Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 15:25, курсовая работа

Описание

В настоящее время большинством стран мира рыночная экономика признан лучшим способом хозяйствования. Но рынок имеет ряд существенных недостатков. Считается, что рыночный механизм не способен обеспечить должной эффективности, когда дело касается коллективных товаров и услуг (оборона, услуги пожарных и т.п.), а также внешних эффектов (охрана окружающей среды), поэтому здесь государственное вмешательство необходимо.[1.с.7]

Работа состоит из  1 файл

Гос.регулирование экономики к.р.docx

— 47.83 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В настоящее время большинством стран мира рыночная экономика признан  лучшим способом хозяйствования. Но рынок  имеет ряд существенных недостатков. Считается, что рыночный механизм не способен обеспечить должной эффективности, когда дело касается коллективных товаров  и услуг (оборона, услуги пожарных и  т.п.), а также внешних эффектов (охрана окружающей среды), поэтому  здесь государственное вмешательство  необходимо.[1.с.7]

Во всех экономических  системах, без исключения, государство  регулирует экономику. В современной рыночной экономики такое регулирование осуществляется в меньших масштабах, чем, к примеру, в административно-командной системе, но экономическая роль государства всё-таки велика. В ряде стран правительство дополняет рыночную экономику, создавая благоприятный режим для развития определённых секторов с помощью субсидий, кредитных льгот.

В настоящее время необходимость  государственного регулирования экономики  никем не отрицается. Поэтому анализ основных теоретических модели рынка, изучение возможных путей движения к обновлённой, динамично развивающейся  экономике для условий России является очень актуальным.

Государственное регулирование  экономики – это система типовых  мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями  в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической  системы к изменяющимся условиям.

Как известно, возможность  государственного регулирования экономики  появляется по достижению определенного  уровня развития экономики, концентрации производства и капитала. Это необходимо, так как нарастают проблемы, трудности, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.

Государственное регулирование  экономики направлено на решения  различных задач, например стимулирования экономического роста, регулирования  занятости, поощрения прогресса  развития в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяется характером экономических и социальных проблем в той или иной стране в данный конкретный период.

Современная экономика невероятно сложна, она призвана создавать условия  для самых разнообразных видов  жизнедеятельности человека. В зависимости  от того, насколько хорошо организована экономика, на каких принципах эта  организация построена, можно определить, какие задачи она в состоянии  решить и какие интересы общества она может удовлетворить.

Государственное регулирование  экономики – процесс воздействия  государства на хозяйственную жизнь  общества и связанные с ней  социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и  социальная политика государства, основанная на определённой концепции.

В качестве основных методов  влияния на экономику для достижения необходимых обществу результатов  государство использует методы прямого  и косвенного воздействия. Использование  этих методов предполагает применение характерных для них приёмов  и средств.

В данной работе рассматриваются  основные проблемы и теории в области  государственного регулирования экономики, экономические цели государства, совокупные и частные инструменты воздействия  на экономику.

Целью работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное  регулирование экономики.

 

 

1 Сущность государственного  регулирования экономики

 

 

Государственное управление экономикой стало необходимо для  смягчения и предотвращения резкого  спада производства. Как известно, в эпоху свободной конкуренции  экономическое развитие проходило  через определённые, сменяющие друг друга стадии, называемые экономическим  циклом (оживление, подъём, спад, депрессия). В период кризиса резко сокращалось  производство, росли цены, многие фирмы  терпели крах, росла безработица. В этих обстоятельствах вмешательство  государства было необходимо.

Участие государства стало абсолютно необходимым после того, как сложилось территориальное разделение мира, образовалась устойчивая мировая структура самостоятельных государств.

Государственное регулирование  можно характеризовать как косвенное  управление рыночной экономикой, осуществляемое посредством использования экономических  рычагов, предусмотренных законодательными и другими нормативными актами. Последние  оказывают воздействие на поведение  хозяйствующих субъектов. Здесь  важно отметить отсутствие чёткой границы  между понятиями «государственное управление экономикой» и «государственное регулирование экономики», равно  как и между прямым и косвенным управлением.

В странах с централизованной экономикой роль государства, его участие в управлении экономикой проявляется гораздо более значительно и к тому же в прямой непосредственной форме в виде жёстких законов, распоряжения материальными, финансовыми, природными и трудовыми ресурсами, распределения основной массы денежных средств через государственный бюджет.

В странах со свободной рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов значительно ниже. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, реализации социальных программ.[2. с. 22]

 

1.1 Цели и задачи государственного  регулирования экономики

 

Главная цель государственного регулирования экономики – соблюдение интересов государства, общества в  целом, социально незащищенных слоёв  населения. Это необходимо для того, чтобы в условиях экономической  свободы они не были подавлены, ущемлены деятельностью отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц.

