Государственная политика занятости и проблемы обеспечения предприятий и организаций рабочей силой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 04:54, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование политики занятости и изучение проблемы обеспечения организаций и предприятий рабочей силой
Задачи:
- Изучить сущность и принципы государственной политики занятости.
- Рассмотреть государственную службу занятости и перспективы развития рынка труда.
-Проанализировать кадры предприятия и определение потребности в рабочих и специалистах на предприятии.
-Исследовать проблемы обеспечения предприятий и организаций рабочей силой.

Содержание

Введение
Глава 1.Сущность и принципы государственной политики занятости
1.1 Сущность и цели государственной политики занятости
1.2 Принципы и основные направления политики занятости
Глава 2. Государственная служба занятости и перспективы развития рынка труда
2.1 Государственная служба занятости ее функции и структура
2.2 Состояние рынка труда в России. Тенденции и перспективы ее развития
Глава 3. Кадры предприятия и определение потребности в рабочих и специалистах на предприятии
3.1 Определение потребности в рабочих и специалистах на предприятии
3.2 Кадры и количественная характеристика персонала
Глава 4. Проблемы обеспечения предприятий и организаций рабочей силой
4.1 Основные проблемы предприятий в обеспечении кадрами
4.2 Дефицит рабочей силы на предприятиях и решение проблемы обеспеченности предприятий рабочей силой
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая занятость.doc

— 292.00 Кб (Скачать документ)

В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство осуществляет:

-разработку мер финансово - кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;

-правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;

-разработку и реализацию федеральной и территориальных программ содействия занятости населения;

-создание федеральной государственной службы занятости населения

В обязанности служб занятости входит:

-анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу,

-информация о состоянии рынка труда;

-учет свободных мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

-консультации о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях к профессиям и работникам и по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости;

-оказание услуг по трудоустройству;

-регистрация безработных, оказание им помощи, включая выплату пособий;

-организация разработки программ занятости с предусмотренными в них мерами социальной защиты различных групп населения;

-организация профессионального обучения и переобучения граждан.

Службы занятости имеют право:

-запрашивать от всех структур информацию о предполагаемых изменениях, результаты которых ведут к высвобождению трудящихся, а также сведения о наличии свободных рабочих мест;

-направлять на все виды предприятий трудящихся по вопросам трудоустройства; разрабатывать и выносить на рассмотрение органов исполнительной власти предложения об установлении минимального количества рабочих мест для трудоустройства;

-направлять незанятых граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы;

-оплачивать стоимость профессионального обучения и переобучения лиц, зарегистрированных в качестве ищущих работу;

-выдавать пособия по безработице, приостанавливать или отменять выплату пособий.

Главной целью и конечным результатом функционирования центров занятости является обеспечение максимального трудоустройства незанятого, ищущего работу трудоспособного населения и высвобождаемых работников, а также их социальная защита. В России создан государственный фонд занятости населения, который образуется за счет обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работников, средств республиканских и местных бюджетов, добровольных взносов предприятий, учреждений, общественных организаций и граждан и других поступлений. Средствами этого фонда распоряжается Федеральная служба занятости населения.

Федеральная государственная служба занятости:

1. Федеральная государственная служба занятости населения является организационно самостоятельной службой на территории Российской Федерации, деятельность которой направлена на:

-оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

-разработку и реализацию федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

-содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

-организацию при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

-осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании.

Ее работу возглавляет и организует соответствующий федеральный орган исполнительной власти, который для осуществления своих полномочий создает территориальные органы.

2. Территориальные органы службы занятости не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

3. На территориях субъектов Российской Федерации, городских, сельских поселений и на других территориях органы службы занятости координируют свою деятельность с деятельностью соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

4. Органы службы занятости совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения.

5. Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.

Деятельность по оказанию гражданам услуг в содействии трудоустройству, профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения осуществляется юридическими лицами на основании лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии заключения органов службы занятости.

Оценка эффективности политики занятости осуществляется по формуле:

СЭПЗ = ЧПСУ/ЧБк ,

где СЭПЗ - эффективность политики занятости в течение календарного периода;

ЧПСУ - численность безработных, снятых с учета по всем основаниям (трудоустроены, оформлены на досрочную пенсию и т.д.) в течение календарного периода;

ЧБк - численность безработных на конец календарного периода.

Данная формула хотя и не может оценить деятельность службы занятости, поскольку многие безработные трудоустраиваются без ее помощи, но дает более или менее объективную картину результатов деятельности всех субъектов рынка труда.

Оценка с помощью других методов позволит более точно определить эффективность той или иной программы и выбрать наиболее эффективные из них. По мере укрепления финансового положения перечень программ можно расширить. Также важна разработка показателей социальной эффективности и учет их в политике занятости и сведении безработицы к минимуму.

