Государственное регулирование коммерческой деятельности в рыночных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 16:46, реферат

Описание

Коммерческая деятельность (коммерция), как и любая иная предпринимательская деятельность, в значительной степени регулируется государством. Прежде всего, это относится к правовым основам, особенностям создания и функционирования коммерческих организаций. Как известно, эти вопросы регулируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, соответствующими федеральными законами.

Содержание

Введение 3
1. Понятие коммерции, ее основные принципы 4
2. Цели, функции и методы государственного регулирования коммерции 7
Заключение 14
Список использованных источников 15

Работа состоит из  1 файл

Реферат теория коммерции.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

 

Введение

 

     Переход к рыночной экономике в нашей  стране коренным образом изменил  содержание и суть экономических  отношений между участниками  в процессе их деятельности, при  этом кардинальному изменению подвергается их правовое регулирование. Правовые методы государственного регулирования призваны обеспечить прочную правовую основу коммерческой деятельности с помощью законодательных, судебных и административных способов.

     Коммерческая  деятельность (коммерция), как и любая иная предпринимательская деятельность, в значительной степени регулируется государством. Прежде всего, это относится к правовым основам, особенностям создания и функционирования коммерческих организаций. Как известно, эти вопросы регулируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, соответствующими федеральными законами.  

 

1. Понятие коммерции, ее основные принципы

 

     Коммерция – это совокупность процессов  и операций, направленных на совершение купли-продажи товаров и услуг  с целью удовлетворения покупательского  спроса и получения прибыли.

     Основная  цель коммерции – извлечение прибыли. Однако прибыль, полученная в коммерческой деятельности, может использоваться на развитие и расширение предпринимательства  для более полного удовлетворения потребностей общества.

     Коммерческие отношения могут развиваться в условиях экономической свободы субъектов деловых отношений, которая предполагает владение капиталом и умение управлять финансами, ориентацию на извлечение максимально возможной для складывающихся условий прибыли и наиболее выгодные способы ее капитализации, умение управлять коммерческим риском, формирование таких организационных структур коммерции, которые способны приспосабливаться к меняющимся условиям, восприимчивость к изменениям в потребностях рынка, полное равноправие партнеров. В то же время нельзя считать экономической свободой в коммерческой деятельности полную независимость от интересов и действий субъектов рынка, поскольку в ряде случаев для достижения каких-либо стратегических целей необходим компромисс с деловыми партнерами. Кроме того, свобода коммерческих взаимоотношений может ограничиваться условиями внешней среды, коммерческой тайной и другими объективными факторами.

     Для достижения поставленных в коммерческой деятельности задач необходимо руководствоваться  следующими основными принципами:

  • неразрывная связь коммерции с принципами маркетинга;
  • гибкость коммерции, ее направленность на учет постоянно меняющихся требований рынка;
  • умение предвидеть коммерческие риски;
  • выделение приоритетов;
  • проявление личной инициативы;
  • высокая ответственность за выполнение принятых обязательств по торговым сделкам;
  • нацеленность на достижение конечного результата – прибыли.

     Тесная связь коммерции  с маркетингом определяется, прежде всего, сущностью современной концепции  маркетинга, преобладающей на большинстве рынков и воплощенной в лозунге «Продавать нужно только то, что можно продать». В прошедшем столетии действовала концепция маркетинга, делавшая основной упор на активизацию коммерческих усилий. Значение этой концепции до настоящего времени еще не утрачено в России. Гибкость коммерции должна проявляться, прежде всего, в своевременном учете требований рынка, для чего необходимо изучать и прогнозировать товарные рынки, развивать и совершенствовать сбытовую рекламу, а также внедрять в коммерческую деятельность инновации, при необходимости – изменять профиль деятельности, вносить изменения в организационные структуры коммерции. Умение предвидеть коммерческие риски является очень важным принципом для предпринимателя в сфере торговли. Риск – это степень неопределенности результата. Коммерческий риск – это возможные убытки в коммерческой работе. Коммерческая деятельность без рисков невозможна, однако, при ее планировании важно предусмотреть влияние коммерческого риска. Для того чтобы риск был «взвешенный», необходимо использовать максимально возможный объем информации, всесторонний анализ коммерческой деятельности, финансовых результатов, эффективности партнерских связей, всестороннее исследование рынка, тщательный подбор персонала. Выделение приоритетов в коммерческой деятельности не менее важно, чем в производстве. Реализация этого, принципа предполагает постоянное изучение и знание всех деталей коммерческой деятельности. Личная инициатива зависит непосредственно от каждого человека, работающего в сфере коммерции, и определяется не только личностными характеристиками, но и культурой труда. Личностные характеристики формируют основу деловых качеств коммерсанта. Под культурой труда подразумевается определенный уровень общей организации труда, отказ от устаревших и восприимчивость к новым, более эффективным методам и приемам общения с коллегами и подчиненными, поиск и вовлечение в сферу труда новых научно-технических достижений, бережное отношение к собственности, а также готовность быстро воспринимать все новое, что может оказать воздействие на повышение эффективности деятельности. Высокая ответственность за выполнение принятых обязательств по торговым сделкам – это принцип, который создает репутацию коммерсанту в деловом мире. Реализация этого принципа – залог эффективной коммерческой деятельности. Работа коммерческой организации в сфере товарного обращения оценивается с помощью различных показателей: объемом реализации товаров, уровнем издержек обращения, показателями товарооборачиваемости и рядом других. Однако наиболее точно отражает эффективность коммерческой работы показатель прибыли. Поэтому нацеленность коммерческого предприятия на достижение в конечном результате прибыли является одним из основных принципов коммерческой деятельности.

