Эффективность национальной экономики: критерии, способы оценки, пути достижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 22:47, курсовая работа

Описание

В настоящее время в условиях рыночной экономики, когда характерна экономическая нестабильность, когда развитие сменяется периодом кризисов и катаклизмов, от предприятий требуется повышение экономической эффективности.
Эффективность относится к числу ключевых категорий рыночной экономики, которая непосредственно связана с достижением конечной цели развития общественного производства в целом и каждого предприятия в отдельности. В наиболее общем виде экономическая эффективность производства

Содержание

Содержание
Введение
1. Сущность, типы, критерии и показатели эффективности национальной экономики
2. Анализ уровня эффективности производственной деятельности субъектов РБ
3. Пути повышения эффективности производства в условиях переходной экономики РБ. Анализ динамики основных показателей эффективности макроэкономики РБ

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)

 за  январь-сентябрь 2007 года составил в текущих ценах 69 476,7 млрд. рублей. Реальный объем производства ВВП был на 8,4% выше, чем в январе-сентябре 2006 года (в январе-сентябре 2006 года прирост ВВП по отношению к январю-сентябрю 2005 года составлял 9,6%). Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2007 год предусмотрен рост ВВП на 8-9%, на январь-сентябрь – на 8,3%.  
Темпы роста ВВП в первую очередь будут определяться тенденцией развития промышленного производства, доля которого в ВВП изменится незначительно.  
В январе-сентябре 2007 года в основном сохранялись высокие темпы роста основных макроэкономических показателей развития страны рис 1.  

 
Рис. 1. Изменение основных показателей  развития экономики в % к соответствующему периоду предыдущего года  
В январе-сентябре 2007 года произведено промышленной продукции, работ, услуг на сумму 65,7 трлн. рублей, что на 8,2% (в сопоставимых ценах) выше уровня января-сентября 2006 года (при прогнозе на год – 7,5-8,5%, прогноз на январь-сентябрь – 7%). В промышленности в I полугодии 2008 года произведено продукции на 13 % больше, чем за аналогичный период 2007 г.  
Потребительских товаров выпущено на сумму 14 трлн. рублей, что на 7,3% выше уровня января-сентября 2006 года (прогноз на год – 8,5-9,5%, на январь-сентябрь – 8%). При этом производство продовольственных товаров увеличилось на 2%, непродовольственных – на 12,2%.  
В январе-сентябре 2007 года в экономику и социальную сферу республики инвестировано 16,8 трлн. рублей - на 16,6% больше, чем в январе-сентябре прошлого года (в сопоставимых ценах) (при прогнозных темпах прироста на 2007 год 14,5-17%). Доля инвестиций в основной капитал в ВВП увеличилась с 22,2% в январе-сентябре 2006 года до 24,1% в январе-сентябре 2007 года.  
Основными источниками инвестиций являлись собственные средства организаций (42,4%), бюджетные средства (24,1%), кредиты банков (включая кредиты иностранных банков) (20%) и средства населения (8,6%).  
На объекты производственного назначения использовано 10,8 трлн. рублей капитальных вложений, что на 15,9% больше, чем в январе-сентябре 2006 года. Удельный вес этих инвестиций в общем объеме составил 64,7%, что почти соответствует уровню января-сентября 2006 года. Финансовые вложения в объекты непроизводственного назначения возросли на 18,4%. На строительство жилых домов использовано 3,3 трлн. рублей, что на 22,9% больше, чем в январе-сентябре 2006 года.  
Объем продукции сельского хозяйства за девять месяцев 2007 года составил 14,3 трлн. руб. и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в сопоставимых ценах на 5,6% (при прогнозе на год – 6-7,5%, на январь-сентябрь – 5,5%). В I полугодии 2008 года объем производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий увеличился к уровню соответствующего периода 2007 года на 5,4 % при прогнозе роста на 2008 год на 7-8 %.  
Объем грузооборота предприятий транспорта за январь-сентябрь 2007 года сложился в размере 40 595,4 млн. ткм и увеличился по сравнению с январем-сентябрем 2006 года на 5,4%.  

