Экономическое обоснование и анализ деятельности торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:01, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является проведение анализа и экономического обоснования деятельности оптового торгового предприятия, занимающегося реализацией на местном рынке товар трёх ассортиментных групп.
Исходя из целей, данная работа предполагает решение следующих задач:
анализ структуры, динамики товарооборота и товарооборачиваемости;
планирование объёма товарооборота на год вперёд;
распределение запланированного товарооборота по кварталам с учётом индексов сезонности;
анализ ассортиментной политики предприятия и выдвижение предложений по её совершенствованию;
планирование сбыта предприятия;
анализ динамики прибыли и рентабельности;
планирование стратегии поведения предприятия в условиях меняющейся конъюнктуры рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….……….5
1. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ТОВАРООБОРОТА……….…………..7
1.1. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ТОВАРООБОРОТА………………..……………7
1.2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ТОВАРООБОРОТА 12
1.3. ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЪЁМА ТОВАРООБОРОТА И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАПЛАНИРОВАННОГО ОБЪЁМА ПО КВАРТАЛАМ С УЧЁТОМ ИНДЕКСОВ СЕЗОННОСТИ 17
1.4. АНАЛИЗ ТОВАРООБОРАЧИВАЕМОСТИ 23
2. СБЫТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 26
2.1. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 26
2.2. ПЛАНИРОВАНИЕ СБЫТА 31
3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 35
3.1. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПРИБЫЛИ 35
3.2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 39
3.3. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ С УЧЁТОМ ИЗМЕНЕНИЯ СПРОСА 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
ЛИТЕРАТУРА 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 49

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 1.75 Мб (Скачать документ)

 

При анализе используются следующие показатели:

Базовый и цепной темпы  роста

                                     (1.2.1)

где ТОi+1 - товарооборот в  отчетном периоде;

       ТОi(б) - товарооборот предыдущего или базисного показателя.

Базовый и цепной темпы прироста

                  (1.2.2)

Рассчитав базовый темп роста, можно  отметить, что за 6 лет товарооборот предприятия в фактических ценах вырос более чем в 35 раз, тогда как в сопоставимых ценах увеличился в 16 раз. Это расхождение связано с одновременным ростом цен в 2,1476 раза в (Т + 5) году по сравнению в T годом. Наиболее высокими темпами товарооборот увеличивался в (T + 1) году, а наиболее низкими – в конце исследуемого периода (T + 5) году.

 

Рис. 1.2.1 Динамика товарооборота в фактических и сопоставимых ценах

 

В целом по предприятию в течение  шести лет наблюдается рост товарооборота. Предприятию стоит проанализировать свою деятельность в (T + 1) году и выявить причины роста товарооборота, среди которых, возможно, будут изменения в ассортименте, ценовая политика, поставщики предприятия, качество продукции, сбытовая политика и другие.

Важное значение для планирования и управления имеет также определение средних темпов изменения объема товарооборота (среднеквартальных или, как в данном случае, среднегодовых) по формуле средней геометрической.

 

Среднегодовой темп роста

         (1.2.3)

Рис. 1.2.2 Среднегодовой темп роста  ТО

 

 Среднегодовой темп роста товарооборота как повышался, так и понижался на протяжении изучаемого периода. Пик темпа роста за весь период пришелся на Т+1 год и составил 2,2861. В дальнейшем пошел его спад (только в году Т+4 было едва заметное увеличение), и в Т+5 году показатель достиг отметки в 1,7494.

Далее рассчитываются показатели, которые характеризуют равномерность реализации товаров: среднеквадратическое отклонение от среднего объема товарооборота ( ), коэффициент вариации (v) и коэффициента равномерности:

,
, Кравн = 100 - v, где (1.2.2, 1.2.3, 1.2.4)

х– товарооборота за i-тый период;

 – средний объем товарооборотов за n периодов;

n – количество периодов исследования (месяцев, кварталов).

Среднеквадратическое  отклонение определяет диапазон колебания  реализации товаров, то есть минимальный и максимальный объём товарооборота предприятия в среднем за период исследования.

Коэффициент вариации оценивает равномерность  реализации товаров на протяжении периода, который исследуется, то есть относительный (в %) размер отклонения объема товарооборота от среднего значения.

Исследования названных показателей  дает возможность установить степень равномерности продажи товара по месяцам и кварталам, выявить особенности торговли и спроса на товары, которые реализует предприятие. Чем выше значение имеют показатели, тем неравномернее является процесс реализации товаров на данном предприятии.