 

      2. Цели, функции и методы государственного регулирования коммерции

     Субъектом государственного регулирования коммерческой деятельности выступает государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом – экономические, организационные и управленческие отношения в сфере коммерческой деятельности.

     Государственное регулирование коммерческой деятельности преследует цели:

  • становление рыночных отношений в сфере коммерческой деятельности;
  • осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, в частности за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства;
  • проведение налогообложения;
  • получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования коммерции и всей экономики в целом;
  • предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности;
  • создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие коммерческой деятельности и, в конечном итоге, обеспечение устойчивого экономического роста.

     В целом основная задача государственного регулирования заключается в  поддержании стабильности рынка и обеспечении его социальной направленности.

     В рыночной экономике роль государства  заключается в первую очередь  в том, чтобы установить «правила игры», определять стратегические направления  развития, поддерживать нормальное функционирование регулирующих механизмов.

     В государственном регулировании  рыночной экономики два аспекта  представляются наиболее важными. Первым необходимым условием для упорядочивающего воздействия является регламентация, свод правил и ограничений рыночной деятельности. Осуществляется посредством государственного планирования, издания правительством нормативно-правовых актов. Разработка системы правил экономического поведения для всех участников хозяйственного процесса необходима для предоставления ее объектам самостоятельности в предпринимательской деятельности.

     Второй  аспект – это государственное воздействие на рынок посредством изъятия части прибыли, дохода через систему налогообложения и других платежей в бюджеты. Распределяя средства в интересах общегосударственных нужд, государство осуществляет свою финансовую политику и оказывает влияние на рынок.

     Составляющими организационной функции являются также:

  • усиление государственного контроля за деятельностью организаций;
  • создание информационного обеспечения и безопасности государственного регулирования.

     В системе государственного регулирования  коммерческой деятельности среди общих  функций важнейшей следует считать создание экономико-правовых условий функционирования механизма регулирования.

     Переход к рыночной экономике в нашей стране коренным образом изменил содержание и суть экономических отношений между участниками в процессе их деятельности, при этом кардинальному изменению подвергается их правовое регулирование.

     Правовые  методы государственного регулирования  призваны обеспечить прочную правовую основу коммерческой деятельности с  помощью законодательных, судебных и административных способов.

     Системы методов регулирования бывают прямого  и косвенного воздействия.

     К прямым методам можно отнести методы административно-правового воздействия на субъекты: регулирование правил продажи товаров и услуг, лицензирование, квотирование, установление минимальных размеров уставного фонда предприятий и организаций отдельных организационно-правовых форм деятельности; управление федеральной собственностью; стратегическое планирование.

     Прямые  методы предполагают вмешательство  государства в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов, а именно: замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничений изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и других.

     Государство практически во всех странах оказывает  регулирующее воздействие на ценообразование или напрямую устанавливает предельные уровни цен и осуществляет их контроль. С этой целью во многих странах создана правовая база регулирования в виде законов, указов, постановлений и существует надежная статистическая информация об уровне и динамике цен, которая используется для оценки реальных доходов населения и индексации заработной платы и пенсий.

     Практически ни в одной стране нет полной свободы в установлении цен, особенно в отраслях, влияющих на общий уровень цен в стране и на положение в социальном секторе экономики. К таким ценам относятся цены на энергоресурсы, медикаменты, почтово-телеграфные, телефонные и железнодорожные тарифы. Регулирование обеспечивает сбалансированность и стабильность экономики, а также конкурентоспособность товаров на внешних рынках. Государственное регулирование цен дополняется гибкой системой льготного кредитования и налогообложения, а также прямыми дотациями отдельным производствам и отраслям.

     В США, например, в настоящее время  регулируется около 10% цен. Министерство сельского хозяйства и ряд других государственных органов регулируют и осуществляют контроль за ценами на сельскохозяйственную продукцию, энергоносители и ряд других социальных товаров и услуг. В Европейском союзе (ЕС) осуществляется активное регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию, а также цен на уголь, продукцию черной металлургии, текстильной промышленности, судостроения, на

     легковые  автомобили, станки с программным  управлением, электронику, лекарства  и ряд других товаров. В Японии с начала 70-х гг. активным регулированием цен занимается Бюро цен правительственного Управления экономического планирования, в задачи которого входят контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, разработка стратегии кредитно-налогового регулирования цен и ее реализация. Цены на основные продукты питания устанавливаются парламентом и контролируются

     Министерством земледелия, лесоводства и рыболовства; железнодорожные тарифы регулируются Министерством транспорта: тарифы на водо- и теплоснабжение, электроэнергию и газ – Агентством природных ресурсов и электроэнергии. Кроме того, жестко регулируются расценки на медицинское обслуживание, что делает его общедоступным. В целом в Японии регулируется примерно двадцать процентов потребительских цен.

     Только  в нашей стране регулирование  цен со стороны государства минимально. Это сказывается на положение  простых граждан Российской Федерации. Административное вмешательство осуществляется через законодательные акты. 

     Прямое  государственное хозяйственное  регулирование осуществляется главным образом с помощью средств бюджетной политики.

     Косвенные методы включают: кредитно-денежную политику, таможенную политику, налоговую политику.

     Одной из важных форм регулирования является денежно-кредитная политика. Вопросы денежно-кредитной политики и ее нацеленности на возобновление экономического роста путем рассмотрения факторов, влияющих на денежную массу

     Основные  направления единой государственной  денежно-кредитной политики разрабатываются  Банком России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации», содержат анализ текущего состояния и прогноз развития российской экономики на предстоящий год, а также основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики.

Информация о работе Государственное регулирование коммерческой деятельности в рыночных условиях