Государственное регулирование коммерческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 15:11, курсовая работа

Описание

План

1. Введение
2. Цели, функции и методы государственного регулирования коммерческой деятельности.
3. Органы государственного регулирования, осуществляющие регулирование коммерческой деятельности
4. Развитие конкуренции на товарных рынках и борьба с монополизмом
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (8) 2003.doc

— 86.00 Кб (Скачать документ)

           План 

    1. Введение
    2. Цели, функции и методы государственного регулирования коммерческой деятельности.
    3. Органы государственного регулирования, осуществляющие регулирование коммерческой деятельности
    4. Развитие конкуренции на товарных рынках и борьба с монополизмом

           Заключение

           Литература

 

      Введение 

     Коммерческая  деятельность, как и любая иная предпринимательская деятельность, в значительной степени регулируется государством. Прежде всего, это относится  к правовым основам, особенностям создания и функционирования коммерческих организаций. Как известно, эти вопросы регулируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, соответствующими федеральными законами.

     Изначальный недостаток подходов различных зарубежных школ и наших соотечественников  к вопросам управления заключался в том, что они сосредотачивали внимание на каком-либо одном элементе, а не рассматривали эффективность управления как результирующую и зависящую от многих факторов деятельности. В этой связи применение теории систем к управлению позволяет представить организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Системный подход необходим и к пониманию государственного регулирования.

     Системность проявляется и в том, что регулирование  осуществляется по трехуровневой системе  управления: на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ (областных), а также на уровне органов местного самоуправления. В каждом из них созданы соответствующие структуры со всеми конкретными целями, задачами и функциями.

     На  существовании правовых условий  государственного регулирования, в качестве одного из главенствующих условий, настаивают известные экономисты институционально-правового направления, например, В. Ойкен, и юристы В.Анохин, В. Андреев и др.

     В. Ойкен в своей концепции экономических  порядков раскрывает (хотя сам не всегда солидарен с этим) значительную роль государства наряду с другими институтами при установлении форм и методов хозяйствования.

     В. Андреев утверждает, что контроль государства за состоянием и развитием  рынка предполагает регулируемое воздействие на хозяйственную деятельность, определение оснований и пределов публичного вмешательства в нее... Вне правовой формы государственное воздействие не может осуществляться.

     В то же время при рассмотрении функций  государственного регулирования А.Н. Чеканский к первой группе относит функции обеспечения правовой базы функционирования рыночного хозяйства, а также функции стимулирования и защиты конкуренции.

     Ко  второй группе относит функции перераспределения  доходов, корректировки распределения  ресурсов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста6

     А. Клейменов, О.Головина считают, что  грань, за которой необходимо вмешательство  государства в управление собственностью, определяется только экономическими и организационными методами, каковыми являются налогообложение, кредитование, ценообразование, регистрация, лицензирование, сертификация и пр.

     Цель  работы: раскрыть сущность государственного регулирования коммерческой деятельности.

     Актуальность  работы: В тяжелое время экономического кризиса страны данная работа позволит обратить внимание на важность государственного регулирования коммерческой деятельности.

 

    Цели, функции и  методы государственного регулирования коммерческой деятельности 

     Субъектом государственного регулирования коммерческой деятельности выступает государство, общественные организации, законодательные  органы. Объектом — экономические, организационные и управленческие отношения в сфере коммерческой деятельности.

     Конкретными целями регулирования являются: формирование целостной системы для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда;

     Государственное регулирование коммерческой деятельности преследует цели:

     -становление  рыночных отношений в сфере  коммерческой деятельности;

     - осуществление государственного  контроля за ведением хозяйственной  деятельности, в частности за  выполнением условий для занятия  определенными видами деятельности и для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства;

     - проведение налогообложения;

     - получение государственных сведений  статистического учета для осуществления  мер регулирования экономики;

     - предоставление всем участникам  хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности;

     -создание  нормативно-правовой базы, обеспечивающей  эффективное функционирование и  развитие коммерческой деятельности  и, в конечном итоге, обеспечение устойчивого экономического роста.

     В целом основная задача государственного регулирования заключается в поддержании стабильности рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано с помощью определенных принципов.

     Применение  принципов механизма государственного регулирования коммерческой деятельности будет зависеть от той модели рыночной экономики, которую мы хотим иметь. В условиях социально ориентированной  рыночной экономики основными принципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и др.

     Принципы  механизма регулирования необходимо соотносить с теми приоритетами, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь.

     Для развивающегося общества со смешанной  экономикой характерны: социальная ориентированность  экономики; рост уровня жизни различных  социальных слоев и групп; выполнение государством функций по поддержке  и развитию социальной сферы или обеспечению предпосылок ее развития, созданию систем социальных гарантий и защиты для различных слоев населения.

