Анализ внешней и внутренней среды предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 06:21, курсовая работа

Описание

Актуальность предложенной темы определяется тем, что внутренняя и внешняя среда организации являются непосредственными составными частями как современных предприятий, так и организаций прошлых лет. Это и указывает на актуальность данной темы, которая не теряет ее с течением времени. Рассматриваемые системы имеют определенный механизм функционирования. Но со временем на него могут повлиять политические, экономические, социальные и иные изменения, происходящие в экономике и иных сферах деятельности. Для того чтобы приспособиться к этим изменениям необходимы меры, помогающие механизму предприятия реагировать на них без изменений во внешней и внутренней среде либо изменения не должны негативно сказываться на функционировании организации, а наоборот привносить новшества. На это направлено изучение данной темы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Общая характеристика основных составляющих среды организации………………………………………………………………………..6
1.1. Характеристика внутренней среды………………………………..6
1.2. Характеристика внешней среды……………………………………12
2. Характеристика и анализ сред предприятия на примере ОАО «Волжский Оргсинтез»……………………………………………………………17
2.1. Общая характеристика сред ОАО «Волжский Оргсинтез» ……….17
2.2. Анализ и исследование сред ОАО «Волжский Оргсинтез». Выявление основных проблем в функционировании………………………………………..23
3. Методы устранения слабых сторон в организации……………26
Заключение…………………………………………………………………28
Список использованных источников……………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

4 семестр КУРСОВАЯ микроэкономика.doc

— 233.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание.

     Введение…………………………………………………………………… 3

     1. Общая  характеристика основных  составляющих среды организации………………………………………………………………………..6

    1. Характеристика внутренней среды………………………………..6
    2. Характеристика внешней среды……………………………………12

         2. Характеристика и анализ  сред предприятия на примере ОАО  «Волжский Оргсинтез»……………………………………………………………17

         2.1. Общая характеристика  сред  ОАО «Волжский Оргсинтез» ……….17

        2.2. Анализ и исследование сред ОАО «Волжский Оргсинтез». Выявление основных проблем в функционировании………………………………………..23

     3. Методы устранения слабых сторон  в организации……………26

     Заключение…………………………………………………………………28

     Список  использованных источников……………………………………..30 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность  предложенной темы определяется тем, что внутренняя и внешняя среда организации являются непосредственными составными частями как современных предприятий, так и организаций прошлых лет. Это и указывает на актуальность данной темы, которая не теряет ее с течением времени. Рассматриваемые системы имеют определенный механизм функционирования. Но со временем на него могут повлиять политические, экономические, социальные и иные изменения, происходящие в экономике и иных сферах деятельности. Для того чтобы приспособиться к этим изменениям необходимы меры, помогающие механизму предприятия реагировать на них без изменений во внешней и внутренней среде либо изменения не должны негативно сказываться на функционировании организации, а наоборот привносить новшества. На это направлено изучение данной темы.

       Отдельно друг от друга среды  организации существовать не  могут, но изучение их дифференцированно  способствует более глубокому анализу каждого компонента в отдельности, что в свою очередь оказывает влияние на фирму в целом при дальнейшем взаимодействии полученных проанализированных составляющих.

     При взаимодействии сред  образуются организационные отношения, влияющие на деятельность предприятия в целом. Что также необходимо в изучении и исследовании для создания наиболее налаженного механизма, обеспечивающего высокую результативность. Эти основные направления изучения данной темы составляют ее актуальность.

     Цель  работы имеет два направления: во-первых, теоретическое рассмотрение таких  явлений в организации как  внешняя и внутренняя среда, краткое  описание функционирования и значимости данных сред. Во – вторых, практическое представление сред организации на примере предложенного предприятия, особенности и элементы на конкретном объекте, а также достоинства и недостатки и пути решение выявленных проблем.

     При решении поставленных задач мы должны ответить на следующие вопросы, а именно:

    1. что представляют собой внешняя и внутренняя среда организации;
    2. каковы их функции, основные составляющие элементы;
    3. также на примере предприятия при помощи анализа рассматриваемых элементов сред выявить плюсы и минусы предприятия;
    4. найти пути решения данных задач.

