Анализ внешней среды предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 15:31, курсовая работа

Описание

В данной работе рассматривается внутренняя и внешняя среда организации на примере Тюменского хлебокомбината

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ……5
1.1.Понятие и основные элементы внешней среды предприятия………………...5
1.2.Понятие и основные элементы прямого воздействия внешней среды предприятия………………………………………………………………………...10
1.3.Понятие и основные элементы косвенного воздействия внешней среды предприятия………………………………………………………………………...21
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТ ОАО «ТЮМЕНСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»………………...29
2.1. Характеристика предприятия как объекта исследования…………………...29
2.2 Исследование факторов макросреды предприятия…………………………..31
2.3 Анализ факторов микросреды предприятия…………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………42
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….44

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВАЯ.doc

— 304.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Совершать экспансию в регионы, быстро реагируя на изменения благосостояния потребителей и используя известность бренда (O5S7S5).

       На  сегодняшний день благосостояние населения  растет не только в крупных городах, но и в регионах. «Тюменскому хлебокомбинату» необходимо расширять свое присутствие на рынке, а именно, выходить в регионы. Потребителям уже недостаточно видеть на прилавках магазинов лишь несколько сортов хлеба. Наступило время, когда нужен больший ассортимент  для удовлетворения наших потребностей, и что самое главное, он должен быть не обязательно дешевым. Люди готовы платить.

       Тюменский хлебокомбинат обладает всеми необходимыми качествами для успешной реализации своей продукции на региональных рынках: быстрая реакция на изменение вкусов и возможностей покупателей, бренд с хорошей репутацией, уникальные разработки и высокое качество. Географическая экспансия позволит не только расширить производство, но и крепче укрепиться на рынке Тюменской области. Компания ничуть не уступает по своим характеристикам Холдинговой компании «Фонд» или Тюменскому хлебомакаронному комбинату, а ведь эти два крупных хлебопека занимают ведущие позиции  в области.

       2. Сохранить лидирующие позиции в Тюменской области путем перехода к стратегии конкуренции услуг (S2S3S5O6).

       С течением времени участники хлебного рынка переходили к разным видам конкуренции. Сначала, когда ассортимент состоял только из устоявшихся сортов хлеба, компании конкурировали на уровне товаров: одна компания выпекала черный хлеб, другая занималась производством сдобных булочек. Расширяя продуктовую линейку, хлебопеки серьезно задумались о том, как лучше преподнести товар покупателю. На данном этапе хлебобулочной эволюции наступила конкуренция услуг.

       Упаковка, оформление, продвижение товара, его  доставка, сотрудничество с поставщиками – все это части, из которых выстраивается  желаемая репутация, влияющая как на внешнюю, так и на внутреннюю деятельность  компании.

       Рынок, как и вся экономика, постоянно  меняется. Сегодня ты победитель, завтра проигравший. «Тюменскому хлебокомбинату» необходимо направить свою деятельность на сохранение завоеванных позиций – воспользоваться хорошей репутацией, опытом  технологов и конечно, одним из главных конкурентных преимуществ – логистической службой с собственным автопарком, обеспечивающим своевременные поставки. Компании следует предельно использовать свой арсенал сильных качеств и обратить внимание на реализацию данной стратегии.

       3. Открытие новых сегментов при возникновении новых потребностей у потребителей и их растущем благосостоянии (S3S4O4O3).

       Следующий этап конкуренции хлебобулочных  компаний – конкуренция  изобретательности, уникальности рецептур инновационных  продуктов. Чтобы быть успешным хлебопеком нужно не только удовлетворять спрос и потребности потребителя, но и уметь эффективно эти потребности создавать. Технологи проводят тщательный анализ рынка и тенденций его развития, стратегический партнер передает накопленный опыт и оказывает помощь в принятии каких-либо решений, что в итоге приводит к созданию успешной линейки инновационных брендов и абсолютно нового сегмента. Первооткрыватель задает ритм развития рынка, и пока конкуренты тратят свое драгоценное время на копирование уникальной идеи, у компании есть время для рождения и осуществления  новой креативной рецептуры.

       Для того  чтобы сохранить звание, необходимо  вести постоянную исследовательскую работу, пользоваться своими возможностями. Согласно теории жизненного цикла продукта, следует запускать новые идеи на расцвете предыдущих – тогда эффективность заметно увеличится.

       4. Постоянные продвижение изделий и разработка инновационных продуктов для снижения угрозы сокращения потребления хлеба (S5S3S4T6).

       На  сегодняшний день рынок хлеба  стабильно сокращается на 5-10% в  год и в ближайшее время  тенденция к сокращению хлеба  сохранится. Прежде всего, это связанно с улучшением благосостояния населения. Сейчас потребители могут себе позволить более полезные, богатые витаминами, более дорогие продукты. Однако сокращение не означает полный отказ от хлебобулочных изделий – скорее замещение их новыми видами продукции.

       Производители хлебобулочной продукции, реагируя на изменения потребностей населения, расширяют продажу разнообразных  диетических и элитных сортов хлебобулочных изделий, при сокращении потребления традиционных сортов хлеба  увеличивается потребление оригинальной продукции, изготовленной по уникальным рецептам.

