Государственное регулирование коммерческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 14:47, контрольная работа

Описание

Коммерческая деятельность, как и любая иная предпринимательская деятельность, в значительной степени регулируется государством. Прежде всего, это относится к правовым основам, особенностям создания и функционирования коммерческих организаций. Как известно, эти вопросы регулируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, соответствующими федеральными законами.
Изначальный недостаток подходов различных зарубежных школ и наших соотечественников к вопросам управления заключался в том, что они сосредотачивали внимание на каком-либо одном элементе, а не рассматривали эффективность управления как результирующую и зависящую от многих факторов деятельности. В этой связи применение теории систем к управлению позволяет представить организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Системный подход необходим и к пониманию государственного регулирования.
Системность проявляется и в том, что регулирование осуществляется по трехуровневой системе управления: на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ (областных), а также на уровне органов местного самоуправления. В каждом из них созданы соответствующие структуры со всеми конкретными целями, задачами и функциями.

Содержание

Введение.....................................................................................................3
1. Механизм и основные принципы государственного
регулирования коммерческой деятельности.........................................5
2. Система и структура федеральных органов исполнительной
власти РФ, субъектов РФ, муниципальных образований,
осуществляющих регулирование коммерческой деятельности,
их основные задачи и функции.............................................................14
3. Развитие конкуренции на товарных рынках и борьба с
монополизмом........................................................................................16
Заключение..............................................................................................19
Библиографический список....................................................................20

Работа состоит из  1 файл

государственное регулирование коммер деятельности.doc

— 96.50 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

   Введение.....................................................................................................3

            1. Механизм и основные принципы государственного

                регулирования коммерческой деятельности.........................................5

  2. Система и структура  федеральных органов исполнительной

     власти РФ, субъектов РФ, муниципальных образований,

     осуществляющих регулирование коммерческой деятельности,

     их основные задачи и функции.............................................................14

3. Развитие конкуренции на товарных рынках и борьба с

     монополизмом........................................................................................16

    Заключение..............................................................................................19

    Библиографический  список....................................................................20

 

Введение

 

Коммерческая деятельность, как  и любая иная предпринимательская  деятельность, в значительной степени регулируется государством. Прежде всего, это относится к правовым основам, особенностям создания и функционирования коммерческих организаций. Как известно, эти вопросы регулируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, соответствующими федеральными законами.

Изначальный недостаток подходов различных зарубежных школ и наших соотечественников к  вопросам управления заключался в том, что они сосредотачивали внимание на каком-либо одном элементе, а не рассматривали эффективность управления как результирующую и зависящую от многих факторов деятельности. В этой связи применение теории систем к управлению позволяет представить организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Системный подход необходим и к пониманию государственного регулирования.

Системность проявляется и в  том, что регулирование осуществляется по трехуровневой системе управления: на федеральном уровне, на уровне субъектов  РФ (областных), а также на уровне органов местного самоуправления. В каждом из них созданы соответствующие структуры со всеми конкретными целями, задачами и функциями.

На существовании правовых условий  государственного регулирования, в  качестве одного из главенствующих условий, настаивают известные экономисты институционально-правового направления, например, В. Ойкен, и юристы В.Анохин, В. Андреев и др.

В. Ойкен в своей концепции  экономических порядков раскрывает (хотя сам не всегда солидарен с  этим) значительную роль государства  наряду с другими институтами при установлении форм и методов хозяйствования.

В. Андреев утверждает, что контроль государства за состоянием и развитием  рынка предполагает регулируемое воздействие  на хозяйственную деятельность, определение  оснований и пределов публичного вмешательства в нее... Вне правовой формы государственное воздействие не может осуществляться.

В то же время при рассмотрении функций государственного регулирования  А.Н. Чеканский к первой группе относит  функции обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а также функции стимулирования и защиты конкуренции.

