Государственное регулирование экономики

Автор работы: Надежда Двояшова, 09 Августа 2010 в 22:33, курсовая работа

Описание

Огромная роль государства и способность его регулировать некоторые экономические процессы зависят от связи экономики и политики, от разработки экономической политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. Поэтому возникновение и существование государства является общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Более того, экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 221.00 Кб (Скачать документ)

    Оборотной стороной объемов государственного сектора выступает его эффективность. Если она высокая, то значительные объемы можно считать оправданными. В противном случае госсектор представляет собой проблемный элемент национальной экономики. Можно сравнить показатели относительной производительности труда и фондоотдачи государственного и негосударственного секторов промышленности. Результаты расчетов (по данным Росстата за 2005 г.) приведены в табл.2.3 (см. Приложение 3).

    Можно выделить отрасли с высокой эффективностью государственного сектора (выше 100%), среди которых оказывается только электроэнергетика;  отрасли с умеренной эффективностью этого сектора (выше 90% и ниже 100%): полиграфическая промышленность и машиностроение, и прочие 12 отраслей-аутсайдеров по эффективности (ниже 90%). По критерию показателя эффективности «право на существование» отстоял государственный сектор только в отраслях с высокой и умеренной эффективностью, с определенной натяжкой сюда можно приплюсовать микробиологическую и легкую промышленность.

    Таким образом, соотношение эффективности государственного и негосударственного секторов в России «перевернуто» относительно ситуации в большинстве стран мира. Россия в ряде отраслей идет вразрез с общемировыми тенденциями. Основная причина состоит, в неадекватной системе управления отечественным государственным сектором.

    Изменить сложившуюся ситуацию можно за счет совершенствования политики в отношении предприятий государственного сектора. Стоит отметить, что только при достаточном финансировании государственный сектор может превратиться в высокоэффективный сегмент национальной экономики, если же ему недодавать финансы, то он довольно быстро оказывается низкоэффективным. Похоже, что в России на правительственном уровне эта проблема до сих пор не осмыслена: от государственного сектора ждут великих достижений, а на его нужды выделяют недостаточные средства.

    Помимо всего прочего в России в управлении государственным сектором были допущены грубые ошибки. Так, разрушение государственного сектора в ходе масштабной приватизации явилось одной из причин инвестиционного кризиса и производственного спада в 1990-х гг. Здесь наблюдается парадокс в области государственной политики: масштабная приватизация, призванная стабилизировать общехозяйственную ситуацию, повлекла за собой ухудшение всех основных макроэкономических параметров. Меры государственного воздействия в пользу приватизированной собственности привели к прямо противоположному результату, нежели тот, который изначально предполагался. Налицо классическая ошибка системы государственного регулирования. Также грубые ошибки были допущены и при приватизации топливно-сырьевых отраслей экономики. Фактически государство выпустило из рук сверхприбыльные и притом рентные сферы деятельности. Аргумент, что оно якобы не имело средств для финансирования данных предприятий, несостоятелен.

    Таким образом, Россия в своем отношении к государственному сектору экономики, все еще идет вразрез с мировыми тенденциями. В составе государственного сектора должны быть основные сырьевые ресурсы, энергетика, металлургия, сфера обороны и поддержания порядка, значительная доля здравоохранения, науки и образования. Управление экономикой должно осуществляться не только рыночными методами, но и планово-экономическими или программно-целевыми методами. Использование планирования и программирования развития - наиболее эффективный способ управления государственным сектором, который должен быть флагманом проведения государственной экономической политики.13

 

Заключение

    В целом трудно переоценить роль государства в  экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны. Но государственное вмешательство в рыночную экономику всё же необходимо. Вопрос стоит только в том, в какой степени и какими методами это вмешательство нужно проводить. Но для ответа на этот вопрос надо детально рассматривать каждую сферу и отрасль экономики.

    На основе проведенного анализа экономики современной России можно сделать следующие выводы:

    Существует необходимость активного вмешательства государства в процесс развития отраслей социальной сферы. Наибольшую активность государство должно проявить в регулировании развития здравоохранения и функционирования систем социальной защиты и социального обеспечения.

    Должна быть как можно скорее усовершенствована политика в отношении предприятий государственного сектора. Из-за неумелого управления в нашей стране идет тенденция окончательной приватизации того, что еще не было приватизировано. Действия правительства часто бывают непродуманны, что приводит к недопустимым ошибкам.

    Таким образом, современная система государственного регулирования России требует скорейшей модернизации, стране нужна долговременная экономическая стратегия, которая сможет обеспечить более эффективное решение ключевых проблем российской экономики.

