Анализ конкурентоспособности фирмы и ее продукции на примере ООО «Радуга»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:24, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является определение путей повышения конкурентоспособности фирмы.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы анализа конкурентоспособности фирмы и ее продукции 5
1.1. Понятие конкуренции 5
1.2. Понятие конкурентоспособности предприятия и продукции 7
1.3. Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия 8
1.4. Методики оценки конкурентоспособности 13
2. Исследование уровня конкурентоспособности ООО «РАДУГА» 16
2.1. Характеристика деятельности организации 16
2.1.1. Организационно-правовая характеристика ООО «Радуга» 16
2.1.2. Экономические показатели деятельности ООО «Радуга» 17
2.2 Сравнительный анализ ООО «Радуга» с конкурентами 19
2.3. SWOT- анализ ООО «Радуга» 21
3. Разработка стратегии повышения конкурентоспособности ООО «Радуга» 24
3.1 Выбор стратегии конкурентной борьбы 24
3.2 Конкретные мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Радуга» 24
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа состоит из  1 файл

курсач_v3.docx

— 2.06 Мб (Скачать документ)

Факторы могут воздействовать как  в сторону повышения конкурентоспособности  предприятия, так и в сторону  уменьшения. Факторы - это то, что  способствует превращению возможностей в действительность. Факторы определяют средства и способы использования  резервов конкурентоспособности. Но наличие  самих факторов недостаточно для  обеспечения конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются и где, в какой отрасли они  применяются.

Всю совокупность факторов, определяющих отношение потребителя к самому субъекту хозяйствования и его продукции можно разделить на внутренние и внешние по отношению к нему15 (рисунок 1.3).

 

 

 

 













 


 

Рисунок 1.3. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия

 

Как уже говорилось, специалисты различных  областей знаний по-разному оценивают  воздействие отдельных факторов на функционирование предприятий в  рыночной среде и их конечные результаты деятельности. Однако, несмотря на очевидную  простоту предлагаемых подходов, недопустимо  акцентировать внимание на изучении отдельных факторов. В данном случае целесообразно применение комплексного подхода, который выражается в одновременном  рассмотрении технических, экономических, технологических, социальных, организационных, экологических аспектов решения  проблемы повышения конкурентоспособности  предприятий.

 

 

    1. Методики  оценки конкурентоспособности

Проанализируем  используемые на практике методы, с  помощью которых отдельные критерии организации и продукции, выраженные количественно, объединяются в комплексную  оценку конкурентоспособности.

Представление комплексного показателя конкурентоспособности  организации и продукции (К) суммой вида:

          (1.1)

где: К1 - единичные  показатели конкурентоспособности  организации (продукции) общим числом n.

Как отмечают Артур А. Томпсон-мл. и А. Дж. Стрикленд, для оценки конкурентоспособности  организации (конкурентной силы организации) менеджеры составляют список ключевых факторов успеха данной отрасли и  конкурентных преимуществ либо недостатков (6-10 показателей). Затем проводится оценка организации по всем показателям (желательно использовать оценки от 1 до 10), и эти оценки суммируются для  получения оценки комплексного показателя конкурентоспособности организации. Аналогичная процедура проводится и для наиболее сильных организаций  конкурентов. Сравнение полученных оценок комплексных показателей  конкурентоспособности организации  и конкурентов позволяет выявить  преимущество или отставание организации  по отношению к конкурентам16.

В выражении  в качестве единичных показателей  конкурентоспособности организации (продукции) могут выступать и  относительные значения, полученные путем деления значений конкретных показателей для организации (продукции) на максимальные значения или на соответствующие  показатели для наиболее сильной  организации конкурента (продукции конкурента). В этом случае рассчитанный по формуле комплексный показатель будет отражать уровень конкурентоспособности организации (продукции) по отношению к организации конкурента (продукции конкурента).

Данный метод  отличается простотой, но может искажать общую оценку конкурентоспособности  организации, так как единичные  показатели конкурентоспособности  отдельных показателей не всегда будут одинаково важны для  общей оценки.

