Влияние инноваций на экономическое развитие промышленных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:40, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучение и анализ сущности инновационной деятельности и организации управления инновациями, а также особенностей организации и эффективности инновационной деятельности предприятий в Республике Беларусь.

Содержание

введение 5

1 Теоретические основы инновационной деятельности предприятия 7

1.1 Стратегия инновационной деятельности организации 7

1.2 Роль инноваций в развитии предприятия 10

2 Эффективность инновационной деятельности предприятия и её влияние

на экономическое развитие промышленного предприятия 14

2.1 Оценка эффективности инновационной деятельности организации 14

2.2 Управление инновационными процессами 19

3 Инновационная инфраструктура и стратегия инновационного

развития Республики Беларусь : состояние и перспективы 23

3.1 Инфраструктура инновационной деятельности 23

3.2 Стратегия инновационного развития Республики Беларусь 26

Заключение 36

Список использованных источников 39

Работа состоит из  1 файл

Готовая курсовая.docx

— 216.48 Кб (Скачать документ)

     -создание  пространственных и временных  удобств;

     -организация  сети распределения;

     -разработка  маркетинговых коммуникаций;

     -организация  послепродажного обслуживания.

     Технические инновационные разработки должны осуществляться в целях получения реальных результатов  по развитию производства и доведения  его до высокого уровня. При этом обеспечивается не только выживание  предприятия,но и выход на новые рыночные сегменты[6,с. 223]. 
 
 

     1.2    Роль инноваций в развитии предприятия

     Инновационная деятельность предприятия направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг).

     Конкурентоспособность -- это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение [ 2, с. 290]. Два элемента -- потребительские свойства и цена -- являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.

     И все же, как ни важны внепроизводственные  аспекты деятель-ности фирм по обеспечению конкурентоспособности, основой явля-ются качество и цена. Вместе с тем обслуживание на высшем уров-не создает большую привлекательность. Исходя из этого формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде[2,с. 290]:

     Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.

     Управлять конкурентоспособностью -- значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.

     По  существу, основа современной "философии  успеха" заключается в подчинении интересов фирмы целям разработки, производства и сбыта конкурентоспособной  продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Безусловно, ориентация на потребителя выражает стремление фирмы обеспечить себе наиболее надежный путь к достижению и поддержанию высокой прибыли.

     Движущей  силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удается повышать качество продукции (услуг), улучшать полезный эффект товара, тем самым добиваться конкурентного  преимущества данного товара. Таким  образом, обеспечение конкурентоспособности  товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск  и реализация инноваций[3,с. 84].

     Главной предпосылкой инновационной стратегии  является моральное старение выпускаемой  продукции и технологии. В связи  с этим каждые три года на предприятиях следует проводить аттестацию выпускаемых  изделий, технологий, оборудования и  рабочих мест, анализировать рынок  и каналы распределения товаров. Иными словами, должна проводиться  рентгенограмма бизнеса.

     Инновация -- это работа, требующая знаний, изобретательности, таланта. Подмечено, что новаторы в основном работают только в одной области. Например, Эдисон сосредоточил силы только на электричестве. Успешная инновация требует упорнейшей сосредоточенной работы. Если вы к ней не готовы, не помогут ни знания, ни талант [3,с. 86].

     Для осуществления предприятием инновационной  деятельности, оно должно иметь такую  структуру и такой настрой, которые  способствовали бы созданию атмосферы  предпринимательства, атмосферы восприятия нового как благоприятной возможности. При этом необходимо учесть ряд важных моментов.

     Основной  организационный принцип для  инновации заключается в создании команды из лучших работников, освобожденных  от текущей работы.

     Как показывает опыт, все попытки превратить существующее подразделение в носителя инновационного проекта заканчиваются  неудачей. Причем этот вывод касается как предприятий крупного, так  и малого бизнеса. Дело в том, что  поддержание производства в рабочем  состоянии -- уже большая задача для людей, этим занятых. Поэтому на создание нового у них практически не остается времени. Необходимо оградить инновационное подразделение от непосильных нагрузок. Вложения в разработку инноваций не должны включаться в регулярно проводимый анализ отдачи от капиталовложений до тех пор, пока новые изделия (услуги) не утвердятся на рынке. В противном случае дело будет загублено.

     Прибыль от реализации инновационного проекта  существенно отличается от прибыли, получаемой за выпуск отлаженной продукции. На протяжении длительного времени  новаторские начинания могут  не давать ни прибыли, ни роста, а только потреблять ресурсы. Затем инновация  в течение длительного времени  должна быстро разрастаться и возвращать вложенные в ее разработку средства по меньшей мере в пятидесятикратном размере, иначе ее можно рассматривать как неудачную. Нововведение начинается с малого, но результаты его должны быть масштабными.

     Предприятием  следует управлять таким образом, чтобы в нем создавалась атмосфера  восприятия нового не как угрозы, а  как благоприятной возможности. Сопротивления изменениям коренятся  в страхе перед неизвестным. Каждый работник должен осознать, что нововведения -- это лучшее средство сохранить и укрепить свое предприятие. Более того, необходимо понять, что нововведения -- это гарантия занятости и благополучия каждого работника.  
 

2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

    2.1  Оценка экономической эффективности инновационной                        деятельности предприятия

     Успешная  инновационная деятельность предприятия  может характеризоваться ее экономической эффективностью или получением научно-технического, социального, экологического и экономического эффекта [10; c. 349].

