Экономический механизм деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 12:49, реферат

Описание

С тех пор, как Беларусь вступила на тропу рыночных отношений, многое в жизни претерпело изменения. Изменились деньги, изменились законы, изменились условия производства, да и само производство. Повсюду провоз¬глашается отказ от старых командно-административных методов в пользу свободным рыночным отношениям, честной конкуренции, уничтожению го¬сударственной монополии. Но так ли это на самом деле? Предприятия, всю жизнь получавшие указания «сверху», оказались по сути брошенными на про¬извол судьбы. Отечественная продукция оказалась неконкурентоспособной, вследствие отсутствия должного контроля со стороны государства. Никто до этого не заботился ни о должном качестве продукции, ни об эффективности ее производства.

Содержание

Введение 3
1 Характеристика предприятия и выпускаемой продукции 4
2 Экономический механизм деятельности предприятия 13
2.1 Основной капитал предприятия 13
2.2 Оборотный капитал предприятия 16
2.3 Планирование труда на предприятии 17
3 Рынки сбыта продукции предприятия 22
Заключение 28
Список использованных источников 29

Работа состоит из  1 файл

Пример курсовой.docx

— 101.21 Кб (Скачать документ)



Организационная структура открытого акционерного общества «Стеклозавод «Неман» приведена  в таблице 6:

Таблица 6 – Организационная структура  открытого акционерного общества «Стеклозавод «Неман».


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая технологическая  система производства состоит из следующих основных отделов:

  1. Центральная бухгалтерия;
  2. Маркетинг;
  3. Плановый отдел;
  4. Отдел снабжения;
  5. Отдел кадров;
  6. Финансовый отдел.

 

Центральная бухгалтерия предназначена для  ведения бухгалтерского учета и  составления отчетности по основным средствам предприятия. Данный отдел  позволяет вести картотеки (справочники) соответствующих объектов предприятия, для которых предусмотрены исчерпывающие  наборы необходимых реквизитов и  характеристик, в том числе, предусмотрено  сохранение истории движения для  основных средств. А также, ведет  начисление и учет амортизации основных средств и нематериальных активов, формирование соответствующих фондов предприятия. Центральная бухгалтерия формирует аналитические и синтетические бухгалтерские итоги, которые сразу же становятся доступны для просмотра и формирования отчетов.

Маркетинг формирует и фиксирует согласованные с заказчиком основные показатели очередной предназначенной к отпуску партии продукции, синхронизирует и регламентирует работу складов по отгрузке ГП в соответствии с исходящими приоритетами отдела сбыта и осуществляет мониторинг этой работы, а также занимается распечаткой товарно-транспортных документов.

Плановый отдел предназначен для  формирования плана производства завода на период в разрезе печей и  бригад с учетом незавершенного производства, остатков на складах готовой продукции  и потребностей рынка сбыта; оперативного учета производства готовой продукции  в натуральном и стоимостном  выражении; анализа выполнения плана  в натуральном и стоимостном  выражении в разрезе цехов, печей  и в целом по заводу; расчета  плановой калькуляции на каждое изделие; анализа динамики изменения отпускных  цен.

Отдел снабжения  предназначен для ведения картотеки предложений потенциальных поставщиков; мониторинга поступающих от подразделений требований (заявок) на приобретение материалов и комплектующих; формирования месячного и долгосрочных планов закупок в соответствии с планом производства с учетом остатков на материальных складах; выбора поставщика и формирования заказа на поставку; регистрации документов, на основании которых производится закупка (счета, договоры, контракты, гарантийные письма); оформления доверенностей на получение; распределения материальных ценностей по складам; мониторинга хода выполнения поставок и их оплаты по договорам поставок; получения различных отчетов в разрезе отслеживаемой номенклатуры, партий, групп и используемых систем классификации.

