Экономический анализ предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:36, курсовая работа

Описание

Ценность бизнес-плана определяется тем, что он:
дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;
содержит ориентир, как должен развиваться проект (предприятие);
служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Содержание

1. Бизнес-планирование как основа
финансового оздоровления предприятия..............................................................5
Понятие бизнес-плана, цели и задачи.............................................................5
Состав бизнес-плана.........................................................................................9
Информационное обеспечение процесса разработки бизнес-плана
Исходная информация для написания бизнес-плана.........................................15
1.4 Финансовый анализ и принятие управленческого решения......................18
2. Анализ отчета о прибылях и убытках.............................................................20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................25

Работа состоит из  1 файл

курсач мой1.docx

— 52.40 Кб (Скачать документ)

В бизнес-плане рекомендуется  дать анализ текущего состояния дел  в отрасли и сведения о тенденциях развития. Рекомендуется также дать справку по последним новинкам, перечислить  потенциальных конкурентов, указать  их сильные и слабые стороны. Необходимо также изучить все прогнозы по данной отрасли и в результате ответить на вопрос, на какого именно потребителя  рассчитаны товары или услуги предприятия.

Существо предлагаемого  проекта

В этом разделе необходимо дать четкое определение и описание тех видов продукции или услуг, которые будут предложены на рынок. Следует указать некоторые аспекты  технологии, необходимой для производства продукции.

При описании основных характеристик  продукции делается акцент на тех  преимуществах, которые эта продукция  несет потенциальным покупателям, а не на технических подробностях. Детальная информация технологического процесса может быть дана в приложении.

Очень важно подчеркнуть  уникальность или отличительные  особенности продукции или услуг. Это может быть выражено в разной форме: новая технология, качество товара, низкая себестоимость или какое-то особенное достоинство, удовлетворяющее  запросам покупателей. Также необходимо подчеркнуть возможность совершенствования  данной продукции.

В этом разделе следует  описать имеющиеся патенты или  авторские права на изобретение  или привести другие причины, которые  могли бы воспрепятствовать вторжению конкурентов на рынок. Такими причинами могут быть, например, эксклюзивные права на распространение или торговые марки.

Анализ рынка

Рынок и маркетинг являются решающими факторами для всех компаний. Самые гениальные технологии оказываются бесполезными, если на них нет своих покупателей. Поэтому  этот раздел является наиболее трудным  для написания. Необходимо убедить  инвестора в существовании рынка  для продукции и показать, что  вы понимаете и можете продать  на нем свою продукцию. Для этого  важно определить тот сегмент  рынка, который будет для предприятия  главным. Как правило, новые предприятия  могут успешно конкурировать  лишь на одном, достаточно узком сегменте рынка. Выбор такого сегмента может  зависеть и от остроты конкурентной борьбы, которая для одного типа продукции может быть слабее, для  другого - сильнее.

После определения конкурентного  сегмента рынка приводится описание структуры клиентуры (покупателей) внутри этого сегмента.

Любой бизнес и, в частности, обладающий хорошими идеями по совершенствованию  продукции, рано или поздно столкнется с проблемой конкуренции. Поэтому  очень важно определить непосредственных конкурентов, их сильные и слабые стороны, оценить потенциальную  долю рынка каждого конкурента. Необходимо показать, что ваша продукция может  конкурировать с точки зрения качества, цены, распространения, рекламы  и других показателей.

План маркетинга

В этом разделе необходимо показать, почему клиенты будут покупать продукцию. В нем описывается, каким  образом предполагается продавать  новый товар или услугу, какую  за него назначить цену и как проводить  рекламную политику. Конкретные детали маркетинговой стратегии часто  оказываются сложными, комплексными и затрагивают такие области, как маркетинговая расстановка, ценовая политика, торговая политика, реклама и т.д.

На действующих предприятиях план по маркетингу составляется на год  вперед. За его выполнением внимательно  следят и ежемесячно или даже ежедневно вносят в него поправки с учетом изменяющейся ситуации на рынке.

В этом разделе делается маркетинговая расстановка (обеспечение  конкурентоспособности продукции) и указываются основные характеристики продукции (работ или услуг) в  сравнении с конкурирующими. Рассматриваются  такие вопросы, как цены, ценовая  политика, торговая политика, каналы сбыта, реклама и продвижение продукции  на рынке, политика поддержки продукции, проявление интереса со стороны вероятных  покупателей, прогноз новой продукции.

