Экономическая оценка эффективности лизинговых операций и кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 20:43, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы выявить особенности применения лизинга на предприятии и рассчитать его экономическую эффективность.
Объект исследования – частное предприятие «Эркюль».
Предмет исследования – экономико-организационные аспекты функционирования предприятия и использование лизинга, как действенного метода обновления основных фондов.
Для достижения цели в работе решались следующие задачи:
- изучить понятие лизинга, дана характеристика его субъектам и объектам;
- охарактеризовать основные виды и формы лизинга;
- проанализировать мировой опыт развития лизинга, выявить особенности в построении лизингового законодательства различных стран;
- проанализировать хозяйственную деятельность ТЧУП «Эркюль» и дать характеристику состояния его основных фондов;
- провести сравнительный анализ использования лизинга и кредита.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…….
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ЛИЗИНГА……
1.1 Понятие лизинга, его субъекты и объекты……………………………
1.2 Формы и виды лизинга, особенности его применения...………….......
1.3 Развитие лизинга в зарубежных странах и в Республике Беларусь.…
2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ТЧУП «ЭРКЮЛЬ».…………………………………….....
2.1 Характеристика и основные показатели производственно- хозяйственной деятельности ТЧУП «Эркюль»…………..…………………
2.2 Характеристика основных производственных фондов ТЧУП «Эркюль»........................................................................................................
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ И КРЕДИТА…………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..…..

Работа состоит из  1 файл

КР_лизинг.doc

— 440.00 Кб (Скачать документ)

Во Франции различают лизинг движимого имущества без права  выкупа и с правом выкупа (кредит-аренда) или финансовый лизинг, который имеет  место в случае, если:

  • лизингодатель покупает оборудование до его последующей сдачи в аренду;
  • лизингодатель предоставляет лизингополучателю возможность выкупа имущества по заранее оговоренной цене, учитывающей размер предварительно сделанных лизинговых платежей;
  • лизингополучатель использует оборудование для производства или в коммерческой деятельности.

Соглашение будет признано как кредит-аренда, если оборудование будет куплено лизингодателем у третьей стороны. Производитель оборудования не может сдать его в лизинг по договору кредит-аренды, т. е. не допускается прямой лизинг. Если пользователь не имеет возможности выкупа имущества, но взамен обладает правом на покупку оборудования, то соглашение будет классифицироваться как продажа в рассрочку, а не как лизинг. Основными видами налогов, уплачиваемых лизинговыми компаниями, во Франции являются подоходный налог и косвенные налоги. Ставка подоходного налога с юридических лиц составляет 2% для чистой прибыли. НДС (основной косвенный налог) взимается со всех лизинговых сделок, связанных с оборудованием. Стандартная ставка — 18,6%. Таможенные пошлины взимаются с импортируемых во Францию объектов из стран, не являющихся членами ЕС. Лизингодатели оборудования, не являющиеся резидентами Франции, в отличие от лизингодателей транспортных средств могут получать предусмотренные договором лизинговые платежи от французских лизингополучателей без НДС[4].

Первым нормативным актом в  республике по лизингу явились «Методические указания о порядке учета лизинговых операций», утвержденные Минфином Республики Беларусь в 1994 году. Они были подготовлены на основании действующих общих законодательных актов и стали первым документом по лизингу в государствах бывшего СССР. В 1996 году было принято «Положение о лизинге на территории Республики Беларусь», утвержденное Минэкономики Республики Беларусь, а также «Методические указания о порядке учета лизинговых операций», утвержденные Минфином Республики Беларусь.

В настоящее время регулирование  лизинговых сделок на территории страны осуществляются на основании §6 главы 34 «Аренда» Гражданского кодекса Республики Беларусь, вступившего в силу с 1.07.1999г., и других законодательных актов, важнейшими из которых являются Указ Президента Республики Беларусь от 13.11.97г. № 587 «О лизинге» (Собрание декретов, указов Президента и Постановлений Правительства Республики Беларусь, 1997, №32, ст. 1026) и Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.97г. №1769 «О лизинге на территории Республики Беларусь» («Рэспублiка», 1998г., №18-19; Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998, №1, ст. 16), на основании которого разработаны «Методические указания о порядке бухгалтерского учета лизинга, утвержденные Минфином Республики Беларусь в 1998 году (регистрационный номер №2301/12 от 11.02.98г.). Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.07.98г. № 1042 (Собрание декретов, указов Президента Республики Беларусь, 1998, №19, с.520) утверждено «Положение о лизинге на территории Республики Беларусь» [12].

