Анализ конкурентоспособности фирмы и ее продукции на примере ООО «Радуга»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:24, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является определение путей повышения конкурентоспособности фирмы.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы анализа конкурентоспособности фирмы и ее продукции 5
1.1. Понятие конкуренции 5
1.2. Понятие конкурентоспособности предприятия и продукции 7
1.3. Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия 8
1.4. Методики оценки конкурентоспособности 13
2. Исследование уровня конкурентоспособности ООО «РАДУГА» 16
2.1. Характеристика деятельности организации 16
2.1.1. Организационно-правовая характеристика ООО «Радуга» 16
2.1.2. Экономические показатели деятельности ООО «Радуга» 17
2.2 Сравнительный анализ ООО «Радуга» с конкурентами 19
2.3. SWOT- анализ ООО «Радуга» 21
3. Разработка стратегии повышения конкурентоспособности ООО «Радуга» 24
3.1 Выбор стратегии конкурентной борьбы 24
3.2 Конкретные мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Радуга» 24
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа состоит из  1 файл

курсач_v3.docx

— 2.06 Мб (Скачать документ)

 

ФГБОУ ВПО

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по предмету: Маркетинг

по теме: Анализ конкурентоспособности фирмы и ее продукции на примере ООО «Радуга»

 

 

Выполнила студентка 3 курса

Специальность: «Финансы и кредит»

Ф.И.О: Муфтахова Инга Александровна

Проверил: Королев Иван Владимирович

 

 

 

2012-2013 г.

Филиал в г.Павловский Посад

Содержание

 

Введение 3

1. Теоретические основы анализа конкурентоспособности фирмы и ее продукции 5

1.1. Понятие конкуренции 5

1.2. Понятие конкурентоспособности предприятия и продукции 7

1.3. Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия 8

1.4. Методики оценки конкурентоспособности 13

2. Исследование уровня конкурентоспособности ООО «РАДУГА» 16

2.1. Характеристика деятельности организации 16

2.1.1. Организационно-правовая характеристика ООО «Радуга» 16

2.1.2. Экономические показатели деятельности ООО «Радуга» 17

2.2 Сравнительный анализ ООО «Радуга» с конкурентами 19

2.3. SWOT- анализ ООО «Радуга» 21

3. Разработка стратегии повышения конкурентоспособности ООО «Радуга» 24

3.1 Выбор стратегии конкурентной борьбы 24

3.2 Конкретные мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Радуга» 24

Заключение 26

Список использованной литературы 28

 

Введение

Представленная  курсовая работа посвящена анализу  конкурентоспособности фирмы, ее продукции  на рынке, а также разработке стратегии  повышения конкурентоспособности  с определением эффективных мероприятий.

Я считаю, что  данная тема является актуальной, поскольку  на современном этапе экономического развития проблема конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике государства. При этом повышение конкурентоспособности касается всех уровней ее иерархии: продукции (товаров и услуг), предприятия, отрасли, региона и страны в целом, но особую важность приобретает конкурентоспособность предприятия как основного звена экономики. Несмотря на большое количество факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, все же основным и определяющим из них остается его способность производить конкурентоспособную продукцию и создавать условия для ее продвижения на рынок.

Для успешной конкурентной борьбы предприятиям необходимо не только обновлять технологии и  технологическое оборудование, изучать  внутренний и внешний рынок и  вести маркетинговые исследования, также выявлять свои возможности, слабые стороны и уязвимые места конкурентов, но и оказывать управляющее воздействие  на собственную конкурентоспособность  и определять ее основные направления.

Рыночные  условия функционирования российских предприятий требуют новых стратегических подходов к решению проблемы их конкурентоспособности. Эффективность функционирования предприятия  в условиях рынка предполагает активный поиск и разработку каждым из них  собственной стратегии повышения  их конкурентоспособности. Именно конкурентная стратегия устанавливает направление  деятельности предприятия в определении  типа конкурентного преимущества и  формирования ресурсного потенциала его реализации. Конкурентные преимущества определяются набором характеристик и свойств товаров, которые создают для предприятий определенные превосходства над их прямыми конкурентами. При этом количественная оценка уровня конкурентоспособности предприятия позволяет ему целенаправленно формировать и распределять свой ресурсный потенциал и тем самым обеспечивать его конкурентоспособность1.

Целью курсовой работы является определение путей  повышения конкурентоспособности  фирмы.

Исходя из заданной цели, задачами исследования, рассмотренными в соответствующих  разделах курсовой работы, являются:

  1. рассмотрение теоретических основ конкуренции в целом и конкурентоспособности предприятия;
  2. анализ конкурентоспособности предприятия;
  3. выбор стратегии повышения конкурентоспособности предприятия и разработка конкретных мероприятий в рамках выбранной стратегии.

Объектом  исследования является фирма ООО  «Радуга». Предмет исследования –  конкурентоспособность предприятия.

 

 

 

 

  1. Теоретические основы анализа конкурентоспособности фирмы и ее продукции

    1. Понятие конкуренции

Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде.

Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух  соперничества, который в значительной степени определяет формы хозяйственной  деятельности людей и наиболее ярко проявляется в такой экономической  категории, как конкуренция2.

По мнению профессора Фатхутдинова Р.А.3 конкуренция – состязательность, соперничество, напряженная борьба юридических или физических лиц за покупателя, за свое выживание в условиях действия жесткого закона конкуренции как объективного процесса "вымывания" некачественных товаров в рамках антимонопольного законодательства, соблюдения Закона "О защите прав потребителей".

В законодательном  праве РФ Конкуренция (лат. concurrentia, от лат. concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь) — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке4.