 = 3 954 095 156 руб.

 = 76,75 %

Кравн = 23,25 %

Таким образом максимальное отклонение товарооборота от своего среднего за период значения составило в абсолютном выражении 3 954 095 156 руб., или 76,75 % в относительном. Равномерность распределения товарооборота составила 23,25 %. Можно сказать, что в целом на предприятии существуют резкие колебания товарооборота, что является показателем не очень сбалансированной работы и, возможно, обусловлено ассортиментной политикой, не качественным планированием работы с поставщиками, плохой работой складского хозяйства и рядом других факторов.

 

1.3 Планирование объёма товарооборота и распределение запланированного объёма по кварталам с учётом индексов сезонности

Планирование – это процесс экономического обоснования рационального поведения субъекта хозяйствования для достижения своих целей. Реализуется путем разработки планов. Его отличительной чертой является конкретность показателей, их определенность по времени и количественно.

Планирование нацелено на обоснование принятия и практической реализации управляющих решений. При разработке плана необходимо соблюдать ряд требований, важнейшими из которых являются:

  1. оптимальность, предполагающая такой вариант плана, когда потребности в ресурсах наименьшие, а конечный результат по финансовым и другим критериям лучший и, как правило, сроки осуществления события минимальные.
  2. определенность, при которой установленные показатели и другие условия должны быть конкретизированы по величине и срокам выполнения, обоснованными и реализуемыми.

Прежде чем приступить к процессу планирования, как правило:

  • проводится предварительный анализ тенденций развития рассматриваемого объекта
  • разрабатываются возможные варианты хода процесса при изменении внешних и внутренних факторов в каких-либо пределах с тем, чтобы предложить для дальнейшего выбора один из них или несколько наиболее обоснованных.

Планирование товарооборота  выполняется на основе прогноза.

Предприятие решило запланировать  свой товарооборот на Т+6 год с помощью метода выравнивания по скользящей средней базисных темпов роста товарооборота.

 

Метод скользящего среднего широко используется в планировании и прогнозировании экономических показателей. Вычисления с помощью этого метода довольно просты и достаточно точно отражают изменения основных показателей предыдущего периода. Иногда при составлении прогноза они эффективнее, чем методы, основанные на долговременных наблюдениях.

Метод скользящего среднего применять  достаточно несложно, однако он слишком  прост для создания точного прогноза, поскольку учитывает лишь максимально усреднённую тенденцию. При использовании этого метода прогноз любого периода представляет собой не что иное, как получение среднего показателя нескольких результатов наблюдений временного ряда.

Расчёт начинается с получения  нового динамического ряда, каждый элемент которого представляет собой среднее арифметическое соседних показателей начального ряда: c= (a+ aj+1 + aj+2) / 3. Далее вычисляется значение Д, которое показывает среднегодовое изменение товарооборота на основе полученного динамического ряда: Д = (c- c1) / (n - 1). Наконец, прогнозное значение можно получить тремя способами:

    • an+1 = a+ Д (1.3.1)
    • an+1 = an-1 + 2 * Д (1.3.2)
    • an+1 = сn-1 + 2 * Д (1.3.3)

Выбор способа зависит от конкретных характеристик динамического  ряда.

К недостатку данного метода, кроме  названного выше, можно отнести то, что прогнозы с использованием скользящего  среднего приводят к потере некоторых данных в начальном периоде базовой линии.

 

Таблица 1.3.1 Планирование товарооборота на Т+6 год

Год

ТО в сопоставимых ценах (руб.)

Базисный темп роста, %

Показатели выравнивания ряда

Т

708 787 427

   

Т+1

1 620 389 254

228,6143

 

Т+2

3 154 057 944

444,9935

445,8833

Т+3

4 706 647 553

664,0422

798,1053

Т+4

9 109 904 387

1285,2802

1195,9005

Т+5

11 612 625 373

1638,3791

 

 

Среднегодовое изменение темпов роста  ТО(Д) = (1195,9005-445,8833)/(3-1)= =375,0086

Темп роста ТО в планируемом  году = 1195,9005+2*375,0086=1945,9177

Прогнозируемый темп роста определяется по формуле:

,           (1.3.4)

 

где  Тбаз –товарооборот базового года

Планируемый объем ТО= 708 787 427*1945,9177/100= 13 792 419 958 руб.

