделений по сбору и анализу коммерческо-экономической информации, созданию банка данных по продукции предприятия (заявки на поставку, договора на производство, наличие запасов, емкость рынка и т.п.). Но данная координация связана с трудностями. Не со всеми подразделениями предприятия происходит обмен информацией. Одни подразделения ее не собирают другие, не передают во время в нужный отдел. Основная деятельность начальника отдела маркетинга заключается в составлении баз данных по потребителям и конкурентам ЗАО «ОФС Связьстрой-1». Кроме того, основными задачами являются проведения рекламных мероприятий в средствах массовой информации для информирования потенциальных потребителей и расширения рынков сбыта, участие совместно с другими отделами в разработке предложений и рекомендаций производимой продукции с целью улучшения ее потребительских качеств и стимулирования сбыта. Начальником отдела маркетинга не выполняются работы по координации стратегии предприятия по отдельным видам продукции, включающей стратегию продукта, цен и ценообразования, сбыта и распределения, продвижения, а также не координируется работа подразделений по разработки стратегии. Это связано с тем, что информация, которую должен получать и собирать отдел маркетинга не поступает во время, а в большинстве случаев не актуальна. Соответственно имея такие данные не возможно построить стратегию предприятия.

Основной задачей заместителя начальника отдела маркетинга является организация на плановой основе деятельности отдела маркетинга ЗАО «ОФС Связьстрой-1» и координация текущей деятельности его сотрудников. Он также организует изучение мнения потребителей о выпускаемой предприятием продукции, его влияния на сбыт продукции и подготовку предложений по повышению ее конкурентоспособности и качества. Заместителем начальника отдела маркетинга не составляется план работы отдела, не планируется бюджет маркетинговых исследований, не проводится анализ портфеля продукции (структуры и динамики отгрузки, рентабельности, применяемости). План работ не составляется по причине того, что отдел маркетинга работает в основном по разовым заданиям других отделов, которые включают в себя решение тактических задач. Бюджет исследований не планируется по простой причине – существует общий годовой бюджет на весь отдел маркетинга. Анализ портфеля продукции не проводится из-за отсутствия четкого взаимодействия между подразделениями предприятия.

Инженер – маркетолог занимается консультированием работников отдела маркетинга ЗАО «ОФС Связьстрой-1», и потребителей продукции, а также рассылкой буклетов с производимой предприятием продукцией потенциальным потребителям. Кроме того, занимается конкурентной разведкой. Но выполнение некоторых обязанностей, таких как рассылка буклетов, потенциальным потребителям производится не вовремя. Это связано с отсутствием согласованности и гибкости в управлении.

Основной задачей переводчика является перевод технической документации зарубежных аналогов, а также просмотр сайтов зарубежных компаний конкурентов. Также занимается рассылкой рекламных материалов, существующим и потенциальным потребителям.

Основными задачами отдела маркетинга являются организация и проведение маркетинговых исследований, рекламная деятельность, поиск новых потребителей продукции, а также контакты с имеющимися потребителями. Кроме того, отдел выполняет не большие поручения из других структурных подразделений, таких как ОКБ, технический отдел (ТО), отдела сбыта.

Проведение маркетинговых исследований инициируется коммерческим директором, ОКБ или самим отделом маркетинга. По инициативе коммерческого директора может проводиться, довольно таки крупное исследование новой разработки. Но отдел маркетинга не в полном объеме справляется с поставленной задачей. Основной причиной является отсутствие кадров и четкой структуры самого отдела. По инициативе ОКБ может исследоваться отдельный вид изделия, который присутствует на рынке.

Отдел маркетинга проводит по собственной инициативе исследования направленные на изучение рынка, поиск новых потребителей и отслеживание конкурентов.

Кроме того, отдел маркетинга занимается рекламированием продукции ЗАО «ОФС Связьстрой-1». Сотрудники отдела посещают специализированные выставки, производят рассылку образцов и рекламных каталогов имеющимся и потенциальным потребителям. Но иногда данные работы проводятся с опозданием. Это связанно с тем что, например отдел сбыта не вовремя передал информацию о новых потребителях в отдел маркетинга. Также сотрудники отдела маркетинга посещают предприятия – потребители с существенными потребностями в продукции с целью налаживания долгосрочных взаимоотношений.

В отделе маркетинга отсутствует четкий план маркетинга.

Таким образом, на предприятии несовершенна организационная структура службы маркетинга. Кроме того, отдел маркетинга не справляется с поставленными задачами. Это формирование стратегии предприятия, анализа портфеля продукции, проведение комплексных маркетинговых исследований. Для решения данных проблем необходимо формирование организационной структуры с четким закреплением за каждым сотрудником возложенных на него функций, а также возможность привлечения сторонней организации для выполнения возложенных функций.

 

Рекомендации по совершенствованию структуры службы маркетинга ЗАО «ОФС Связьстрой-1»

 

Основные проблемы, выявленные в ходе проведения анализа организационной структуры службы маркетинга являются:

- несовершенство организационной структуры службы маркетинга;

- сотрудники отдела маркетинга не справляются со своими функциональными обязанностями;

- нехватка сотрудников в отделе маркетинга.

