Анализ внешней и внутренней среды предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 06:21, курсовая работа

Описание

Актуальность предложенной темы определяется тем, что внутренняя и внешняя среда организации являются непосредственными составными частями как современных предприятий, так и организаций прошлых лет. Это и указывает на актуальность данной темы, которая не теряет ее с течением времени. Рассматриваемые системы имеют определенный механизм функционирования. Но со временем на него могут повлиять политические, экономические, социальные и иные изменения, происходящие в экономике и иных сферах деятельности. Для того чтобы приспособиться к этим изменениям необходимы меры, помогающие механизму предприятия реагировать на них без изменений во внешней и внутренней среде либо изменения не должны негативно сказываться на функционировании организации, а наоборот привносить новшества. На это направлено изучение данной темы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Общая характеристика основных составляющих среды организации………………………………………………………………………..6
1.1. Характеристика внутренней среды………………………………..6
1.2. Характеристика внешней среды……………………………………12
2. Характеристика и анализ сред предприятия на примере ОАО «Волжский Оргсинтез»……………………………………………………………17
2.1. Общая характеристика сред ОАО «Волжский Оргсинтез» ……….17
2.2. Анализ и исследование сред ОАО «Волжский Оргсинтез». Выявление основных проблем в функционировании………………………………………..23
3. Методы устранения слабых сторон в организации……………26
Заключение…………………………………………………………………28
Список использованных источников……………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

4 семестр КУРСОВАЯ микроэкономика.doc

— 233.50 Кб (Скачать документ)

     В функциональной подчиненности службы качества находятся следующие службы организации 

    • Служба маркетинга
    • Дирекция по развитию
    • Дирекция по производству
    • Дирекция по экономике и финансам
    • Дирекция по персоналу
    • Отдел сбыта

     Руководство предприятия занимается не только контролем соответствия качества международным стандартам, но и стремится к совершенствованию качества. Специализированные службы изучают потребности потребителей и требования к качеству продукции.

     На  предприятии существует отлаженный механизм контроля соответствия - несоответствия определенному ГОСТу. Как и на многих современных зарубежных предприятиях для этого существует контроль качества и статистический учет. В него входит регистрация данных контроля исходного сырья,  готового сырья и стадию инспекционного контроля, т.е. регистрацию данных промежуточного контроля. Затем производится статистический учет производства и технологии. В него входит регистрация данных контроля процесса; повседневная информация о применяемых операциях, регистрация данных контроля оборудования; патенты; сбыт продукции. Управление и делопроизводство; финансовые операции – это последние стадии.

       Существующая на предприятии  служба маркетинга занимается  исследованием рынка и выявлением приоритетов потребностей продукции, рыночного спроса, желаний потребителей, оценки стоимости и сроков производства.

     В службе бухгалтерского учета калькулируются затраты лишь на оборудование, сырье, рабочую силу.

     Следующий элемент внутренней среды ОАО  «Волжский Оргсинтез» это технологическое оснащение предприятия, обеспечивающее также высокое качество, производимой продукции, а следовательно это приводит к достижению поставленной цели. На предприятии существуют собственный ТЭЦ и автопарк. В цехах предприятия постоянно идет модернизация оборудования.

     Как было уже сказано, на предприятии  существует служба, необходимая для  контроля качества продукции. Но при  наличии отклонений не меньшую роль играют и технологии, в данном случае это лаборатории. Контроль с их помощью  происходит по следующей цепочке:

    • Происходит предварительный контроль материалов и комплектующих изделий в лаборатории;
    • В процессе производства происходит совмещение активного метода контроля, который встроен в само оборудование, и выборочного. Также  может использоваться полный контроль по отдельным операциям и заключительный контроль готовых изделий;
    • Лаборатории оснащены стендами, необходимыми в периодических испытаниях;

     Одним из главных компонентов внутренней среды любого предприятия является персонал. На выбранном нами предприятии этот компонент играет также одну из основных ролей. В первую очередь это связано с тем, что весь персонал вовлечен в работу. Для достижения такого результата были разработаны меры о повышению мотивации работников, который включает гибкую систему взысканий и поощрений, а также повышение квалификации.

