Экономика торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 05:12, курсовая работа

Описание

Технический прогресс и рост потребностей людей вызывает к жизни все больше новых товаров, приводит к непрерывному расширению и обновлению их ассортимента. В торговле обращается свыше 1 млн. разновидностей товаров, ассортимент которых постоянно расширяется и обновляется. По оценкам экспертов, ассортимент непродовольственных товаров через 5 лет наполовину обновляется, по технически сложным товарам обновление происходит еще более быстро –через 7–10 лет, обновление составляет 80–100%.

Содержание

Введение 3
Теоретические основы управления ассортиментом 4
Понятие, классификация и показатели
эффективности торгового предприятия 4
1.2 Методика анализа ассортимента 11
1.3 Современные тенденции управления ассортиментом
на торговом предприятии 15
Анализ ассортимента на предприятии ИП «Ордоян» 16
2.1 Организационная характеристика предприятия 16
2.2 Анализ показателей ассортимента 26
2.3 АВС-XYZ анализ ассортимента 30
3. Совершенствование управления ассортиментом 34
3.1 Экономически обоснованные мероприятия по
усовершенствованию ассортимента на предприятии 34
3.2 Рекомендации по управлению ассортиментом 38
Заключение 39
Список литературы 40

Работа состоит из  1 файл

0612_059 Экономика торгового предприятия ИП Ордоян курсовая (3).doc

— 324.50 Кб (Скачать документ)

 

       Проанализировав таким образом вклад каждой товарной группы в общий оборот за год можно сделать вывод, что лидерами продаж ( группа А) являются цепи, серьги с камнями и без камней, их доля в общем обороте 23,41%, 17,77% и 14,61% соответственно. Однако и розничная цена этих изделий достаточно высока по сравнению с другими позициями. Это говорит о том, что данный удельный вес достигается за счет высокой цены, а не за счет хорошей продаваемости товара. Поскольку эти товары приносят предприятию наибольшую часть прибыли необходимо не допускать их дефицита, принимать мероприятия по их продвижению и рекламе.

       По группе В товаров можно сказать следующее: следует принимать такие же меры как и к товарам группы А, но эти объекты менее важны для предприятия. Однако, нельзя сказать, что их розничные цены сильно отличаются от категории А. Возможно, они могут приносить больший оборот, если пересмотреть их внутригрупповой ассортимент и правильно представить в торговом зале. Например, серьги с камнями продаются хорошо. Можно продавать и кольца с такими же камнями, расположив их рядом с серьгами на витрине.

   К категории  С относятся товары, которые имеют  наименьший удельный вес в  обороте, и соответственно принося меньше всего прибыли, но тем не менее их наличие в ассортименте оправдано.  Они могут служить дополнением к основной покупке. Это кулоны с камнями и без камней и браслеты с камнями.

 

XYZ – анализ –математически-статистический метод, позволяющий анализировать и прогнозировать стабильность продаж отдельных видов и колебания уровня потребления тех или иных товаров. Если АВС – анализ нам вклад в результат магазина, то XYZ –анализ показывает стабильность или нестабильность спроса. К категории X относятся товары, характеризующиеся стабильностью продаж, колебания спроса незначительны и коэффициент вариации не превышает 10%. Категория Y- это товары, имеющие колебания в спросе, и как следствие средний прогноз продаж. Коэффициент вариации составляет 10-25%. Категория Z- товары с нерегулярным потреблением, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогноза продаж невысока. Коэффициент вариации превышает 25%, но может превышать и 100%.

 

                                                                                                 Таблица 8

                                  XYZ- ассортимента предприятия ИП «Ордоян».

