Классификация услуг розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 23:23, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – изучить теоретические и практические аспекты услуг розничной торговли, рассмотреть классификацию, функции услуг розничной торговли, а также общих требований к ним предъявляемых.

Предмет исследования – услуги розничной торговли и требования к ним предъявляемые.

Объект исследования – предприятия розничной торговли.

Работа состоит из  1 файл

курсовая Мусиной Д. (Восстановлен).docx

— 58.04 Кб (Скачать документ)

    Введение

    Преобразования  социально-экономических отношений, происходящих в стране, делают более  значимыми услуги розничной торговли, что обусловило необходимость всестороннего  изучения, осмысления новых аспектов их развития.

    В российской экономике дореформенного периода, предприятия розничной  торговли выполняли преимущественно  пассивную роль по доведению произведенных  товаров от производителя к конечному  потребителю, а услуги розничной  торговли считались дополнением  к основной деятельности.

    Рыночные  преобразования в экономике оказали  существенное влияние на формирование рынка услуг и развитие торговли.

    В современных условиях, торговля оказывает  активное влияние на развитие экономики, рыночных процессов в сфере товарного  обращения, содействует повышению  конкурентоспособности хозяйствующих  субъектов и удовлетворению спроса населения на товары и услуги, улучшению  качества жизни населения.

    Услуги  розничной торговли способствуют структурным  преобразованиям в экономике, активизации  производства потребительских товаров, расширению межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей, развитию территории, розничного товарооборота, росту доходов  субъектов рынка, привлечению торгового  капитала, улучшению качества жизни  населения.

    «Услуги торговли», как экономическая категория, обладающая потребительской ценностью  и стоимостью, и как основная функция  торговли, в теоретических разработках  дореформенного периода России не рассматривались.

    В то же время достаточно широко изучались  услуги, дополняющие процесс доведения  товаров от производителя к потребителю. Они рассматривались в литературе как «дополнительные услуги торговли», оказываемые населению.

    В современных условиях многие теоретико-методологические положения теории торговли потребительскими товарами претерпели существенные изменения, адаптированы к рыночным условиям. В современной научной литературе понятие «услуга торговли» связывается, как правило, с определенной сферой деятельности торговли: формирование ассортимента, осуществление сервисных (послепродажных) услуг и т.п. Функции  торговли подразделяют на экономические  и социальные (связанные с услугами).

    Нам представляется, что «торговая услуга»  более глубокое понятие, напрямую связанное  с миссией торговли в экономике  и  социальной жизни страны. Торговую услугу следует рассматривать как  основную функцию торговли.

    Цель  данной курсовой работы – изучить   теоретические и практические аспекты  услуг розничной торговли, рассмотреть  классификацию, функции услуг розничной торговли, а также общих требований к ним предъявляемых.

      Предмет исследования – услуги  розничной торговли и требования  к ним предъявляемые.

      Объект исследования – предприятия  розничной торговли.

 

    

    1.Понятие услуги розничной торговли

    Услуга  в нашу торговлю входила медленно, даже болезненно. В первые годы считалось, что предприятию необходимо реализовать  товар и получить за него деньги. Всё остальное забота самого покупателя.

    Сегодня характер и количество предоставляемых  услуг характеризует уровень  культуры торгового обслуживания.

    Торговые  предприятия оказывают потребительские  услуги. Их сущность заключается в  удовлетворении потребностей покупателей, в разнообразных видах услуг, связанных с жизнедеятельностью человека.

    Торговые  услуги - это не только удобства, но и экономия времени покупателей.

    Любая торговая услуга должна быть удобной  для покупателей и прибыльной для тех, кто ее оказывает. Только тогда она получит массовое распространение. Преставление широкого круга качественных услуг в магазинах способствует росту товарооборачиваемости, а, следовательно, положительно влияет на прибыльность предприятий. Безусловно, набор и качество услуг зависят от типа специализации, месторасположения магазина, условий для оказания качественных услуг, квалификации работников.

    Существенное  изменение содержания деятельности предприятий розничной торговли в условиях конкурентного рынка  позволило уточнить понятие «услуга  розничной торговли» и сформулировать её как результат взаимодействия продавца и покупателя по созданию торговлей условий, обеспечивающих потребителю возможность выбора и приобретения необходимого товара в комфортных условиях при соответствующем  уровне обслуживания и выгодой для  себя.  

    Услуги  розничной торговли – это производство таких потребительных стоимостей, которые в процессе деятельности предприятий розничной торговли не приобретают овеществленной формы и удовлетворяют материально-бытовые потребности общества.

Торговая  услуга – особая форма продукта, представляющая собой организацию и выполнение торговых функций предприятием розничной торговли. Специфичность торговой услуги – симбиоз товара и оказываемой услуги по его продаже (неотделимость от товара) – является характерной особенностью рынка розничных торговых услуг.

    1.2. Роль услуг розничной  торговли и их  влияние на культуру  обслуживания

    Розничная торговля наиболее приближена к потребителям, активно участвует в реализации их экономических интересов. Она  завершает движение товара от производителя  к потребителю и этим создает  стимул для выпуска продукции. Многофункциональная  деятельность розничной торговли и  ее сложная структура предопределили особое место розничных услуг  в составе торговых услуг и  их определяющую роль в реализации миссии отрасли. Услуга розничной торговли представляет собой сделку, в центре которой стоит обмен, представляющий собой процесс приобретения желаемого  блага путем предложения чего-либо взамен. В обмене участвуют две  стороны, у каждой из которых есть продукт, представляющий ценность для  другой.