Всё это поддерживается и  развивается в рамках интересов  конкретного государства, в зависимости  от его целей:

  • Экономический рост. Желательно обеспечить производство большого количества и лучшего качества товаров и услуг, т.е. обеспечить более высокий уровень жизни.
  • Определённый уровень занятости. Подходящее занятие следует обеспечить всем, кто желает и способен работать.
  • Экономическая эффективность. Получение максимальной отдачи при минимуме издержек от имеющихся ограниченных производственных ресурсов.
  • Стабильный уровень цен. Необходимо избегать значительного повышения или снижения общего уровня цен, т.е. инфляции и дефляции.
  • Экономическая свобода. Управляющие предприятиями, рабочие и потребители должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.
  • Справедливое распределение доходов. Ни одна группа граждан не должна пребывать в крайней нищете тогда, когда другие граждане купаются в роскоши.
  • Экономическая обеспеченность. Социальная защита хронических больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых или других иждивенцев.
  • Торговый баланс. Стремление к разумному балансу своей международной торговли и международных финансовых сделок.

Цели, которых собирается достичь государство, зависят на каждом историческом этапе от многих обстоятельств: степени общей развитости экономики, её структуры, меры включения  в международное разделение труда.

Главная задача государственного регулирования экономики – создание определённых условий для обеспечения  нормального функционирования экономики. Государство во взаимодействии с рынком поддерживает и стимулирует развитие общества, отстаивая, прежде всего, его интересы. Развитие общества способствует эффективному, максимальному независимому функционированию субъектов рынка, получению им оптимальных выгод. Государство защищает право собственности, права потребителей.

Основные функции государственного регулирования экономки:

- разработка, принятие и  контроль за выполнением хозяйственного законодательства;

- определение приоритетов  макроэкономической политики;

- обеспечение условий  эффективного функционирования  рынка;

- решение тех экономических  проблем, которые рыночный механизм  не решает.

Государство определяет то нормативно-правовое поле и те правила  игры на котором играют и которых  придерживаются субъекты рынка.

Реализация этих функций  обеспечивается решением конкретных задач  государственного регулирования экономики, отражающих систему приоритетов  экономической политики государства  как на данном текущем моменте, так  и на перспективу.

Под «государственным регулирование  экономики» в рыночных условиях хозяйствования понимают систему типовых мер  законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями  в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической  системы к изменяющимся условиям. Сейчас государственное регулирование  экономикой является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи:

- совершенствование законодательства, обеспечивающего правовую основу  деятельности предпринимателей  и защиту их интересов;

- поддержание оптимальных  общеэкономических пропорций;

- совершенствование отраслевой  структуры экономики, государственная  поддержка базовых и других  отраслей промышленности;

- оптимальное сочетание  текущих и перспективных направлений  развития экономики: структурно-инвестиционной  и научно-технической политики;

- создание благоприятных  условий для накопления капитала;

- поддержание приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов, социальной стабильности в обществе;

- регулирование занятости  и качества воспроизводства рабочей  силы в условиях постоянного  изменения производительных сил;

- создание условий для  свободной и добросовестной конкуренции,  свободного перемещения товаров  на внутреннем и внешнем рынках;

- охрана окружающей среды,  предотвращение её заражения,  недопущения гибели природы;

- обеспечение национальной  безопасности и др.

 

1.2 Субъекты и объекты  государственного регулирования 

 

Механизмы государственного регулирования экономикой характеризуют  субъекты, объекты, цели, инструменты  или средства, а также этапы  развития.

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Носителями хозяйственных интересов являются социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наёмные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, лица свободных профессий, государственные служащие и т.д.

Носители экономических  интересов объединены в развитых странах рыночного хозяйства  в многочисленные союзы, ассоциации: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, студентов, юристов и т.д. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов. Они используют различные каналы влияния на органы государственного экономического регулирования: рекомендации, советы, консультации, меморандумы.

Выразителями социально-экономических, политических, религиозных, культурных, экологических, специфических региональных интересов являются политические партии. Партии тесно связаны с выразителями и носителями экономических интересов. Партийные программы могут быть основой правительственной программы  или составной частью. Проводят в  жизнь программу государственной  экономической политики субъекты государственного регулирования экономики – исполнители хозяйственных интересов. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется конституцией, федеральными и иными договорами о разграничении ведения и полномочий.

К государственному аппарату, регулирующему экономическое развитие страны, помимо трёх ветвей власти, относится  Центральный Банк Российской Федерации (банк России).

Объекты государственного регулирования экономики – это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдалённом будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Информация о работе Государственное регулирование экономики