Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:09, курсовая работа

Описание

Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить.
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. НЕОБХОДИМОСТЬ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКУ. ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ. 4
2. НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ. 11
3. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
Список использованных источников 21

Работа состоит из  1 файл

курсач по эт.docx

— 62.31 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ  РФ

государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

"МОСКОВСКИЙ  АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)"

филиал  г. Бронницы

 

 

Кафедра экономических теорий

Дисциплина: Экономическая теория

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: "Государственное регулирование экономики"

 

 

 

                                                                            студента 1 курса

экономического  факультета                                                                                           

                  «Экономика и управление на  предприятии (транспорте)»

                                                                          Додонова И.И

                                                                               руководитель: Мартынова И.А,     

старший преподаватель 

                            

                                                                                                         

Бронницы 2011г.

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

ВВЕДЕНИЕ 2

1. НЕОБХОДИМОСТЬ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА  В ЭКОНОМИКУ. ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ. 4

2. НАПРАВЛЕНИЯ  И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ЭКОНОМИКИ. 11

3. ОСОБЕННОСТИ  СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ  РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

Список  использованных  источников 21

 

1

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная экономика  чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых  разнообразных видов жизнедеятельности  людей. В зависимости от того, как  организована экономика, на каких принципах  эта организация строится, можно  определить, какие задачи она в  состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп  она может удовлетворить.

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.

Государственное регулирование экономики - форма управления экономикой, представляющая собой влияние, воздействие государственных органов на экономические процессы. Оно применяется в условиях, когда объект управления непосредственно не подчинен субъекту управления, т.е. какому-то государственному органу.

Современная экономика невероятно сложна, она призвана создавать условия  для самых разнообразных видов  жизнедеятельности человека. В зависимости  от того, насколько хорошо организована экономика, на каких принципах эта  организация построена, можно определить, какие задачи она в состоянии  решить и какие интересы общества она может удовлетворить.

Целью работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное  регулирование экономики.

Государственное регулирование экономики  — процесс воздействия государства  на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и

 

2

 социальная  политика государства, основанная на определенной концепции.

В качестве основных методов влияния  на экономику для достижения необходимых  обществу результатов государство  использует методы прямого и косвенного воздействия. Использование этих методов  предполагает применение характерных  для них приемов и средств. Так, метод прямого воздействия  на экономику реализуется средствами административного и экономического влияния. Косвенный метод регулирования  реализуется только экономическими средствами. Особенностью прямого метода государственного регулирования является прежде всего то, что он основан на авторитете государственной власти и не связан с созданием дополнительных материальных стимулов для его осуществления. Важная специфическая его черта состоит еще в том, что им предполагаются меры запрета, разрешения, принуждения (законотворческая деятельность, лицензирование и др.), а также предусматривает организацию управления предприятиями государственного сектора, государственной собственностью. Косвенный метод государственного регулирования хозяйственной жизни характеризуется опосредованным способом влияния на социально-экономические процессы и хозяйственные объекты.

Далее рассмотрим государственное  регулирование экономики более  подробно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

1. НЕОБХОДИМОСТЬ  ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА В  ЭКОНОМИКУ. ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.

 

Государство есть организация оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной  и той же власти. В древности  ученые (Платон, Аристотель, Цицерон) рассматривали  государство как форму человеческого  общежития или как среду, в  которой человек находит условия  существования. Причем, по словам Аристотеля, «средой вполне счастливой жизни», где государство воспитывает  человека в добродетели, именно в  этом назначение государства.

Неоспоримо одно: государство —  продукт экономического и социального  развития общества. Оно возникло как  потребность нации в выполнении определенных функций (в том числе  и экономических), обеспечивающих ее выживание и развитие. Государство  никоим образом не представляет из себя силы, извне навязанной обществу. Государство есть признание, что общество запуталось в неразрешимом противоречии с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, стала необходима сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». И эта сила, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство.

Сегодня государство представляет собою стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов. Государство

 

4

 формулирует  принципы и организует формы  общественной жизни, образуя

 основу  институциональной иерархии. Государство  породило новую форму общественной  обусловленности поведения человека, отделив общий интерес от частного.

Относительно масштабов вмешательства  государства в экономику, его  роли в этом процессе идет постоянная дискуссия.

История государственного регулирования  восходит к концу средневековья. В то время основной экономической  школой была школа меркантилистов, которая провозглашала активное вмешательство государства в  экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства  страны — количество золота. В связи  с этим они призывали государство  поощрять экспорт и сдерживать импорт.