    Повышение культуры торговли путем интенсивного развития торговых услуг на потребительском  рынке способствует решению двуединой  задачи: с одной стороны: повышает роль торговых предприятий в удовлетворении запросов населения, а с другой - укрепление экономики страны на основе расширения возможности привлечения  в оборот денежных средств населения  и повышения эффективности товарно-денежных отношений на потребительском рынке.

    В условиях конкуренции основной целью  предприятий розничной торговли является получение оптимальной  прибыли путем обеспечения необходимого качества торгового обслуживания и  снижения издержек по оказанию услуг. Преобладающая часть предприятий  розничной торговли, стремясь увеличить  прибыль за счет снижения издержек, ухудшают качество торгового обслуживания. Оценка конкурентоспособности услуги розничной торговли включает ряд  этапов, учитывающих специфические  особенности розничной торговли.

    На  первом этапе определяется перечень единичных, комплексных и обобщенных показателей, необходимых и достаточных  для оценки конкурентоспособности  услуги розничной торговли.

    Обобщенный  показатель включает пять комплексных  показателей конкурентоспособности  услуги розничной торговли:

    · качество реализуемых товаров;

    · рациональность ассортимента товаров;

    · уровень обслуживания;

    · условия обслуживания;

    · доступность услуги.

    Сфера услуг розничной торговли занимает значительное место в экономике  и в жизни общества. Основным направлением этой сферы является максимальное удовлетворение потребностей человека не только в  высококачественной продукции, но и  в услугах. Специфика услуг розничной  торговли состоит в том, что они  производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В силу этого данные услуги обычно базируются на прямых контактах между  производителями и потребителями. Поэтому в торговле происходит определенное обособление услуг от овеществленных товаров, реализация которых обычно связана с торговым посредничеством и возможностями хранения.

    Торговые  услуги являются составляющей форм продажи  товаров. Услуги розничной торговли имеют большое значение для повышения  культуры торговли, создания положительного имиджа предприятия и повышения  его конкурентоспособности.

    Понятие "уровень обслуживания покупателей  в магазине" определяется рядом  конкретных элементов, которые играют различную роль в обеспечении  этого уровня. К числу наиболее важных относятся следующие:

    1. Наличие в магазине широкого  и устойчивого ассортимента товаров,  обеспечивающего удовлетворение  спроса обслуживаемого контингента  покупателей.

    2. Применение в магазине прогрессивных  методов продажи товаров, обеспечивающих  наибольшие удобства и минимизацию  затрат времени на совершение  покупок.

    3. Предоставление покупателям дополнительных  торговых услуг, связанных со  спецификой реализуемых товаров.

    4. Широкое использование средств  внутримагазинной рекламы и информации.

    5. Высокая профессиональная квалификация  персонала, непосредственно осуществляющего  процесс обслуживания покупателей  в торговом зале.

    6. Полное соблюдение установленных  правил продажи товаров и порядка  осуществления торговли в магазине.

    Услуги  розничной торговли, так же как  и все другие услуги, представляют собой прежде всего трудовую деятельность, затраты конкретного труда на осуществление торговых операций.

    Расширение  видов услуг розничной торговли и их объема способствует более полному  удовлетворению спроса и сокращению издержек потребления населения, увеличению его свободного времени. Услуги являются одним из факторов повышения эффективности  розничной торговли. Они влияют на ускорение продажи товаров и  выступают источником дополнительных доходов торговых предприятий. Социальная значимость услуг розничной торговли проявляется в воспитательном воздействии  на потребителей при формировании их запросов и вкусов и в конечном счете в повышении производительности труда.

    Розничная торговля связана с удовлетворением  покупателя. В этом отношении  в  розничной торговле многие виды деятельности нацелены на поощрение покупателей  к совершению покупок. Внимание в  большинстве маркетинговых программ уделяется формированию предложений  по увеличению продаж и созданию среды, способствующей совершению покупок.

    1.3. Методы предоставления  торговых услуг

    В современных условиях развитие всех видов услуг должно быть выгодно  предпринимателям  и удобно для потребителей. При этом все виды услуг, способствующих росту товарооборота, оборачиваемости, доходности, получают соответствующее развитие при росте доходов населения.

    Появляются  торговые услуги, ранее не известные  нашему потребителю, например: прием  заказов по телефону  Интернету на доставку продуктов и горячих закусок в любое время. 
       Прогрессивные явления в торговле, вызванные к жизни активизацией рыночных процессов, ростом требований покупателей к культуре и качеству обслуживания, становятся все более заметными. Следует понимать, что наряду с сохранением известных в торговле услуг, следует шире распространять ранее не известные нашему потребителю. 
      В розничной торговле оказание услуг осуществляется главным образом в форме организации и применении современных методов торгового обслуживании.

    Метод продажи -  совокупность операций, направленных на рациональную организацию продажи товаров в торговом предприятии. Диапазон действия методов продажи – от полного обслуживания покупателей торговым персоналом до полного самообслуживания покупателей, что позволяет спланировать покупательские потоки, увеличить пропускную способность, обеспечить удобства по выбору товара  и создать комфортную обстановку в торговой зоне. 

Информация о работе Классификация услуг розничной торговли