       Основным предметом исследования являются  элементы, составляющие данные среды, а также взаимодействие, функционирование, роль элементов как внутри каждой среды, так и при взаимодействии между ними. Также основным предметом исследования необходимо считать отношения, появляющиеся в процессе взаимодействия элементов.

     Теоретическая база представлена современными и классическими  представлениями отечественных  и зарубежных специалистов, исследовавших данный вопрос при помощи нормативных документов, современной и классической литературы.

     Эмпирическая  база необходима для доказательности теоретических положений. Представлена статистическими данными и аналитическими материалами; также ресурсами Интернет; материалами , размещенными в справочной литературе и справочных системах.

     Данная курсовая работа изложена на 29 страницах печатного текста, состоит из: содержания, введения, трех глав, заключения и списка литературы и используемых источников. Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели и задачи исследования. В первой главе рассмотрено содержание и функционирование исследуемого объекта. Во второй - главе на примере выбранного предприятия изучены элементы, функционирование и взаимодействие сред организации. А также более подробно изучены отношения, появляющиеся в процессе функционирования и  взаимодействия сред. В третей главе были разработаны примерные методы улучшения функционирования выбранного предприятия. В заключении сделаны общие выводы, направленные на принятия правильного решения при разработке действия сред как выбранного предприятия, так и для общего их функционирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Общая  характеристика основных составляющих среды организации.

    1. Характеристика внутренней среды.

     Для начала рассмотрим основные понятия, связанные  с внутренней средой организации, а  именно определение данного термина, элементы и функции.

     Итак, внутренняя среда организации представляет собой часть общей среды, находящейся  в пределах данной организации. Воздействие на функционирование организации постоянно и непосредственно. Внутренняя среда имеет несколько срезов, которые в совокупности определяют  тот потенциал и те возможности, которыми располагает предприятие. Изучение и анализ внутренней среды в общем направлен  на выявление слабых и сильных сторон, которыми обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую опирается предприятие  в процессе конкурентной борьбы. Эти стороны необходимо развивать, расширять и укреплять. Слабые стороны являются объектом пристального внимания руководства, которое в свою очередь должно избавляться от этих черт организации. В основном проводится анализ внутренней среды для сравнения положения компании с ближайшими конкурентами.

     Внутреннюю среду составляют внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации. Внутренние переменные являются результатом управленческих решений, т.к. организация представляет собой систему, созданную людьми. Но не все переменные контролируются руководством.

     Основными переменными являются: цели, структура, задачи, технологии и люди.

     Цели. Организация представляет собой  средство достижения поставленной цели. Цели это конкретные состояния и  результаты, которых стремиться добиться коллектив, работая вместе. Многие специалисты утверждают, что правильно сформулированная цель и правильно поставленные задачи достижения цели дают 50% успеха. В ходе планирования руководство разрабатывает и сообщает поставленные цели коллективу. Это является мощным механизмом координирования, потому что дает возможность членам организации иметь представление о том, к чему им необходимо стремиться, что также не маловажно для получения желаемого результата.

     Организации различного типа имеют различные  цели.  Цель организаций, связанных со сферой бизнеса, чаще направлена на получение прибыли и  повышения производительности. Государственные органы, институты и некоммерческие больницы и организации не стремятся получать прибыль. Но их волнуют затраты. Исходя из этого, набор их целей формируется на основе предоставления услуг в рамках бюджетных ограничений и программ.

     Что касается организаций в сфере, то список целей их чаще более широк, чем просто получение прибыли. А  именно это касается: доли рынка  в задействованной сфере, производство новой  продукции и новых услуг, а также их качество, подготовка и отбор руководителей и социальная ответственность.

     Выработка целей должна затрагивать как  все предприятие в целом, так  и подразделения. Например, отдел по маркетингу имеет цель о рассмотрении уже производимого или  более нового продукта, т.е. исследование сторон продукта и рынка. Также этот отдел может иметь цель в сокращении жалоб на продукт на определенный процент.