Средство  конкуренции - это товары и услуги, с помощью которых соперничающие  фирмы стремятся завоевать признание  и получить деньги потребителя. Если объектом конкуренции считать потребности  группы потребителей, образующих сегмент рынка, выбранный фирмами-соперниками, а субъектами — фирмы-изготовители и фирмы-услугодатели, то конкуренцию можно представить5 в виде модели (рис. 1.1), где С1 — С6 — субъекты (изготовители товаров); О — объект. Зоны конкуренции: 1 — тотальная, 2 — сильная, 3 — средняя, 4 — слабая.

Рис. 1.1. Лучевая модель конкуренции.

В условиях современной  конкуренции наблюдается преобладание неценовых методов конкуренции  над ценовыми. Основу соперничества  между фирмами составляет борьба за дифференцированный спрос. Разрабатывая стратегию и тактику поведения  на рынке, фирма, прежде всего, озабочена  созданием продукции, которая по своим потребительским качествам  максимально соответствует запросам покупателей. В своей экономической политике фирма ориентируется на динамику потребительских ожиданий6.

    1. Понятие конкурентоспособности предприятия и продукции

Конкурентоспособность – показатель, интересующий как производителя, так и потребителя продукции. Производитель заинтересован в том, чтобы его продукция была продана, для этого она должна быть высокого качества и обладать минимальной ценой, а потребитель заинтересован в приобретении продукции, полностью удовлетворяющей его потребностям с точки зрения качества и цены7.

Наиболее  системно понятие конкурентоспособности  трактуется Л.П. Кураковым8: "Конкурентоспособность – уровень преимущества или отставания фирмы, предприятия, организации по отношению к другим участникам-конкурентам на рынке внутри страны и за ее пределами, определяемый по таким параметрам, как технология, квалификация персонала, качество, политика сбыта и т.п. Конкурентоспособность – относительная характеристика товара, отражающая в объективной форме его отличия от товара конкурента как по степени удовлетворения одной и той же существенной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение".

Понятие конкурентоспособности фирмы включает в себя большой комплекс экономических характеристик, определяющих положение фирмы на отраслевом рынке. Этот комплекс может включать характеристики товара, определяемые сферой производства, а также факторы, формирующие в целом экономические условия производства и сбыта товаров фирмы9.

Конкурентоспособность продукции — это способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период по сравнению с аналогами-конкурентами10.

    1.  Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия

Анализ конкурентных позиций предприятия  на рынке предполагает выяснение  его сильных и слабых сторон, а  также тех факторов, которые в  той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию  и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке.

По одной из теорий, предприятие должно обеспечить уровень конкурентоспособности по восьми факторам11:

  1. концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;
  2. качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;
  3. цена товара с возможной наценкой;
  4. финансы - как собственные, так и заемные;
  5. торговля - с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;
  6. послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;
  7. внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;
  8. предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности.

Оценка возможностей предприятия  по этим восьми факторам позволяет  построить гипотетический «многоугольник конкурентоспособности»12 (рисунок 1.2).

 

Рисунок 1.2. Многоугольник конкурентоспособности

Если подойти одинаково к  оценке конкурентных возможностей ряда фирм, накладывая схемы друг на друга, то, можно увидеть слабые и сильные  стороны одного предприятия по отношению  к другому (на рисунке 1.2 - предприятия  А и Б).

Несколько иную точку зрения высказывают  другие экономисты. В частности, Е.П. Голубков13 предлагает при проведении маркетинговых исследований для оценки конкурентоспособности организации использовать 16 факторов результативности ее деятельности (имидж, концепция продукта, качество продуктов, уровень диверсификации видов бизнеса, суммарная рыночная доля главных видов бизнеса, мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, мощность производственной базы и др.), которые он детализирует и дополняет за счет факторов конкурентоспособности продукции и эффективности маркетинговой деятельности.

Анализ отобранных факторов заключается  в выявлении сильных и слабых сторон, как в своей деятельности, так и в работе конкурентов, что  может позволить, с одной стороны, избежать наиболее острых форм конкуренции, а с другой - использовать свои преимущества и слабости конкурента.

Факторы конкурентоспособности, по мнению М.Портера14, напрямую связаны с факторами производства. Все факторы, определяющие конкурентные преимущества предприятия и фирмы отрасли, он представляет в виде нескольких больших групп:

  1. Людские ресурсы - количество, квалификация и стоимость рабочей силы.
  2. Физические ресурсы - количество, качество, доступность и стоимость участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников гидроэлектроэнергии, рыболовных угодий; климатические условия и географическое положение страны базирования предприятия.
  3. Ресурс знаний - сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг и сосредоточенной в академических университетах, государственных отраслевых НИИ, частных исследовательских лабораториях, банках данных об исследованиях рынка и других источниках.
  4. Денежные ресурсы - количество и стоимость капитала, который может быть использован на финансирование промышленности и отдельного предприятия.
  5. Инфраструктура - тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею, влияющие на характер конкуренции.

Отраслевые особенности, безусловно, накладывают свои существенные различия на состав и содержание применяемых  факторов.

Вообще, анализ литературных источников показал, что:

    • разные авторы в зависимости от своих научных взглядов и области маркетинговых исследований обосновывают разный набор факторов, определяющих конкурентоспособность организации и продукции:
    • в обобщенном виде конкурентоспособность организации определяется совокупностью факторов, характеризующих результативность ее деятельности на рынке, атрибуты качества продукции и эффективность маркетинговой деятельности;
    • конкурентоспособность продукции определяется совокупностью факторов, определяющих ее качество, цену, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта;
    • итоговым критерием оценки конкурентоспособности как продукции, так и организации можно считать долю рынка, занимаемую данной продукцией (данной организацией), и связанные с ней показатели.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности фирмы и ее продукции на примере ООО «Радуга»