Инвестиции: сущность, формы и эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 15:10, курсовая работа

Описание

Цель исследования – рассмотрение роли инвестиций в экономике государств
Задачи исследования:
1.Рассмотреть функции и виды инвестиций.
2.Рассмотреть факторы, определяющие формирование инвестиционного спроса.
3.Рассмотреть роль государства в регулировании инвестиций.
4.Исследовать инвестиционный климат РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
Глава I. Теоретические аспекты анализа инвестиций…………………………..5
1.1.Сущность, виды и функции инвестиций…………………………………….5
1.2.Инвестиционный рынок: спрос, предложение, равновесие и
его фактор……………………………………………………………………….....8
1.3.Кейнсианская теория мультипликатора- акселератора…………………..19
1.4.Государственное регулирование инвестиции..…………………………....23
Глава II. Проблемы и перспективы развития инвестиционной сферы………28
2.1. Состояние Инвестиционного климата в России……………………….....28
2.2. Источники инвестиций и пути их привлечения ……………………….....33
2.3. Перспективы инвестиционной политики государства …….…….……....39
Заключение…………………………………………………………………….....44
Список использованной литературы…………………………………………45
Приложения……………………………………………………………………...46

Работа состоит из  1 файл

инвестиции.docx

— 91.08 Кб (Скачать документ)

Создание  благоприятных условий  для развития инвестиционной деятельности:

  • совершенствование налогообложения, установление субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов;
  • совершенствование механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
  • защита интересов инвесторов;
  • принятие антимонопольных мер;
  • публикация рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
  • развитие финансового лизинга и др.

         Прямое участие государства в инвестиционной деятельности:

  • разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов;
  • предоставление государственных гарантий по инвестиционным проектам за счёт средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • экспертиза инвестиционных проектов;
  • разработка и утверждение стандартов, норм и правил и контроль над их соблюдением и т.д.

  К экономическим методам государственного регулирования инвестиционной деятельности относятся амортизационная политика, кредитная и валютная политика, система  налогообложения, бюджетное инвестирование, система финансирования и кредитования капитальных вложений и др. [8]. 

                                  Государственные инвестиции

  В самом общем смысле мы можем определить «государственные инвестиции» (иногда их также называют «бюджетными инвестициями») как финансирование, направленное на увеличение стоимости активов государства, на развитие человеческих ресурсов, на возобновление природных ресурсов с целью получения различных  экономических выгод или достижения определенного социально-экономического эффекта. Государственные инвестиции представляют собой вложения, осуществляемые местными и центральными органами власти за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов, а также государственными предприятиями – за счет собственных и заемных средств.[9].

  По  направлению использования государственные  инвестиции подразделяются на три категории: реальные инвестиции — капитальные вложения в приобретение недвижимости (земли и строений), закупка машин, оборудования, технологий, нематериальных активов и т.д.; финансовые инвестиции — государственные кредиты государственным и частным структурам для реализации инвестиционных проектов, вложения в ценные бумаги, паи, доли в уставных (складочных) капиталах; капитальные трансферты — ассигнования министерствам, ведомствам, региональным органам власти на капитальные затраты.

  По  источникам финансирования выделяют государственные  инвестиции, осуществляемые за счет бюджетных средств (капитальные расходы бюджета), за счет других государственных финансовых источников (внебюджетных целевых фондов и др.), за счет средств, привлекаемых с финансовых рынков (эмиссии государственных ценных бумаг, внутренних и внешних кредитов и займов).[10].

  Государственные капитальные расходы могут охватывать расходы на приобретение основного капитала, капитальное строительство и ремонт, покупку земли, нематериальных активов, создания запасов и капитальных трансфертов.

  Для финансирования инвестиционных программ государство вправе выпускать облигационные займы, вовлекать в инвестиционный процесс временно приостановленные и законсервированные стройки, другие объекты, находящиеся в государственной собственности. Государство может предоставлять право отечественным и зарубежным инвесторам на поиск, разведку и добычу минерального сырья на участках недр в форме соглашении о разделе продукции.