Производственный план

В этом разделе должны быть описаны все производственные и  другие рабочие процессы. Здесь же рассматриваются все вопросы, связанные  с помещениями, их расположением, оборудованием, персоналом. Если создаваемое предприятие  относиться к категории производственных, то необходимо полное описание производственного  процесса: как организована система  выпуска продукции и как осуществляется контроль над производственными  процессами, каким образом будут  контролироваться основные элементы, входящие в стоимость продукции (например, затраты труда и материалов, как будет размещено оборудование. Если некоторые операции предполагается поручить субподрядчикам, следует дать о них сведения, включая название субподрядчика, его адрес, причины, по которым он был выбран, цены и  информацию о заключенных контрактах. По тем операциям, которые предполагается выполнить собственными силами, необходимо дать схему производственных потолков, список производственного оборудования, сырья и материалов с указанием  поставщиков (название, адрес, условия  поставок), ориентировочную стоимость, а также список производственного  оборудования, которое может понадобиться в будущем. Наконец, в этом разделе  должны найти отражение вопросы, насколько быстро может быть увеличен или сокращен выпуск продукции.

Организационный план

В этом разделе указывается  форма собственности создаваемого предприятия: будет ли это индивидуальное предприятие, товарищество или акционерное общество. Если это товарищество, необходимо привести условия, на которых оно строится. Если акционерное общество, необходимо дать сведения о количестве и типе выпускаемых акций.

Приводится организационная  структура будущего предприятия. Даются сведения о количестве персонала  и расширении штата, обучении подготовке кадров, а также о привлечении  консультантов, советников, менеджеров.

В этом разделе рассматриваются  вопросы руководства и управления предприятием. Объясняется, каким образом  организована руководящая группа, и  описывается роль каждого ее члена. Приводятся краткие биографические сведения обо всех членах совета директоров. Анализируются знания и квалификация всей команды в целом.

В этом же разделе должны быть представлены данные о руководителях  основных подразделений, их возможностях и опыте, а также об их обязанностях. Детальные анкетные данные и характеристики приводятся в приложении. В этом разделе освещается механизм поддержки  и мотивации ведущих руководителей, то есть, каким образом они будут  заинтересованы в достижении намеченных в бизнес-плане целей, как будет  оплачиваться труд каждого руководителя (оклад, премии, долевое участие в  прибыли). Рекомендуется представить  организационную схему с указанием  места каждого руководителя в  организационной иерархии.

Степень риска

Каждый новый проект неизбежно  сталкивается на своем пути с определенными  трудностями, угрожающими его осуществлению. Для предпринимателя очень важно  уметь предвидеть подобные трудности  и заранее разработать стратегии  их преодоления. Необходимо оценить  степень риска и выявить те проблемы, с которыми может столкнуться  бизнес.

Главные моменты, связанные  с риском проекта, должны быть описаны  просто и объективно. Угроза может  исходить от конкурентов, от собственных  просчетов в области маркетинга и производственной политики, ошибок в подборе руководящих кадров. Опасность может представлять также  технический прогресс, который способен мгновенно "состарить" любую новинку.

Полезно заранее выработать стратегию поведения и предложить пути выхода из вероятных рискованных  моментов в случае их внезапного возникновения. Наличие альтернативных программ и  стратегий в глазах потенциального инвестора будет свидетельствовать  о том, что предприниматель знает  о возможных трудностях и заранее  к ним готов.

Финансовый план

Финансовый план является важнейшей составной частью бизнес-плана. Основные показатели финансового плана: объем продаж, прибыль, оборот капитала, себестоимость и т.д. Финансовый план составляется на 3-5 лет и включает в себя: план доходов и расходов, план денежных поступлений и выплат, балансовый план на первый год. При  составлении финансового плана  анализируется состояние потока реальных денег (потока наличности), устойчивость предприятия, источники и использование  средств. В заключение определяется точка безубыточности.

Сводный прогноз доходов  и расходов составляется, по крайней  мере, на первые три года, причем данные за первый год должны быть представлены в месячной разбивке. Он включает такие  показатели, как ожидаемый объем  продаж, себестоимость реализованных  товаров и различные статьи расходов. Зная ставки налога, можно получить прогноз чистой прибыли предприятия  после вычета налогов.