Отдел кадров предназначен для формирования и управления штатным расписанием; ведения личных дел работников; учета рабочего времени (табель рабочего времени, отпуска, больничные, перемещения и т.д.); получения отчетов; ведения персонифицированного учета для пенсионного фонда.

Финансовый  отдел предназначен для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности по расчетам предприятия, а также для учета затрат на готовую продукцию; учета взаимных внутризаводских услуг и соответствующего перераспределения затрат между подразделениями предприятия; учета затрат обслуживающих и непроизводственных структур предприятия.

 

3 Рынки сбыта продукции предприятия

 

Вся продукция, выпускаемая стеклозаводом «Неман», реализуется на следующих рынках сбыта: Республика Беларусь, СНГ и  ближнее зарубежье, дальнее зарубежье.

Потребителями продукции стеклозавода “Неман”  являются оптовые предприятия торговли, которые в дальнейшем реализуют ее через торговые сети населению, предприятиям общественного питания, ресторанам, домам отдыха, санаториями и другим заведениям, нуждающимся в сортовой посуде, сувенирах и др. В ассортименте предприятия находятся и изделия промышленного назначения, в частности, арматура для светильников, которая используется при изготовлении различных люстр, бра и др.

Структура отгрузок продукции по рынкам сбыта  по результатам 2006 года приведена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Структура отгрузок продукции  ОАО “Стеклозавод “ Неман” по рынкам сбыта в 2008 году.

 

Из рисунка 1 видно, что ОАО “Стеклозавод “Неман”  имеет выраженную экспортную ориентацию, что накладывает на предприятие высокую ответственность в части обеспечения качества выпускаемой продукции и требует больших усилий для удержания позиций на высококонкурентных рынках.

За 12 мес. 2008 года темп роста объема экспорта достиг 114% к соответствующему периоду 2007 г. и составил 10859.6 тыс. дол. В таблице 7 приведены сравнительные данные по экспорту продукции за январь - декабрь 2007 - 2008 года.

 

Таблица 7 - Анализ экспорта продукции по странам (январь-декабрь 2007-2008гг.).

Страна

Январь - декабрь 2006г.

Январь - декабрь 2007г.

Темп роста        %

Уд. вес %

Кол-во

Сумма

Сумма

Кол-во

Сумма

Сумма

тыс.шт.

млн.руб.

тыс.дол.

тыс.шт.

млн.руб.

тыс.дол.

Всего:(РФ с НДС)

 

22286.2

10313.4

         

Всего:(РФ б/ НДС)

15697.2

20450.3

9463.2

18391.1

23374.3

10859.6

114.7%

100%

1.Ближнее зарубежье

               

Россия (с НДС)

10354

12035.6

5572

         

Россия (б/НДС)

 

10199.7

4721.8

14356.2

14097.2

6547.9

138.7%

 

Азербайджан

41.9

113.8

52.9

     

0.0%

 

Кыргыстан

12.4

5.7

2.6

     

0.0%

 

Украина

184.8

247.3

114.3

350.0

811.3

377.3

330.1%

 

Казахстан

564.5

832.1

384.2

592.8

1086.8

504.3

131.3%

 

Молдова

53.1

133.0

61.5

181.2

543.2

252.5

410.6%

 

Итого:

11210.8

11531.6

5337.3

15480.2

16538.5

7682

143.9%

71%

2.Дальнее зарубежье

               

Нидерланды

906.9

2013.3

929.9

591.3

1515.4

703.4

75.6%

 

Германия

1853.4

3858.0

1785.7

1293.5

2455.5

1145.7

64.2%

 

Бельгия

43.8

95.4

44.1

38.6

85.0

39.4

89.3%

 

Бразилия

44.6

346.9

161.0

9.4

64.5

29.7

18.4%

 

Дания

9.0

186.5

86.6

8.2

31.1

14.5

16.7%

 

Кипр

14.1

49.5

22.9

11.4

31.7

14.7

64.2%

 