  
В январе-сентябре 2007 года предприятиями и организациями республики реализовано продукции, работ, услуг на сумму 145,6 трлн. рублей в текущих ценах, что в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен) на 16,2% больше, чем в январе-сентябре 2006 года. Оплаченная выручка составила 138,7 трлн. рублей, или 95,3% от всей выручки.  
Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг за январь-сентябрь 2007 года сложилась в размере 10,4 трлн. рублей, или 15% от произведенного валового внутреннего продукта (за январь-сентябрь 2006 года – 16,7%). По сравнению с январем-сентябрем 2006 года прибыль от реализации продукции увеличилась в реальном выражении на 2,4%, рентабельность реализованной продукции сократилась на 1,5 процентных пункта, рентабельность продаж – на 0,9 процентных пункта, составив 12,3 и 7,2% соответственно.  
За девять месяцев текущего года хозяйствующими субъектами республики было получено 10,2 трлн. рублей прибыли до налогообложения в текущих ценах, или 14,7% ВВП за январь-сентябрь (в январе-сентябре 2006 года – 16,1%). По сравнению с тем же периодом 2006 года сумма прибыли до налогообложения увеличилась на 4,2% в реальном выражении. Чистая прибыль возросла на 2,3%, составив 6,7 трлн. рублей. Более 50% прибыли до налогообложения занимала прибыль предприятий промышленности [приложение 1].  
В январе-сентябре 2007 года 1 193 организации, или 11,1% от их общего числа, по результатам деятельности получили чистый убыток. Сумма чистого убытка убыточных предприятий по всем отраслям экономики составила 519,1 млрд. рублей вместо 476,8 млрд. рублей в январе-сентябре 2006 года. Доля нерентабельных предприятий и организаций в реальном секторе экономики сократилась по сравнению с январем-сентябрем 2006 года на 2,1 процентных пункта [приложение 2].  

 
В сентябре 2007 года прирост индекса потребительских цен на товары и услуги составил 0,9%, что на 0,6 процентных пункта выше значения предыдущего месяца и на 0,7 процентных пункта – сентября 2006 года [приложение 3].  
Основной вклад в рост сводного индекса потребительских цен – 0,9% прироста сводного индекса – внесли темпы роста цен на продовольственные товары (на 1,6%). Непродовольственные товары подорожали на 0,5%, что привело к росту сводного индекса потребительских цен на 0,1%. Тарифы на платные услуги снизились в сентябре по сравнению с августом на 0,2%, сократив сводный индекс на 0,1%.  
Всего за девять месяцев 2007 года инфляция на потребительском рынке составила 5,4% против 3,1% за аналогичный период предыдущего года. Среднемесячный прирост цен за январь-сентябрь 2007 года (0,6%) был на 0,3 процентных пункта выше, чем за тот же период 2006 года.  
Цены производителей промышленной продукции за сентябрь 2007 года относительно августа возросли на 1,1%; строительно-монтажные работы подорожали на 1%. Прирост цен производителей промышленной продукции за девять месяцев 2007 года составил 13,4%, цен на строительно-монтажные работы – 8,7% вместо 5,8 и 7%, соответственно, за тот же период 2006 года.  
Ценовая ситуация в промышленности в сентябре определялась ростом цен во всех отраслях. Наиболее значительно возросли цены в топливной промышленности – на 2,5% по сравнению с августом [приложение 4].  

 
Информация об иностранных инвестициях, поступивших в реальный сектор экономики  республики, позволяет объективно оценить  возможные последствия их привлечения, выработать инвестиционную политику, отвечающую интересам страны и обеспечивающую достижение перспективных целей.  
В последние годы сложилась положительная тенденция валового поступления иностранных инвестиций в реальный сектор экономики республики. Объемы зарубежных вложений увеличиваются достаточно стабильными темпами. За 2004–2007 гг. ежегодный приток иностранного капитала в Республику Беларусь увеличился с 1,5 млрд долл. США до 5,4 млрд долл. США, или в 3,6 раза (табл. 1).  
Таблица 1  

 

2004 г. 

2005 г. 

2006 г. 

2007 г. 

2007 г. (в  % 2006 г.)

