Источники и факторы снижения себестоимости продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 13:21, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы является нахождение источников и факторов снижения себестоимости продукции на предприятии.
Достигается поставленная цель решением следующих конкретных задач:
-исследуется понятие и классификация затрат на производство и реализацию продукции;
-описываются источники и факторы снижения себестоимости продукции;
-определяется роль управления затратами в снижении себестоимости продукции;
-анализируется затраты на производство продукции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1.Себестоимость продукции……………………………………………….6
1.1.Понятие, сущность себестоимости продукции……………………….6
1.2.Методы учёта и распределения затрат, включаемых в себестоимость продукции…………………………………………………………………...8
1.3.Показатели, источники и факторы снижения себестоимости продукции………..………………………………………………...……......9
2.Анализ источников и факторов снижения себестоимости продукции………………………………………….………………………12
2.1.Общая характеристика предприятия организационная структура, анализ основных экономических показателей за 2007-2009……………………………….........................………………………..12
2.2. Анализ структуры и динамики себестоимости продукции………………………..………………………………………...21
3.Планирование снижения себестоимости продукции...…….................23
3.1. Оптимизация численности аппарата управления на РУП ПО «Беларуськалий»…………………………………………………………..23
3.2. Анализ мероприятий по планированию снижения себестоимости продукции.…………………………………………………………………36
Заключение………………………………………………………………...37
Список использованных источников………………………………….38 Приложения………………………………………………………………..39

Работа состоит из  1 файл

курсовая себестоимость 2курс.docx

— 111.98 Кб (Скачать документ)

Учреждение образования  Федерации Профсоюзов Беларуси

«Международный институт трудовых и социальных отношений»

 

 

 

 

Кафедра экономики и менеджмента

 

 

 

 

К У Р С О В А  Я  Р А Б О Т А

 

 

 на тему «Источники и факторы снижения себестоимости продукции на предприятии»

по дисциплине  «Экономика предприятия»

 

 

 

 

Студент  Шпула Елена Георгиевна

                                                              

 

                                      Курс 2, группа 922

 

                                           Факультет МЭО и М

 

    Специальность менеджмент

 

                      Руководитель 

 

 

 

 

Минск 2010

 

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………3

 

1.Себестоимость продукции……………………………………………….6

1.1.Понятие,  сущность себестоимости продукции……………………….6

1.2.Методы  учёта и распределения затрат, включаемых в себестоимость продукции…………………………………………………………………...8

1.3.Показатели, источники и факторы снижения себестоимости продукции………..………………………………………………...……......9

2.Анализ источников и факторов снижения себестоимости продукции………………………………………….………………………12

2.1.Общая характеристика предприятия организационная структура, анализ основных экономических показателей за 2007-2009……………………………….........................………………………..12

2.2. Анализ структуры и динамики себестоимости продукции………………………..………………………………………...21

3.Планирование снижения себестоимости продукции...…….................23

3.1. Оптимизация численности аппарата управления на РУП ПО «Беларуськалий»…………………………………………………………..23

3.2. Анализ мероприятий по планированию снижения себестоимости продукции.…………………………………………………………………36

Заключение………………………………………………………………...37

Список использованных источников………………………………….38      Приложения………………………………………………………………..39

Введение

 

   Суть  экономики предприятия составляет  определение затрат и результатов  производства и их составление.  Результаты деятельности предприятия  многообразны и включают наряду  с производственными и экономическими

(финансовыми) итогами достижения в области технического и социального развития. Соизмерение затрат и результатов позволяет оценить эффективность работы предприятия.

   В  условиях рыночной экономики  основной целью деятельности  предприятия является достижение  максимальной прибыли. Все другие  цели подчинены этой главной  задаче, поскольку прибыль служит  основой и источником средств  для дальнейшего роста прочих  показателей.

   Поскольку  экономический результат производства  в общем виде определяется  разностью дохода от продажи продукции (работ, услуг) и затраты на их производство и реализацию, трудно переоценить важность анализа затрат и управления ими на предприятии.