США

168.2

520.1

240.7

100.8

232.4

107.9

44.8%

 

Греция

179.5

501.7

232.4

60.7

293.1

135.9

58.5%

 

Италия

28.5

63.9

29.6

62.5

198.6

92.1

311.1%

 

Польша

47.7

42.7

19.6

0.4

2.1

0.9

4.6%

 

Финляндия

     

2.1

5.9

2.7

   

Норвегия

     

11.8

44.2

20.4

   

Франция

12.1

36.4

16.8

85.9

375.6

174.7

1039.9%

 

Швеция

46.9

154.0

70.9

0.8

5.0

2.4

3.4%

 

Болгария

     

23.4

59.6

27.7

   

Ливан

     

14.3

70.2

32.6

   

Израиль

0.1

0.4

0.2

         

Словакия

1.5

7.4

3.4

         

Иран

17.2

80.0

36.8

4.7

10.7

5.0

13.6%

 

Продолжение таблицы 7

Литва

264.5

484.9

224.0

274.6

599.6

278.1

124.2%

 

Латвия

22.8

42.4

19.6

54.9

144.6

65.9

336.2%

 

Эстония

825.6

435.2

201.7

261.6

611.0

283.9

140.8%

 

Итого:

4486.4

8918.7

4125.9

2910.9

6835.8

3177.6

77.0%

29%


 

Как видно  из таблицы 7, при снижении экспорта в отдельные страны наблюдается увеличение его, в частности в Россию, Казахстан, Молдову, Украину, Италию, Францию, республики Прибалтики.

 

Распределение продаж по областям республики представлено на рисунке 2.

Рисунок 2 – Распределение продаж продукции ОАО «Стеклозавод «Неман» по областям республики.

 

Анализ  продаж по областям республики показывает, что большая часть продаж приходится на областные центры. Так, на:

г. Минск  приходится    87% продаж по области;

г. Гомель           56%

г. Брест           42%

г. Могилев           81%

г. Витебск           48%

г. Гродно           28%

Из приведенных  данных видно, что изделия стеклозавода пользуются наибольшим спросом в крупных городах, где уровень доходов населения выше и имеются условия для продаж и хранения хрупкого и деликатного товара. Большой разрыв между уровнем продаж в областных центрах говорит о том, что имеются большие резервы для повышения продаж продукции в городах республики.

О наличии  резервов свидетельствует и статистика торговли. Торговля динамично из года в год наращивает объем товарооборота с темпом около 12-14% в год. При этом наблюдается увеличение доли продаж непродовольственных товаров. Растет уровень доходов населения, совершенствуется торговый процесс, внедряются новые современные формы торговли с использованием гипермаркетов, торговые площади которых позволят создать оптимальные условия для выкладки и продажи такого изящного и хрупкого товара как изделия из стекла и хрусталя.

Если же рассматривать динамику экспорта стеклопродукции в страны дальнего зарубежья за последние  восемь лет, то можно отметить значительный рост экспортных поставок в 2001, 2006 и 2007 годах, которые составили в стоимостном  выражении 2 849,4, 3042,0 и 4123,5 тыс. долларов соответственно. Для сравнения – в 2005 году объем поставок продукции стеклозавода «Неман» составлял лишь 1 918,9 тыс. долларов.

Основными покупателями стеклопосуды являются торговые дома, предприятия государственной  и кооперативной торговли, предприятия  общественного питания, частные  предприниматели и коммерческие фирмы.

Стеклозавод «Неман» стремится обеспечивать торговые предприятия Беларуси всем ассортиментом выпускаемой продукции.

Рисунок 3 - Динамика экспорта продукции стеклозавода «Неман» в страны дальнего зарубежья.

