Экономическое обоснование и анализ деятельности торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:01, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является проведение анализа и экономического обоснования деятельности оптового торгового предприятия, занимающегося реализацией на местном рынке товар трёх ассортиментных групп.
Исходя из целей, данная работа предполагает решение следующих задач:
анализ структуры, динамики товарооборота и товарооборачиваемости;
планирование объёма товарооборота на год вперёд;
распределение запланированного товарооборота по кварталам с учётом индексов сезонности;
анализ ассортиментной политики предприятия и выдвижение предложений по её совершенствованию;
планирование сбыта предприятия;
анализ динамики прибыли и рентабельности;
планирование стратегии поведения предприятия в условиях меняющейся конъюнктуры рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….……….5
1. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ТОВАРООБОРОТА……….…………..7
1.1. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ТОВАРООБОРОТА………………..……………7
1.2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ТОВАРООБОРОТА 12
1.3. ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЪЁМА ТОВАРООБОРОТА И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАПЛАНИРОВАННОГО ОБЪЁМА ПО КВАРТАЛАМ С УЧЁТОМ ИНДЕКСОВ СЕЗОННОСТИ 17
1.4. АНАЛИЗ ТОВАРООБОРАЧИВАЕМОСТИ 23
2. СБЫТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 26
2.1. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 26
2.2. ПЛАНИРОВАНИЕ СБЫТА 31
3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 35
3.1. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПРИБЫЛИ 35
3.2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 39
3.3. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ С УЧЁТОМ ИЗМЕНЕНИЯ СПРОСА 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
ЛИТЕРАТУРА 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 49

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 1.75 Мб (Скачать документ)

Влияние фактора «затраты на закупку» на динамику прибыли:

7 287 923 510* 1,2747 - 9 290 100 298= 0 руб.

Влияние фактора «затраты на аренду помещения» на динамику прибыли:

74 701 216* 1,2747 - 112 874 719= -17651191 руб.

Влияние фактора «расходы на отопление, освещение» на динамику прибыли:

37 350 608* 1,2747 - 75 249 812= -27638048 руб.

Влияние фактора «расходы на содержание оборудования» на динамику прибыли:

37 350 608* 1,2747 - 65 843 586= -18231822руб.

Влияние фактора «износ МБП» на динамику прибыли:

37 350 608* 1,2747 - 47 031 133= 580631руб.

Влияние фактора «расходы на выплату зарплаты» на динамику прибыли:

186 753 040* 1,2747 - 263 374 343= -25315523 руб.

Влияние фактора «расходы на соц. обеспеч-е работников» на динамику прибыли:

37 350 608* 1,2747  - 18 812 453= 28799311 руб.

Влияние фактора «транспортные расходы» на динамику прибыли:

186 753 040* 1,2747 - 235 155 664= 2903156 руб.

Влияние фактора «расходы на рекламу» на динамику прибыли:

149 402 432* 1,2747 - 122 280 945= 68166111 руб.

Влияние товарооборота на динамику прибыли (рентабельность берётся на уровне (Т + 4) года):

(11 612 625 373- 9 109 904 387) * 0,118 = 295 321 076 руб.

Таблица 3.1.2 Анализ динамики прибыли

Факторы, влияющие на динамику прибыли

Влияние

Товарооборот

295 321 076

Затраты на закупку

0

Издержки обращения:

 

аренда помещения

-17 651 191

расходы на отопление, освещение

-27 638 048

содержание оборудования

-18 231 822

износ МБП

580 631

заработная плата

-25 315 523

социальное обеспечение  работников

28 799 311

транспортные расходы

2 903 156

расходы на рекламу

68 166 111

Итого факторов, увеличивающих  прибыль

395 770 286

Итого факторов, уменьшающих  прибыль

-88 836 584

Общее влияние

306 933 702


 

Таким образом, за год произошёл рост прибыли на 28,55 %. Положительными факторами, повлиявшими на её динамику, являются, прежде всего, рост товарооборота на 27,47 %, размера выплат на социальное обеспечение работников на 49,63 % и расходов на рекламу на 18,15 %.

Отрицательно на её рост оказали влияние увеличение расходов на аренду помещения на 51,1 %, расходов на отопление и освещение на 101,47 %, расходов на содержание оборудования на 76,29 %, суммы износа МБП на 25,92%, заработной платы на 41,03 % и транспортных расходов на 25,92%. В совокупности в денежном выражении влияние факторов составило 306 933 702 руб. – именно на эту сумму и произошёл рост прибыли.

Предприятию, чтобы ещё больше увеличить темп роста прибыли, следует, прежде всего рассмотреть возможные пути снижения расходов на отопление и освещение, аренду помещения, а также расходов на содержание оборудования.

 

3.2 Анализ динамики рентабельности

Результативность и экономическая  целесообразность функционирования предприятия  оценивается не только абсолютными, но и относительными показателями. В широком смысле слова понятие рентабельность означает прибыльность или доходность. Предприятие считается рентабельным, если результаты от продажи продукции покрывают издержки производства и образуют сумму прибыли достаточную для нормального функционирования предприятия.

Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта через характеристику системы показателей. Общий их смысл – определение прибыли с одного рубля вложенного в капитал. Так как это относительные показатели, то они практически не подвержены влиянию инфляции.

Показатели рентабельности можно  объединить в несколько групп:

    • показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
    • показатели, характеризующие прибыльность продаж;
    • показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

При анализе динамики рентабельности используется метод цепных подстановок. Его суть заключается в последовательной подстановке значений факторов в формулу для расчёта рентабельности. Полученное значение сравнивается с величиной рентабельности до подстановки данного фактора, и по размеру отклонения делается вывод о силе и направлении влияния данного фактора.

Рентабельность (Т + 4) года составила:

(9 109 904 387 - 7 287 923 510 - 74 701 216 - 37 350 608 - 37 350 608 - 37350 608 -186 753 040 - 37 350 608 - 186 753 040 - 149 402 432)/ 9 109 904 387 * 100 % = 11,8%

На каждом этапе расчетов соответствующий показатель Т+4 года будем заменять на соответствующий показатель Т+5 года.

 

 

Влияние ТО на рентабельность: 

 (11 612 625 373- 7 287 923 510 - 74 701 216 - 37 350 608 - 37 350 608 - 37350 608 -186 753 040 - 37 350 608 - 186 753 040 - 149 402 432) / 11 612 625 373 * 100 % = 30,81 %

Далее находится влияние данного  показателя на динамику рентабельности:

30,81% - 11,8% = 19,01%

Влияние затрат на закупку:

(11 612 625 373 – 9 290 100 298 - 74 701 216 - 37 350 608 - 37 350 608 - 37350 608 -186 753 040 - 37 350 608 - 186 753 040 - 149 402 432) / 11 612 625 373

* 100% = 13,57%

13,57% - 30,81% = - 17,24

Влияние затрат на аренду помещения:

(11 612 625 373 – 9 290 100 298 – 112 874 719 - 37 350 608 - 37 350 608 - 37350 608 -186 753 040 - 37 350 608 - 186 753 040 - 149 402 432) / 11 612 625 373

* 100% = 13,24%

13,24% - 13,57% = -0,33%

Влияние затрат на освещение, отопление:

(11 612 625 373 – 9 290 100 298 – 112 874 719 – 75 249 812 - 37 350 608 - 37350 608 -186 753 040 - 37 350 608 - 186 753 040 - 149 402 432) / 11 612 625 373

* 100% = 12,91%

12,91% - 13,24% = -0,33%

Влияние затрат на содержание оборудования:

(11 612 625 373 – 9 290 100 298 – 112 874 719 – 75 249 812 – 65 843 586 - 37350 608 -186 753 040 - 37 350 608 - 186 753 040 - 149 402 432) / 11 612 625 373

* 100% = 12,67%

12,67% - 12,91% = -0,25%

 

 

Влияние износа МБП:

(11 612 625 373 – 9 290 100 298 – 112 874 719 – 75 249 812 – 65 843 586 - 47 031 133 -186 753 040 - 37 350 608 - 186 753 040 - 149 402 432) / 11 612 625 373

* 100% = 12,58%

12,58% - 12,67% = -0,08%

Влияние ЗП:

(11 612 625 373 – 9 290 100 298 – 112 874 719 – 75 249 812 – 65 843 586 - 47 031 133 - 263 374 343 - 37 350 608 - 186 753 040 - 149 402 432) / 11 612 625 373

* 100% = 11,92%

11,92% - 12,58% = -0,66

Влияние затрат на соц. обеспечение  работников:

(11 612 625 373 – 9 290 100 298 – 112 874 719 – 75 249 812 – 65 843 586 - 47 031 133 - 263 374 343 – 18 812 453 - 186 753 040 - 149 402 432) / 11 612 625 373

* 100% = 12,08%

12,08% - 11,92% = 0,16%

Влияние транспортных расходов:

(11 612 625 373 – 9 290 100 298 – 112 874 719 – 75 249 812 – 65 843 586 - 47 031 133 - 263 374 343 – 18 812 453 – 235 155 664 - 149 402 432) / 11 612 625 373

* 100% = 11,67%

11,67% - 12,08% = -0,42%

Влияние затрат на рекламу:

(11 612 625 373 – 9 290 100 298 – 112 874 719 – 75 249 812 – 65 843 586 - 47 031 133 - 263 374 343 – 18 812 453 – 235 155 664 – 122 280 945) / 11 612 625 373

* 100% = 11,9%

11,9% - 11,67% = 0,23%

Подобным образом рассчитывается влияние остальных факторов. Поэтапный расчёт представлен в приложении в таблице 2.

 

Все итоговые данные сводятся в таблицу:

Таблица 3.2.1 Анализ динамики рентабельности

Факторы, влияющие на динамику рентабельности

Влияние

Товарооборот

19,01

Затраты на закупку

-17,24

Издержки обращения:

 

аренда помещения

-0,33

расходы на отопление, освещение

-0,33

содержание оборудования

-0,25

износ МБП

-0,08

заработная плата

-0,66

соц. обеспечение работников

0,16

транспортные расходы

-0,42

расходы на рекламу

0,23

Итого факторов, увеличивающих  прибыль

19,40

Итого факторов, уменьшающих  прибыль

-19,30

Общее влияние

0,10


 

За исследуемый период произошёл  рост рентабельности на 0,1 %. Он обусловлен теми же факторами, что и рост прибыли, рассмотренный в подразделе 3.1.

