Франчайзинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2011 в 03:18, реферат

Описание

В России франчайзинг появился относительно недавно и, наверное, ещё не получил должного развития. В нашей стране интерес к этому экономическому инструменту возродился в 90-х годах прошлого века, когда практически одновременно возникло несколько франчайзинговых систем – отечественных и с участием иностранного капитала. Однако чрезмерные надежды на развитие франчайзинга не оправдались.

Содержание

Введение 3
1. Определение франчайзинга и сторон, участвующих во франчайзинговых отношениях 6
1.1. Определение франчайзинга 6
1.2. Виды франчайзинга 10
1.2.1. Прямой франчайзинг 10
1.2.2. Мастер франшиза 10
2. Франчайзинговый договор 12
2.1. Общие сведения 12
2.2. Основные элементы 13
2.2.1. Три фазы 13
2.2.2. Франшиза как лицензия 14
2.2.3. Финансовые обязательства 14
2.2.4. Срок договора 15
2.2.5. Эксклюзивность 15
2.2.6. Обязанности сторон 16
2.2.7. Другие важные положения 16
Список литературы 18

Работа состоит из  1 файл

Франчайзинг.doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)

1.2. Виды франчайзинга

     Можно разными способами получить разрешение, чтобы стать франчайзи, наиболее распространенными способами являются:

     1.2.1. Прямой франчайзинг

     Франчайзор  продает франшизу напрямую местному предпринимателю (франчайзи). Это самый  лучший способ, чтобы обеспечить хорошую  взаимосвязь между франчайзором и франчайзи. В случае с международным франчайзингом, где географическое расстояние между франчайзором и франчайзи велико, недостатком такого метода может быть отсутствие поддержки на местном уровне и меньшее внимания к местным особенностям. Многие мелкие франчайзоры не прибегают к такой форме франчайзинга, потому что уходит много времени и усилий на поддержку таких франчайзи. Крупные франчайзоры используют такую систему с целью исследования рынка и условий ведения бизнеса в данной стране. Представьте себе, как сильно вы рискуете, когда планируя создать систему из 50 франшиз вы обнаруживаете, после развития 5 франшиз, что существует местные культурные различия, которые делают ваш бизнес невыгодным. Вместо этого, франчайзор продает одну франшизу и следит за ее развитием. Если все идет хорошо, то франчайзор может начать продавать большее количество франшиз в этой стране.

     1.2.2. Мастер франшиза

       Отношения по мастерской франшизе  возникают, когда международный  франчайзор продает исключительные  права на развитие всей системы на территории всей страны одному франчайзи. Такой тип франчайзи называется владелец мастерской лицензии. Таким образом, франчайзи становится франчайзором в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату (роялти). Это часто происходит, когда существует очевидный спрос на франшизу. В таком случае франчайзор не беспокоится о том, будет его бизнес развиваться успешно или нет. Вместо этого франчайзор ищет хорошо обеспеченного местного предпринимателя, обладающего организацией, которая позволит ему сделать систему франчайзора успешно работающей концепцией на территории всей страны.

 

2. Франчайзинговый договор

2.1. Общие сведения

     Франчайзинговый договор, как и любой официальный  договор, представляет собой исключительно важный документ. Франчайзинговый договор, однако, имеет ряд заметных отличий. Многие контракты служат для уточнения взаимоотношений в течении небольшого периода времени. После завершения сделки такой контракт больше не имеет силы.

     Франчайзинговый же договор подписывается между франчайзором и многими франчайзи на длительный срок. К нему будут обращаться часто и в течении многих лет, поэтому франчайзинговый договор должен быть тщательно подготовлен.

     Франчайзор  подписывает франчайзинговый договор со многими франчайзи, поэтому было бы неразумно каждый раз менять какие-то пункты по запросу отдельного франчайзи.

     Франчайзор  должен с самого начала подготовить  франчайзинговый договор так, чтобы  у франчайзи не возникало сомнений и желания изменить его.