В отличие от меркантилистов, которые подчеркивали огромную роль государства в экономике, физиократы доказывали преимущества полной свободы  хозяйственной деятельности и наделяли государство тремя функциями.

Первая и важнейшая функция  государства — хранить естественный порядок от святотатственных и невежественных рук, которые захотели бы покуситься на власть, и особенно хранить то, что лежит в основе его, — собственность.

Образование — вторая функция. Ф. Кенэ настоятельно рекомендует просвещение относительно существования естественного порядка и способов познания его. Необходимость образования они мотивируют тем, что образование, распространенное на всех граждан, просвещенное общественное мнение — единственное средство воспрепятствовать физиократическому деспотизму выродиться в личный.

Предприятия общественного  характера также указаны физиократами в числе функций государства  — разве хороший хозяин-собственник  не должен

 

5

 прежде всего провести дороги в своих владениях, потому что хорошие пути и

 каналы очень полезны для  установления связи между отдельными  областями.

Следующей ступенью развития представлений о роли государства  стала классическая теория, нашедшая отражение в работе А. Смита «Исследование  о природе и причинах богатства народов». В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, т.е. делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. Главное — для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли. Практическая политика государства, по А. Смиту, проникнута духом компромисса, что немало содействовало ее быстрому успеху.

Марксистская теория утверждает, что в ходе капиталистического развития, чем сильнее тенденция к монополизации, чем больше растет концентрация капитала, тем больше государство испытывает тенденцию к превращению в  государство не всех капиталистов, а финансового капитала, господствующей олигархии. И в качестве такового оно будет стремиться ко все более интенсивному непосредственному вмешательству в процессы общественного производства и будет делать это все более координированным способом.

Современная теория государства представлена в основном двумя направлениями  в экономической теории: неоклассическим и кейнсианским. Главным идеологом активного вмешательства государства в экономику стал известнейший английский экономист Дж.М. Кейнс. Кейнсианская политика ставила своей целью также контроль и регулирование общего спроса, чтобы он соответствовал общему предложению при обеспечении полной или высокой занятости населения. Модель Кейнса предусматривала

 

6

стимулирование  совокупного «эффективного» спроса путем «побуждения» к инвестированию частного капитала, а также через  государственное финансирование общественных работ и некоторое перераспределение  через бюджет национального дохода в пользу неимущих.

Говоря о кейнсианстве, надо подчеркнуть, что оно означает не только защиту госсектора и государственного вмешательства  вообще, но представляет собой особую концепцию регулирования экономики. Прежде всего, это концепция косвенного макроэкономического регулирования. Ее целевые приоритеты,— занятость  и стабильность экономического роста, а инструменты — государственный  бюджет и денежно-кредитная политика. Кейнс и его последователи исходят из принципиальной посылки о том, что чисто рыночный механизм не в состоянии обеспечить стабильный экономический рост и полную занятость, и именно поэтому требуется вмешательство государства. Кейнсианскую теорию можно назвать кризисной, так как она рассматривает экономику в состоянии депрессии.

Противники же кейнсианской школы — сторонники неоклассической теории — исходят из постулата о тенденции капиталистической экономики к равновесию, устойчивости и стабильности. Они утверждают, что рынок и конкуренция, гибкость цен — лучшие механизмы установления экономического равновесия. На рубеже 70 — 80-х годов кейнсианская теория и основанная на ней политика подверглись критике со стороны неоконсервативного направления и, в первую очередь, со стороны монетаристов. Они подчеркивали инфляционный характер кейнсианских рецептов дефицитного финансирования. Действительно, в это время разгул инфляции становится первостепенной проблемой западной экономики. Неоконсерваторы обвиняли в этом кейнсианскую политику. «Восстание» против Кейнса возглавил американский экономист, Нобелевский лауреат Милтон Фридмен. Он разделяет концепцию «экономического человека».

 

7

 А. Смита и подвергает критике  идею государственного регулирования.  Альтернативу он видит в свободе  конкуренции и предпринимательства.  Особенно резко М. Фридмен выступает против вмешательства государства в денежное обращение.

Сторонники неолиберальных концепций считают, что надо отказаться от кейнсианских рецептов антициклического регулирования, ведущих к резким колебаниям денежной массы, и перейти на строгое регулирование денег в обращении независимо от конъюнктуры. Денежная масса должна увеличиваться лишь в соответствии с долгосрочным темпом роста национального дохода. Выступая против роста расходов государства, они считают, что лучшее, что может сделать государство, — это сократить собственные доходы и расходы и снизить налоги.

Информация о работе Государственное регулирование экономики