Представление комплексного показателя конкурентоспособности  организации и продукции (К) на основе использования среднего взвешенного  арифметического показателя единичных  показателей конкурентоспособности:

                    (1.2)

где: Ki - единичные  показатели конкурентоспособности  организации (продукции) общим числом n;

Wi - показатель  значимости (веса) i - го единичного  показателя конкурентоспособности.

Чаще всего  на практике используют нормированные  значения значимостей (весов) единичных  показателей конкурентоспособности, т.е. их сумма должна быть равной единице. Тогда комплексный показатель конкурентоспособности  будет измеряться в той же шкале  измерения, что и единичные показатели конкурентоспособности.

Этот подход к определению комплексного показателя конкурентоспособности организации  предлагают использовать Артур А. Томпсон-мл. и А. Дж. Стрикленд, Е.П. Голубков и  ряд других авторов17.

Существует  еще ряд аналогичных подходов, разработанных различными экономистами.

 

 

 

Таким образом, подводя итог теоретическому разделу курсовой работы, можно сделать  следующие выводы:

    • Анализ литературных источников и методических разработок, посвященных вопросам оценки конкурентоспособности различного вида и уровня, показал, что наиболее слабым звеном в оценке конкурентоспособности предприятия является отсутствие комплексности и единства подходов к этой проблеме с учетом специфических особенностей данной категории.
    • Анализ методических и теоретических разработок по вопросам обеспечения конкурентоспособности предприятия подтверждает необходимость ее комплексной оценки для выявления возможных резервов улучшения основных показателей его хозяйственной деятельности и разработки конкурентной стратегии.

 

 

2. Исследование  уровня конкурентоспособности ООО  «РАДУГА»

2.1. Характеристика  деятельности организации

2.1.1. Организационно-правовая  характеристика ООО «Радуга»

ООО «Радуга» осуществляет комплексные услуги по изготовлению и монтажу объектов наружной рекламы, а также другие виды услуг применяемых в наружной и интерьерной рекламе.

ООО «Радуга» представляет собой коммерческую организацию  с уставным капиталом, разделенным  на доли, определенные учредительными документами, созданную в целях  извлечения прибыли. Общество действует  на основании Гражданского кодекса  Российской Федерации, Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», Устава и Учредительного договора.

Предприятие является юридическим лицом, имеет  в собственности имущество и  несет ответственность по своим  обязательствам всем принадлежащим  ему имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные  права, выступать истцом и ответчиком в суде. Общество действует на принципах  самофинансирования, самоокупаемости, самоуправления. Оно имеет самостоятельный  баланс, расчетный рублевый счет в  банке.

Учредителями  ООО «Радуга» являются генеральный  директор и коммерческий директор. Они несут ответственность по обязательствам общества в размере  долей в Уставном капитале.

Прибыль общества, после внесения обязательных платежей, подлежит распределению между учредителями18.

Организационная структура рассматриваемой фирмы  представлена в виде схемы (рис. 2.1).


Рис. 2.1. Организационная структура ООО «Радуга»

Генеральный директор выполняет не только управленческие функции, он также выполняет всю  работу по ведению заказов, начиная  с поиска клиентов и вплоть до окончания  выполнения заказов. Кроме того, он контролирует весь процесс производства.

Коммерческий  директор полностью отвечает за финансовые вопросы, выполняет обязанности  менеджера по закупкам, занимается решением вопросов фирмы в государственных  органах.

Таким образом, очевидно, что всю работу менеджеров выполняют генеральный и коммерческий директор. Такое положение, безусловно, отрицательно сказывается на результатах  деятельности фирмы, так как из-за такого распределения обязанностей многим аспектам деятельности не уделяется  должного внимания и времени.

2.1.2. Экономические показатели деятельности ООО «Радуга»

Основными документами, отражающими результаты деятельности предприятия, являются баланс и отчет  о прибылях и убытках. Рассматриваемая  фирма была создана в конце 2010 года, поэтому для того, чтобы  отразить динамику экономических показателей, представим их изменения за 2011 год  по квартальным балансовым отчетам. Основные технико-экономические показатели деятельности рассматриваемой организации сведены в таблицу 2.1.