 

Список литературы:

  1. Артемов А., Брыкин А., Шумаев В. – Модернизация государственного управления экономикой // Журнал «Экономист». 2008. №2. C. 3-14
  2. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2001.
  3. Кушлин В. – Государственное регулирование экономики: назревшие решения // Журнал «Экономист». 2007. №11. С. 3-11
  4. Сергеев И., Кирсанова Н., Кирсанова И. – Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования//Журнал «Экономист».2007.№1.С.46-55
  5. Экономическая теория: Учебник. – Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА-М, 2008.
  6. Курс экономики: Учебник / Под ред.Б.А.Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2001.
  7. Общая экономическая теория / Под ред. Корогодина. – Воронеж, Изд. ВГУ, 2000. – с.321
  8. Экономическая теория: Учебник  / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2001. – 448 с.
  9. Яремчук Н. В. Экономическое развитие современной России. – М. 2005 г
  10. Куликов Л. М. Основы экономической теории. Учебное пособие. – М. 2001 г
  11. Ревенков А. Планирование в системе государственного регулирования экономики. – М. 2001 г
  12. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории – М. 2001.

 

Приложение 1

     Таблица 2.1

     Расходы консолидированного бюджета относительно объема ВВП на ряду стран мира (в %)

Страна 2000 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
Россия 26,8 31,6 29,9 27,5
Казахстан 23,2 22,1 23,0 22,6
Чехия 38,3 41,9 41,6 40,0
Аргентина - 29,3 28,7 27,1
Великобритания 39,2 41,1 42,5 42,9
Германия 47,4 48,0 48,5 47,3
Дания 54,3 55,9 56,0 56,1
Финляндия 49,5 49,3 50,5 50,5
Франция 50,6 52,5 53,1 52,9
США - 34,6 35,2 34,9
Канада - 38,9 38,4 37,5
Австралия 34,4 35,7 35.0 35,1
ЮАР 32,1 32,0 32,4 33,5
Япония - 35,5 35,0 -

 

Приложение 2

     Таблица 2.2

     Структура бюджетного финансирования отраслей социальной сферы в 2006 г. (в млрд. руб.)

Отрасль социальной сферы Федеральный бюджет Бюджеты территорий Консолидированный бюджет
млрд. руб. в% к 2005 г. млрд. руб. в% к 2005 г. млрд. руб. в% к 2005 г.
Образование 206 133,3 678,5 106,4 884,5 111,7
Здравоохранение и спорт 145,6 176,4 461,6 115,7 607,2 137,2
Культура,    кинематография, средства массовой информации 50,4 130,8 103,9 130,6 154,4 130,8
Социальная политика 209,9 122 397,6 109,4 607,5 113,4
Всего социальных расходов 611,9 - 1641,6 - 2253,6 -
В % 27,2 - 72,8 - 100 -

 

Приложение 3

     Таблица 2.3

Относительные показатели эффективности государственного и негосударственного секторов России в промышленности (в %)

Отрасль промышленности Относительная производительность труда Относительная фондоотдача Интегральная эффективность
Государственного сектора Негосударственного сектора Государственного сектора Негосударственного сектора Государственного сектора Негосударственного сектора
Вся промышленность 67,8 105,6 84,9 102 76,3 103,8
В том числе:            
Электроэнергетика 89,4 101,2 131 97,6 110,2 99,4
Топливная 28,7 111,2 81,3 100,9 55 106,1
черная металлургия 45,6 103,3 66,7 101,4 56,1 102,3
цветная металлургия 93,4 101,3 57,4 115,9 75,4 108,6
химическая и нефтехимическая 55,2 107,6 59,3 106,4 57,2 107
машиностроение и металлообработка 96,3 101 101,5 99,6 98,9 100,3
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 49,5 105,9 547 104,8 52,1 105,3
производство строительных материалов 72,9 101,7 66,2 102,4 69,5 102
Стекольная 38,6 102,8 23 106,2 30,8 104,5
Легкая 79 101,4 87,5 100,7 83,3 101,1
Пищевая 71 103 53,2 106,6 62,1 104,8
Микробиологическая 96,6 102,4 81,5 117,9 89,1 110,2
мукомольно-крупяная и комбикормовая 69,1 106,7 68 107,1 68,5 106,9
Медицинская 86,3 103,1 67,8 109,8 77,1 106,4
Полиграфическая 109,6 91,2 88,4 117 99 104,1
 

    Примечание: под относительным показателем понимается показатель эффективности соответствующего сектора, деленный на среднеотраслевой показатель эффективности и выраженный в процентах. 

Информация о работе Государственное регулирование экономики