Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 22:48, реферат

Описание

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ - одна из основных форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояние населения страны. Для современной рыночной экономики характерно многообразие методов, форм и институтов государственного регулирования.

Работа состоит из  1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.doc

— 44.50 Кб (Скачать документ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ - одна из основных форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии  на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояние населения  страны. Для современной рыночной экономики характерно многообразие методов, форм и институтов государственного регулирования. Различаются административные, правовые, прямые и косвенные формы и методы государственного регулирования. К административным методам относится, в частности, выдача лицензий, разрешающих какую-либо деятельность, установление квот на экспорт и импорт, квот для молодежи при создании новых рабочих мест, контроль над ценами, качеством продукции, доходами и др. Государственное правовое регулирование осуществляется на основе гражданского и хозяйственного законодательства через систему норм и правил, устанавливаемых ими. Прямое экономическое регулирование реализуется в форме безвозвратного адресного финансирования секторов, отраслей, территорий и отдельных предприятий. К нему относятся субвенции я субсидии, которые включают различного рода дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различного уровня (общенационального, регионального, местного). Сюда же входят льготные кредиты и налоговые льготы. К косвенным формам экономического регулирования относится регулирование объема денежной массы, определение условий предоставления централизованных кредитов и ставки процента, политика в области налогов, валютного курса, таможенных пошлин и др. 

Прямые формы регулирования способствуют выравниванию финансового положения отдельных звеньев хозяйства. В то же время они искажают реальное соотношение цен и издержек, реальную конкурентоспособность предприятий, снижая тем самым действенность рыночных регуляторов. В отличие от них косвенные формы государственного регулирования задействуют экономические стимулы и открывают простор для действия механизмов рыночного регулирования. Так, снижение налога на прибыль предприятия, так же как и ставки процента за кредит, ведет к расширению производства в соответствии со спросом. 

Вместе с тем  государство использует методы прямого  регулирования в сферах и отраслях, конкурентоспособность которых  по тем или иным причинам не может  быть обеспечена только при посредстве рыночного механизма. Это - сектора, где решаются крупномасштабные стратегические задачи (фундаментальная наука, оборона, образование); где частные инвестиции связаны с высокими рисками и на их основе неосуществимы или трудно осуществимы долгосрочные и наиболее дорогостоящие проекты (аэрокосмическая промышленность, атомная энергетика, другие наукоемкие отрасли); где общественная выгода значительно превышает выгоду отдельных предприятий или влечет за собой дополнительные расходы (например в сфере экологии). 

Все большее  значение приобретает ныне гуманитарная функция государственного регулирования, состоящая в формировании социальной направленности развития экономки. На рубеже 1990-х гг. в индустриально развитых странах государство, перераспределяя доходы, тратило от одной трети до половины валового внутреннего продукта (ВВП), тратило на социальные нужды половину и более всех бюджетных расходов. 

Государственное регулирование экономики 

Государственное регулирование экономики — это  процесс воздействия государства  на хозяйствующие субъекты, деятельность этих субъектов и конъюнктуру рынка для создания нормальных условий функционирования рынка. Государственное регулирование экономики является сложным процессом, который включает в себя разработку экономической политики, ее положений и выбора методов ее проведения. 

Государственное регулирование экономики воздействует на три взаимосвязанных части  воспроизводственного процесса: регулирование  ресурсов, производства и финансов. 

Содержание государственного регулирования экономики определено целями, стоящими перед государством, а также средствами и инструментами, которые имеет государство в экономической политике. Государственное регулирование экономики в себя включает:

• информационная поддержка участников рынка, в т.ч. информирование о состоянии государственной экономики и ее перспективах развития;

• обоснование  важнейших моментов экономической  политики, проводимой государственными органами власти;

• выполнение мероприятий  развития государственного сектора  экономики — важнейшего инструмента воздействия государства на экономику страны. 

Для понимания  роли государственного регулирования  экономики в первую очередь следует  определить такие понятия, как экономика, циркуляция денежных средств, общественное воспроизводство. 

Экономика —  это система рационального и эффективного использования ресурсов в целях удовлетворения потребностей населения государства. Экономика — это сфера постоянно возобновляемой деятельности людей по созданию материальных и нематериальных благ, необходимых для удовлетворения их потребностей. 

Экономика является последовательным движением, воспроизводством общественного богатства по цепочке  производство — распределение - обмен  — потребление. С точки зрения производства экономика отражает систему  экономических связей в обществе, и основе этой связи лежит господствующий тип собственности.