В 1997 году организован  Белорусский Союз лизингодателей (БСЛ), основной целью которого является содействие развитию и популяризации лизинга в республике. БСЛ входит в состав Европейской федерации ассоциаций лизинговых компаний (Leaseurope) и Лизинговой конфедерации СНГ по развитию межгосударственного лизинга (СНГЛИЗИНГ).

По данным БСЛ, общий  объем лизинговых сделок в 2004 году превысил 3% от общей суммы инвестиций в республике, в то время как в Польше этот показатель превысил 10%.  В 2004 году в общем объеме основных фондов, передаваемых в лизинг, преобладали следующие его виды: недвижимость – 10%, компьютеры и оргтехника – 25%, промышленное оборудование – 20%, лизинг автомобилей – 45%.

Международный лизинг развивается  в Беларуси с 1991 года и представлен преимущественно финансовым лизингом грузовых автомобилей.

Лизинговые компании республики сотрудничают с крупейшими банками Беларуси, такими как АСБ «Беларусбанк», АО «Приорбанк», АКБ «Белпромстройбанк» и АКБ «Белбизнесбанк» [12].

Анализ мирового опыта показывает, что в последние годы лизинговые операции стали неотъемлемой частью стабилизации и развития экономики во многих странах. Темпы прироста объема лизинга в них значительно превышает темпы прироста частных капиталовложений в производство машин и оборудования. Лизинг используется при сбыте продукции как на внутреннем, так и на внешних рынках. Все это влечет активную разработку специального законодательство, регулирующего лизинговые сделки.

Актуальность развития лизинга в Беларуси обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования (значительный удельный вес морально устаревшего оборудования, низкая эффективность его использования, необеспеченность запасными частями и т. д.). Одним из вариантов решения этих проблем и может быть лизинг, который объединяет элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций. В Беларуси с помощью лизинговых операций можно решить ряд проблем, в том числе: обновление средств производства предприятий всех форм собственности; целенаправленное кредитование и приобретение основных средств; развитие наиболее эффективных направлений производства через систему заключения лизинговых договоров; ускорение приватизации посредством лизинга и других мер. Однако в настоящее время в республике практически отсутствуют фундаментальные научные работы по проблемам эффективной организации лизинговой деятельности и специальная законодательная база по лизинговым сделкам. Это обстоятельство, а также все возрастающая роль лизинга в республике объективно обуславливают необходимость изучения данных вопросов и разработки на этой основе конкретных мероприятий, способствующих повышению эффективности использования лизинга в Республики Беларусь.

 

2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЗИНГОВЫХ  ОПЕРАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ТЧУП «ЭРКЮЛЬ»

2.1 Характеристика и основные показатели производственно- хозяйственной деятельности ТЧУП «Эркюль»

 

 

Частное унитарное предприятие «Эркюль» зарегистрировано решением Минского городского исполнительного комитета в едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 100782922.

Юридический адрес Обшества - 220002, г. Минск, ул. Сторожевская, 8-4. Учредителем предприятия является ООО «Энергия ГмбХ» (резидент Республики Беларусь) - 100 % в Уставном фонде. Уставной фонд предприятия составляет 3 000 000 рублей и сформирован в полном объеме.

Основной вид деятельности предприятия: международные грузовые перевозки.

Уставом предусмотрены  следующие виды деятельности:

  • деятельность автомобильного грузового транспорта;
  • торговля автомобилями, их техническое обслуживание и ремонт;
  • услуги по хранению транспортных средств;
  • сдача в наем собственного недвижимого имущества;
  • аренда автомобилей;
  • прочая деятельность по охране здоровья человека и т.д.

Особенностью производственно-хозяйственной  деятельности и ее слабым местом является сезонность работы. Так, в период декабря-апреля процент использования подвижного состава в рабочий день колеблются от 48% до 66%, в то время как в июне-октябре процент использования поднимается до 87%.

