Экономика торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 05:12, курсовая работа

Описание

Технический прогресс и рост потребностей людей вызывает к жизни все больше новых товаров, приводит к непрерывному расширению и обновлению их ассортимента. В торговле обращается свыше 1 млн. разновидностей товаров, ассортимент которых постоянно расширяется и обновляется. По оценкам экспертов, ассортимент непродовольственных товаров через 5 лет наполовину обновляется, по технически сложным товарам обновление происходит еще более быстро –через 7–10 лет, обновление составляет 80–100%.

Содержание

Введение 3
Теоретические основы управления ассортиментом 4
Понятие, классификация и показатели
эффективности торгового предприятия 4
1.2 Методика анализа ассортимента 11
1.3 Современные тенденции управления ассортиментом
на торговом предприятии 15
Анализ ассортимента на предприятии ИП «Ордоян» 16
2.1 Организационная характеристика предприятия 16
2.2 Анализ показателей ассортимента 26
2.3 АВС-XYZ анализ ассортимента 30
3. Совершенствование управления ассортиментом 34
3.1 Экономически обоснованные мероприятия по
усовершенствованию ассортимента на предприятии 34
3.2 Рекомендации по управлению ассортиментом 38
Заключение 39
Список литературы 40

Работа состоит из  1 файл

0612_059 Экономика торгового предприятия ИП Ордоян курсовая (3).doc

— 324.50 Кб (Скачать документ)

 

Данная таблица показывает, что в системе показателей  оценки эффективности коммерческой деятельности формирование ассортимента во многом определяет результаты этой деятельности. Эффективность непосредственно ассортимента определяется как соотношение затрат на его формирование и поддержание к результатам коммерческой деятельности. Поскольку качество обслуживания состоит из качества реализуемых товаров, рациональности ассортимента товаров, культуры обслуживания, условий обслуживания, рассмотрим рациональность ассортимента как фактор его эффективности.

Из общих требований к формированию ассортимента можно выделить следующие:

–наличие ассортимента, соответствующего специализации магазина;

–соблюдение ассортиментного перечня (требование предусмотрено «Правилами продажи отдельных видов товаров»);

–обеспечение численности ассортимента социально значимых товаров (если это требование подкреплено распоряжением администрации региона).

Рациональность (оптимальность) ассортимента как набора товаров  характеризуется такими его свойствами как широта, полнота, устойчивость, структура и обновляемость.

Управлять ассортиментом, обеспечивать его рациональность можно, умея измерять его показатели. Относительную характеристику ассортимента можно установить, сравнив фактическое значение показателя с базовым. За базовое значение принимают норматив или наиболее предпочтительное значение. Таким образом, указанные выше свойства ассортимента можно количественно измерить и определить их оптимальность.

Широта как численность набора товаров определяет способность ассортимента удовлетворять фиксированный спрос, не допускающий взаимозаменяемости товаров. Широта и глубина ассортимента во многом зависят от квалификации менеджеров и коммерческой службы предприятия, которые должны располагать информацией о спросе, источниках возможного поступления, ценах.

Показатель полноты  ассортимента –определяющая характеристика, по которой судят о коммерческих возможностях предприятия. Коэффициент полноты ассортимента рассчитывают по формуле:

Кп   =Рфн;                                                                                                   (1) 

                                                                                        

    Где: Кп –коэффициент полноты ассортимента на конкретную дату; Рф –фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки; Рн –количество разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем (нормативом).

Для нивелирования воздействия  случайных факторов и более правильной оценки товарного ассортимента его  полноту целесообразно определять за отдельные периоды по данным нескольких проверок ассортимента. Получаемый при этом показатель называется коэффициент устойчивости (стабильности) ассортимента, который имеет следующий вид:

Ку = 1–Оn/n∙a;                                                                                             (2)

    Где: Оn –количество разновидностей товаров, отсутствующих в продаже на момент проверки; a –количество разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем; n –количество проверок.