Ко второй группе относит  функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста6

А. Клейменов, О.Головина считают, что грань, за которой необходимо вмешательство государства в  управление собственностью, определяется только экономическими и организационными методами, каковыми являются налогообложение, кредитование, ценообразование, регистрация, лицензирование, сертификация и пр.

Цель работы: раскрыть сущность государственного регулирования коммерческой деятельности.

Актуальность работы: В тяжелое время выхода из экономического кризиса страны данная работа позволит обратить внимание на важность государственного регулирования коммерческой деятельности.

 

1. Механизм и основные  принципы государственного регулирования коммерческой деятельности

 

Субъектом государственного регулирования коммерческой деятельности выступает государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом — экономические, организационные и управленческие отношения в сфере коммерческой деятельности.

Конкретными целями регулирования  являются: формирование целостной системы для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда;

Государственное регулирование  коммерческой деятельности преследует цели:

- становление рыночных отношений в сфере коммерческой деятельности;

- осуществление государственного  контроля за ведением хозяйственной  деятельности, в частности за  выполнением условий для занятия  определенными видами деятельности  и для борьбы с незаконной  практикой тайного предпринимательства;

- проведение налогообложения;

- получение государственных  сведений статистического учета  для осуществления мер регулирования  экономики;

- предоставление всем  участникам хозяйственного оборота,  государственным органам власти  и органам местного самоуправления  информации о субъектах предпринимательской деятельности;

-создание нормативно-правовой  базы, обеспечивающей эффективное  функционирование и развитие коммерческой деятельности и, в конечном итоге, обеспечение устойчивого экономического роста.

В целом основная задача государственного регулирования заключается в поддержании стабильности рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано с помощью определенных принципов.

Применение принципов  механизма государственного регулирования коммерческой деятельности будет зависеть от той модели рыночной экономики, которую мы хотим иметь. В условиях социально ориентированной рыночной экономики основными принципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и др.

Принципы механизма  регулирования необходимо соотносить с теми приоритетами, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь.

Для развивающегося общества со смешанной экономикой характерны: социальная ориентированность экономики; рост уровня жизни различных социальных слоев и групп; выполнение государством функций по поддержке и развитию социальной сферы или обеспечению предпосылок ее развития, созданию систем социальных гарантий и защиты для различных слоев населения.

Важное значение в  условиях реализации социально ориентированной  модели рыночной экономики имеет социальная функция государственного регулирования; объем перераспределения совокупного общественного продукта с учетом различных социальных групп должен быть достаточен для достижения цели государственного регулирования. Государство должно выступать гарантом социально незащищенных слоев населения (участников войны, инвалидов, многодетных семей и т.д.).

Немаловажной общей функцией является функция стратегического планирования. Иногда экономисты называет ее планово-прогнозной. Виднейший экономист В. Леонтьев подчеркивал значимость этой функции. Он часто использовал сравнение экономики с кораблем: частная инициатива, как ветер в парусах, сообщает экономике свой импульс, планирование же, как руль, направляет экономику в нужную сторону. Стратегическое планирование, отмечал В. Леонтьев, направлено на получение внутренне согласованных описаний различных состояний, в которых экономика может оказаться после применения альтернативных комбинаций различных мер экономической политики7.

Обязательной функцией является организационная, обеспечивающая системность подходов в проведении реформ, целостность государственной экономической политики.

Само понятие «механизм», происходящее от греческого mechane —  машина, означает система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности. Следовательно, одной из составляющих этой функции в условиях формирования рыночной экономики является обеспечение порядка осуществления деятельности в процессе производства, распределения и перераспределения совокупного общественного и национального дохода.

В рыночной экономике роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы установить «правила игры», определять стратегические направления развития, поддерживать нормальное функционирование регулирующих механизмов, а не в четкой регламентации деятельности предприятий.

В государственном регулировании  рыночной экономики два аспекта  представляются наиболее важными. Первым необходимым условием для упорядочивающего воздействия является регламентация, свод правил и ограничений рыночной деятельности. Осуществляется посредством государственного планирования, издания правительством нормативно-правовых актов. Разработка системы правил экономического поведения для всех участников хозяйственного процесса необходима для предоставления ее объектам самостоятельности в предпринимательской деятельности.

