Глобализация экономики и международный маркетинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 02:43, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрытие понятия глобализация как современную тенденцию развития экономики и ее влияние на мировую экономику, международный маркетинг и общество.

Содержание

Введение 4
Понятие термина «глобализация» 5
Сущность глобализации экономики 8
Глобализация рынка и маркетинг 18
Глобализация и роль ТНК 22
Взгляд на глобализацию Boston Consulting Group (ИСП) 30
Актуальные модели глобализации 39
Топ карта мировой глобализации (отражение инфраструктуры) 42
Что может дать процесс глобализации 45
Заключение 48
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_globalizatsia.docx

— 1.12 Мб (Скачать документ)

Модель 4. 

Природные ресурсы: превращение в прибыль. Свое внимание именно на данной модели решили акцентировать 17 компаний из рейтинга. При этом более половины из них  прибегают к технологиям слияния  и поглощения для глобализации своего бизнеса. Отличным примером может стать  Hindalco Industries, индийская компания по производству металла, крупнейший в Азии производитель прокатного алюминия. Выручка компании в 2006 году составила $4,1 млрд., одна треть которой была получена в результате деятельности за пределами Индии. Она совсем недавно провела несколько поглощений, включая покупку мощностей компании Alcan INDAL в Индии в 2001 году, покупку двух медных рудников в Австралии и канадской компании Novelis в 2007 году за $6 млрд. За счет приобретения последней выручка компании Hindalco Industries должна вырасти до $10 млрд. 

Модель 5. 

Новые бизнес?модели: распространение на другие рынки. К данной модели прибегли десять участников рейтинга, и девять из них используют в своей деятельности стратегии слияний и поглощений. Пример — мексиканская America Movil, чья выручка в 2006 году составила $21,3 млрд. Эта компания, занимающаяся мобильной связью, хорошо представлена в странах Южной и Северной Америки, включая 28%?ю долю рынка беспроводной связи в США. America Movil смогла эффективно расширить свою деятельность за счет локализации операций в каждой отдельно взятой стране. Так, компания прибегает к использованию различных брендов и маркетинговых стратегий в разных регионах, однако всегда и везде стремится уделять особое внимание стоимостной части своих продуктов. Весьма интересен тот факт, что Карлос Слим Хелу, главный акционер компании (владеющий 30% акций компании), в настоящее время является одним из самых богатых людей в мире. 

Модель 6.

Природные ресурсы: приобретение. Пять из десяти компаний, использующих данную стратегию  развития, — представители Китая. Это лишний раз доказывает, что  для правительства этой страны приоритетным является надежный доступ к природным  ресурсам. Отличный пример здесь —  China Minmetals Corporation, производитель и продавец основных металлов. Эта компания — крупнейший китайский производитель, продавец за пределы Китая и импортер стали и цветных металлов. Невзирая на то что компания получает весьма серьезную поддержку со стороны правительства Китая, у нее обширные знания рынка за счет своей развитой глобальной торговой сети. Выручка компании в 2006 году составила $18,9 млрд. Еще одним хорошим примером фирмы, использующей данную модель развития, может стать китайская CNOOC, являющаяся крупнейшим в Китае производителем сырой нефти и природного газа и демонстрирующая выдающиеся показатели роста бизнеса в размере 40%. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Топ карта мировой  глобализации (отражение  инфраструктуры).
 

Европейский исследовательский центр в Испре (Италия) при помощи Всемирного банка проделали титаническую работу, составив мировую карту всех автомобильных, железнодорожных, морских и речных дорог на планете Земля. Они рассчитали время движения по каждому из типов транспортных путей, а также внесли задержки на пересечение национальных границ (от 1 до 240 минут) и физический рельеф местности.

 
В итоге они получили универсальную карту, показывающую, насколько быстро в каждую точку планеты можно добраться от ближайшего города с населением минимум 50.000 жителей (без учёта авиатранспорта). Некоторые результаты исследования вызывают удивление. Оказывается, аж 90% нашей планеты находится в 48-часовой зоне доступности. Даже в таких, казалось бы, «неосвоенных» территориях как Бразилия (с лесами Амазонки), 80% территории находится в этой зоне.
 

Рисунок 4. Универсальная  карта.

 

Приводим ещё несколько самых интересных фрагментов карты под хабракатом (почти все картинки кликабельны).

Это карта автомобильных дорог на планете, полученная со спутников. 

Рисунок 5. Карта автодорог.

