Анализ внешней и внутренней среды предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 06:21, курсовая работа

Описание

Актуальность предложенной темы определяется тем, что внутренняя и внешняя среда организации являются непосредственными составными частями как современных предприятий, так и организаций прошлых лет. Это и указывает на актуальность данной темы, которая не теряет ее с течением времени. Рассматриваемые системы имеют определенный механизм функционирования. Но со временем на него могут повлиять политические, экономические, социальные и иные изменения, происходящие в экономике и иных сферах деятельности. Для того чтобы приспособиться к этим изменениям необходимы меры, помогающие механизму предприятия реагировать на них без изменений во внешней и внутренней среде либо изменения не должны негативно сказываться на функционировании организации, а наоборот привносить новшества. На это направлено изучение данной темы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Общая характеристика основных составляющих среды организации………………………………………………………………………..6
1.1. Характеристика внутренней среды………………………………..6
1.2. Характеристика внешней среды……………………………………12
2. Характеристика и анализ сред предприятия на примере ОАО «Волжский Оргсинтез»……………………………………………………………17
2.1. Общая характеристика сред ОАО «Волжский Оргсинтез» ……….17
2.2. Анализ и исследование сред ОАО «Волжский Оргсинтез». Выявление основных проблем в функционировании………………………………………..23
3. Методы устранения слабых сторон в организации……………26
Заключение…………………………………………………………………28
Список использованных источников……………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

4 семестр КУРСОВАЯ микроэкономика.doc

— 233.50 Кб (Скачать документ)

     Внутренняя  среда любой организации состоит из большого количества процессов, действий, механизмов. Значимость того или иного процесса или действия зависит от типа организации, вида деятельности  и размера. Это значит, что какие-то процессы необходимые или важные для одного предприятия могут почти не использоваться и почти не иметь значения для другого, и наоборот. Но, несмотря на это, существуют процессы, которые задействованы в деятельности любой организации. А именно: производство, маркетинг, работа с кадрами, финансы, учет и анализ хозяйственной деятельности.

     В управлении и функционировании организации  все вышеперечисленные переменные находятся во взаимодействии и оказывают влияние друг на друга. То есть при решении поставленных задач будет выполняться и поставленная цель.

     

     Рис.1. Модель взаимодействия переменных внутренней среды.

     Данный  рисунок отображает модель взаимодействия переменных внутренней среды. Необходимо помнить, что организация состоит  не только из внутренних, но и внешних  факторов. Поэтому эта картина  взаимодействия переменных будет более полной при наличии также внешних компонентов. Более правильным названием данной модели будет являться следующее – модель внутренних социотехнических подсистем организации.  
 
 
 
 
 
 

     
    1. Характеристика  внешней среды.

     Вторым крупным и не менее важным компонентом среды  организации является внешняя среда. Внешняя среда – это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, природных, политических  условий, национальных и межгосударственных структур и иных внешних факторов, находящихся и функционирующих  в окружении предприятия и оказывающих влияние на сферы деятельности предприятия. Внешняя среда определена следующими факторами влияния. Это  условия, на которые организация не имеет возможности повлиять, но должна учитывать в работе: потребители, политические и экономические условия, правительство, поставщики и другие. Состояние внешней среды является для бизнеса ключевым, поскольку внешняя среда относительно организации носит объективный характер, т.е. существует независимо. Из этого следует необходимость учета данного показателя. Правильность учета и анализа составляющих внешней среды отражается на результативности и эффективности деятельности организации.

     Набор факторов и оценка их воздействия  на деятельность определяется самой  фирмой. Организация сама в процессе управления определяет, какие факторы воздействуют на функционирование предприятия, а также сама оценивает степень воздействия в настоящий и будущий период. Выводы, полученные в процессе исследования, используются для разработки методов или конкретных средств для принятия управленческих решений. При этом в первую очередь учитываются факторы внешней среды. Для того, чтобы облегчить определение окружения и аспект влияния его факторов часто применяется метод разделения на микросреду (среду прямого воздействия) и макросреду (среду косвенного воздействия).

     Среда прямого воздействия также имеет  понимается как непосредственное деловое окружение организации. Это окружение формируют такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность определенной организации. К нам относят следующие субъекты, которые будут рассмотрены нами далее: поставщики, потребители, конкуренты,  законы и государственные органы.

     Факторы среды косвенного воздействия или  общее внешнее окружение обычно не влияют на организацию так же заметно, как факторы среды прямого воздействия. Однако менеджеру необходимо постоянно вести их учет, так как среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Макроокружение создает общие условия существования организации во внешней среде. К основным факторам  косвенного воздействия относятся: технологические, экономические, социокультурные и политико-правовые, а также международные изменения.

     Схематическое изображение фирмы и ее среды  взаимодействия представлено на Рисунке 2 .

     Рисунок 2.

     Среда фирмы

                                                        СРЕДА КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

     

     СРЕДА ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

 

     

     Кроме того внешняя среда обладает следующими характеристиками:

    • Взаимосвязанность факторов
    • Неопределенность
    • Подвижность
    • Сложность

       Взаимосвязанностью факторов внешней среды считается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора внешнего окружения может обусловливать изменение других. Взаимосвязи и направление влияния факторов внешней среды часто очень сложно предугадать. Негативные на первый взгляд изменения могут привести к положительному результату, и наоборот.

     Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Поскольку бизнес все более становится глобальным занятием, требуется больше и больше информации, но уверенность в ее точности снижается. Таким образом, чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

     Следующая характеристика внешней среды –  подвижность.

     Подвижность среды – это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Многие исследователи указывают, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью.

     Однако, при том, что эта тенденция  является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Считается, что наиболее быстрые  изменения во внешней среде затрагивают, прежде всего, фармацевтическую, химическую, электронную, авиационно-космическую отрасли, производство программных продуктов, биотехнологии, а также телекоммуникации. Изменения в этих отраслях столь стремительны, что экспертные прогнозы развития даже на 5-7 лет оказываются нереальными.  В перечисленных выше отраслях на фирмы оказывают воздействие такие факторы, как изменения технологий и методов конкурентной борьбы. Менее заметные изменения во внешней среде происходят в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям, в кондитерской, мебельной промышленности, производстве тары и упаковочных материалов, пищевых консервов.

     Кроме того, подвижность внешнего окружения  может быть выше для одних подразделений  организации и ниже для других. К примеру, во многих фирмах отдел исследований и разработок сталкивается с высокой подвижностью среды, поскольку он должен отслеживать все технологические нововведения. С другой стороны, производственный отдел может быть погружен в относительно медленно изменяющуюся среду, характеризующуюся стабильным движением материалов и трудовых ресурсов. В то же время, если производственные мощности разбросаны по разным странам мира или исходные ресурсы поступают из-за границы, то производственный процесс может оказаться в условиях высокоподвижной среды.

     Учитывая  способность функционирования в  условиях высокоподвижной среды, организация или её подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом.

     Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора. Если на организацию давят государственные постановления, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, например, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, при отсутствии политических «лобби» и замедленном изменении технологии.

     Анализ  внешней среды требует постоянного  внимания со стороны менеджеров, поэтому  он осуществляется на основе изучения большого объема информации и требует  конкретизации для принятия правильных и своевременных решений.

     При рассмотрении влияния внешнего окружения на организацию важно понимать, что характеристики среды отличны, но в то же время связаны с ее факторами, так как все вышеперечисленные характеристики описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Характеристика и анализ сред предприятия на примере ОАО «Волжский Оргсинтез».

     2.1. Общая характеристика  сред ОАО «Волжский Оргсинтез»

     ОАО «Волжский Оргсинтез» основано в 1964 г. Занимается производством базовой  химической продукции. До 1988 года компанией в эксплуатацию было введено производство новой химической продукции. В 2005 году предприятие начало  эксплуатацию собственного паропроизводства.

     Основная  продукция, производимая ОАО «Волжский  Оргсинтез»: Анилин, метионин, присадки к бензинам, сероуглерод, резиновые ускорители, флотореагенты, базовая химия. Производимая продукция используется в отраслях горнодобывающей, шинной, химической, медицинской, нефтеперерабатывающей промышленности, цветной металлургии.

     Как известно из вышесказанного внутреннюю среду состоит из цели, структуры, задач, технологий и персонала предприятия. Рассмотрим характеристику данных составляющих на примере предложенного предприятия.

     ОАО «Волжский Оргсинтез» установило для себя основное направление развития это получение уровня  «компании европейского класса». Достичь это возможно за счет постановки и выполнения высоких требований к качеству, которое для ОАО «Волжский Оргсинтез» является основной ключевой целью.

     Удовлетворение требований и желаний потребителей, удовлетворение работников и акционеров, положительное влияние на общество: именно это и понимается под высоким качеством.

     Так как эти требования постоянно  растут, качество должно непрерывно совершенствоваться. Это является важным условием технического обеспечения и фактором укрепления позиций предприятия на рынке.

     Отдел системы качества разработал следующие  цели в области качества:

     - минимизирование показателя  уровня отказа покупателя от продукции или ее возврата (вследствие нестабильности качества) и связанных с этим потерь и ухудшения экономических показателей деятельности предприятия;

     - повышение  конкурентоспособности ОАО «Волжский Оргсинтез» следствием чего послужит расширение внутреннего и увеличение экспортных возможностей;

     - повышение в глазах потребителей и партнеров престижа предприятия за счет чего происходит укрепление доверия к марке фирмы;

     - повышение  эффективности менеджмента качества при использовании недвусмысленных процедур и рационального распределения полномочий и ответственности в области качества;

     - улучшение  отношения исполнителей к работе с помощью необходимых инструкций, обучения, более простого представления информации о проблемах качества, ощущения надежности работы;

     - получить возможность «говорить  на одном языке» со специалистами  по качеству на международном уровне;

     - сертификация системы управления окружающей средой по ИСО 14000;

     - совершенствование системы качества предприятия с целью продвижения ее к TQM;

     - постоянное повышение квалификации персонала в области качества

     Структура органов управления представляет следующее:

    • Общее собрание акционеров
    • Генеральный директоров (единоличный исполнительный орган)
    • Совет директоров

     Поскольку главная цель предприятия это  получение компанией уровня европейского класса, то для достижения была создана служба качества, основной целью которой является создание условий и координация подразделений организации в области качества. Она разрабатывает методические рекомендации по качеству. Административно и функционально эта служба подчиняется Генеральному директору.

Информация о работе Анализ внешней и внутренней среды предприятия