     Если  кому-то из франчайзи удастся добиться изменений в его договоре, то другие франчайзи могут быть недовольны, что франчайзор сделал исключение для  кого-то. Эти франчайзи могут теперь рассматривать свой договор как  не совсем совершенный. Таким образом, франчайзинговый договор должен быть единым для всех франчайзи.

     Франчайзинговый договор обычно включает определение "интеллектуальной собственности" франчайзора. Под интеллектуальной собственностью франчайзора понимается торговый знак, ноу-хау, специальные  детали производственного процесса, торговые и производственные секреты и другая конфиденциальная информация. Рекомендуется, чтобы профессиональный юрист участвовал в проработке данного вопроса.

     Успешная  франчайзинговая структура состоит  из четырехстороннего партнерства между франчайзором, франчайзи, другими франчайзи в системе и потребителем. Эти отношения должны быть детально изложены в договоре, защищая права всех сторон. Договор должен излагать механизм, благодаря которому франчайзор может контролировать стандарты среди франчайзи. Если франчайзор не в состоянии сделать это, то страдает вся франчайзинговая система. Самым лучшим способом защиты интересов каждого отдельного франчайзи является жесткий контроль всей системы.

     Франчайзинг часто описывается как "семейная" концепция. Все члены семьи следуют определенным правилам для всеобщего блага. Эта модель помогает понять, почему стандартный франчайзинговый договор должен приниматься как есть, без модификаций. Франчайзи должен быть готов работать в соответствии с правилами и положениями, установленными франчайзором. Если франчайзи не готов распрощаться с независимостью и следовать наставлениям франчайзора, то его решение о покупке франшизы, скорее всего, неверно.

2.2. Основные элементы

     2.2.1. Три фазы

     Франчайзинговый договор, по сути, имеет дело с тремя фазами или этапами развития взаимоотношений между франчайзором и франчайзи:

  • Первая фаза. Первый этап взаимоотношений – это период, когда франчайзор нашел франчайзи, и франчайзинговый договор подписан и приведен в исполнение. В это время франчайзи проходит обучение, находит подходящее местоположение, занимается его обустройством и начинает вести свои дела.
  • Вторая фаза. Этот этап представляет собой период, в течение которого работает франчайзинговое предприятие. Если франчайзи и франчайзору удается успешно пройти этот этап, то их взаимоотношения могут продолжаться практически бесконечно.
  • Третья фаза. Здесь происходит окончание взаимоотношений между франчайзором и франчайзи. Тому могут быть множество причин: одна из сторон нарушила положения договора, смерть франчайзи и т.п.

     Каждая  из фаз взаимоотношений между  франчайзором и франчайзи должна быть оговорена в договоре. Необходимо тщательно продумать структуру  взаимоотношений. Рекомендуется обратиться к профессиональному юристу, чтобы  он квалифицированно подготовил договор, который бы максимально удовлетворял запросы франчайзингового предприятия. Франчайзинговый юрист должен обладать опытом во франчайзинге.

     2.2.2. Франшиза как лицензия

     Большая часть франчайзинговых договоров  оговаривают лицензию, по которой  франчайзи может пользоваться ноу-хау, торговым знаком и бизнес системой франчайзора. Детали бизнес системы находятся в производственном пособии.

     Франчайзинговый договор содержит пункт, по которому франчайзор обязан раскрыть франчайзи  все детали функционирования предприятия. Франчайзор также обязан обучить франчайзи вести данный бизнес. Договор должен обязывать франчайзи следовать всем стандартам производства. В отличие от франчайзингового договора операционное пособие (пособие по функционированию предприятия) может быть модифицировано и дополнено. Договор также предусматривает положение, по которому франчайзор может время от времени модифицировать и обновлять франчайзинговую систему. Этот момент, однако, не означает, что франчайзор может отклоняться от операционного пособия.

     2.2.3. Финансовые обязательства

     Большая часть франчайзинговых договоров  предусматривают наличие первичного взноса за покупку франшизы. Эта  первичная плата покрывает расходы  франчайзора, связанные с обучением  франчайзи и его персонала, открытием  его предприятия и других расходов в этот период.