Республика  Беларусь

1 517 381,4

18 16169,1

4 036 054,0

5 421 864,6

134,3

Из них:

прямые  инвестиции

859 176,3

451 303,1

748 594,1

1 313 471,2

175,5

В том  числе:

вклад в уставный фонд

100 787,7

54200,4

73 296,5

183 390,3

250,2

кредиты и займы, полученные от прямых инвесторов

568 141,7

325 310,4

595 650,2

786 093,8

132,0

финансовая  аренда (лизинг)

362,0

1324,4

1497,9

4256,0

284,1

прочие  прямые инвестиции и реинвестирование

189 884,9

70 467,9

78 149,5

339 731,1

434,7

портфельные инвестиции

391,3

246,9

3224,2

2233,1

69,3

прочие  инвестиции

657 813,8

1 364 619,1

3 284 235,7

4 106 160,3

125,0

В том  числе:

торговые  кредиты 

185 284,6

263 060,3

436 828,9

427 597,7

97,9

иностранные кредиты и займы 

152 880,1*

1 091 319,7

2 814 101,4

3 634 210,8

129,1

другие  иностранные инвестиции

319 649,1**

10 239,1

33 305,4

44 351,8

133,2

* Без  иностранных займов.  
** Включая иностранные займы.  
В общем объеме иностранных инвестиций, поступивших в реальный сектор экономики республики в 2007 г., доля прямых инвестиций составила 24,2 % (в 2006 г. — 18,5 %), портфельных — 0,04 % (0,1 %), прочих — 75,7 % (81,4 %).  
Несмотря на некоторое увеличение в 2007 г. доли прямых иностранных инвестиций тенденция сохранения неэффективной структуры импортируемого капитала выражена предельно четко — в ней преобладающими являются прочие инвестиции, основная часть которых представлена кредитами, включая кредиты от различных международных финансовых организаций и правительств иностранных государств.  
Зарубежные кредиты, получаемые правительством, при их предоставлении инициаторам высокорентабельных инвестиционных проектов могли бы стать источником дополнительных доходов бюджета. Однако это возможно лишь при условии достаточно низких процентных ставок предоставления таких кредитов и соблюдении принципов проектного финансирования, при соответствующем жестком контроле за фактическим использованием заемных средств.  
Самой привлекательной формой инвестиций для стран-импортеров, в том числе и для Республики Беларусь, являются прямые инвестиции. Их преимущество перед другими формами инвестиций очевидно. Помимо прямого экономического эффекта в виде налоговых поступлений, увеличения занятости, стимулирования национальных поставщиков и расширения внутреннего рынка, прямые иностранные инвестиции оказывают в высшей степени благотворное влияние в сфере трансферта технологии, распространения передового опыта в менеджменте, маркетинге, логистике, развитии кадров и т.д.  
Начиная с 2002 г. в республике наблюдался постоянный рост валового поступления прямых иностранных инвестиций: 2002 г. — 298,9 млн долл. США (41,4 % от всех полученных инвестиций), 2003 г. — 674,5 млн долл. США (51,6 %), 2004 г. — 859,2 млн долл. США (56,6 %), что подтверждает положительные результаты работы загранучреждений и растущий интерес иностранных инвесторов к установлению взаимовыгодных партнерских отношений.  
Однако в 2005 г. поступление прямых (и обычно долгосрочных по своему характеру) инвестиций, в которых Республика Беларусь особенно заинтересована, составило 453,1 млн долл. США, а их доля в общем поступлении иностранного капитала снизилась до 24,9 %. По итогам 2006 г. доля прямых инвестиций снизилась еще на 6,4 процентных пункта и составила 18,5 % в общем объеме поступивших иностранных инвестиций.  
В 2007 г. отмечается тенденция роста поступления прямых инвестиций — 1,3 млрд долл. США, что в 1,8 раза больше, чем в 2006 г. При этом их доля в общем поступлении иностранного капитала возросла до 24,2 %.  
Наибольший интерес с точки зрения воздействия на развитие белорусской экономики представляет распределение прямых иностранных инвестиций по их видам [приложение 5].  
В 2004–2007 гг. наибольший удельный вес в составе прямых инвестиций, поступивших в реальный сектор экономики республики, занимали кредиты, полученные от прямых инвесторов.  
Иностранный капитал приходит в Республику Беларусь в основном в отрасли, обеспечивающие инвесторам гарантированные доходы, а также в отрасли с быстрой окупаемостью вложений. Зарубежные инвестиции практически не участвуют в создании в республике современных высокотехнологичных производств и услуг, которые смогли бы коренным образом изменить сложившуюся внешнеэкономическую специализацию страны.  
В этих условиях все более актуальной становится задача разработки