рганизационная структура  управления предприятием представлена в приложении.

Гибкая система управления предприятием позволяет в случае изменения рыночных условий быстро принимать верные решения, она оптимальна по степени эффективности и по затратам, хотя и имеет определенную бюрократичность и жесткость, которая является следствием того, что контрольный пакет акций принадлежит государству.

На 01.01.2007 численность  работников предприятия составляет 97 человека, в том числе:

  • водителей 66 чел.
  • основных ремонтных рабочих - 11 чел.
  • руководителей, специалистов - 20 чел.

На один эксплуатационный автомобиль приходится 1,37 водителя, 0,23 ремонтных рабочих, 0,42 служащих.

Тарифная ставка 1 разряда  на 01.01.2007 равна 200000 рублей. Оплата труда  водителей производится по сдельным расценкам - процент от полученных доходов, премии за выполнение задания, надбавки за высокое профессиональное мастерство при условии выхода на линию определенного количества машино - дней, премировании за  дополнительные рейсы.

Так как ТЧУП «Эркюль» осуществляет международные перевозки, то в Германии находится партнерская фирма: MPG International GmbH, которая осуществляет складские услуги (упаковка, переупаковка, маркировка; паллетирование и сортировка товара; погрузочно-разгрузочные работы; складской учет движения; хранение грузов) и оформление документов и таможенные услуги (экспортные декларации (EX1), оформление транзитной гарантии (Т-1, Т-2); оформление книжек МДП (CARNET TIR) и CMR-накладных; дополнительные услуги по оформлению документов).

Перевозки большегрузными автопоездами осуществляются по следующим направлениям: Германия (16% от общего количества рейсов в 2005 году), Франция (47%), Италия (19%), Бельгия, Голландия  (8%), Дания (5%), Россия (8%), Испания (3%), прочие (2%).

Структура перевозимых  грузов:

- из стран СНГ в  европейские страны - пиломатериалы (84% от общего количества рейсов),  мебель, изделия из дерева (6%), химволокно (2%), металл (8%).

- из стран Европы  в страны СНГ - оборудование (70% от общего количества рейсов), продукция химической промышленности, кроме опасных грузов (18%), опасные грузы (5%), моторные масла, шины (5%), посуда, керамика, стеклотара (2%).

Грузоперевозки и транспортно-экспедиционная деятельность развивается в соответствии со всеми прогрессивными тенденциями рынка международных грузоперевозок. Осваиваются новые направления (Финляндия, Португалия, Швейцария и др.), увеличивается доля более прибыльных перевозок опасных грузов, негабаритных грузов.

Финансовая деятельность должна быть направлена на обеспечение  систематического поступления и эффективности использования финансовых ресурсов, соблюдение расчетной и кредитной дисциплины, достижение рационального соотношения собственных и заемных средств, финансовой устойчивости с целью эффективного функционирования предприятия.

Одними из важнейших показателей  работы предприятия являются такие, как доходы, расходы, прибыль. Финансовые показатели работы ТЧУП «Эркюль» за 2004 - 2006 гг. представлены в таблице 4.

Таблица 4 Результаты финансовой деятельности ТЧУП «Эркюль»

Показатели

2004г.

2005г.

2006г.

Темп роста (2005/2004г.)

Темп роста (2006/2005г.)

Выручка от эксплуатации автомобильных транспортных средств

6027,55

8288,35

10155,26

137,51

122,52

     - по договорам с резидентами

2483,58

3953,93

4562,14

159,20

115,38

     - по договорам с нерезидентами

3543,97

4334,42

5593,12

122,30

129,04

Налоги и сборы из выручки

259,18

356,40

436,68

137,51

122,52

Доходы

5891,67

8088,75

9843,48

137,29

121,69

     - от перевозок

5768,37

7931,95

9718,58

137,51

122,55

     - от экспедиционной  деятельности (после  уплаты налогов)

123,30

156,80

124,90

127,17

122,52

Расходы

5691,57

7834,64

9559,32

137,65

115,38

в том числе:

    - зарплата

619,32

861,45

1235,20

139,10

143,39

    - начисления на з/плату

241,53

301,51

481,73

139,10

159,77

    - амортизация основных средств, всего

89,57

374,92

412,32

418,58

109,97

        - амортизация подвижного состава

84,48

339,63

371,09

402,02

109,26

     - топливо

995,01

1496,81

1983,20

150,43

132,50

     - затраты на автошины

193,80

254,29

348,20

131,21

136,93

     - ремонт и то

273,12

602,05

783,10

220,44

130,07

     - лизинговые и арендные платежи

-

240,66

268,30

-

111,49

     - экологический налог

13,37

16,03

19,75

119,87

123,24

     - командировочные расходы

369,23

708,13

959,20

191,78

135,46

     - дорожные сборы

123,12

256,11

374,20

208,01

146,11

     - прочие расходы

2773,51

2688,23

2694,12

96,93

100,22

Прибыль (убыток)

76,80

97,31

159,27

126,72

120,87

Рентабельность перевозок, %

1,27

1,17

1,57

92,15

98,65

Производительность труда, млн. руб.

65,46

81,70

101,48

124,81

124,20

Численность работников

90

99

97

110,00

97,98

в том числе:

     - водителей

62

68

66

109,68

97,06

    - ремонтные  рабочие

10

12

11

120,00

91,67

    - служащие

18

19

20

105,56

105,26


Примечание. Источник: собственная  разработка

 

По данным таблицы  можно сказать, что основную часть доходов предприятие получает от перевозок. В период с 2004 по 2006 год наблюдается тенденция роста общей суммы доходов на 67,07%. Что касается расходной части, то наибольший удельный вес приходится на такие статьи затрат, как топливо, амортизация, затраты на оплату труда.

Рис. 1. Изменение доходов и расходов ТЧУП «Эркюль»

Примечание. Источник: собственная  разработка

Как  видно из рисунка  наблюдается постоянный рост доходов  предприятия. Так в 2005г доходы увеличились на 37,52% в сравнении с 2004г., а в 2006г. на 21,69% в сравнении с 2005г. Однако наблюдается и увеличение расходов. Это объясняется, в первую очередь ростом объема перевозок.

Необходимо также отметить, что величина расходов увеличилась  в 2005 году по сравнению с 2004 годом  на 37,65 %, в то же время рост доходов произошел менее быстрыми темпами. В 2006 расходы увеличились на 15,38%.

Структура расходов в 2006г. приведена на рисунке 2.3

Рис. 2. Структура расходов в 2006 году

Примечание. Источник: собственная  разработка

Балансовая прибыль в 2006 году составила 159,27 мнл. руб. что по сравнению с 2004 годом больше практически в 2 раза. Более наглядно динамика изменения показателя рентабельности представлена на рисунке 2.4

Рис. 3. Динамика изменения рентабельности предприятия

Примечание. Источник: собственная разработка

 

Как показывает рисунок 3, на предприятии наблюдается рост основного экономического показателя - рентабельности. Так в 2006г рентабельность равнялась 1,57% , что на 0,29% больше чем в 2004г и на 0,02% меньше 2005 года.

Источники собственных  средств на 01.01.2006г. составили 190 млн. руб., что на 6,5% больше, чем в 2004г., и значение данного показателя осталось на уровне 2005г. В структуре источников собственных средств наибольший удельный вес занимает добавочный фонд (примерно 98%). За анализируемый период общая сумма расчетов увеличились в 3,5 раза с 665 млн. руб. в 2004 г. до 3069 млн. руб. в 2006г

Таким образом, ТЧУП «Эркюль» является одним из лидирующих транспортных предприятий Республики Беларусь, которое осуществляет такие виды деятельности как перевозка грузов в международном сообщении, транспортно-экспедиционное обслуживание предприятий и организаций. Предприятие имеет большой круг постоянных клиентов, что обеспечивает постоянный поток заказов на перевозку. Наблюдается постоянный рост доходов предприятия. Так в 2005г доходы увеличились на 37,52% в сравнении с 2004г., а в 2006г. на 21,69% в сравнении с 2005г. Общая сумма доходов в 2004 году по всем видам деятельности составила 4514 мнл. руб., расходы – 3770млн. руб., рентабельность предприятия - 6,36%.

Информация о работе Экономическая оценка эффективности лизинговых операций и кредита