Второй аспект — это  государственное воздействие на рынок посредством изъятия части  прибыли, дохода через систему налогообложения  и других платежей в бюджеты. Распределяя  средства в интересах общегосударственных  нужд, государство осуществляет свою финансовую политику и оказывает влияние на рынок.

Составляющими организационной  функции являются также:

  • усиление государственного контроля за деятельностью организаций;
  • создание информационного обеспечения и безопасности государственного регулирования.

 

Роль отдельных институтов рассмотрена обстоятельно Дж. К. Лафтой. Необходимой формой регулирования является программная. В качестве данной формы могут служить прогнозы социально-экономического развития регионов.

В системе государственного регулирования коммерческой деятельности среди общих функций важнейшей  следует считать, по нашему мнению, создание экономико-правовых условий функционирования механизма регулирования.

Переход к рыночной экономике  в нашей стране коренным образом  изменил содержание и суть экономических  отношений между участниками  в процессе их деятельности, при  этом кардинальному изменению подвергается их правовое регулирование.

Правовые методы государственного регулирования призваны обеспечить прочную правовую основу коммерческой деятельности с помощью законодательных, судебных и административных способов.

Системы методов регулирования бывают прямого и косвенного воздействия.

К прямым методам можно отнести методы административно-правового воздействия на субъекты: регулирование правил продажи товаров и услуг, лицензирование, квотирование, установление минимальных размеров уставного фонда предприятий и организаций отдельных организационно-правовых форм деятельности; управление федеральной собственностью; стратегическое планирование.

Прямые методы предполагают вмешательство  государства в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов, а именно: замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничений изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и других.

Государство практически  во всех странах оказывает регулирующее воздействие на ценообразование или напрямую устанавливает предельные уровни цен и осуществляет их контроль. С этой целью во многих странах создана правовая база регулирования в виде законов, указов, постановлений и существует надежная статистическая информация об уровне и динамике цен, которая используется для оценки реальных доходов населения и индексации заработной платы и пенсий.

  Ни в одной капиталистической стране нет полной свободы в установлении цен, особенно в отраслях, влияющих на общий уровень цен в стране и на положение в социальном секторе экономики. К таким ценам относятся цены на энергоресурсы, медикаменты, почтово-телеграфные, телефонные и железнодорожные тарифы. Регулирование обеспечивает сбалансированность и стабильность экономики, а также конкурентоспособность товаров на внешних рынках. Государственное регулирование цен дополняется гибкой системой льготного кредитования и налогообложения, а также прямыми дотациями отдельным производствам и отраслям.

В США, например, в настоящее время  регулируется около 10% цен. Министерство сельского хозяйства и ряд других государственных органов регулируют и осуществляют контроль за ценами на сельскохозяйственную продукцию, энергоносители и ряд других социальных товаров и услуг. В Европейском союзе (ЕС) осуществляется активное регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию, а также цен на уголь, продукцию черной металлургии, текстильной промышленности, судостроения, на 
легковые автомобили, станки с программным управлением, электронику, лекарства и ряд других товаров. В Японии с начала 70-х гг. активным регулированием цен занимается Бюро цен правительственного Управления экономического планирования, в задачи которого входят контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, разработка стратегии кредитно-налогового регулирования цен и ее реализация. Цены на основные продукты питания устанавливаются парламентом и контролируются 
Министерством земледелия, лесоводства и рыболовства; железнодорожные тарифы регулируются Министерством транспорта: тарифы на водо и теплоснабжение, электроэнергию и газ — Агентством природных ресурсов и электроэнергии. Кроме того, жестко регулируются расценки на медицинское обслуживание, что делает его общедоступным. В целом в Японии регулируется примерно 20% потребительских цен.

Информация о работе Государственное регулирование коммерческой деятельности