     Подготовка  кадров происходит при дифференциации по категориям:

    • Руководящий персонал
    • Технический персонал по работе в службе качества
    • Производственный персонал

     К руководящему персоналу установлены  довольно жесткие меры контроля, включающие дисциплинарные и материальные меры за упущение в работе и за неумение или нежелание выполнять свои обязательства. Руководствующий персонал должен четко описывать функции и задачи для каждого подразделения. За невыполнение инструкций предусматривается конкретная ответственность.

       Внешняя среда данного предприятия представляет собой следующее. Как во многих предприятиях внешняя среда косвенного воздействия включает в себя политико-правовые, технологические, экономические, социокультурные и международные факторы, влияющие на изменения, происходящие во внешней среде.

     На  среду прямого воздействия оказывают  влияние поставщики, потребители, партнеры, конкуренты.

     Что касается ОАО «Волжский Оргсинтез», то данная среда выражается в следующем. На данный момент предприятие имеет более 30 партнеров в мире. Со своими поставщиками ОАО сотрудничает на взаимном доверии и развивает их системы качества.

     Также как и любое иное предприятие  ОАО имеет собственных конкурентов  в сфере производства химической продукции, как в рамках РФ, так и зарубежом. Но за счет достойного уровня качества продукции организация пользуется спросом  и может не только на территории нашей страны, но и других странах, имеющих конкурентов.

     Также компания принимает активное участие в различных конкурсах, получая при этом премии. Это «играет на руку» предприятию, поскольку за счет этого создается престиж фирмы. Для участия в международно – техническом сотрудничестве  и международной торговле, содействия потребителя в компетентном выборе продукции товар сертифицируется. Это необходимо для защиты потребителя от недоброкачественного продукта, для контроля безопасности  окружающей среды, жизни и здоровья, а также для подтверждения собственных показателей качества. 
 
 
 
 

     2.2. Анализ и исследование сред ОАО «Волжский Оргсинтез». Выявление основных проблем в функционировании.

     Что касается анализа вышерассмотренных  сред, то существует несколько методов анализа. Это:

     PEST – анализ, применяющийся для выявления   политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании;

     Матрица анализа внешних стратегических факторов предназначена для исследования и планирования воздействия внешних общественных факторов на непосредственное окружение компании;

     Карта стратегических групп применяется  при анализе конкурентной среды  для выявления конкурентов со схожими стратегиями;

     Финансовый  анализ.  Производится финансовый анализ компании  для выявления сильных и слабых сторон в финансовом состоянии фирмы. Осуществляется с помощью анализа баланса и отчета о прибылях и убытках компании;

     SWOT – анализ обычно применяется для сопоставления данных анализа внутренней и внешней среды организации и сведения их в единое целое, что позволяет получить общую картину действительности;

     Для анализа выбранной компании будет  использоваться матрица анализа слабых и сильных сторон. Поскольку в ней производится суммированный анализ сильных и слабых сторон предприятия. Для проведения анализа будем использовать таблицу, в которой представлены слабые и сильные стороны  ОАО.

     Сильными  сторонами ОАО являются следующие  показатели:

    • Полное вовлечение персонала с помощью создания специальных мотивационных средств;
    • Постоянная модернизация используемого оборудования;
    • Достойное качество продукции, позволяющее пользоваться спросом не только на территории нашей страны, но и стран ближнего и дальнего зарубежья;
    • Создание системы качества, способствующее более эффективному достижению поставленной цели;
    • Повышение квалификации персонала;
    • Обязательность сертификации продукции;
    • Наличие отлаженного механизма по применению материальной ответственности сотрудников за некачественную продукцию.