комплексной концепции государственной политики в сфере привлечения зарубежных инвестиций. В данной концепции должны быть определены отраслевые и территориальные  приоритеты (включая условия доступа  иностранного капитала в различные  отрасли; меры по снижению инвестиционных рисков и обеспечению льгот вкладчикам; задачи и полномочия структур, обеспечивающих реализацию государственных интересов в данной сфере).  
Привлечение в белорусскую экономику иностранных инвестиций в широких масштабах преследует долговременные стратегические цели создания в республике цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только эффективное совместное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.  
В I полугодии 2008 года на развитие экономики использовано инвестиций в основной капитал на 23,9 % больше уровня I полугодия 2007 г. (прогноз на 2008 год на 15-17 %).  
Затраты на приобретение машин, оборудования, транспортных средств в I полугодии 2008 г. составили 128,4 % к уровню I полугодия 2007 г. Удельный вес этих затрат в общем объеме инвестиций составил 42,4 % .  
Из общего объема инвестиций в основной капитал в I полугодии т.г. 28 % использовано в промышленности республики, 20,3 % - в жилищном строительстве, 13,5 % – в сельском хозяйстве, 9 % – на транспорте.  
По производственным отраслям экономики наиболее высокие темпы использования инвестиций в основной капитал в I полугодии 2008 г. сложились в строительстве (140 % к уровню I полугодия 2007 г.), сельском хозяйстве (134,6 %), промышленности (124 %), торговле и общественном питании (122,4 %).  
Удельный вес инвестиций в основной капитал в объеме валового внутреннего продукта в I полугодии 2008 г. составил 25,8 %, против 23,8 % в аналогичном периоде 2007 года.  
На строительство жилых домов в I полугодии 2008 г. использовано 20,3 % от общего объема инвестиций, или 122,3 % к уровню I полугодия 2007 г.  
        Таким образом, необходимо увеличить объем привлекаемых иностранных инвестиций, сосредоточить имеющиеся ограниченные внутренние ресурсы на развитии особо важных инвестиционных проектов экспортоориентированной и импортозамещающей направленности, обеспечивающих высокую окупаемость и быструю отдачу капитальных вложений, значительное повышение конкурентоспособности продукции. 
Основными целевыми показателями прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь в 2008 году предусматривается ввести в эксплуатацию 5200 тыс. квадратных метров общей площади жилья за счет всех источников финансирования. При этом в I полугодии 2008 года предусматривается ввести не менее 50 % годового объема. В I полугодии 2008 г. введено в эксплуатацию 2722,6 тыс. квадратных метров общей площади жилых домов, что составляет 52,4 % к предусмотренному заданию на год. По сравнению с I полугодием 2007 г. ввод в действие жилья увеличился на 359,7 тыс. квадратных метров, или на 15,2 %.  
В сельских населенных пунктах введено в эксплуатацию 826,6 тыс. квадратных метров общей площади жилья, что составило 30,4 % от их общего ввода.  
В сельских населенных пунктах и малых городских поселениях в январе-июне т.г. построено 1088,7 тыс. квадратных метров жилья, или 105,7 % к уровню соответствующего периода 2007 года.  
Основными источниками финансирования жилищного строительства остаются собственные средства населения и кредиты банков (соответственно 48,6 и 41,8 % общего объема ввода в действие общей площади жилых домов).  
Результаты внешнеэкономической деятельности в целом по республике в январе-мае 2008 года характеризовались следующими показателями.  
Объем внешней торговли товарами и услугами по методологии платежного баланса из расчета в фактических ценах составил 156,2 % к уровню января-мая 2007 года (прогноз на год 114,5-115,5 %), в том числе экспорт – 158,4 % (116-117 %), импорт – 154,1 % (112,5-113,5 %).  
В январе-мае 2008 г. сальдо внешней торговли товарами и услугами по методологии платежного баланса сложилось отрицательное и составило 840,5 млн. долларов США (прогнозируется отрицательное сальдо в диапазоне 1400-1420 млн. долларов США), в том числе сальдо внешней торговли товарами отрицательное – 1571,7 млн. долларов США, услугами положительное – 731,2 млн. долларов США.  