 

В 2008 году товаропроводящая сеть в России была представлена 5 дилерами: ООО «Ресторансервис» /г. Москва/. ЧП Чесебиев /г. Краснодар/. ЧП Чехова /г. Ростов-на-Дону/. ЧП Сибирякова /г. Гусь-Хрустальный/. ЧП Максименков /г. Смоленск/. В Казахстане дилерами завода являются ИП Куминов /г. Петропавловск/, В Молдове – ИП Продан А. /г. Кишинев/. В Беларуси – ООО «Юнь-Малл» /г. Лида/.

Также предприятие  имеет свои представительства в  Польше – фирма «Амер-Гласс», в  Греции – «Каменидис-бразес» и  Германии «Харковер».

Объем реализации продукции на экспорт на 01.01.2008 года через дилеров составил 2619,4 тыс. долларов США, что на 200,1% больше, чем  в 2007 году, через представительства  – 3366,9 тыс. долларов США, что соответственно на 80,0% больше, чем в 2007 году. В целом  доля экспорта через товаропроводящую сеть к общему объему экспорта в 200 году составила 58,1%, для сравнения за аналогичный  период 2007 года – 24,3%.

Учитывая  тот фактор, что на протяжении длительного  периода времени стеклозавод  поддерживает устойчивые отношения  со своими деловыми партнерами из России, Прибалтики, Украины и Молдовы, а  также стран дальнего зарубежья, можно утверждать, что продукция  завода пользуется стабильным спросом на «старых» рынках. Так, сотрудничающие с ОАО «Стеклозавод «Неман», ООО «Ресторансервис» /г. Москва/, ЧП Сибирякова /г. Гусь-Хрустальный/, ИП Куминов /Казахстан/, ИП Продан А. /г. Кишинев/, ЧП Чехова /г. Ростов-на-Дону/, Предприятие Римаса Мисявичуса /г. Каунас/ ежемесячно приобретают стеклоизделия на сумму от 100 тысяч до 5 миллионов российских рублей.

Дистрибьюция  товаров в страны дальнего зарубежья  дает в среднем доход на сумму 300 тыс. долларов США в месяц. И  здесь следует отметить непреходящий интерес к неманской продукции  со стороны таких фирм, как Сандра Рич, Бохольц Дизайн, Шпигелау /Германия/, Лино /Норвегия/, Дюмонт /Голландия/, Кристалл де Пари /Франция/, Педро Хаус /Бразилия/, Гелпа, Маруфиди /Греция/.

 

Заключение

 

Основными критериями конкурентоспособности  хрусталя и бесцветного стекла являются новизна и современность дизайна, эстетичность форм, привлекательность и удобство упаковки, а также цена и качество.

В настоящее  время оперативной целью маркетинговой  деятельности завода является закрепление позиций на рынке Республики Беларусь, возвращение на рынки ближнего и дальнего зарубежья.

Емкость белорусского рынка стекольных изделий  имеет тенденцию к росту, однако она значительно меньше производственных возможностей предприятий Республики. Это обстоятельство будет в перспективе предопределять экспортную ориентацию ОАО «Стеклозавод «Неман».

При сложившейся экономической  ситуации на предприятии и в целом  по республике, ОАО «Стеклозавод «Неман» будет предпринимать все меры по сохранению существующих позиций, а также активизации работы товаропроводящей сети.

Учитывая  сильные стороны предприятия, приоритетным направлением развития предприятия  является:

  • удерживание своих позиций на завоеванном рынке стеклоизделий;
  • знание потребителями торговой марки предприятия;
  • выпуск широкого ассортимента продукции;
  • большой производственный потенциал, ручное производство, позволяющее быстро реагировать на изменения и моду на рынке стеклоизделий, и возможности:
  • расширение географии сбыта на российском рынке;
  • увеличение объемов производства продукции, пользующейся большим спросом;
  • разработка новых видов продукции;
  • повышение производительности труда и уменьшение издержек производства.

Список использованных источников

 

1. http://www.neman.by/ru/index.php?text_id=15

2. http://grodnoglass.by/

 


Информация о работе Экономический механизм деятельности предприятия