 

В отличие  от автомобильных дорог, прокладка  железнодорожных путей тратит серьёзных  инвестиций и работы квалифицированного персонала. Поэтому плотное железнодорожное  покрытие на Земле имеется только в Европе, Америке и ещё нескольких уголках цивилизации, преимущественно, в бывших колониях (Индия, ЮАР, Австралия  и т.д.). 

Рисунок 6. Карта железнодорожных  путей.

 

Ниже карта морского транспорта. Ярким цветом выделены основные торговые пути. 

Рисунок 7. Карта моских путей.

 

А следующая схема, отражающая рельеф местности, плотность и тип растительности. Эта схема учитывалась для моделирования скорости перемещения пешком.  

Рисунок 8. Свойства рельефа.

 
 

  1. Что может дать процесс  глобализации.
 

Сражаясь с глобализацией, ее принципиальные критики борются как раз с тем механизмом, который может дать богатство менее развитой части мира. Глобализация является средством к процветанию. Страны, открывающие границы для свободной торговли своими продуктами и свободного распространения своих идей, содействуют общему повышению жизненных стандартов. Богатые страны вынуждены уходить из сфер производства, куда приходят другие, предлагающие более дешевые товары, и создавать новые производительные и продвинутые отрасли. Слаборазвитые страны выбираются из трясины бедности, переходя от сельскохозяйственной ориентации экономики к производству продуктов, а затем и услуг. Такой путь проделал Гонконг. По этому пути идут страны всей Азии, начиная от Китая и Вьетнама и заканчивая Малайзией и Южной Кореей. В развивающихся странах, открывших свои рынки для иностранных инвестиций, наблюдается быстрый рост доходов на душу населения, темпы которого достигают 5%, что даже выше, чем в развитых странах (2%). Страны, не затронутые процессом глобализации (в основном африканские и арабские), переживают постепенный упадок. Их экономическое нездоровье служит причиной наблюдающихся там неудовлетворенности и нестабильности.

Одним из наиболее эффективных инструментов продвижения глобализации являются прямые зарубежные инвестиции. Когда  западные транснациональные компании приходят на рынки развивающихся  стран, их нередко обвиняют в эксплуатации местных жителей, которые вынуждены  работать в условиях потогонной системы. Следует, однако, отметить, что эксплуатация, скорее, свойственна местным безликим небрендированным компаниям, которые могут позволить себе унижать работников, платить им смехотворное жалованье, не боясь привлечь к себе внимание. Транснациональным компаниям приходится заботиться о репутации своих брендов и котировке своих акций. Именно поэтому они являются готовой мишенью для нападок со стороны активистов. Однако только такие корпорации устанавливают высшие ставки оплаты труда, обеспечивают высшие стандарты предлагаемых благ и условий. Делая их мишенью нападок, западные активисты подвергают иностранных рабочих риску потерять лучшие рабочие места из тех, что они могут получить.

Для иллюстрации  сказанного трудно найти лучший пример, чем компания Nike — производитель спортивной обуви, неоднократно подвергавшаяся критике за методы деятельности в развивающемся мире. Как показывают результаты исследования, проведенного Миннесотским университетом (University of Minnesota) и опубликованного в докладе Всемирного банка в декабре 2000 года, вьетнамским рабочим, занятым в иностранных компаниях, действующих на территории страны, меньше угрожает опасность оказаться за чертой бедности. Согласно приведенным цифрам, доля населения Вьетнама, живущего за официальной чертой бедности, составляет 37,4% от общей численности населения, в то время как доля работников иностранных компаний, попадающих в эту категорию, составляет 8,4%, а для работников смешанных предприятий (частично с иностранным и частично с местным капиталом) — 21,4%. Анализ, сделанный австралийскими специалистами, показал, что заработная плата женщин, трудившихся на предприятиях компании Nike в Индонезии, была на 40% выше, чем аналогичная заработная плата в местных компаниях. Еще одно исследование, которое было проведено Мичиганским университетом (University of Michigan), продемонстрировало, что компания Nike установила на своих вьетнамских предприятиях, ориентированных на экспорт, среднюю заработную плату, в пять раз превышающую минимальную заработную плату, а на индонезийских — в три раза.

Во Вьетнаме компания Nike является вторым по объемам экспортером продукции, и за последнее десятилетие она содействовала сокращению количества бедных в стране наполовину.