   Управление  затратами - средство достижения  предприятием высокого результата. Оно не сводится только к  снижению затрат, но и распространяется  на все элементы управления.

   Себестоимость  продукции объединяет затраты  предприятия на производство  и реализацию продукции, выраженные  в денежной форме. В изменении  себестоимости отражаются научно-технические,  социально-экономические, организационные  и другие факторы производства. В себестоимости продукции находит  отражение эффективность использования  трудовых, материальных и финансовых  ресурсов, внедрение новой техники  и технологии, повышение качества  продукции, совершенствование организации  производства, труда и управления.

   Вот  поэтому снижение себестоимости  продукции и оптимизация затрат  являются одними из основных  направлений совершенствования  экономической деятельности предприятия  и всегда находятся в центре  внимания.

   Себестоимость  как экономическая категория  тесно связана со стоимостью. Себестоимость - это часть стоимости.  Она выражает в денежной форме  стоимость потребленных средств  и большую часть стоимости  продукта. Себестоимость является одним из ценообразующих факторов: высокая себестоимость не позволяет сформировать конкурентоспособные цены, и наоборот - снижение себестоимости является одним из основных условий высокорентабельного производства даже при неизменном уровне рыночных цен.

   Из  выше сказанного можно определить  народнохозяйственное значение  снижения себестоимости продукции  .Оно состоит в следующем:

-при одних  и тех же ресурсах есть возможность  производить больше продукции;

-ускоряется  оборачиваемость оборотных средств;

-при рациональном  использовании материальных средств  появляется возможность меньше  вкладывать капитальных вложений в добывающие отрасли, или при том же уровне финансировать наращивать объемы материальных ресурсов (за счет ресурсосбережения);

-снижение  себестоимости является важнейшим  фактором интенсификации производства.

   В  условиях рыночной экономики  роль и значение себестоимости  продукции для предприятия резко  возрастают. С экономических и  социальных позиций необходимость снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:

-в увеличении  прибыли, остающейся в распоряжении  предприятия,

-в появлении  возможности не только в простом,  но и расширенном воспроизводстве;

-в появлении  большей возможности для материального  стимулирования работников и  решения многих социальных проблем  коллектива предприятия;

-в улучшении  финансового состояния предприятия  и снижении степени риска банкротства;

-в возможности  снижения продажной цены на  свою продукцию, что позволяет  в значительной мере повысить  конкурентоспособность продукции  и увеличить объем продаж;

-для акционерных  обществ это является хорошей  предпосылкой для выплаты дивидендов  и повышения их ставки.

   Поэтому  снижение себестоимости продукции  и проблемы ресурсосбережения  занимают ключевые позиции в  экономической политике нашего  государства.

   Цель  данной курсовой работы является  нахождение источников и факторов снижения себестоимости продукции на предприятии.

   Достигается  поставленная цель решением следующих  конкретных задач:

-исследуется  понятие и классификация затрат  на производство и реализацию  продукции;

-описываются  источники и факторы снижения  себестоимости продукции;

-определяется  роль управления затратами в  снижении себестоимости продукции;

-анализируется  затраты на производство продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Себестоимость продукции.
    1. Понятие, сущность себестоимости продукции.

 

   Себестоимость  - это  денежное выражение затрат производственных  факторов, необходимых для осуществления  предприятием производственной  и коммерческой деятельности, связанной  с выпуском и реализацией продукции  и оказанием услуг, то есть  все то, во что обходиться предприятию  производство и реализация продукта. В соответствии с определением  издержек (себестоимости) производства  следует различать себестоимость  производства и реализации, выпуска  продукции и продаж. Себестоимость  выпуска (производства) продукции  характеризует в денежном измерении  все материальные затраты и  затраты на оплату труда, которые  в том или ином производстве  падают на единицу и на весь  объем выпускаемой продукции. 

