Влияние инноваций на экономическое развитие промышленных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:40, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучение и анализ сущности инновационной деятельности и организации управления инновациями, а также особенностей организации и эффективности инновационной деятельности предприятий в Республике Беларусь.

Содержание

введение 5

1 Теоретические основы инновационной деятельности предприятия 7

1.1 Стратегия инновационной деятельности организации 7

1.2 Роль инноваций в развитии предприятия 10

2 Эффективность инновационной деятельности предприятия и её влияние

на экономическое развитие промышленного предприятия 14

2.1 Оценка эффективности инновационной деятельности организации 14

2.2 Управление инновационными процессами 19

3 Инновационная инфраструктура и стратегия инновационного

развития Республики Беларусь : состояние и перспективы 23

3.1 Инфраструктура инновационной деятельности 23

3.2 Стратегия инновационного развития Республики Беларусь 26

Заключение 36

Список использованных источников 39

Работа состоит из  1 файл

Готовая курсовая.docx

— 216.48 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Республики Беларусь

  Учреждение  образования «Витебский государственный технологический  

                                                      университет» 

                                                                                             Кафедра экономики 
 

                                        Курсовая работа

                                по курсу «Экономика предприятия»

          на тему : Влияние инноваций на экономическое развитие    

                                   промышленных организаций 
 
 

Студентка

экономического  факультета,

2 курса, группы  Мн-21                                                                 И.И.Кишкина 

Руководитель :

старший преподаватель,

магистр экономических  наук                                                      И.В.Андреева 

                                                       

                                                        Витебск

                                                            2011

СОДЕРЖАНИЕ

введение                                                                                                                       5

1 Теоретические  основы инновационной деятельности  предприятия                   7

1.1 Стратегия  инновационной деятельности организации                                      7

1.2 Роль  инноваций в развитии предприятия                                                        10

2 Эффективность  инновационной деятельности предприятия  и её влияние 

на экономическое  развитие промышленного предприятия                                 14

2.1 Оценка  эффективности инновационной деятельности  организации             14

2.2 Управление  инновационными процессами                                                       19

3 Инновационная  инфраструктура и стратегия инновационного

развития  Республики Беларусь : состояние и перспективы                                  23

3.1 Инфраструктура  инновационной деятельности                                               23

3.2 Стратегия  инновационного развития Республики  Беларусь                           26

Заключение                                                                                                                 36

Список  использованных источников                                                                       39                              
 
 
 

введение

     Новшество, инвестиции, нововведение... С этими словами, относящимися к важной проблеме развития производства, все чаще сталкиваются предприниматели, экономисты, руководители. Не одно поколение экономистов обосновывало особую организационную систему «наука – производство» как движущую силу научно-технического прогресса и подвергало критике рыночные механизмы осуществления инноваций. Экономика прямого управления распределением инвестиционных ресурсов породила инерционную технико-технологическую систему «поэлементного» совершенствования производства, отторгающую радикальные нововведения и развивающуюся экстенсивным путем.

     При известной ограниченности ресурсов, инфляции, высокой стоимости капитала для роста нас в первую очередь должна интересовать его качественная сторона – экономическая эффективность, темпы преобразований и их прямая направленность на потребности человека.

     Именно  новое качество роста, которое мы называем развитием, является следствием инновационного характера предпринимательства  в сфере материального производства.

     Общемировая тенденция состоит в радикальных  переменах, связанных с глобальным взрывом новшеств в области технологий производства. Мировое развитие перешло в постиндустриальную, информационную эпоху.

     Движущей  силой при этом является инновационный  характер капитала, базирующийся на научных  достижениях, быстром освоении новых технологий и эффективном менеджменте.

     В научной литературе проблемы инновационной  деятельности рассматриваются в  различных аспектах: с позиций  технологии проведения исследовательской  работы, с позиций организационных  форм взаимодействия научных и производственных структур, с позиций методик экономического обоснования и рисков тех или иных решений по созданию инноваций. Большой вклад в решение отдельных управленческих проблем инновационной деятельности внесли российские и белорусские ученые А.И.Анчишкин, Л.С.Барютин, П.Г.Бунич, С.Ю.Глазьев, В.И.Кудашев, А.Н.Ковтуненко, Л.Н.Нехорошева, Н.И.Лапин, Д.С.Львов, Р.С.Седегов, Е.Г.Яковенко, Ю.В.Яковец и др. Общепризнанными авторитетами в этой области за рубежом являются Й.Шумпетер, Г.Менш, Э.Менсфилд, Х.Фримен, П.Друкер, У.Спенс, И.Ансофф.

     Тема настоящей курсовой – «Влияние инноваций на экономическое развитие промышленных организаций». Актуальность данной темы обусловлена тем, что главным направлением развития экономики Республики Беларусь на современном этапе является формирование инновационной экономики, что подразумевает активизацию инновационной деятельности на всех уровнях – от национальной экономики в целом до отдельного предприятия.

     Основные  положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы предусматривают, что главная  цель экономической политики – рост благосостояния и улучшение условий  жизни населения на основе совершенствования  социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения  конкурентоспособности национальной экономики.