     Экономический эффект – это экономический результат от использования инноваций (прирост прибыли, объем реализации продукции, снижение себестоимости и капитальных затрат на единицу реализованной инновации, улучшение качества продукции и т.д.). Экономическая эффективность характеризуется соотношением экономического эффекта (положительного результата), полученного от внедрения или реализации инновации, и затрат, обусловленных на ее создание и реализацию.

     Для управления инновационной деятельностью  на предприятии необходима оценка влияния отдельных технико-экономических факторов и времени на экономический эффект или экономическую эффективность инноваций.

     Полезный  эффект новшества как в производстве, так и в эксплуатации не всегда можно оценить с помощью стоимостных оценок. Поэтому применяют два показателя: минимум приведенных затрат и интегральный (обобщающий) показатель качества новшества. Если невозможно установить количественно-функциональную зависимость между частными показателями качества и приведенными затратами, то используют экспертные или статистические методы по определению средневзвешенного обобщающего показателя новшества [5; c. 105].

     Следующим этапом может служить установление зависимости между значением приведенных затрат и обобщающим показателем технического уровня изделия или технологического процесса. Инструментом такого подхода является корреляционное и регрессионное моделирование.

     Продуктивной  является методика оценки инноваций, которая использует как традиционные нормативные подходы, так и метод «затраты – эффективность». При этом необходимо иметь в виду, что при переходе к рыночной экономике произошла переориентация критериев технического и технологического уровня и экономической эффективности нововведений. При внедрении принципиально новых технологических решений может возникнуть убыток от производственной деятельности [5; c. 111].

     Экономический эффект от инновационной деятельности, то есть от реализации инновации, может быть выражен в: приросте прибыли; приросте объемов реализации продукции; снижении себестоимости (суммарных издержек производства и реализации) продукции; экономии ресурсов (материальных, трудовых, финансовых); улучшении качества продукции; решении социальных проблем и др.

     Снижение (экономия) себестоимости  продукции (Эк.с.п) за счет реализации инноваций определяется по формуле:

                                               (2.1)

где  Vпр.п.ин, Bпр.п.баз – соответственно объем продукции, произведенной в результате использования инноваций и в базовом периоде, р.;

Снбаз, Снин – соответственно нормативная себестоимость продукции в базовом варианте и с использованием инноваций, р. (рассчитывается по нормам, установленным до и после реализации инноваций);

Сн.р.баз – себестоимость продукции, рассчитанная на объем производства с использованием инноваций, но по нормам, установленным до их внедрения, р.

     Прирост прибыли (ДП), полученной в результате использования инноваций, можно определить по формуле:

                                  (2.2)

где  Ц1 и Ц2 – цена единицы продукции до и после использования инноваций;

С1 и С2 – себестоимость единицы продукции до и после использования инноваций;

1 и VП2 – прежний и новый объем продаж продукции в натуральных единицах измерения.

     Из  всего многообразия инноваций наибольший интерес представляют новая продукция, новая техника и технологии. Новая  продукция предназначена чаще всего  для реализации, а новая техника  и технология – для внедрения  и производственного использования. В этой связи оценка таких инноваций происходит по разным методам [4; c. 350].

     Если  в качестве инновации выступает  внедрение новой техники и технологии, то экономический эффект (Эк.нов.техн) определяется по формуле:

           (2.3) 

где  Збаз – приведенные затраты на производство единицы продукции по базовому варианту техники и технологии, р.;

Знов – приведенные затраты на производство продукции с помощью новой техники или технологии, p.;

Vнов – годовой объем продаж произведенной продукции с помощью новой техники и технологии, ед.;

Cбаз – себестоимость продукции базового варианта, р.;

Снов – себестоимость продукции, произведенной на основе новой техники и технологии, руб.;

Кбаз – капиталовложения на единицу продукции базового варианта, р.;

Кнов – капиталовложения на единицу продукции, произведенной на основе новой техники и технологии, р.;

Кэф – коэффициент эффективности капитальных вложений, установленный инвестором.

     Экономическую эффективность (Эк) реализации инноваций (например, новой продукции) можно рассчитать по формуле:

                                            (2.4)

где  q1 – вероятность достижения успешного научного результата;

q2вероятность достижения коммерческого успеха;

VП – годовой объем продаж инновационного продукта в натуральном измерении;

Цнов – цена единицы новой продукции;

Тсб – период устойчивого сбыта, лет;

С1 – стоимость исследований и разработок;

С2 – стоимость производственно-технического освоения инновационного продукта;

С3 – затраты продвижения нового товара на рынок.

     Экономическая эффективность труда  научных и инженерно-технических работников предприятия, занятых инновационной деятельностью, может быть определена приростом производительности труда, отношением суммарной прибыли, полученной от инноваций, к количеству научных и инженерно-технических работников, или рентабельностью персонала – отношением прибыли предприятия к фонду заработной платы этой категории работников.

     Экономическая оценка эффективности инноваций  на уровне предприятия определяется рентабельностью инноваций (Rин) – отношением прироста прибыли (ΔП), полученной от использования инноваций, к приведенным затратам на их разработку и освоение (Зпривед):

Информация о работе Влияние инноваций на экономическое развитие промышленных организаций