  Основным  способом финансирования государственных  инвестиций выступает эмиссия ценных бумаг финансирования текущих потребностей бюджета и урегулирования проблем задолженности государства перед физическими лицами, и среднесрочные и долгосрочные обязательства, имеющие инвестиционную направленность.

  В современной системе регулирования  экономики, где доминируют цели развития, эффективное использование государственных инвестиций предполагает их концентрацию на стратегических направлениях. В условиях научно-технической революции, предопределившей переход к современному постиндустриальному обществу и необходимость масштабных структурных преобразований, государственные инвестиции могут стать действенным инструментом модернизации экономики.[5]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II: Проблемы и перспективы развития инвестиционной сферы

               2.1. Состояние Инвестиционного климата в России

  В большом экономическом словаре  инвестиционный климат (ИК) сформулирован  как совокупность политических, экономических, социальных и юридических условий, максимально благоприятствующих инвестиционному  процессу; равные для отечественных  и иностранных инвесторов, одинаковые по привлекательности условия для  вложения капиталов в национальную экономику.[7].

  Капитал, как правило, направляется в зоны высокой прибыльности, устойчивой ликвидности  и безопасности. При этом инвесторы, прежде всего, учитывают степень  возможных инвестиционных рисков как  вероятность недостижения или неполного  достижения целей вложения.

  Факторы, препятствующие развитию инвестиционной активности включают: политическую нестабильность в стране; социальную напряженность (этнические и религиозные беспорядки, забастовки, коррупция, войны мафиозных  структур, бюрократия, снижение уровня жизни большей части общества); неблагоприятные макроэкономические показатели (отрицательная динамика экономического развития, высокий уровень  инфляции, ставки рефинансирования внутреннего  и внешнего долгов, дефицит бюджета, дефицит платежного баланса); неразвитость законодательства, регулирующего инвестиционную сферу и инвестиционную инфраструктуру в целом; высокие транзакционные издержки; неблагоприятную для производителя  амортизационную политику.[10].

  Особое  место для благоприятного инвестиционного  климата занимает правовая стабильность, которая в законодательстве многих стран фиксируется как оговорка о неприменении в течение определенного  времени вновь вводимых законодательных  актов, ограничивающих права субъектов  инвестиционной деятельности или ухудшающих условия их деятельности по отношению  к существовавшим на начальный период условиям. Для России основным сдерживающим фактором является недостаточно стабильная, учитывающая международную практику, правовая база, регулирующая деятельность отечественного и иностранного капитала. Постоянные изменения в законодательстве, регулирующем внешнеэкономическую деятельность,  затрудняют деятельность иностранных предпринимателей на территории России.

  Возможности привлечения иностранных инвестиций объективно связаны с инвестиционным климатом в стране, субъективно –  с инвестиционным имиджем, складывающимся под воздействием не только реальных процессов развития предпринимательства, но и проводимых внутри страны и  на международной арене целевых  акций поощрения или ограничения  притока иностранных инвестиций.

  Определенную  тревогу у иностранных инвесторов вызывает рост социальной напряженности  в связи с тяжелым материальным положением значительной части населения  России. Социальная стабильность является важным фактором инвестиционного климата  и обязательным условием проведения любых радикальных экономических  преобразований.

  Поэтому целесообразным было бы эффективное  продолжение реформ в социально-экономической, финансовой, налоговой и других сферах, проводимых государством в течение  последних двух-трех лет, в результате которых повышается уровень жизни  населения.

  На  динамику притока инвестиций отрицательное  влияние оказывает неразвитая инфраструктура, в том числе связь, система  телекоммуникаций, транспорт и гостиничное  хозяйство. То есть отсутствие условий, привычных для большинства инвесторов.

  Весьма  существенным фактором, влияющим на инвестиционный климат, являются коррупция и криминализация отдельных сфер коммерческой деятельности, которые поразили многие сектора  экономики России.