Задачи государственного регулирования экономики 

Задачи государственного регулирования экономики — это  набор целевых установок органов  власти при регулировании экономических  отношений. Среди таких установок  выделяют следующие составляющие:

• экономическая  свобода;

• стабильный уровень  цен;

• экономический рост и экономическое развитие;

• ориентация на достижение экономической эффективности;

• полная и эффективная  занятость;

• справедливое распределение доходов;

• сбалансированность внешнеторгового баланса страны. 

Часто задачи государственного регулирования объединяют в единое целое, в виде, «многоугольника» целей. Это — взаимосвязанный набор важнейших целевых установок социально-экономического развития. Самый распространенный так называемый «магический четырехугольник». Он представляет собой четыре взаимосвязанные цели:

• экономический  рост;

• высокий уровень  занятости;

• стабильность цен или устойчивость денег;

• внешнеэкономическое  равновесие. 

Государство несет  отвественность за реализацию этих целей. В литературе могут быть предложены другие системные формы задач государственного регулирования.

Необходимость и сферы государственного вмешательства  в экономику 

Ситуации, при  которых возникает необходимость  государственного вмешательства в  функционирование рыночной экономики, обусловлены следующими факторами:

а) сбои в работе рыночного хозяйства;

б) необходимость  стабилизации внешних эффектов, что  возникает из-за невозможности рыночного  хозяйства в определенных ситуациях  разрешать задачи развития экономики  и всех ее составляющих;

в) необходимость поиска эффективных вариантов удовлетворения потребностей общества в общественных благах.  

Сферами государственного регулирования экономики в рыночных условиях являются:

• экономические  периоды (циклы);

• микроэкономические кризисы;

• рыночная конкурентная среда;

• малообеспеченные и социально беззащитные слои общества.

Объекты, формы  и средства государственного регулирования  экономики 

Объекты государственного регулирования экономики - это условия, отношения и процессы в среде  общественного воспроизводства, функционирование которых обеспечивается рыночным механизмом плохо или вообще не обеспечивается. В качестве таких объектов выделяют:

• общехозяйственные  процессы, например, обращение денежной массы, экономический цикл, инвестиции, цены, занятость;

• важные крупные  национальные корпорации, имеющие значительное влияние на экономику страны (Газпром, РАО ЕЭС, Лукойл и др.);

• развитие крупных  экономических секторов: сельское хозяйство, производство, оборонная промышленность, банковская сфера;

• развитие регионов государства. 

Выделяют следующие  формы государственного регулирования  экономики: денежно-кредитное, бюджетно-налоговое, административное. 

Денежно-кредитное  регулирование экономики включает в себя действия государства по борьбе с инфляцией и поддержанию стабильного курса национальной валюты.  

Бюджетно-налоговое  регулирование экономики включает этапы работы над бюджетом: разработку, утверждение и исполнение бюджета. 

Административное  регулирование - это такие меры, как  принудительное картелирование или разукрупнение, квотирование и лицензирование. 

Средства государственного регулирования экономики. Чтобы  воздействовать на развитие страны в  экономической сфере, государство  может применять следующие средства:

• регулирование  экономики налогами;

• управление производственными  ресурсами;

• монетарные методы воздействия. 

Каждое из этих средств может применяться отдельно, но в условиях переходного периода  государство применяет весь набор  этих средств.

Инструменты государственного регулирования экономики 

Набор инструментов государственного регулирования включает в себя следующие основные элементы: экономическое прогнозирование, программирование экономического развития, бюджетирование, индикативное планирование. 

Экономическое прогнозирование — предвидение будущего состояния экономики и сопряженных с ней сфер. 

Экономический прогноз — исходная основа для  определения целей, выработки стратегии  и тактики социально-экономического развития. 

Программирование  экономического развития - разработка и реализация программ развития всей экономики или отдельных ее сфер (регионов, многоотраслевых комплексов и т. д.). Программы экономического развития - основной инструмент прямого активного вмешательства государства в ход воспроизводственного процесса в условиях рыночных отношений. 

Бюджетирование  экономического развития представляет собой разработку и реализацию государственного бюджета страны как инструмента  воздействия государства на ход  экономического развития. Государственный  бюджет представляет собой основной документ реального управления экономическим развитием страны. 

Индикативное  планирование представляет собой многоэтапный процесс, включающий разработку плана  развития экономики страны, имеющего рекомендательный характер, доведение  до хозяйствующих субъектов его показателей, контроль за выполнением плановых показателей, стимулирование агентов производства следованию в своей деятельности наметкам индикативного плана.  

Индикативный  план — основной документ для выработки  и проведения макроэкономической политики в рамках национальной экономики.

Информация о работе Государственное регулирование экономики