Этот показатель определяет уровень обслуживания покупателей и свидетельствует о ритмичности поставки. Числовое значение коэффициентов полноты и устойчивости ассортимента находится в пределах от 0 до 1. При этом чем ближе они к 1 , тем полнее и устойчивее ассортимент, лучше формируется. Оптимальные значения коэффициента устойчивости для универсамов и гастрономов –0,9; для универмагов 0,8.

Коэффициент обновления ассортимента свидетельствует о развитии и характере хозяйственных связей торговли как с отечественными, так и зарубежными партнерами, а также о работе предприятия по обновлению ассортимента.

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Методика анализа  ассортимента

 

Определение и использование  в процессе анализа товарного  ассортимента показателей, характеризующих  его рациональность, позволяют не только оценить, но и совершенствовать ассортиментную политику предприятия, что является задачей данного исследования.

Система формирования ассортимента включает следующие элементы:

    1. Определение текущих и перспективных потребностей покупателей, анализ способов использования данной продукции и особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках.

    2. Оценка существующих аналогов конкурентов по тем же направлениям.

    3. Оценка реализуемых предприятием товаров, анализ продаж по ассортиментным группам и отдельным товарам, ранжирование по уровню рентабельности

    4. Решение вопросов, какие продукты следует добавить в ассортимент, а какие исключить из него из–за изменений в уровне конкурентоспособности.

    5.Оценка и пересмотр ассортимента.

Планирование и управление ассортиментом –неотъемлемая часть маркетинга, зависящая от экономических, социальных и других факторов.

Формирование ассортимента –процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом покупателей.

Анализ ассортимента используется при заключении договоров на поставку товаров. Контроль наличия на оптовом предприятии товаров в соответствии с ассортиментным перечнем осуществляют с помощью различных методов, простейшим из которых являются количественно–суммовой учет.

Оптовые торговые предприятия, должны осуществлять контроль ассортимента товаров не только на собственных складах, но и в обслуживаемой розничной сети. С этой целью коммерческие работники оптовых предприятий выезжают к своим покупателям.

Для оптового предприятия  важно рассчитать количество ассортиментных групп, отобрав только наиболее выгодные: широкий ассортимент и поддержание больших запасов товаров для немедленной поставки могут отрицательно сказаться на прибылях.

Формирование ассортимента товаров  тесно связано с образованием, хранением и управлением товарными запасами. Управление товарными запасами представляет собой систему мероприятий, направленных на установление и поддержание оптимального объема и структуры запасов для бесперебойного снабжения розничной торговой сети товарами в необходимом количестве и ассортименте. Задачи управления товарными запасами –не допустить перебоев в товароснабжении и избежать затоваривания, ускорять оборачиваемость товарных запасов, сокращать издержки. Управление товарными запасами предусматривает:

–нормирование товарных запасов;

–оперативный учет запасов и контроль за их состоянием;

–регулирование товарных запасов.

На основе анализа  состояния товарных запасов проводится их оптимизация и регулирование. Отклонение товарных запасов от установленных  нормативов в коммерческой работе нежелательно. Заниженные товарные запасы могут привести к дефициту, перебоям в товароснабжении розницы. В этом случае необходима дополнительная закупка, контроль за выполнением поставщиками их договорных обязательств. Сверхнормативные запасы приводят к замедлению товарооборачиваемости, ухудшению финансовых показателей. В целях уменьшения запасов следует провести сокращение завоза от поставщиков, активизацию их продажи, маневрирование (за счет перемещения от одного предприятия к другому), снижение цен, промышленную переработку.

Целью предприятия является решение  о том, какой вид запасов требует  полного контроля и определение  политики контроля запасов.

Методика нормирования и контроля запасов весьма дифференцирована. Широкое  распространение получил классификационный подход к управлению запасами (ABC system), идея которого состоит в использовании классификации запасов и выделении трех групп –А, В, и С, в зависимости от степени влияния данного вида запасов на возрастание товарооборота предприятия. Практическая разработка данной методики будет рассмотрена в третьей главе данной работы.