1.3. Информационное обеспечение процесса разработки бизнес-плана

Исходная информация для  написания бизнес-плана

Прежде чем заниматься составлением бизнес-плана, необходимо собрать всю исходную информацию и четко определить цели и задачи будущего проекта.

Информация о спросе

Перед тем как составлять бизнес-план, необходимо оценить спрос  на товар (работы или услуги), который  предлагается производить. Необходимо понять, что и кому будет продаваться  и почему люди будут это покупать. Надо помнить, что люди покупают не просто продукт или услугу, он покупают совокупность определенных преимуществ, разрешая свои проблемы. Эта совокупность преимуществ включает в себя четыре элемента (специалисты по маркетингу называют их маркетинговым комплексом): характеристики самого продукта, его цену, поощрение спроса на данный продукт и место его реализации.

Суть центральной идеи теории маркетинга состоит в том, что рынок включает в себя довольно обособленные подразделения или  сегменты. Каждый сегмент предъявляет  специфические требования к продукции  или услугам. Если предприятие приведет свою продукцию или услуги в соответствие с этими требованиями и сделает  это лучше, чем конкуренты, то оно  сможет увеличить долю своего участия  на рынке и, следовательно, увеличить  прибыльность. Важным обстоятельством  при этом будет определение покупателей: каковы их запросы и как на них  выйти, довести до них свою продукцию. Без хорошего понимания запросов покупателей (клиентов) нельзя оценить  сильные и слабые стороны продукции  или услуг.

Необходимые данные можно  получить, обратившись в соответствующие  организации, а можно провести и  собственные исследования. Источником информации могут стать публикации отраслевых ассоциаций, правительственные  отчеты и статьи в научных журналах.

Данные о потенциальных  размерах рынка могут обосновать те положения бизнес-плана, которые  касаются маркетинга. Они должны включать информацию о фирмах-конкурентах, о  торговой наценке, о рыночных трендах (тенденциях) и перспективах роста.

Производственная информация

Производственная информация включает определение производственных потребностей предприятия, зависящих  от того, какую продукцию оно собирается выпускать. Большую часть необходимой  информации можно получить у производителей аналогичной продукции.

При сборе производственной информации необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

  • производственные операции: необходимо установить перечень всех базовых операций по обработке и сборке, выяснить, нельзя ли поручить некоторые из них субподрядчикам, а если можно, то какие и кому;
  • сырье и материалы: составить список всех видом сырья и материалов, установить название фирм-поставщиков, их адреса и ориентировочные цены;
  • оборудование: составить спецификацию всего необходимого оборудования и по каждой единице оборудования выяснить, можно ли взять его напрокат (арендовать) или нужно покупать;
  • трудовые ресурсы: составить перечень специальностей с указанием числа работников по каждой специальности, их заработной платы и выявить возможности подготовки таких специалистов;
  • помещения: определить потребность в производственных площадях, возможности аренды помещений, их покупки и т.д.;
  • накладные расходы: расходы на покупку инструментов, спецодежды, канцелярских товаров, на оплату счетов за электроэнергию, водопровод и прочие муниципальные услуги, на заработную плату управленческого персонала и т.д.

Финансовая информация

Финансовая информация необходима для всесторонней оценки финансовых аспектов деятельности предприятия. На основании этой информации потенциальные  инвесторы будут судить о рентабельности проекта, о том, сколько денег  потребуется вложить в предприятие, чтобы поставить его на ноги и  покрыть текущие расходы начального этапа и о том, каким образом  можно получить необходимые средства (выпуск акций, займы и пр.). Финансовая информация необходима для всесторонней оценки финансовых аспектов деятельности предприятия. На основании этой информации потенциальные инвесторы будут  судить о рентабельности проекта, о  том, сколько денег потребуется  вложить в предприятие, чтобы  поставить его на ноги и покрыть  текущие расходы начального этапа  и о том, каким образом можно  получить необходимые средства (выпуск акций, займы и пр.).

Одной из самых сложных  задач при составлении бизнес-плана  является проведение анализа цен  на товары конкурентов. Дело в том, что  в реально функционирующей рыночной экономике информация о ценах  чаще всего является коммерческой тайной изготовителя. Публикуются лишь цены предложения, но эти цены значительно  отличаются от цен реальных поставок из-за использования разнообразных  скидок.

Информация о работе Экономический анализ предприятия