Предприятия занимается производством и реализацией кабельной продукции. Ассортимент насчитывает более дводцати позиций. Продукция реализуется по всей России. Исходя из этого, можно построить структуру службы маркетинга, которая концентрировала бы усилия по сбыту продукции именно в данном районе. Такой структурой может являться организация службы маркетинга по функционально-рыночному принципу. Ниже представлена организационная структура службы маркетинга ЗАО «ОФС Связьстрой-1» (рисунок 2).

 

 

Рисунок 2 - Организация службы маркетинга предприятия по функциональному признаку.

В первую очередь нужно определить и закрепить за каждым сотрудником отдела маркетинга его функциональные обязанности.

В обязанности начальника отдела маркетинга будет входить управление маркетингом, а именно: координация разработки стратегии маркетинга, координация деятельности структурных подразделений по реализации стратегии маркетинга, участие совместно с другими отделами в разработке предложений и рекомендаций производимой продукции с целью улучшения ее потребительских качеств, разработка планов работы отдела и контроль их выполнения. Также начальник отдела маркетинга будет осуществлять коммерческие операции, связанные с разработкой и контролем бюджета маркетинговых исследований.

Основными функциями заместителя начальника отдела маркетинга будет являться координация на плановой основе деятельности отдела маркетинга ЗАО «ОФС Связьстрой-1» и координация текущей деятельности его сотрудников. Кроме того, в обязанности будет входить формирование товарной номенклатуры и ценообразование. Формирование товарной номенклатуры будет осуществляться посредством анализа портфеля продукции предприятия, разработки рекомендаций по улучшению качеств выпускаемой и разработке новой продукции. Ценообразование будет осуществляться за счет проведения мониторинга цен конкурентов с последующей передачей данной информации в планово-финансовый отдел. Также на плановой основе будет осуществляться изучение потребительского поведения в отношении продукции ЗАО «ОФС Связьстрой-1».

В обязанности инженера – маркетолога будет входить консультирование работников отдела маркетинга ЗАО «ОФС Связьстрой-1», а также потребителей продукции по вопросам качественных особенностей выпускаемых кабельных изделий, рассылка буклетов новых видов продукции потенциальным потребителям, разработка электронных форм и занесение в них информации по потребителям и конкурентам.

Основной задачей переводчика будет являться перевод технической документации новой зарубежной аппаратуры по выпуску кабеля, а также просмотр сайтов зарубежных компаний конкурентов.

На мой взгляд необходимо принять дополнительно сотрудника в отдел маркетинга. Это должен быть менеджер по рекламе. Соответственно в его обязанности будет входить организация рекламой деятельности и стимулирование сбыта. Это будет, осуществляется посредством посещения специализированных выставок, размещение информации о предприятии в специализированных печатных изданиях, рассылка рекламных материалов, существующим и потенциальным потребителям.

Таким образом, исходя из предложенной мною организационной структуры отдела маркетинга, осталась, не задействована одна функция это комплексное исследование рынков сбыта. Для выполнение данной функции так же необходимо нанять сотрудника- менеджера по сбыту.

 

Должностная инструкция

 

Должностная инструкция                                                                                 Утверждаю

Менеджера по сбыту                                                              Директор по маркетингу и    

                                                                                                     продажам

                                                                                                                    А.Г. Сандалов

                                                                                                                                                                           

                                                                                                                    «___» января 2010 года

1. Общие положения:

1. Менеджера по сбыту относится к категории специалистов.

2. На должность менеджера по сопровождению процесса продаж назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование или среднее профессиональное образование, дополнительную подготовку по маркетингу и продажам и стаж работы на должностях по маркетингу и продажам не менее 3-х лет.

3. Назначение на должность менеджера по сбыту и освобождение от нее производится приказом Генерального директора Предприятия.

4. Менеджера по сбыту продаж непосредственно подчиняется Директору по маркетингу и продажам.

5. Главной задачей Менеджера по сбыту является выполнение работ по сопровождению контрактов на Предприятии. Оформление договоров, обеспечение исполнения договоров в срок, организация отгрузки готовой продукции. Осуществление взаимодействия с клиентами по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

6. Менеджера по сбыту:

6.1. Законы и нормативные документы, регламентирующие осуществление предпринимательской и коммерческой деятельности.

6.2. Психологию и принципы продаж.

6.3. Этику делового общения.

6.4. Правила установления деловых контактов.

6.5. Методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникации и связи, компьютера.

6.5. Технические требования, предъявляемые к сырью, материалам и готовой продукции.

6. 6. Основы Трудового Законодательства.

6.7. Правила и нормы охраны труда.

6. 8. Правила внутреннего трудового распорядка.

7. На время отсутствия менеджера по сбыту (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанности  исполняет лицо, назначенное приказом, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.

 

2. Должностные обязанности.

Менеджера по сбыту обязан:

2.1. Приём всех входящих телефонных, факсимильных E-mail сообщений. Переадресация сообщения нужному сотруднику Предприятия.

2.2. В случае поступления сообщения сотруднику ОМ, первичный анализ запроса. В случае отсутствия менеджера по маркетингу и продажам или ДМ на рабочем месте предоставление необходимой информации заказчику и/или соединение с мобильным телефоном сотрудника ОМ.

Информация о работе Характеристика организационной структуры службы маркетинга