Экономическая оценка эффективности лизинговых операций и кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 20:43, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы выявить особенности применения лизинга на предприятии и рассчитать его экономическую эффективность.
Объект исследования – частное предприятие «Эркюль».
Предмет исследования – экономико-организационные аспекты функционирования предприятия и использование лизинга, как действенного метода обновления основных фондов.
Для достижения цели в работе решались следующие задачи:
- изучить понятие лизинга, дана характеристика его субъектам и объектам;
- охарактеризовать основные виды и формы лизинга;
- проанализировать мировой опыт развития лизинга, выявить особенности в построении лизингового законодательства различных стран;
- проанализировать хозяйственную деятельность ТЧУП «Эркюль» и дать характеристику состояния его основных фондов;
- провести сравнительный анализ использования лизинга и кредита.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…….
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ЛИЗИНГА……
1.1 Понятие лизинга, его субъекты и объекты……………………………
1.2 Формы и виды лизинга, особенности его применения...………….......
1.3 Развитие лизинга в зарубежных странах и в Республике Беларусь.…
2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ТЧУП «ЭРКЮЛЬ».…………………………………….....
2.1 Характеристика и основные показатели производственно- хозяйственной деятельности ТЧУП «Эркюль»…………..…………………
2.2 Характеристика основных производственных фондов ТЧУП «Эркюль»........................................................................................................
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ И КРЕДИТА…………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..…..

Работа состоит из  1 файл

КР_лизинг.doc

— 440.00 Кб (Скачать документ)

Можно казать, что основной причиной таких финансовых показателей является недостаточная эффективность использования основных фондов предприятия и в основном подвижного состава. Однако необходимо учитывать также и факторы, не зависящие от предприятия. Так как основным видом деятельности предприятия являются грузоперевозки и экспедирование грузов в международном и внутри республиканском сообщении, то объем оказываемых транспортных услуг зависит также то спроса и предложений на рынке транспортных услуг, что существенно влияет на доходы и рентабельность.

 

2.2 Характеристика основных производственных фондов                                          ТЧУП «Эркюль»

 

 

Главной отличительной  особенностью основных фондов является то, что, многократно участвуя в процессе производства, они сохраняют свою натуральную форму, изнашиваются постепенно и не покидают сферы производства до тех пор, пока не окажутся использованными и не будут заменены другими; полностью участвуя в процессе производства, они переносят на продукцию только часть овеществленного в них труда в форме амортизационных отчислений. Объем основных фондов предприятия постоянно меняется. Прежде всего, он увеличивается в результате ввода в действие новых зданий, сооружений, поступления подвижного состава от промышленности. Наряду с пополнением основных фондов происходит их выбытие из-за физического и морального износа, передачи другим предприятиям. Состояние основных фондов существенно сказывается на работе предприятий в целом.

В собственном автопарке ТЧУП «»Эркюль» находятся 45 автомобилей Мерседес Бенц, 35% которых соответствуют экологическим нормам EURO - 3, с тентованными полуприцепами объемом от 82 м3 и  внутренней высотой 2,5 м до 96 м3 и внутренней высотой 2,7м, 7 рефрижераторов объемом 82 м3 внутренней высотой 2,45м. Для перевозки опасных грузов 16 автомобилей оборудованы АДР – комплектами. В автопарке предприятия также 3 автомобиля Мерседес Спринтер, грузоподъемностью от 2 до 3,5 т.

Отличительными чертами  Мерседес Бенц Актрос 1838 LS, 1840 LS, 1841 LS, 1843 LS являются новый дизайн интерьера кабины, который ещё больше соответствует требованиям водителя (двухдверная, двухместная, с двумя спальными местами, с высокой крышей), 6-ти цилиндровые V-образные двигатели мощностью от 300кВт, а также инновации, такие как: рама с установленным сзади оборудованием и новый задний мост. Снаружи сразу заметно значительное изменение кабины: подчеркнутые элементы решётки радиатора, усовершенствованная аэродинамика и новые рассеивающие стёкла фар.

Управление высококлассной техникой доверено водителям-профессионалам с опытом работы в международных  перевозках грузов не менее 5 лет. Все  водители также прошли соответствующее  обучение. Привлекаемые подрядчики обладают лицензиями на право перевозок опасных грузов, высококвалифицированные водители прошли специальную подготовку и имеют соответствующий допуск. Сотрудники ТЧУП «Эркюль», получившие международный сертификат специалистов по перевозке опасных грузов, обеспечивают полное сопровождение перевозки. ТЧУП «Эркюль» работает с перевозчиками на основе постоянных контрактов, что гарантирует выполнение заказов в полном объеме. Все транспортные компании-партнеры имеют полис страхования CMR. В качестве дополнительного сервиса ТЧУП «Эркюль» предлагает своим заказчикам услуги таможенного оформления.