     Цель  работы – изучение и анализ сущности инновационной деятельности и организации  управления инновациями, а также  особенностей организации и эффективности  инновационной деятельности предприятий  в Республике Беларусь. 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ    

            ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

      1.1 Стратегия инновационной деятельности организации

     Инновационная деятельность предприятия проявляется, прежде всего, в выработке и реализации инновационной стратегии и инновационной  политики.

     Инновационная стратегия – это система целей  долговременного развития предприятия  и мер по их достижению на основе инноваций. Она может быть агрессивной  и оборонительной [1, c. 178]. Под агрессивностью понимается степень перемен, обеспечиваемых инновациями, скорость их внедрения и частота сменяемости. Под оборонительной стратегией понимается внедрение инноваций по необходимости, в порядке следования за лидером. Наибольшее повышение конкурентоспособности продукции и предприятия обеспечивает агрессивная стратегия.

     Также различают новаторскую, имитационную и венчурную стратегии. Новаторская  стратегия направлена на обеспечение  высокой конкурентоспособности  продукции путём самостоятельной  разработки и внедрения инноваций  большой степени радикальности  с охватом всех стадий инновационного процесса и фаз жизненного цикла  инновации. Эта стратегия связана  с различными рисками, основными  из которых являются [1, c. 178]:

     1) инновационный риск, определяемый  ошибочностью идеи инновации,  недостижением предполагаемого результата, моральным старением инноваций, особенно радикальных;

     2) технологический риск, связан с  тем, что даже при успешном  испытании инновация может быть  неэффективной в производстве  вследствие увеличения периода  освоения, неточности в оценке  ожидаемых затрат и т. д.;

     3) коммерческий риск – связан  с неопределённостью результатов  больших затрат на маркетинг  продукта радикальной инновации  вследствие конкуренции, а также  действия других рыночных факторов;

     4) финансовый риск – связан с  возможностью ошибок в оценке  единовременных затрат (инвестиций) и будущих доходов; он аккумулирует  в себе все вышеперечисленные  виды рисков и другие риски  (политический, страновой и т. д.).

     Имитационная  стратегия направлена на использование  уже известных продуктовых, технологических  и других инноваций с незначительным их усовершенствованием. Она предусматривает  разработку с охватом всех стадий инновационного процесса и фаз жизненного цикла инновации, за исключением  этапов НИОКР, конструкторской и  технологической подготовки (начинается с разработки проекта и строительства). При данном виде стратегии значительно  снижаются технологический, коммерческий, инновационный и финансовый риски, что обусловливает широкое её использование в мировой практике.

     Венчурная стратегия предполагает использование  предприятием инновационных разработок венчурных предприятий. Венчурные  предприятия занимаются разработкой  инноваций в быстро развивающихся  отраслях промышленности, охватывая  стадию разработки (НИОКР, подготовка конструкторской, технологической  и проектной документации) и фазу внедрения (классический венчур). Эти предприятия могут также сопровождать разработанную инновацию в производстве на предприятии-потребителе (венчур сопровождения).

     В условиях конкуренции на национальном рынке с зарубежными производителями, белорусскими предприятиями могут использоваться такие варианты инновационных стратегий[6,с. 221]:

     - обеспечение быстрого внедрения  и использования инноваций,так как сегодня важно быстро и оптимально использовать новую зарубежную технику и передовые технологии,обеспечивая их творческую комбинацию по уровню сложности,степени разработанности и технологической зрелости;

     - принятие участия в рамках  кооперации с зарубежными фирмами  в качестве поставщиков модулей  и компонентов для сложных  систем,представляющих собой комбинацию традиционной и новой высокой технологии.

     На  отечественных предприятиях практически  не работает схема «научные исследования-маркетинг-производство»,в результате чего,даже преспективные разработки порой неверно оцениваются маркетинговыми службами и отвергаются предпринимателями,либо информация о подобных разработках не доходит до отечественных производителей[6,с. 222].

     Предприятия могут поддерживать исследования либо в форме выплаты стипендий  аспирантам,проводящим исследования по интересующей предприятие тематике,либо в форме финансирования групп исследователей. В последнем случае предприятие может предоставить оборудование для проведения экспериментов или даже создать опытные установки на своих заводах в тех случаях, когда получены обадеживающие результаты исследований.

     Вследствие  того,что на отечественных предприятиях инновационной деятельностью занимаются люди,работающие в основном на призводстве,приоритет отдается текущей работе,а инновациями занимаются по мере возможности. При этом инновационная активность инициируется не внешними факторами,а высшим руководством предприятий,когда перспективность идей освоения новых товаров зависит не от анализа рыночной конъюнктуры,а от должности инициатора.

     В этой связи целесообразно на отечественных  промышленных организациях создавать  соответствующее структурное подразделение,подчиняющееся заместителю директора по маркетингу,в рамках которого и будет осуществляться инновационная деятельность. Основными функциями данного подразделения должны стать[6,с. 223]:

     - изучение рынка продукции;

     -исследование  потребностей и запросов потребителей;

     -проектирование  конструкции;

     -разработка  технологического процесса;

     -организация  опытной эксплуатации нового  изделия у потребителя;

     -разработка  дизайна,упаковки продукта и инструкции про эксплуатации;

Информация о работе Влияние инноваций на экономическое развитие промышленных организаций