По данным торгового баланса объем внешней торговли товарами за январь-май 2008 г. составил 29,6 млрд. долларов, в том числе экспорт – 13,9 млрд. долларов, импорт – 15,7 млрд. долларов. Стоимостной объем экспорта республики по сравнению с январем-маем 2007 г. из расчета в фактических ценах увеличился на 60,8 %, или на 5,3 млрд. долларов, импорт возрос на 54,4 %, или на 5,5 млрд. долларов.  
В январе-мае 2008 г. сформировалось отрицательное сальдо внешней торговли товарами в размере 1748,4 млн. долларов, за январь-май 2007 г. отрицательное сальдо составляло 1487,9 млн. долларов.  
Экономический рост способствовал сохранению в январе-мае 2008 года тенденции опережающего роста реальных денежных доходов населения.  
Борьба с бедностью является важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи будет происходить на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.  
С увеличением минимальной заработной платы, ростом средней заработной платы и среднедушевых денежных доходов предполагается, что доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума должна сократиться к 2015 г. вдвое  
Реальные денежные доходы населения (скорректированные на индекс потребительских цен) за январь-май 2008 г. по сравнению с соответствующим периодом 2007 г. увеличились на 11,5 % при прогнозе роста на год на 2008 год на 9-10 %.  
В январе-июне 2008 года сохранена тенденция стабильного роста заработной платы работников отраслей экономики.  
По данным Министерства статистики и анализа, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в целом по республике за январь-июнь 2008 года составила 817,3 тыс. руб. или 381,2 долл. США в долларовом эквиваленте и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2007 года на 23,8 %, в том числе за июнь – 892,4 тыс. руб. или 418,8 долл. США и увеличилась по сравнению с июнем 2007 года на 25,7 %, что выше темпов роста предусмотренных прогнозом (118,8 %).  
В бюджетной сфере номинальная начисленная среднемесячная заработная плата за январь-июнь 2008 года составила 684,5 тыс. руб. или 319,2 долл. США в эквиваленте и увеличилась по сравнению с январем-июнем 2007 года на 14,8 %, что соответствует прогнозу, в том числе за июнь – 744 тыс. руб. или 349,1 долл. США и увеличилась по сравнению с июнем 2007 года на 15,9 %.  
В июне 2008 г. среднемесячная заработная плата в долларовом эквиваленте в целом по республике составила 113,5 % от уровня заработной платы декабря 2007 г., а в бюджетной сфере – 106,1 %; от уровня прогнозируемой заработной платы декабря 2008 г. соответственно 104,7 и 99,7 %.  
Реальная заработная плата в целом по республике в январе-июне, а также в июне повысилась по сравнению с соответствующим периодом 2007 г. на 8,4 %.  
Пенсионное обеспечение является важнейшим направлением социальной политики. На нынешнем этапе развития национальная пенсионная система столкнулась с рядом внутренних и внешних проблем. Дефицит средств и проблемы экономики затрудняют возможность поддержания достаточного уровня пенсионного обеспечения и должной дифференциации пенсий в соответствии с трудовым вкладом. Положение усугубляется недостатками внутренней структуры пенсионной системы: множественностью льгот по досрочному выходу на пенсию; наличием других норм и условий, влекущих нерациональные расходы. Отрицательное влияние оказывает старение населения и, как следствие, рост пенсионеров при сокращении численности занятых в экономике. И все-таки, не смотря ни на что, пенсионная система республики функционирует стабильно. Обеспечивается рост и своевременная выплата пенсий.  
В январе-июне 2008 г. по сравнению с соответствующим периодом 2007 года:  
-                    среднемесячный размер пенсии по возрасту увеличился на 24,2 % (прогноз на 2008 г. – на 18,3 %) и составил 363 тыс. рублей, в том числе в июне – 366,9 тыс. рублей;  
-                    среднемесячный размер минимальной пенсии по возрасту увеличился на 21,1 % (прогноз – на 16 %) и составил 201,6 тыс. рублей, в том числе в июне – 206,2 тыс. рублей.  
Реальный размер пенсии по возрасту в январе-июне 2008 г. по сравнению с соответствующим периодом 2007 года возрос на 8,7 % (прогноз – на 8 %).  
По состоянию на конец июня 2008 г. уровень регистрируемой безработицы по оценке составил 1 % к численности экономически активного населения (по прогнозу на конец 2008 года в интервале 1,2-1,4 %).  
На потребительском рынке республики в I полугодии сохранены положительные тенденции роста реализации товаров и услуг.  
Розничный товарооборот, включая общественное питание, через все каналы реализации увеличился на 19,3 % по сравнению с уровнем аналогичного периода 2007 года, при прогнозе роста на 2008 г. на 10-11 %.  