Учитывая все особенности  международного законодательства и  требований к перевозке грузов, специалисты компании разрабатывают оптимальный маршрут и обеспечивают своевременную доставку по конкурентоспособной цене. Сильной стороной производственно-хозяйственной деятельности Общества является ее новый подвижной состав большой грузоподъемности (таблица 5).

Таблица 5 Наличие подвижного состава на 01.01.2007г.

Марка

Грузоподъемность

Количество

Седельный тягач

Мерседес Бенц Актрос 1838 LS

20

18

Мерседес Бенц Актрос 1840 LS

22

11

Мерседес Бенц Актрос 1841 LS

20

13

Мерседес Бенц Актрос 1843 LS

20

3

Грузовой вагон

Мерседес Бенц Спринтер

4,6

1

Мерседес Бенц 208 Спринтер

3,8

1

Мерседес Бенц 419 СDI

1,5

1

Итого

19,2

48


Примечание. Источник: собственная  разработка

 

Из рисунка 4 видно, что 26% подвижного состава имеют возраст до 6 лет, 19% автомобилей находятся в эксплуатации 10 лет. На предприятии имеется 6 автомобилей 2006 года выпуска. Эти автомобили пользуются постоянным спросом клиентуры, имеют высокую рентабельность.

Рис. 4 Возрастная структура подвижного состава

Примечание. Источник: собственная  разработка

 

Из вышеприведенного следует, эффективность работы подвижного состава на линии не соответствует тем параметрам, которые позволили бы обеспечить устойчивое финансовое состояние предприятия в настоящее время, поэтому для обновления подвижного состава ТЧУП «Эркюль» использует лизинг, как наиболее эффективное и удобное средство воспроизводства основных фондов.

 

3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ И КРЕДИТА

 

 

Когда речь заходит о  критериях оценок приемлемости инвестиций, одним из первых рассматривается показатель ожидаемой прибыли от реализации проекта. При этом, как правило, имеется в виду прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и обязательных отчислений в различные фонды, т.е. прибыль, свободная от обязательств перед государством. Выбор одного из всех видимых способов финансирования инвестиционного проекта делается на основе сравнения по критерию прибыли. Это конкретная задача, для решения которой есть определенные экономические инструменты.

Любые инвестиции связаны  с затратами на приобретение активов, от использования которых ожидается  получение прибыли. Инвестиционные затраты включаются в себестоимость продукции (услуг), тем самым уменьшая налогооблагаемую базу для уплаты налога на прибыль. Уменьшение суммы уплачиваемого налога на прибыль через снижение налогооблагаемой базы, пожалуй, самая значительная налоговая льгота для предприятия, осуществляющего инвестиции [5].

Осуществляя капиталовложения посредством лизинга, его участники  получают три основных вида инвестиционных налоговых льгот:

  1. Налоговый щит арендной платы, получаемый арендатором. В системе налогообложения арендные (лизинговые) платежи рассматриваются как операционные (текущие) расходы и включаются в себестоимость продукции (услуг), тем самым, уменьшая налогооблагаемую базу арендатора. Величина налогового щита определяется как сумма арендных платежей, умноженная на ставку налогов с прибыли арендатора.
  2. Процентный налоговый щит лизингодателя, берущего кредит на приобретение сдаваемого в аренду имущества. Относя проценты по кредиту на себестоимость продукции (услуг), лизингодатель уменьшает налогооблагаемую базу налогов, уплачиваемых из прибыли. Величина щита определяется как сумма процентов по кредиту на приобретение сдаваемого в аренду имущества, умноженная на ставку налогов с прибыли лизингодателя.
  3. Амортизационный налоговый щит лизингодателя как собственника объекта лизинга. Амортизационные льготы являются следствием амортизации лизингового имущества. Поскольку амортизационные отчисления включаются в себестоимость продукции (услуг), то на их величину уменьшается и налогооблагаемая база лизингодателя. Величина этого щита определяется как сумма амортизационных отчислений на восстановление арендуемого имущества, умноженная на ставку налогов с прибыли лизингодателя.