     Важное  значение в условиях реализации социально  ориентированной модели рыночной экономики  имеет социальная функция государственного регулирования; объем перераспределения совокупного общественного продукта с учетом различных социальных групп должен быть достаточен для достижения цели государственного регулирования. Государство должно выступать гарантом социально незащищенных слоев населения (участников войны, инвалидов, многодетных семей и т.д.).

     Немаловажной  общей функцией является функция  стратегического планирования. Иногда экономисты называет ее планово-прогнозной. Виднейший экономист В. Леонтьев подчеркивал значимость этой функции. Он часто использовал сравнение экономики с кораблем: частная инициатива, как ветер в парусах, сообщает экономике свой импульс, планирование же, как руль, направляет экономику в нужную сторону. Стратегическое планирование, отмечал В. Леонтьев, направлено на получение внутренне согласованных описаний различных состояний, в которых экономика может оказаться после применения альтернативных комбинаций различных мер экономической политики7.

     Обязательной  функцией является организационная, обеспечивающая системность подходов в проведении реформ, целостность государственной экономической политики.

     Само  понятие «механизм», происходящее от греческого mechane — машина, означает система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности. Следовательно, одной из составляющих этой функции в условиях формирования рыночной экономики является обеспечение порядка осуществления деятельности в процессе производства, распределения и перераспределения совокупного общественного и национального дохода.

     В рыночной экономике роль государства  заключается в первую очередь  в том, чтобы установить «правила игры», определять стратегические направления  развития, поддерживать нормальное функционирование регулирующих механизмов, а не в четкой регламентации деятельности предприятий.

     В государственном регулировании  рыночной экономики два аспекта  представляются наиболее важными. Первым необходимым условием для упорядочивающего воздействия является регламентация, свод правил и ограничений рыночной деятельности. Осуществляется посредством государственного планирования, издания правительством нормативно-правовых актов. Разработка системы правил экономического поведения для всех участников хозяйственного процесса необходима для предоставления ее объектам самостоятельности в предпринимательской деятельности.

     Второй  аспект — это государственное  воздействие на рынок посредством  изъятия части прибыли, дохода через  систему налогообложения и других платежей в бюджеты. Распределяя средства в интересах общегосударственных нужд, государство осуществляет свою финансовую политику и оказывает влияние на рынок.

     Составляющими организационной функции являются также:

  • усиление государственного контроля за деятельностью организаций4
  • создание информационного обеспечения и безопасности государственного регулирования.

 

 

     Роль  отдельных институтов рассмотрена  обстоятельно Дж. К. Лафтой. Необходимой формой регулирования является программная. В качестве данной формы могут служить прогнозы социально-экономического развития регионов.

     В системе государственного регулирования  коммерческой деятельности среди общих  функций важнейшей следует считать, по нашему мнению, создание экономико-правовых условий функционирования механизма регулирования.

     Переход к рыночной экономике в нашей  стране коренным образом изменил  содержание и суть экономических  отношений между участниками  в процессе их деятельности, при этом кардинальному изменению подвергается их правовое регулирование.

     Правовые  методы государственного регулирования  призваны обеспечить прочную правовую основу коммерческой деятельности с  помощью законодательных, судебных и административных способов.

     Системы методов регулирования бывают прямого и косвенного воздействия.

     К прямым методам можно отнести методы административно-правового воздействия на субъекты: регулирование правил продажи товаров и услуг, лицензирование, квотирование, установление минимальных размеров уставного фонда предприятий и организаций отдельных организационно-правовых форм деятельности; управление федеральной собственностью; стратегическое планирование.

     Прямые  методы предполагают вмешательство  государства в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов, а именно: замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничений изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и других.

     Государство практически во всех странах оказывает  регулирующее воздействие на ценообразование  или напрямую устанавливает предельные уровни цен и осуществляет их контроль. С этой целью во многих странах  создана правовая база регулирования  в виде законов, указов, постановлений и существует надежная статистическая информация об уровне и динамике цен, которая используется для оценки реальных доходов населения и индексации заработной платы и пенсий.

       Ни в одной капиталистической  стране нет полной свободы  в установлении цен, особенно в отраслях, влияющих на общий уровень цен в стране и на положение в социальном секторе экономики. К таким ценам относятся цены на энергоресурсы, медикаменты, почтово-телеграфные, телефонные и железнодорожные тарифы. Регулирование обеспечивает сбалансированность и стабильность экономики, а также конкурентоспособность товаров на внешних рынках. Государственное регулирование цен дополняется гибкой системой льготного кредитования и налогообложения, а также прямыми дотациями отдельным производствам и отраслям.

Информация о работе Государственное регулирование коммерческой деятельности