  Оценивая  инвестиционный климат России по международным  стандартам, используя такие критерии, как политическая и социальная стабильность, динамизм экономического роста, степень  либерализации внешнеэкономической сферы, наличие развитой промышленной инфраструктуры, банковской системы и системы телекоммуникаций, наличие рынка относительно дешевой квалифицированной рабочей силы и другие, можно констатировать, что практически по всем этим параметрам Россия уступает сегодня своим конкурентам Китаю и Индии.

  Эксперты  Института немецкой экономики (г. Кельн) провели опрос руководителей 340 фирм ФРГ, занимающихся инвестиционной деятельностью  в России. Руководители более 90% немецких фирм считают правильным свое решение  заняться бизнесом и надеются на успех  в долгосрочной перспективе. Вместе с тем, они считают, что на формирование благоприятного инвестиционного климата  в России негативное влияние оказывает  ряд факторов.

  Однако  оценка инвестиционного климата  иностранными инвесторами осуществляется не только с точки зрения развития национального законодательства, его  комплексности, полноты охвата основных направлений привлечения инвестиций, практики его исполнения, но и соответствия российского инвестиционного законодательства международному инвестиционному законодательству.

  Развитие  процессов глобализации предопределяет необходимость унификации российского  инвестиционного законодательства по стандартам международного инвестиционного  сотрудничества. Таким образом, требования к благоприятности ИК в связи  с развитием международного инвестиционного  сотрудничества возрастают.

  К настоящему моменту созданы правовые основы регулирования иностранных  инвестиций. Существуют Федеральные  законы «Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации», «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных  вложений», законодательство, регулирующее реализацию соглашений о разделе  продукции.

  Однако  Федеральный закон «Об иностранных  инвестициях в Российской Федерации» за время своего действия не обеспечил  существенного улучшения ИК и  значительного возрастания объемов  иностранных инвестиций. Указанный  закон не является законом прямого  действия, имеет отсылочный характер.

  В целом новый закон об иностранных  инвестициях оказался недостаточно эффективным и не улучшил инвестиционную привлекательность России. Он не устранил многочисленные преграды на пути привлечения  иностранных инвестиций в российскую экономику.

  Главной проблемой для иностранных инвесторов в России остается правоприменительная  политика, начиная искусственно инициированными  банкротствами и заканчивая неисполнением  судебных решений.

  Существует  ряд важных причин, которые отпугивают инвесторов от вложения денег в Россию, в частности, криминогенная обстановка, при которой существует реальная угроза для жизни. Следствием криминогенности  является и необъективность правоприменительной  практики, при которой допускается  возможность отъема собственности  противозаконными способами, а также  неисполнение судебных решений. Другая проблема связана с несовершенством  российской налоговой системы, которая, не должна иметь лазеек для нарушителей.

  «Потенциальные  инвестиционные преимущества – природные  ресурсы, емкость внутреннего рынка  – не реализуются автоматически. Конкретные инвесторы вообще не мыслят общероссийскими категориями. И  не их дело заботиться о российских приоритетах. Зарубежные инвесторы, как  правило, приобретают самые выгодные для себя единичные объекты. Не только рентабельные, но и полностью укомплектованные, имеющие налаженные связи с поставщиками и потребителями, выпускающие изделия  с популярными брэндами.

  Новые предприятия иностранные инвесторы, за исключением пищевой промышленности, производства строительных материалов, почти не строят. На сегодня иностранный бизнес в России предстает все же, как бизнес героев-одиночек, выпестованных транснациональными компаниями. Их филиалы, которых уже почти 700, напоминают передовой отряд морской пехоты, захвативший прочный плацдарм для дальнейшего продвижения. Средний по размерам западный капитал все еще присматривается к России, а ведь именно он мог бы обеспечить массовость инвестиционных вложений»

  Среди главных сложностей на пути дальнейшего  расширения деловой активности зарубежных предпринимателей в РФ – недостаточно полное обеспечение интересов акционеров, имеющих долю собственности в  акциях российских компаний.

Информация о работе Инвестиции: сущность, формы и эффективность