     Слабыми сторонами являются:

    • Отсутствие четкости в системе управления качеством с опорой на мировой опыт;
    • Отсутствие административной поддержки системы управления качеством;
    • Лаборатория качества и отдел маркетинга сосуществуют в параллельных пространствах, очень редко соприкасаясь на этапе разработки и внедрения нового вида продукции. Это существенное упущение и ослабление петли качества;
    • Неполный учет данных в графе «затраты на качество» в службе бухгалтерского учета. В ней также должны быть учтены затраты на переделку, повторную обработку, брак, повторные испытания и др.

     Можно пронаблюдать преобладание сильных  сторон предприятия, но для эффективности  в работе необходимо учитывать и  слабые стороны и стараться искать пути их устранения.

     В данной главе была представлена общая  характеристика ОАО «Волжский Оргсинтез», а также составляющие внутренней и внешней сред. Это позволило в дальнейшем провести анализ сред с помощью матрицы анализа слабых и сильных сторон. Наличие выявленных слабых сторон даст нам почву для поиска путей устранения каких – либо негативных факторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Методы устранения слабых сторон в  организации.

     Как было выявлено ранее, представленное нами предприятие имеет ряд слабых сторон, которые связаны с негативными  факторами, оказывающими влияние на предприятие.

     Один  из факторов это деградация производственного потенциала, которая в свою очередь связана с возросшим коэффициентом инфляции. Все это привело к резкому сокращению количества поступающих инвестиций в производство, в том числе и со стороны государства. Следствием подобных перемен в мировой экономике стало ухудшение качества выпускаемой промышленными объектами продукции, в том числе и на ОАО «Оргсинтез».

     При резком сокращении государственной  помощи  и  для эффективной борьбы с последствиями кризисной ситуации предприятию следует провести реструктуризацию производства, также изменить методы управления, снизить издержки и произвести изменения ассортименте и качестве выпускаемой продукции в соответствии с запросами потребителей.

     Также следует провести  совершенствование  следующих аспектах:

  • Рассмотрение  вопроса о расширении круга задач по управлению качеством продукции;
  • Выбор комплекса адекватных экономико-математических моделей, помогающих контролировать качество производимой продукции;
  • Рассмотрение проблемы об эффективной реализации функционирования автоматизированной системы принятия проектных решений по управлению качеством продукции.

     В условиях становления рыночной экономики  особую актуальность приобретает проблема повышения научной обоснованности управленческих решений по обеспечению качества выпускаемой продукции. Совершенствование методов управления качеством продукции в условиях рынка базируется на хозяйственной самостоятельности предприятия, отказе от директивных методов руководства на всех уровнях управления, использовании научного подхода и мирового опыта к решению проблем управления качеством продукции.

     ОАО «Оргсинтез» следует уделить  внимание техническому обеспечению. Внедрение инновационных технологий позволит наиболее эффективно контролировать процесс производства. Также следует уделить внимание квалификации задействованного персонала, так как чем выше уровень подготовки специалистов, тем эффективней будет происходить процесс контроля качества выпускаемой продукции.

     Исходя  из концепции международных стандартов по качеству международной организации  по стандартизации (ИСО), ОАО «Оргсинтез»  нужно определить главную цель в  области качества. Этой целью является достижение высокого уровня конкурентоспособности  продукции, которую производит предприятие. Для достижения этой цели необходимо определить ряд сопутствующих задач:

     1. минимизация рисков, связанных с  выпуском некоторой продукции,  результатом чего могут быть  потеря репутации предприятием, рынков сбыта, предъявление рекламаций, неоправданный расход трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

     2. снижение издержек на обеспечение  качества продукции на единицу  полезного эффекта;

     3. рост прибыли за счет систематического  снижения затрат и издержек, связанных  с обеспечением стабильного качества продукции.

     Таким образом, были определены основные проблемы, препятствующие развитию ОАО «Оргсинтез», а также предложены пути их решения. Повышение качества промышленной продукции  и соответственно обеспечение ее конкурентоспособности невозможно без эффективного управления, которое должно предполагать сосредоточение всего внимания и ресурсов на наиболее приоритетных направлениях управления качеством продукции.

Информация о работе Анализ внешней и внутренней среды предприятия