 

2.2 Состояние рынка труда в России. Тенденции и перспективы ее развития

 

2011 год уже воспринимается на рынке как «посткризисный». Хотелось бы отдельно рассмотреть тенденции развития рынка труда, и сравнить показатели предыдущих лет на рынке труда.

Численность экономически активного населения в марте 2011г. составила, по итогам обследования населения по проблемам занятости, 74,6 млн.человек, или более 52% от общей численности населения страны, в их числе 68,2 млн.человек, или 91,4% экономически активного населения были заняты в экономике и 6,4 млн.человек (8,6%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 2,2 млн.человек.

 


Уровень занятости населения Российской Федерации (%)

 

2006

2007

2008

2009

2010

март 2011

Российская Федерация

61,1

61,4

63,0

63,4

62,3

61,2

 

 

 

*Источник: www.gks.ru

Таким образом, уровень занятости населения экономической деятельностью (доля занятого населения в общей численности населения в возрасте 15-72 лет) существенно повышался с 2006 - 2009 г. Но с 2010 начинается спад, связанный с кризисом. С начала 2011 г показатель уровня занятости растет. Так, в январе он составлял 60,8%. Февраль – 61,2% (февраль 2010 – 60,2%). Всё это говорит о том, что ситуация на рынке труда улучшается, занятых становится больше, соответственно меньше безработных.

 

Что касается безработицы по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующий критериям МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

Это связанно с тем, что во многих республиках Северо-Кавказского Федерального округа экономика является дотационной, с высоким уровнем безработицы и низким уровнем жизни.

 

 

*Источник: www.gks.ru

2011 – это год осмысления кризиса и поиска различных способов выхода из него. Самый сильный пик кризиса пришелся на 2009 года.

На сегодняшний день рынок оживает, люди не боятся менять работу в поисках лучших условии.

Таким образом, ситуация в российской экономике стабилизировалась и наметился определенный рост, ожидать быстрого восстановления рынка труда не приходится.

Что касается государства, то можно сказать, что велась активная помощь гражданам потерявшим работу во время кризиса. Службы занятости регистрировали безработных и помогали гражданам в поисках работы, выплачивались пособия по безработице. Также правительство уделяло большое внимание малому предпринимательству, т.к. это привело бы к увеличению числа занятых в экономике.


Глава 3 Кадры предприятия и определение потребности в рабочих и специалистах на предприятии

 

3.1 Определение потребности в рабочих и специалистах на предприятии

 

Рабочая сила – это совокупность физических и умственных способностей человека, его способность к труду. В условиях рыночных отношений «способность к труду» делает рабочую силу товаром. Отличие этого особенного товара от других товаров заключается в том, что он:

- создает стоимость больше чем он стоит;

- без его привлечения невозможно осуществлять любое производство;

- от него во многом зависит степень (эффективность) использования основных и оборотных производственных фондов, экономика хозяйствования в целом.

Обеспечение предприятия рабочей силой следует рассматривать с позиции отношений, складывающихся на рынке труда. Уровень экономического партнерства во многом определяют результаты организации труда, его эффективность, а соотношение занятости населения и безработицы влияет на характер предложения рабочей силы.

Все это предполагает разработку и проведение на каждом предприятии соответствующей кадровой политики, основными направлениями которой должны быть:

- определение потребностей в рабочей силе, как в количественном, так и в профессионально-квалификационном разрезах;

- формы привлечения;

- разработка мероприятий по улучшению использования кадров.

Потребность в персонале([2]) – это совокупность работников соответствующей структуры и квалификации, объективно необходимых фирме для реализации стоящих перед ней целей и задач согласно избранной стратегии развития. Определяют общую и дополнительную потребность в персонале.

Общая потребность – это вся численность персонала, неободимая фирме для выполнения запланированного объема работ.

Дополнительная потребность - характеризует дополнительное количество персонала, необходимое в планируемом периоде к уже имеющейся численности работников на начало периода. Исходными данными, для определения численности персонала, являются предусмотренные в плановом периоде снабженческо-сбытовая, производственная, научно-техническая, инвестиционная и другие функциональные программы деятельности предприятия, штатное расписание, наличие и структура рабочих мест и др.

Определение потребности в персонале предусматривает определение целей и задач на предстоящий плановый период в области человеческих ресурсов исходя из главных целей предприятия, условий выпуска продукции и ее сбыта; определение места и времени дефицита рабочей силы; прогнозирование изменений спроса на рабочую силу на рынке труда; определение численности работающих; оценку текучести кадров и обеспечение современной замены увольняющихся и др.

Состав работающих на предприятии делится:

- на промышленно-производственный персонал (ППП);

- непромышленный персонал.

Промышленно-производственный персонал – занятые в производственной деятельности или обслуживании производства работники основных и вспомогательных цехов, аппарата заводоуправления, лабораторий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских отделов, вычислительных центров.

 

Структура персонала предприятия

Информация о работе Государственная политика занятости и проблемы обеспечения предприятий и организаций рабочей силой