Таблица 2.1. Основные технико-экономические  показатели деятельности ООО «Радуга» за 2011 г. поквартально

Показатель

Единица измерения

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

За  год в целом

Выручка

руб.

503102

869660

659259

2253844

4285865

Себестоимость

290967

602046

370946

744700

2008659

Чистая  прибыль

58141

3070

22407

438159

521777

Выручка

% от годовой

суммы

11,74

20,29

15,38

52,59

 

Себестоимость

14,49

29,97

18,47

37,07

Чистая  прибыль

11,14

0,59

4,29

83,97

Прибыль от реализации

руб.

102595

26076

58834

599616

787121

Балансовая  прибыль

61942

3069

22408

437819

525238

Основные  средства

(среднегод.), руб.

 

81414

Активы (все)

(среднегод.), руб.

 

573417

численность

чел.

9

9

9

9

9

 

Алгоритм расчета, ед. изм.

 

Производительность  труда

(выр. от реализац/ численность), руб./чел.

55900

96628

73251

250427

476207

Рентабельность  продукции

(прибыль от реализации/ себестоимость)

0,35

0,04

0,16

0,81

0,39

Рентабельность  продаж

(прибыль от реализации/ выручку)

0,20

0,03

0,09

0,27

0,18

Рентабельность  предприятия

(балансовая прибыль/ активы)

 

0,92

Фондоотдача

(выр.от реализац/ среднег. ст-сть ОС)

 

52,64

Фондоемкость

(среднег. ст-сть ОС/ выручка от реализации)

 

0,02

Чистая  прибыльность

(чистая прибыль/ выручку)

 

0,12


 

2.2 Сравнительный  анализ ООО «Радуга» с конкурентами

Изучение  конкурентов дает представление  о положении предприятия на рынке. Зная сильные и слабые стороны  конкурентов, можно оценить их потенциал  и цели, настоящую и будущую  стратегии. Это позволит фирме стратегически  точно сконцентрировать свое внимание на том направлении, где конкурент  слабее. Таким образом, можно расширить  свои собственные преимущества в  конкурентной борьбе.

Для анализа  были выбраны компании – изготовители наружной рекламы, которые схожи  с ООО «Радуга» по следующим параметрам:

  • размер компании;
  • срок существования;
  • аналогичный ассортимент;
  • схожие технологии;
  • численность персонала;
  • наиболее близкие цены.

Общая оценка конкурентоспособности (таблица 2.3) определена на основании ключевых факторов успеха (далее КФУ) в отрасли изготовления наружной рекламы, значимость (вес) которых (таблица 2.2) зависит от условий относительной  важности каждого КФУ к остальным:

1 – равная  важность;

3 – умеренное  превосходство одного над другим;

5 – существенное  превосходство; 

7 – сильное  превосходство;

9 – очень  сильное превосходство.

 

 

 

аблица 2.2. Оценка значимости КФУ

КФУ 

Цены  на продукцию

Широта  ассортимента

Возможность дизайнерских разработок

Система скидок

Скорость  исполнения заказа

Гарантии

Качество  сервиса и дополнительных услуг

Качество  Продукции

Вес КФУ

Цены  на продукцию

1

3

3

5

1/3

1/3

3

1/7

0,109

Широта  ассортимента

1/3

1

3

7

3

5

5

1/5

0,177

Возможность дизайнерских разработок

1/3

1/3

1

9

1/3

3

5

1/7

0,095

Система скидок

1/5

1/7

1/9

1

1/5

1/5

1/3

1/9

0,021

Скорость  исполнения заказа

3

1/3

3

5

1

3

5

1/5

0,159

Гарантии

3

1/5

1/3

5

1/3

1

3

1/7

0,077

Качество  сервиса и дополнительных услуг

1/3

1/5

1/5

3

1/5

1/3

1

1/9

0,036

Качество  продукции

1/7

5

7

9

5

7

9

1

0,326

Информация о работе Анализ конкурентоспособности фирмы и ее продукции на примере ООО «Радуга»