   Приступая к рассмотрению  сложных вопросов формирования  себестоимости по производству  и реализации продукции (работ,  услуг), необходимо рассмотреть основные  положения себестоимости как  экономико-правовой категории. Хозяйственно-производственная  деятельность на любом предприятии  связана с потреблением сырья,  материалов, топлива, энергии, с  выплатой заработной платы, отчислением  платежей на социальное и пенсионное  страхование работников, начислением  амортизации, а также с рядом  других необходимых затрат. Посредством  процесса обращения эти затраты  постоянно возмещаются из выручки  предприятия от реализации продукции  (работ, услуг), что обеспечивает  непрерывность производственного  процесса. Для подсчета суммы  всех расходов предприятия их  приводят к единому показателю, представляя для этого в денежном  выражении. Таким показателем  и является себестоимость.

   Как экономическая категория  себестоимость продукции выполняет  ряд важнейших функций:

- учёт и контроль всех затрат  на выпуск и реализацию продукции;

- база для формирования оптовой  цены на продукцию предприятия  и определения прибыли и рентабельности;

- экономическое обоснование целесообразности  вложения реальных инвестиций  на реконструкцию, техническое  перевооружение и расширение  действующего предприятия;

- определение оптимальных размеров  предприятия;

- экономическое обоснование и  принятие любых управленческих  решений и др.

   Различают следующие виды  себестоимости в зависимости  от последовательности формирования:

- технологическая  (оперативная)  используется для  оценки вариантов новой техники  и выбора наиболее эффективного  из них. В её состав входит  сумма затрат данного цеха  непосредственно связанных с  выполнением определённой операции;

- цеховая  себестоимость образуется из  всех текущих затрат цеха на  производство продукции;

- производственная  себестоимость помимо производственных  затрат цехов включает в себя  расходы по общему управлению  предприятием (зарплата персонала  заводоуправления и т.д.;

- полная  себестоимость состоит из суммы  всех вышеперечисленных видов  себестоимости.

   По  способам расчёта и сферам  применения в управлении производством  различают: плановую, расчётную,  фактическую себестоимость.

   Плановая  себестоимость определяется с учётом достигнутого уровня техники и организации производства, выражает величину максимально-допустимых затрат. Размер последних определяют по установленным нормам и действующих на момент составления плана ценам. Учитывая прогнозируемый рост цен, этот способ расчёта себестоимости продукции утратил своё экономическое значение, сейчас себестоимость определяется на короткий плановый период (месяц, квартал).

   Расчётная  себестоимость используется в различных технико-экономических расчётах по обоснованию эффективности принимаемых хозяйственных решений при формировании перспективных цен.

   Фактическая  себестоимость отражает сложившиеся в отчётном периоде затраты на изготовление и сбыт определённого вида продукции.

 

1.2.Методы  учёта и распределения затрат, включаемых в себестоимость продукции.

 

  Чтобы определить степень влияния того или иного источника снижения издержек производства, необходимо определить структуру себестоимости продукции. Под структурой себестоимости понимается ее состав по элементам и статьям и их доли в полной себестоимости.

   Структуру себестоимости продукции характеризуют следующие показатели:

- соотношение между живым и овеществленным трудом;

- доля отдельного  элемента или статьи в полных  затратах;

- соотношение  между переменными и постоянными  затратами, между основными и  накладными расходами, между производственными  и коммерческими (непроизводственными)  расходами, между прямыми и  косвенными и др.

   Структура затрат позволяет выявить основные резервы по их снижению и разработать конкретные мероприятия по их реализации на предприятии. При анализе структуры затрат необходимо знать, что существуют статистические и динамические характеристики затрат.

   Под статистической характеристикой понимается доля каждой статьи затрат в общем объеме затрат на определенную дату.

   Под динамической характеристикой понимается изменение доли конкретной статьи затрат в общем объеме затрат в течение анализируемого периода.

   При рассмотрении структуры затрат предприятиям необходимо оценивать каждую статью с позиции значимости и контролируемости (приложение №1).

   Определяя значимость статьи необходимо иметь в виду следующее:

- нельзя  получить существенную экономию  по статье затрат, составляющей  около 1% от всех расходов;

- для получения  80% эффекта достаточно проанализировать 20% видов издержек.

Информация о работе Источники и факторы снижения себестоимости продукции на предприятии