     Но  все же основной целью многих организаций  остается получение прибыли. Выделяют три типа ориентации организации на прибыль:

    • Максимизация прибыли
    • «Удовлетворительная» прибыль, т.е. при планирование прибыль будет считаться «удовлетворительной», если она будет учитывать степень риск.
    • Минимизация прибыли, т.е. максимизация минимума ожидаемых доходов с учетом минимизации затрат.
 

     Следующей переменной внутренней организации  является структура организации.

     Структура организации – логические взаимодействия и взаимоотношения уровней функциональных и управленческих областей, построенные в такой форме, которая способствует наиболее эффективному достижению цели. В структуре организации отражаются сложившиеся в организации выделения подразделений, связи между ними, а также их рассмотрение как единого целого.

     Одной из основных концепций, относящихся к структуре, является специализированное разделение труда. Это означает, что за каждым специалистом  закреплена  определенная задача и определенная работа, которую данные работники выполняют лучше в сравнении с другими в рамках организации как единого целого. Наиболее распространено вертикальное разделение труда, поскольку это более эффективно, т.к. формируются группы из специалистов в определенной сфере внутри организации. Не менее важно вертикальное разделение, имеющее характеристику формальной подчиненности лиц на каждом уровне. Число лиц, находящихся в подчинении одного лица представляет сферу контроля. Различают широкую и узкую сферу контроля. Узкой сфере соответствует многоуровневая  структура, широкой – плоская структура.

     Данная  переменная важна, потому что при отсутствии координации руководство не сможет сформировать механизм функционирования, следовательно, люди не смогут выполнять работу, а также без формальной координации различные уровни , подразделения, а также отдельные люди могут сосредоточить интерес на своих собственных интересах, а не на цели организации или подразделения.

     Следующей не менее важной переменной среди  других являются задачи организации. Формулирование задач является еще одним направлением разделения труда. Задача определяется как предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена  заранее выбранным способом и в заранее оговоренные сроки. Задачи задаются должности, которую занимает специалист , и в зависимости от занимаемой должности ему предписывается определенный ряд задач для выполнения при достижении поставленной цели. Насколько успешно будут задачи., настолько успешно будет функционировать организация. Задачи часто делят на три категории. Это работа с людьми, предметами, информацией. Изменение характера и содержания задачи зависит от эволюции, происходящей в специализации труда.  Современные технологические нововведения и сочетание техники и специализации труда сделали специализацию задач более углубленной.

     Технологии  также являются переменной внутренней среды. Чаще всего под технологиями понимаются машины, изобретениями, используемыми на предприятии, например, компьютер. Но по мнению известного социолога Чарльза Перроу, изучавшего влияние технологий на организацию, они представляют собой средства преобразования сырья (люди, информация, материалы) в желаемый продукт или услугу. Технология предполагает стандартизацию и механизацию. Под этим понимается применение стандартных деталей и механизмов, облегчающие процесс производства и ремонта. В современном производстве существует мало услуг и товаров чье производство не стандартизировано. Существует несколько классификаций технологий. Но нельзя определить, что какой-то тип технологии является наиболее значимым  среди других, поскольку для различных видов деятельности подходит свой тип технологий. Люди определяют пригодность выбранной технологии после соответствия поставленной задачи с содержанием полученного результата.

     Пятой,  на мой взгляд, основной переменной являются люди, работающие в данной организации. Поскольку люди формируют саму организацию, ее культуру, внутренний климат, создают продукт и услуги. Эти люди отличаются друг от друга возрастом, полом, образованием, способностями, характером и др. данные факторы оказывают влияние как на работу отдельного, так и на коллектив и на организацию в целом. Также человек обладает определенными   желаниями, эмоциями,  что также не меньше влияет на функционирование организации. Для того, чтобы данные человеческие факторы меньше оказывали влияние на функционирование механизма предприятия, менеджерам следует разрешать ряд задач, связанных с персоналом организации.

Информация о работе Анализ внешней и внутренней среды предприятия