Анализ внешней среды предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 15:31, курсовая работа

Описание

В данной работе рассматривается внутренняя и внешняя среда организации на примере Тюменского хлебокомбината

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ……5
1.1.Понятие и основные элементы внешней среды предприятия………………...5
1.2.Понятие и основные элементы прямого воздействия внешней среды предприятия………………………………………………………………………...10
1.3.Понятие и основные элементы косвенного воздействия внешней среды предприятия………………………………………………………………………...21
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТ ОАО «ТЮМЕНСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»………………...29
2.1. Характеристика предприятия как объекта исследования…………………...29
2.2 Исследование факторов макросреды предприятия…………………………..31
2.3 Анализ факторов микросреды предприятия…………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………42
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….44

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВАЯ.doc

— 304.50 Кб (Скачать документ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА 

Кафедра национальной экономики и менеджмента 
 
 
 

Курсовая  работа

по  дисциплине Экономика предприятия

на  тему: «Анализ внешней среды предприятия» 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка

УФ, МО – 09 - 01,:

Салтыкова Е.В.

Руководитель:

Черемисина  Е.В. 
 
 
 

Тюмень 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…………….3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ……5

1.1.Понятие  и основные элементы внешней среды предприятия………………...5

1.2.Понятие  и основные элементы прямого  воздействия внешней среды предприятия………………………………………………………………………...10

1.3.Понятие  и основные элементы косвенного  воздействия внешней среды предприятия………………………………………………………………………...21

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТ ОАО «ТЮМЕНСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»………………...29

2.1. Характеристика предприятия как объекта исследования…………………...29

2.2 Исследование  факторов макросреды предприятия…………………………..31

2.3  Анализ факторов микросреды предприятия…………………………………37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..41

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………42

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….44 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Определение факторов внешней среды и степени их воздействия на организацию не играли значительной роли в российской социально-экономической и политической истории. Это объясняется тем, что в течение семи десятилетий, предшествующих происходящему рыночному переходу, предпринимательская деятельности была запрещена законом и подавлялась коммунистической идеологией.

     Вообще  в годы СССР этого и не надо было делать, так как наша страна являлась почти закрытой системой. Все предприятия  работали только по государственному плану, который «сбрасывался» сверху.

     Актуальность  темы исследования заключается в  том, что после перехода России к рыночным отношениям, стало образовываться большое количество предприятий. И основной задачей этих организаций стало выживание в такой среде, которая наблюдается у нас в стране. Эта среда стала подвижной и неопределённой. И теперь, чтобы выжить организациям приходится обращать внимание и считаться со всеми факторами внешней среды. Организации должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами организации генерируют изменения во внешней среде, выпуская новые, например, виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий.

       Динамизм  и высокая степень неопределенности факторов внешней среды значительно осложняют процедуры разработки и принятия управленческих решений. Поэтому руководители как зарубежных, так и отечественных предприятий остро ощущают потребность в систематической, оперативной и всесторонней информации о состоянии и возможных изменениях, происходящих во внешней среде. Вместе с тем в реальной практике большинство российских предприятий не уделяет должного внимания факторам внешней среды, что в значительной мере обусловлено недостаточной разработанностью теоретических и методологических основ организации ее исследования с учетом национальной, региональной и отраслевой специфики.

       Необходимо  отметить, что значительное количество разработок в области исследования внешней среды организации уделяет основное внимание изучению лишь отдельных ее факторов. В месте с тем, современная рыночная ситуация требует комплексного исследования внешней среды на основе интеграции разнообразных экономических, социально-политических, правовых и технологических аспектов.

       Для того чтобы определить стратегию  поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение, наряду с внутренней средой, изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и задач, при их достижении, а также для более эффективного использования своего потенциала.

     Цель  работы выявить влияние внешней среды на деятельность предприятия.

     Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

     1) определить понятие и основные элементы внешней среды предприятия;

     2) охарактеризовать и обосновать факторы внешней среды и их влияние на работу предприятия;

     3) провести анализ и исследовать  влияние факторов внешней среды  на результаты деятельности  ОАО  «Тюменский хлебокомбинат»

     Объект  исследования – предприятие ОАО «Тюменский хлебокомбинат».

     Предметом исследования -  внешняя среда предприятия 
 
 

     ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ 

     ПРЕДПРИЯТИЯ 

     1.1.Понятие  и основные элементы внешней среды предприятия 

     В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.  

     Предприятие - это самостоятельно хозяйствующий  субъект, созданный (учрежденный) в  соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Так, основной целью коммерческих структур, но далеко не единственной, является достижение максимальной прибыли.