 

Найдём  цепной и базовый темпы прироста товарооборота (Т + 6) года:

Тпр цепн = (13 792 419 958 – 11 612 625 373) / 11 612 625 373= 0,19

Тпр баз = (13 792 419 958 – 708 787 427) / 708 787 427= 18,46

Т.е. в планируемом периоде ожидается более медленный рост товарооборота, чем в предыдущем периоде, где цепной темп прироста составил 0,27. В (T + 6) году прогнозируется увеличение товарооборота на 19 % по сравнению с предыдущим периодом и на  1846 % по сравнению с базисным годом в сопоставимых ценах.

Планировать товарооборот можно с  помощью различных статистических методов и моделей. Однако важнейшим  фактором, особо влияющим на объем  реализации, является спрос населения на предлагаемую продукцию. А его спрогнозировать очень сложно, т.к. величина спроса зависит от множества факторов, как прямо, так и косвенно влияющих на него (начиная от потребностей покупателей в данном товаре, числа потребителей, дохода потребителей и его структуры и заканчивая модой, вкусами и предпочтениями людей). Некоторые из этих показателей можно найти или определить, но такие как мода или вкусы потребителей – нельзя, т.к. они зависят конкретно от каждого человека и не поддаются измерению. Спрогнозировать спрос можно только учитывая изменения факторов, которые можно реально оценить и измерить либо с помощью уже выявленных тенденций его развития в прошлом.

Индекс сезонности предприятия за месяц i характеризует величину отклонения товарооборота i-го месяца от значения среднемесячного товарооборота: I= ТО/ ТОср. Таким образом, эта величина не обязательно описывает зависимость продаж от сезонных колебаний, вполне допустим случай, когда индексы сезонности будут отражать влияние иных факторов вплоть до случайных колебаний. В этом недостаток метода – он учитывает влияние сезонности только в совокупности с массой других факторов. Достоинство его в том, что, если в ассортименте присутствуют товарные группы, подверженные сезонным колебаниям, общая картина получается достаточно правдоподобной и пригодной для последующего анализа и планирования.

Для распределения запланированного товарооборота по кварталам необходимо выполнить следующее. Распределить товарооборот (Т + 5) года по месяцам для каждой из сезонных групп; найти суммарный товарооборот за каждый месяц; посчитать индексы сезонности по вышеприведённой формуле; посчитать товарооборот за каждый из месяцев (Т + 6) года по следующей формуле: TOT+6 i = I* TOT+6 / 12; посчитать квартальные товарообороты (Т + 6) года. Данный расчёт сведён в таблицу:

Таблица 1.3.2 Распределение товарооборота (Т + 6) года по кварталам

Период

ТО (T+5) зимнего ассортим.

ТО (T+5) летнего ассортим.

ТО (T+5) демисезонного ассортим.

ТО (T+5) внесезонного ассортим.

ТО (T+5) по предприятию  за месяц

Индексы сезонности

ТО (T+6) по кварталам

январь

411 952 459

0

0

427 589 082

839 541 541

0,87

3 171 112 812

февраль

308 964 344

0

153 426 849

427 589 082

889 980 274

0,92

март

205 976 229

0

306 853 697

427 589 082

940 419 008

0,97

апрель

102 988 115

67 662 856

613 707 394

427 589 082

1 211 947 447

1,25

3 403 642 027

май

0

135 325 712

306 853 697

427 589 082

869 768 492

0,90

июнь

0

202 988 569

153 426 849

427 589 082

784 004 499

0,81

июль

0

270 651 425

0

427 589 082

698 240 507

0,72

3 076 555 141

август

0

270 651 425

153 426 849

427 589 082

851 667 355

0,88

сентябрь

102 988 115

202 988 569

306 853 697

427 589 082

1 040 419 462

1,08

октябрь

205 976 229

135 325 712

613 707 394

427 589 082

1 382 598 418

1,43

4 141 109 978

ноябрь

308 964 344

67 662 856

306 853 697

427 589 082

1 111 069 979

1,15

декабрь

411 952 459

0

153 426 849

427 589 082

992 968 389

1,03

Итого

2 059 762 293

1 353 257 124

3 068 536 972

5 131 068 984

11 612 625 373

12

13 792 419 958

Информация о работе Экономическое обоснование и анализ деятельности торгового предприятия