На построение торгового  ассортимента в розничных торговых предприятиях влияют следующие факторы:

    –экономические (денежные доходы населения, уровень розничных цен, степень обеспеченности населения предметами длительного пользования;

    –социальные (социальная и профессиональная структура обслуживаемого населения, традиции, национальные обычаи, мода);

    –демографические (изменение численности населения и его состава по полу, возрасту, месту проживания);

    –природно–естественные (климатические условия, продолжительность времен года, физиологические особенности организма человека);

    –специфические (тип и размер магазина, его специализация, техническая оснащенность, условия товароснабжения, транспортные условия, наличие предприятий –конкурентов).

Процесс формирования ассортимента товаров в магазине состоит из следующих этапов:

    1.Установление группового ассортимента товаров, что определяет ассортиментный профиль магазина, специализацию, тип, зону обслуживания. Эта работа проводится на основе маркетинговых исследований целевого рынка.

    2.Определение структуры группового ассортимента, то есть количественных соотношений отдельных групп товаров. Структура ассортимента определяется посредством анализа объема и структуры товарооборота за прошлый период, товарных запасов, состояния спроса. Широта внутригруппового ассортимента для предприятия одного товарного профиля будет зависеть от торговой площади.

    3.Определение внутригруппового ассортимента, то есть осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров в пределах каждой группы. Это наиболее важный этап, так как требует знания покупательского спроса.

Число разновидностей товаров  в магазине зависит от широты ассортимента, площади торгового зала и установочной площади, выделяемой для продажи  отдельных товаров. Число разновидностей товаров по каждой товарной группе определяют по формуле:

Р1 = Р0 ∙ К ∙ Т;                                                                                       (3)

    где: Р0 –оптимальное число разновидностей товаров на 1м2 площади торгового зала; К –коэффициент изменения размеров установочной площади; Т –площадь торгового зала, которая выделяется для продажи данной группы товаров, м2.

Число разновидностей товаров  на 1м2 площади торгового зала зависит от размера товара, частоты спроса, формы торгового обслуживания.

Коэффициент изменения  размеров установочной площади рассчитывается как отношение фактического показателя коэффициента установочной площади к установленному показателю.

Важными факторами формирования ассортимента товаров в магазине являются взаимозаменяемость, комплексность  в покупке, сезонность спроса. Постоянное наличие широкого и устойчивого  ассортимента товаров в магазине в пределах норматива товарных запасов способствует улучшению показателей деятельности магазина. Последнее обеспечивается также сочетанием товаров с высокой и низкой издержкоемкостью.

 

 

 

 

 

1.3  Современные тенденции  управления ассортиментом на  торговом предприятии

 

Управление товарными  запасами в магазине должно начинаться прежде всего с их стоимостного и  натурального учета. Это позволит в  дальнейшем формировать и регулировать ассортимент.

Таким образом, при формировании ассортимента товаров в магазинах необходимо соблюдение следующих принципов:

    –обеспечение достаточной полноты товаров частого спроса, простого ассортимента, не заменяемых и трудно заменяемых в потреблении и спросе;

    –обеспечение достаточной широты видов товаров по каждой группе и подгруппе;

    –установление определенного количества разновидностей товаров;

    –учет и отражение в ассортименте особенностей спроса в данной зоне.

Одновременно с формированием  ассортимента необходимо решать задачи мерчандайзинга, то есть рационального размещения товаров в торговом зале магазина. При размещении товаров необходимо учитывать выбор наиболее целесообразной для данного типа магазина группировки товаров, закрепление постоянных мест за товарами на оборудовании, рассредоточение товаров, пользующихся повышенным спросом, по различным зонам торгового зала. Продовольственные товары располагают отдельными группами в определенном соседстве. В непродовольственных магазинах товары частого спроса и простого ассортимента располагают на основных путях движения покупателей. Организация торговли по потребительским комплексам сокращает время на покупку и увеличивает реализацию товаров.

Для каждого типа магазина должен быть сформирован оптимальный  ассортимент, который позволял бы, с  одной стороны, создать покупателям наилучшие условия для приобретения товаров, а с другой –обеспечивал бы рентабельность работы магазина.

2.  Анализ ассортимента  на предприятии ИП «Ордоян»

2.1  Организационная  характеристика предприятия

Информация о работе Экономика торгового предприятия