Будущие налоговые условия  лизингового финансирования капиталовложений играют едва ли не решающую роль в оценке эффективности лизинга его участниками. Если бы участники лизинга сравнивали начальную сумму арендного финансирования только с общей величиной последующих лизинговых платежей, рассчитанной по общепринятой методике, то получилось бы, что лизингодатель может получить прибыль только за счет арендатора, и наоборот. Однако при одних и тех же арендных платежах денежные потоки лизингодателя и арендатора, определяются разными составляющими, поэтому редко совпадают по своим значениям. Если же участники лизинга сравнивают начальные суммы финансирования с общей величиной последующих денежных потоков, то лизинг может представлять денежный интерес для них обоих [6].

Оценка дохода одновременно лизингодателем и арендатором может показать  "коммерческую эффективность", "выгоды" или "преимущества".

Принципы сравнения  аренды и кредита:

1. Оценивается внутренняя стоимость лизинга по отношению к займу. Выбор в пользу одного из двух сравниваемых способов финансирования означает лишь получение экономического эффекта по отношению к другому. Мы не оцениваем абсолютную стоимость лизинга с точки зрения всегда существующих издержек упущенных возможностей.

2. Принцип финансовой эквивалентности платежей. Эквивалентными считаются платежи, которые, будучи приведенными к одному и тому же моменту времени, равны.

Выделяют два основных критерия, по которым устанавливают  искомое соответствие арендного  и кредитного финансирования:

Структура капитала предприятия (соотношение собственных и заемных  средств), которая рассматривается кредитором как один из ключевых показателей кредитоспособности заемщика. Кредитное и арендное финансирование по-разному изменяет структуру капитала предприятия. Выбор одного из альтернативных вариантов финансирования проекта во многом определяется вкладом каждого из них в возможность привлечения заемных средств в будущем. Поэтому база для сравнения устанавливается исходя из влияния арендного и кредитного финансирования на структуру капитала. Риски, связанные с финансированием проекта. В экономическом смысле долгосрочная аренда похожа на обеспеченную ссуду. Однако с юридической точки зрения право собственности имеет решающее значение. При кредитном финансировании такое право получает заемщик, тогда как при аренде оно остается за арендодателем. Владелец имущества может рассчитывать на его ликвидационную стоимость, и право собственности для него тем более важно, если он сталкивается с финансовыми трудностями. Поэтому база для сравнения устанавливается исходя из величин рисков, связанных с арендным и кредитным финансированием проекта.

Сравнение сумм арендного  и кредитного финансирования при  условии равенства потоков арендной и кредитной задолженностей в  каждый момент времени. То есть, необходимо сравнивать аренду с эквивалентным  ей займом. Эквивалентным аренде считается заем, поток задолженности по которому соответствует потоку арендной задолженности в каждый момент времени. Подсчитав сумму эквивалентного займа, ее можно сравнить с суммой арендного финансирования [5].

Оценить экономический  эффект лизинга относительно прямого кредитного финансирования можно по следующей формуле

Э1 = Чкд - Члд       (1)

Лизинг полностью заменит  прямое кредитное финансирование, когда  подсчитанные лизингодателем и арендатором  значения NPV при сложении будут равны  нулю. В этом случае лизинг не имеет экономического эффекта относительно прямого кредитного финансирования. Лизинг экономически эффективен, когда экономический эффект положителен. Это возможно, если кредитное финансирование лизингодателя превысит сумму эквивалентного аренде займа для арендатора.

В данном анализе будут  рассмотрены преимущества и недостатки лизинга и кредита, возникающие у основных субъектов кредитных отношений: у Банка, у лизинговой компании, у лизингополучателя (Заемщика).

Приведем расчеты выручки  и затрат и движения денежных средств для предприятия, решившего приобрести автомобиль (основные средства) путем привлечения банковского кредита и путем долгосрочного финансового лизинга.

Исходные данные для  расчета лизинговых и кредитных  платежей на Мерседес Бенц 1838 LS (Евро-3) представлены в таблице 6.

 

 

 

Таблица 6 Исходные данные для расчета лизинговых и кредитных платежей

Наименование показателя

Условные обозначения

Единица измерения

Значение показателей

Балансовая стоимость  тягача

БС

тыс.руб.

125 000

Срок лизинга

Т

квартал

8

Ставка рефинансирования

e

%

11

Процентная ставка за кредит

ПС

%

15

Налог на добавленную  стоимость

НДС

%

18

Комиссионное вознаграждение лизингодателю

КВ

%

2

Остаточная стоимость

ОС

%

5

Авансовый платеж

АП

%

10

Ставка налога на прибыль

Сп

%

24

Лизинговая ставка

ЛС

%

14

Информация о работе Экономическая оценка эффективности лизинговых операций и кредита