Одним из важнейших направлений социально-экономической политики остается развитие отраслей сферы услуг и наращивание реализации платных услуг населению.  
Темп роста реализации платных услуг населению через все каналы реализации в январе-мае 2008 года обеспечен на уровне 111,3 % к уровню января-мая 2007 года при прогнозе на 2008 год 109-110 %. При этом организациями государственной формы собственности оказано платных услуг населению 59,9 % от общего объема. Удельный вес частной формы собственности в общем объеме платных услуг, оказанных населению через все каналы реализации, составил 33,2 %.  
Сводный индекс потребительских цен, характеризующий инфляцию, составил за январь-июнь 2008г. 107,3 % или 101,2 % в среднем за месяц, при прогнозе на 2008 год 100,5-100,6 % в среднемесячном исчислении.  
Финансовые результаты работы организаций реального сектора экономики республики характеризуются следующими показателями.  
По итогам января-мая т.г. сохраняется наметившаяся с начала 2008 года тенденция некоторого улучшения финансового состояния организаций реального сектора экономики. Так, в целом по народному хозяйству рентабельность реализованной продукции, работ, услуг составила 15,1 % против 12,2 % за соответствующий период 2007 г., рентабельность продаж соответственно – 8,6 % против 7,1 %. Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг промышленных предприятий за январь-май 2008 г. составила 17,8 % (за январь-май 2007 г. – 12,8 %), рентабельность продаж – 12,5 % (за январь-май 2007 г. – 9,4 %).  
Продолжается снижение количества убыточных организаций. Количество убыточных организаций в целом по народному хозяйству в январе-мае 2008 года снизилось на 675 единиц или на 41,3 % по сравнению с аналогичным периодом 2007 года, а их доля составила 9 % от общего числа организаций, учитываемых в текущем порядке, против 15,4 % в соответствующем периоде прошлого года. В промышленности доля убыточных организаций составила в январе-мае 2008 года 14,4 против 22,9 % в январе-мае 2007 года.  
Таким образом, по итогам работы народного хозяйства Республики Беларусь в I полугодии 2008 г. следует констатировать, что в социально-экономическом развитии республики сохранена положительная динамика производственной и инвестиционной деятельности в ключевых отраслях экономики. При этом по большинству важнейших показателей очевидна тенденции ускорения темпов роста по сравнению с соответствующим периодом 2007 года.  
На сегодняшний день Республика Беларусь является успешно развивающимся государством, ведущим равноправный политический и экономический диалог со всеми странами мира. Созидание подлинного суверенитета и независимости государства для Республики Беларусь осложнялось тем, что она не имеет ни нефти, ни газа – тех ресурсов, которые могли бы обеспечить белорусской экономике энергетическую защищенность. Эффективность государства все эти годы строится исходя из тех ресурсов, которыми располагает страна. Это, прежде всего, высокая образованность и трудолюбие граждан, социальная ответственность власти перед обществом, не позволившей разбазарить государственную собственность различным «приватизаторам». Беларусь не пошла на разрушение позитивного советского опыта, не стала бездумно проводить тотальную приватизацию. Но она не застыла в прошлом, а последовательно двигалась вперед, модернизируя свой промышленный потенциал, используя современный опыт инновационных практик и технологий.  
Беларусь вносит весомый вклад в обеспечение региональной стабильности и безопасности, является надежным экономическим партнером для многих государств мира.  
Все наши сегодняшние успехи и достижения – это результат ежедневной работы каждого белоруса. Эффективность белорусской экономики признается компетентными международными организациями. Многолетний устойчивый рост ВВП – это не счастливая случайность, а результат системной, продуманной работы всего народнохозяйственного комплекса. Наш промышленный потенциал хорошо известен за пределами страны, потому что за Беларусью – 30 процентов мирового выпуска большегрузных автомобилей, 6 процентов мирового выпуска тракторов. И по многим другим позициям мы не уступаем высокоразвитым государствам.  
 

Информация о работе Эффективность национальной экономики: критерии, способы оценки, пути достижения