 

3.3 Планирование прибыли и рентабельности 
с учётом изменения спроса

Планирование прибыли и рентабельности – составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии . Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование, но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как некоторые виды деятельности не облагается налогом на прибыль, а другие – облагаются по повышенным ставкам. В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и обеспечивающий максимальную прибыль.

Показатель прибыли в общей  её массе не может в достаточной мере использоваться для оценки эффективности работы предприятий, ведь одна и одна и та же масса прибыли может быть получена при разной сумме авансированных средств производства. Из-за это в практике оценки эффективности работы предприятий важное значение приобрел показатель рентабельности, который даёт характеристику уровня доходности предприятия. Зачастую выход на определённый уровень рентабельности является конечной целью среднесрочного и долгосрочного планирования.

В результате проведения удачной рекламной кампании спрос на простыни махровые вырос на 15 %. Ранее предприятие реализовывало 3438 товаров в год по цене 60 000 руб. По причине роста спроса перед торговой фирмой появляются несколько возможностей по выбору стратегии поведения, которая позволит максимизировать прибыль и рентабельность. В данном подразделе курсовой работы будут рассмотрены несколько вариантов поведения предприятия в изменившихся условиях конъюнктуры рынка. Возможно увеличить цену на товар, увеличить реализуемый объём продукции либо снизить постоянные издержки. Необходимо выявить максимально эффективное решение, запланировав величину прибыли и рентабельности. Кроме того, расчёт значения точки безубыточности и запаса финансовой прочности позволит оценить возможность для манёвра предприятия в случае возможного последующего сокращения спроса.

Расчёт показателей, необходимых  для планирования прибыли и рентабельности по каждой из трёх стратегий, выполнен в таблицах.

Таблица 3.3.1 Стратегия повышения цены на 10 %

Показатели

Стратегия 1 - повышение  цены на 10 %

ТО, руб.

206 250 000

1,1

226 875 000

Постоянные затраты, руб.

7 517 813

1

7 517 813

Переменные затраты, руб.

174 188 438

1

174 188 438

Прибыль, руб.

24 543 750

1,84

45 168 750

Рентабельность, %

11,90

1,67

19,91


 

Таблица 3.3.2 Стратегия увеличения объёма на 10 %

Показатели

Стратегия 2 - увеличение объёма на 10 %

ТО, руб.

206 250 000

1,1

226 875 000

Постоянные затраты, руб.

7 517 813

1

7 517 813

Переменные затраты, руб.

174 188 438

1,1

191 607 281

Прибыль, руб.

24 543 750

1,13

27 749 906

Рентабельность, %

11,90

1,03

12,23


 

Таблица 3.3.3 Стратегия уменьшения издержек 10 %

Показатели

Стратегия 3 - уменьшение издержек на 10 %

ТО, руб.

206 250 000

1

206 250 000

Постоянные затраты, руб.

7 517 813

0,9

6 766 031

Переменные затраты, руб.

174 188 438

1

174 188 438

Прибыль, руб.

24 543 750

1,03

25 295 531

Рентабельность, %

11,90

1,03

12,26


 

Наиболее выгодной явно является стратегия повышения цены – как с точки зрения прибыли, так и с точки зрения рентабельности. Это связано с тем, что данная стратегия напрямую повышает выручку предприятия, не затрагивая при этом структуру его затрат. Увеличение объёма продаж на 10 % пропорционально увеличивает переменные затраты, поэтому рентабельность в данном случае растёт незначительно (на 3 %), рост прибыли при этом составляет 13 %. Наименее предпочтительная стратегия – уменьшения издержек на 10 % (за счёт снижения расходов на отопление и освещение). В этом случае получается приблизительно такой же рост рентабельности, как и во втором случае на 3%, однако прибыль увеличивается всего на 3 %.

При планировании прибыли и рентабельности надо помнить о возникновении возможных угроз связанных с выбранной стратегией. Махровые простыни, являются товаром эластичного спроса  (изменение цены влияет на объемы реализации), поэтому при реализации стратегии повышения цены очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой. Возможна такая ситуация, что повышение цены на 10% повлечет за собой снижение спроса, т.е. потерею  интереса к приобретению. В таком случае во избежание негативных последствий роста цены на товар, ее следует увеличивать постепенно. Спрос будет, скорее всего, менее эластичным, если потребители не сразу замечают повышение цен. При реализации стратегии повышения объемов товарооборота надо помнить о возможном затаривании складов. Стратегия снижения постоянных затрат может быть реализована, если руководство предприятия найдет способы снижения данных затрат. Это может быть снижение затрат на электроэнергию, снижение расходов на оплату труда администрации и соответственно расходов по соц.страхованию.

Информация о работе Экономическое обоснование и анализ деятельности торгового предприятия