     Франчайзи должен делать регулярные взносы франчайзору (называемые также сервисная плата, или роялти, или управленческая плата) за право пользования его системой и поддержку. Договор оговаривает, как эти регулярные взносы рассчитываются, выплачиваются и проверяются. Большинство франчайзоров предпочитают, чтобы взносы делались еженедельно, максимум ежемесячно.

     Многие  франчайзинговые договоры предусматривают  выплату определенных сумм в общий  рекламный фонд. Договор предусматривает, как эти деньги будут тратиться, и кто их контролирует, а также формы отчетности франчайзора перед франчайзи за расходы по этой статье.

     2.2.4. Срок договора

     Франчайзинговый договор предусматривает срок, в  течение которого он действует. Франчайзи  может иметь право на продолжение договора, если во время его действия он не совершил серьезных нарушений.

     Важно, чтобы срок действия франчайзингового договора совпадал со сроком договора об аренде помещений, так как в  противном случае франчайзи может  оказаться в неприятной ситуации, когда договор с франчайзором прекращен, а он все еще должен нести расходы по аренде без возможности продолжать свой бизнес в этом помещении.

     2.2.5. Эксклюзивность

     Вопрос  об эксклюзивности территории, на которой  работает франчайзи требует тщательной проработки. Большинство франчайзоров не предоставляют эксклюзивную территорию франчайзи, если он обслуживает слишком большую площадь. Это делается, чтобы быть более гибким в реакции на действия конкурентов в этом районе.

     Франчайзинговый договор может содержать положение, по которому он может отрыть еще одно предприятие в пределах оговоренной территории. Если франчайзи в процессе работы не желает пользоваться этим пунктом, франчайзор может назначить еще одного франчайзи в этом районе.

     2.2.6. Обязанности сторон

     Франчайзинговый договор включает положения, оговаривающие  обязанности франчайзора и франчайзи. Эти положения излагаются очень  детально и занимают большую часть  договора.

     2.2.7. Другие важные положения

     Существуют  несколько положений, которые также могут быть включены в договор. Вот некоторые из них:

  • Поставки. Франчайзинговый договор может включать положения, оговаривающие, как франчайзи осуществляет поставки. Франчайзи может быть обязан производить поставки только от одобренных франчайзором поставщиков. Если франчайзи может закупать только у франчайзора, он должен быть поставлен в известность об этом с самого начала. Франчайзор должен объяснить франчайзи, что он не получает от этого сверхприбылей.
  • Прекращение действия договора. Франчайзинговый договор должен содержать детальное описание прекращения взаимоотношений между франчайзором и франчайзи, которое может возникнуть в результате продажи предприятия, прекращения договора из-за серьезного нарушения обязанностей одной из сторон или из-за смерти франчайзора или франчайзи. Любое из этих событий влечет за собой серьезные последствия, и поэтому они должны быть детально оговорены в договоре.
  • Условия прекращения договора. Договор оговаривает условия, при которых франчайзинговый договор может быть прекращен. Положения договора о последствиях прекращение не менее важные, чем положения о самом расторжении договора. Франчайзи должен прекратить использование интеллектуальной собственности франчайзора. Франчайзинговый договор также часто ограничивает бывшего франчайзи в ведении подобного бизнеса на данной территории в течение определенного времени. Это ограничение, правда, необходимо тщательно проработать, чтобы им возможно было воспользоваться.

 

Список литературы

  1. Штоляков  В.И. Защита интеллектуальной собственности. – М.: Издательство МГУП, 2001.
  2. Кочетков Г.Б. Социальная функция франчайзинга.- Человек и труд. – М.: -2003. -№2. -с.32-36.
  3. Поворин С.В. Тенденции развития франчайзинга в мировой экономике. Маркетинг в России и за рубежом. – М.: -2003. -№3. -с.29-32.
  4. Колесников. Практикум по франчайзингу для российских предпринимателей. – М.: -2002. -с.53-54.

Информация о работе Франчайзинг