Наименование

Оборот за 1 квартал

Оборот за 2 квартал

Оборот за 3 квартал

Оборот за 4 квартал

Итого за год

Среднее значение

Промежуточное значение

Коэффициент вариации

Группа

Кольца с  камнями

40

35

20

47

142

35,5

98,25

0,279214

Y

Кольца без  камней

30

20

40

50

140

35

125

0,319438

Y

Серьги с  камнями

60

30

25

68

183

45,75

344,1875

0,405515

Y

Браслеты без  камней

55

26

17

40

138

34,5

207,25

0,417281

Y

Кулоны без  камней

25

12

10

30

77

19,25

71,6875

0,439836

Z

Цепи

100

60

20

110

290

72,5

1268,75

0,491304

Z

Серьги без  камней

60

20

21

80

181

45,25

662,6875

0,5689

Z

Кулоны с  камнями

20

0

0

25

45

11,25

129,6875

1,01227

Z

Браслеты с камнями

15

0

0

28

43

10,75

136,6875

1,087567

Z


 

Анализируя обе таблицы  одновременно можно сделать вывод, что

  1. Товаров, пользующихся постоянным стабильным спросом в ассортименте не присутствует (группа Х).
  2. Значительный вклад в товарооборот приносит группа «серьги с камнями», но продажи по ней колеблются (AY). Однако на фоне общей картины эта группа выглядит наиболее стабильной.
  3. «Кольца с камнями», «кольца без камней», а так же «браслеты без камней» вносят средний вклад в общий результат, но продажи так же колеблются (BY).
  4. Группы «Цепи» и «серьги без камней» хоть и имеют достаточно высокий удельный вес в обороте, но продажи их нестабильны (AZ)/
  5. Остальные группы, а именно «кулоны без камней», «кулоны с камнями» и «браслеты с камнями» приносят малый вклад в результат, продажи так же нестабильны (CZ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Совершенствование управления ассортиментом

3.1. Экономически обоснованные  мероприятия по совершенствованию  ассортимента.

 

Чем более качественно  подобран ассортимент товаров торгового  предприятия, тем большая прибыль  будет получена. Ассортиментная политика торгового предприятия –это целенаправленная деятельность в области товарного обеспечения рынка, основанная на долгосрочном планировании и регулировании, направленная на удовлетворение спроса потребителей с учетом оптимизации номенклатуры товаров и обеспечения рентабельности всей деятельности.

Как видно из Главы 2, ассортимент  рассматриваемого ювелирного магазина довольно скудный, представлен в  количестве 64 экземпляров изделий, характеризуется низкими показателями полноты, широты и глубины ассортимента, нет товаров, пользующихся активным стабильным спросом. Поскольку нам известно, что площадь торгового зала составляет 25м2, то очевидно, что она неэффективно используется, равно как и торговое оборудование, на котором представлен товар. Поэтому целесообразно будет расширить ассортимент, включив в него ряд товарных позиций, а так же изменить структуру ассортимента, увеличив удельный вес позиций, пользующихся наиболее стабильным и устойчивым спросом.

Расширение ассортимента подразумевает внедрение в продажу новых товарных групп, видов, моделей, которое сопровождается предварительным просчетом необходимости и эффективности этого внедрения.

 

 

 

 

 

 

                                                                                                   Таблица 9

              . Влияние изменения структуры ассортимента на товарооборот, тыс.руб.

Группа

Количество, шт

Покупная цена

Итого покупная цена

Цена с учетом торговой надбавки 120,1%

Выручка 2011г.

Выручка 2012г.

Отклонение, +; -

Темп роста, выручки,%

2011г.

2012г.

2011г.

2011г.