       Возрастают  и требования к качеству изделий, которое у «Тюменского хлебокомбината» остается безупречным.  Хлебокомбинату следует непрерывно разрабатывать и запускать в производство все новые виды продукции, постоянно расширяя ассортимент и проводя грамотный брендинг продукции. Это позволит сохранить лидирующие позиции на рынке Тюменской области и расширить свои позиций в регионах.

       А в завершение анализа определим, какое воздействие (благоприятное или же нет) оказывает сложившаяся ситуация во внешней среде на деятельность ОАО «Тюменский хлебокомбинат». Осуществим это, применив метод составления профиля среды (таблица 4).

       Таблица 7.

       Ранжирование среды ОАО «Тюменский хлебокомбинат».

Фактор  среды Важность для  отрасли (от 1 до 3) Влияние на организацию (от 0 до 3) Направление влияния (+1 или –1) Степень важности (D=A*B*C)
A B C D
Состояние экономики 3 3 + 9
Политика 1 1 + 2
Правовая  среда 1 1 _ -1
Соц.  компонента 3 2 + 6
Технология 3 2 + 6
Природно-географич. 1 0 _ -1
Потребители 3 3 + 9
Поставщики 2 3 _ -6
Конкуренты 3 2 _ -6
Рынок рабочей силы 1 0 + 0
 

       Общая сумма баллов составляет +18, что говорит об общем благоприятном влиянии внешней среды (этот показатель носит субъективный характер и дает только поверхностную оценку), но все же этот показатель невелик и результаты функционирования ОАО «Тюменский хлебокомбинат» в большей степени зависят от правильно принятых стратегических решений, а это можно сделать только проанализировав внешнюю среду. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В завершении вышерассмотренной темы хочется отметить следующие определяющие моменты, которые определяют высокую  степень значимости этой проблемы. На сегодняшний день внешняя среда имеет важное значение для всех без исключения организаций. В целях выживания и развития в условиях чрезвычайно динамичной и неопределенной внешней среды (а это является общими характеристиками современного окружения отечественных промышленных предприятий) организациям необходимо приспосабливаться к изменениям, а также самим активно формировать свое будущее. Поэтому определяющее значение в рыночных условиях играет стратегическое управление, информационной основой которого является анализ макро- и микроокружения организации.

        В настоящей работе определено понятие внешней среды  предприятия, а так же ее основных элементов. Внешняя среда - совокупность субъектов и сил, находящихся за пределами организации, и оказывающих какое-либо влияние на ее деятельность. Среда прямого воздействия внешней среды – это непосредственное окружение организации, оно формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность определенной организации. Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но тем не менее сказываются на них. Речь идет о таких факторах, как состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.

     Сегодня практически все основные функциональные подразделения промышленных предприятий  имеют определенное представление  о внешней среде. Однако процедуры  сбора, анализа и передачи информации о ней осуществляется в большинстве случаев нецеленаправленно, спонтанно и случайно, поэтому она не дает целостного представления о внешней среде и ее влиянии на результаты деятельности предприятия.

     В силу вышесказанного, а так в силу проведенного анализа влияния внешней среды на результаты деятельности ОАО Тюменский хлебокомбинат, можно сделать вывод, что единственно правильным вариантом поведения данного предприятия для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является уделение повышенного внимание осуществлению анализа вешней среды. А для этого необходима разработка и осуществление комплексного анализа с учетом индивидуальных особенностей предприятия при соответствующим кадровом, финансовым и техническом обеспечении. Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ансофф  И. Стратегическое управление: Пер.  с англ. – М.: Экономика, 1989. – 519 с.

2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Изд-во «Питер», 2003. -  320 с.

3. Барнетт Д., Уилстед У. Формулирование стратегии // Проблемы теории и практики управления. – 1992. - №1 – С. 118-127.

4. Басовский Л.Е. Менеджмент. М.: Акалис,  2000. - 150 с.

5. Виханский  О. С., Стратегическое управление. М.: «ЭКОНОМИСТЪ», 2008 . - 75 с.

6. Виханский О. С., А. И. Наумов. Менеджмент. М.: «ЭКОНОМИСТЪ», 2007. -15 с.

7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: «ЭКОНОМИСТЪ» ,2001. - 85с.

8. Голубков Е. П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. – М.: Дело, 1995–192 с.

9. Жих Е. М., Панкрухин А.П., Соловьев В. А. Маркетинг: как завоевать рынок?. – Л.: Лениздат, 1992. – 139 с.

10. Забелин П.В., Анискин Ю.П. Стратегический маркетинг как основа программы преодоления кризисной ситуации на фирме // Маркетинг. - 2005. - №6 - С. 56-63.

11. Каретников Т. М., Каретников М. В. Конкурентоспособность фирм. – Челябинск, ЧГТУ,  - 1996. – 436 с.

12. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Паньковой Е.М. - М.: Прогресс, 1990. - 736 с.

13. Ладанов И. Д. Практический менеджмент: В 3-х частях ч. 2. – М.: КПФ Ника, 1992. – 190 с.

14. Мардас  А. Н., Организационный менеджмент. СПб.: «Питер»,  2010. – 176 с.

Информация о работе Анализ внешней среды предприятия