     Предпринимательство может развиваться только при  наличии в стране определенных внешних  и внутренних условий, обеспечивающих благоприятные возможности для развития. — сформированной предпринимательской среды. Под предпринимательской средой понимают благоприятные социально-экономические, политические, гражданско-правовые условия (ситуации), обеспечивающие экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью. Она представляет интегрированную совокупность различных (объективных и субъективных) факторов, позволяющих предпринимателям добиваться успехов в реализации поставленных целей, в осуществлении предпринимательских проектов и договоров и получении прибыли. Предпринимательская среда подразделяется на внешнюю, независимую от самих предприятий , и внутреннюю, которая формируется непосредственно предприятиями. 

     Внутренняя  среда формируется непосредственно самими предпринимателями и во многом носит субъективный характер. Включает следующие условия или факторы: 

     - наличие необходимого объема  собственного капитала, источники  заемных средств; 

     - выбор предмета деятельности;

     - правильный выбор организационной,  правовой формы предпринимательской  структуры; 

     - подбор команды партнеров, кадров работников и управление персоналом (его симулирование); 

     - разработка обоснованного бизнес-плана; 

     - знание рынка и квалифицированное  проведение маркетинговых исследований; 

     - разработка и внедрение обоснованной  стратегии фирмы. Предвидение  и расчет последствий предлагаемых рисков, их нейтрализация и страхование; 

     - четкое соблюдение законов и  нормативных актов, регулирующих  деятельность данного вида бизнеса  или соответствующей организационной  формы; 

     - организационно-технологическая структура  фирмы (управление, отделы, цеха и пр.); 

      - благоприятный моральный климат, условия работы сотрудников и  др.

     Внешняя среда - совокупность субъектов и сил, находящихся за пределами организации, и оказывающих какое-либо влияние на ее деятельность.[3, с.125] Во внешней среде любых организаций выделяют два уровня: микро- и макросреду.

     Проблема  взаимоотношения организации и  среды в науке стала рассматриваться впервые в работах А. Богданова и Л. фон Берталанфи в первой половине ХХ века. Однако в менеджменте значение внешней среды для организаций было осознано только в 60-е годы в условиях усиления динамизма ее факторов и нарастания кризисных явлений в экономике. Это послужило отправной точкой для интенсивного использования системного подхода в теории и практике управления, с позиций которого любая организация стала рассматриваться как открытая система, взаимодействующая с внешней средой. Дальнейшее развитие данной концепции привело к возникновению ситуационного подхода, согласно ему выбор метода управления зависит от конкретной ситуации, характеризуемой в значительной мере определенными внешними переменными. [6, c. 70]

     Внешняя среда организации ранее рассматривалась как заданные условия деятельности, неподконтрольные руководству. В настоящее время приоритетной является точка зрения о том, что для того, чтобы выжить и развиваться в современных условиях любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности. [1, c. 315] Это положение легло в основу стратегического управления, используемого передовыми фирмами в условиях высокой неопределенности внешней среды. Первоначальным этапом и информационной основой стратегического управления является исследование внешней среды фирмы, то есть системный сбор и анализ информации о ней.

     Анализ  внешней среды обычно считается  исходным процессом стратегического управления, так как обеспечивает базу для определения как миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей. Он представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможные угрозы для фирмы.[4, c. 20]

     Анализ  внешнего окружения помогает получить важные результаты. Он дает организации  время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в разного рода выгодные возможности.[18, c. 34]

     С точки зрения оценки этих угроз и возможностей роль анализа внешней среды в процессе стратегического планирования заключается по существу в ответе на три конкретных вопроса:

  1. Где сейчас находится организация.
  2. Где, по мнению высшего руководства, должна находиться организация в будущем.
  3. Что должно сделать руководство, чтобы организация переместилась из того положения, в котором она находится сейчас, в то положение, где ее хочет видеть руководство  в дальнейшем.[12, c. 44]

     Для того чтобы оценить необходимость  проведения тщательного анализа внешнего окружения организации необходимо также рассмотреть характеристики внешней среды, которые оказывают непосредственное воздействие на сложность его осуществления. Во-первых, к числу данных характеристик относится взаимосвязанность факторов внешней среды. Под ней понимается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Факт взаимосвязанности является значимым уже не только для рынков страны или региона, но и для мирового рынка. Данная взаимозависимость превратила среду современных организаций в бурно изменяющуюся. Руководители больше не могут рассматривать внешние факторы по отдельности, изолированно друг от друга. Специалисты даже не так давно ввели понятие «хаотичных изменений» для описания внешней среды, которая характеризуется еще более быстрыми темпами изменений и более сильной взаимосвязанностью.

Информация о работе Анализ внешней среды предприятия