сумма

Удельный вес,%

сумма

Удельный вес,5

Кольца с камнями

9

14

7,17

64,53

100,38

15,78

142

11,46

220,92

10,62

78,92

155,58

Кольца без камней

12

17

6,85

82,2

116,45

15,08

140

11,3

256,36

12,33

116,36

183,11

Серьги с камнями

8

18

10,4

83,2

187,2

22,88

183

14,77

411,84

19,8

228,84

225,05

Браслеты без камней

3

5

20,9

62,7

104,5

46,0

138

11,14

230,0

11,06

92

166,67

Кулоны без камней

4

4

8,75

35

35

19,25

77

6,21

77

3,7

0

100

Цепи

11

11

11,98

131,78

131,78

26,36

290

23,41

289,96

13,94

0

100

Серьги без камней

10

10

8,23

82,3

82,3

18,1

181

14,61

181

8,7

0

100

Кулоны с камнями

4

4

5,11

20,44

20,44

11,25

45

3,63

45

0,17

0

100

Браслеты с камнями

3

3

6,51

19,53

19,53

14,33

43

3,47

43

2,07

0

100

Часы

___

5

24

___

120,0

52,82

___

___

264,12

12,7

__

__

Кольца обручальные

___

10

2,8

___

28,0

6,16

___

___

61,63

2,96

__

__

ИТОГО

64

79

 

581,68

999,88

 

1239

100

2079,87

100

840,87

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                    Таблица 10.

Экономические показатели торгово-хозяйственной деятельности ИП «Ордоян» в динамике после проведения предложных мероприятий (сумма –  тыс.руб., уровень – в % к обороту).

 

Показатель

год

Отклонение, + ; -

Темп роста, %

2011

2012

Выручка от продажи

1239

2080

841

167,88

Доход от реализации, сумма

619,5

1078

458,5

174,01

Уровень доходов

50

51,83

1,83

___

Расходы по реализации товаров, сумма

433

500

67

115,47

Уровень расходов

34,95

24,04

-10,91

___

Прибыль от реализации товаров, сумма

186,5

578

391,5

309,92

Уровень рентабильности,

15,05

27,79

12,74

___

Доходы от прочих видов деятельности

____

____

____

____

Расходы от прочих видов деятельности

16

16

0

100

Уровень

1,29

0,76

-0,53

____

Прибыль до налогообложения

170,5

562

391,5

329,62

Уровень прибыли до налогообложения

13,76

27,02

13,26

____

Чистая прибыль

136,4

449,6

313,2

329,62


 

Из таблицы видно, что мы получаем не только рост товарооборота на 67,88%,  но и, рассматривая показатели торгово-хозяйственной деятельности , положительную динамику в целом. Даже если допускать, что расходы по реализации товаров в будущем году увеличатся на 67тыс.руб., то видно, что их уровень в товарообороте все равно резко сократился. Уровень дохода, наоборот вырос с 50% до 51,83%. Отмечается рост прибыли до налогообложения более чем на 300%. На 12,74% вырос уровень рентабильности. Это говорит о том, что, просто изменив структуру ассортимента и увеличив в нем удельный вес товаров, пользующихся наиболее устойчивым спросом, мы можем улучшить экономические показатели и увеличить размер чистой прибыли со 136,4тыс.руб. до 449,6тыс.руб. за один год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Рекомендации по управлению ассортиментом.

В условиях рыночной экономики, когда предложение превышает  спрос, значительно повышается значение процесса формирования ассортимента.

Одним из правильных решений, на мой взгляд, является создание интернет –магазина, где все желающие могут найти интересующую их информацию о предлагаемых товарах, ценах и производителях не выходя из дома. Магазин работает по будням с 09.00 до 18.00. часов без перерыва и выходных. Таким образом можно хорошо сэкономить на издержках, а так же у покупателей появится возможность выбирать товар по каталогам, в которых можно представить более широкий ассортимент продукции.

В качестве еще одной рекомендации можно предложить пересмотреть порядок расположения товаров в торговом зале. Например, серьги с топазами продаются достаточно хорошо, а кольца с такими же топазами, представленные на соседней витрине с плохим освещением, продаются плохо. Целесообразно будет совместить их выкладки на одной витрине, по принципу однородности камней в изделиях. Благодаря этому товар будет лучше представлен покупателю, что поднимает к нему интерес и способствует совершению покупки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Заключение

 

В условиях рыночных отношений  формирование ассортимента является одним  из важнейших условий организации  эффективной работы предприятия. Формирование охватывает все основные сферы деятельности – сбыт, финансы, производство, закупки, научные и проектные разработки, которые тесно взаимосвязаны. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки формирования ассортимента с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке.

Информация о работе Экономика торгового предприятия