Компания  Nike открыла в местечке Самианг, неподалеку от г. Хошимин, совместное предприятие, где в 1995 году работало 5200 человек. Сегодня оно превратилось в активную экономическую зону, влияние которой распространилось за ее пределы, поскольку предприятие заставило других местных производителей конкурировать за рабочую силу. Заработная плата в Самианге в три раза выше, чем на государственных предприятиях, и в два раза больше, чем на местных производствах. Теперь среди обитателей Самианга вчетверо больше владельцев телефонов, чем до появления компании Nike, двое из трех его жителей имеют мопеды (раньше их имел один из трех), лишь 8% работников зарабатывают меньше 10 дол. в месяц (раньше — 20%), 75% жителей имеют телевизоры (в 1995 году их имели 30% жителей) 13.

На Филиппинах местным жителям, занятым на молочном комбинате компании Nestle в Кабайо, неподалеку от Манилы, не нужно объяснять, насколько желанной является работа на предприятиях транснациональных компаний. Работники получают там в среднем 27 дол. в день при минимальном уровне оплаты труда в стране в 8 дол. Три четверти работников охвачены системой здравоохранения и пользуются ссудами на покупку продуктов и оплату жилья. Хуан Сантос, возглавляющий в возрасте 64 лет Nestle Philippines, гордится тем, что его дочери живут в Америке, и это стало возможным благодаря его статусу зарубежного сотрудника компании Nestle. Патрисио Гарсиа, менеджер на предприятии в Кабайо, накопил достаточно средств для обучения своих детей в медицинском училище, что было бы невозможно, если бы он работал на местном предприятии. Он подчеркивает, что на каждое вакантное место на комбинате подается 20 тыс. заявок: «Люди знают, что мы удачливы и что компания Nestle является отличным работодателем». Джови Колкол (28 лет), работающая в компании с тех пор, как окончила школу, достаточно зарабатывает, чтобы из собственных средств оплачивать новое жилье, приобретенное благодаря ссуде, предоставленной компанией Nestle, и полагаться на собственные силы, а не на безработного мужа в обеспечении себя и двоих детей. Для нее компания Nestle символизирует экономическую независимость. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

В заключении хотелось бы отметить, что глобализация требует объединения усилий всех государств в решении назревших (рассмотренных в работе) проблем. В такой ситуации возрастает роль ООН и других международных организаций в разработке программ развития мира, но возможно и возникновение принципиально новых международных структур, способных решить эти проблемы. Глобализация нивелирует различия между внутренней и внешней политикой государства, заставляя политическую элиту более тщательно просчитывать выгоды и недостатки участия страны в глобальной политической и экономических системах. Глобализация предъявляет повышенные требования и к управленческим кадрам: знание языков, овладение компьютерными технологиями, информацией о быстро меняющейся ситуации на мировых рынках, готовностью к новациям и рискам.

К настоящему времени аналитическое изучение процессов глобализации позволяет  выделить несколько принципиальных форм их проявления, на которые чаще всего обращают внимание исследователи  и изучение которых дает возможность  лучше понять суть феномена. Взаимосвязанность  хозяйственной деятельности в настоящее время не только проявляется намного сильнее, чем раньше, но и охватывает практически все страны мира, становясь глобальной. Разумеется, в первую очередь речь идет о переплетении экономик промышленно развитых стран, но и остальной мир с разной скоростью и интенсивностью втягивается в общемировые процессы. Итак, роль ТНК в глобализационных процессах отнюдь не столь однозначна, ибо они обостряют противоречия между национальной и глобальной экономикой. Да к тому же нельзя упускать из виду и наличие взаимозависимости глобализации и ТНК.   
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы. 

  1. Акулич И.Л., «Международный маркетинг», изд. Высшая школа,2006.
  2. Голубкова Е.Н., Сейфуллаева, «Международный маркетинг», изд. Дело и Сервис, 2008.
  3. Симмонс Д., Клифтон Р., «Бренды и брендинг», изд. Олимп-Бизнес, 2008.
  4. Дементьева А.Г., статья «Современные условия глобализации и роль ТНК», журнал «Инициативы XXI века» №1 2010г.
  5. Дертниг Штефан, «Время стремительной глобализации», журнал «Стратегии» апрель 2008г.
  6. Загашвили В.С., статья «На пороге нового этапа экономической глобализации», журнал МЭиМО №3 2009г.
  7. Пархоменко А., статья «Глобализация рынка и маркетинг», журнал Энциклопедия маркетинга, май 2008.
  8. Тихонов А., статья «Агенты глобализации», журнал «Профиль» №17 (431) 2005г.
  9. Чупис А., статья «ТНК в процессах глобализации», портал Информационно-аналитический центр, декабрь 2009
  10. Список 500 глобальных компаний по версии журнала «Fortune» 2009г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение. 

Таблица 7. Мировые лидеры и аутсайдеры глобализации.

Информация о работе Глобализация экономики и международный маркетинг