Анализ товарооборота оптового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 14:08, курсовая работа

Описание

В условиях формирования и развития рыночных отношений оптовая торговля активно способствует увеличению объема производства, расширению ассортимента и улучшению качества товаров, успешному развитию розничной торговли, общественного питания, более полному удовлетворению потребностей населения в товарах народного потребления. Оптовые предприятия призваны совершенствовать звенность товародвижения, развивать централизованную доставку и кольцевой завоз товаров.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по оптовому товарообороту.doc

— 504.00 Кб (Скачать документ)

Тквj=Тj/4,                                                                                                                         (10)

где Тквj –среднеквартальный товарооборот j-го года, руб.

Тj – объем товарооборота j-го года, руб.

Тквj=5767/4 = 1441,75  (2007г);     

Тквj=7359/4= 1839,75   (2008г.)

Далее  рассчитываются  сезонные  колебания  товарооборота  по  кварталам  за каждый год, и определяется сумма.

Сij=(Тij/Тквj) х 100,                                                                                                        (11)

где Сij –сезонные колебания товарооборота i-го квартала j-го года,%;

Тij –товарооборот i-го квартала j-го года, руб.

На основе этих  формул  рассчитываем  сезонные  колебания  товарооборота  по кварталам

 

Таблица 4 - Исходные данные для расчета сезонных колебаний товарооборота по кварталам

тыс. руб.

 

 

Таблица 5 - Расчет сезонных колебаний товарооборота по кварталам (%)

 

 

Рисунок 3 – Сезонные колебания товарооборота по кварталам

 

В целях  устранения  случайных  факторов  на  основе  рассчитанных  сезонных колебаний определяются индексы сезонности товарооборота:

Iсез.перi   =сумма    сезонных    колебаний/количество лет

Iсез.перi   = 400

Iсез.перi –первоначальный индекс сезонности товарооборота i-го квартала, %.

Сумма индексов сезонности  товарооборота  за  четыре  квартала  должна  быть равна 400,0% . Если имеются отклонения от указанной величины, то  в  расчеты вводится коэффициент поправки:

Кп=400 / сумма сезонных колебаний,

где Кп –коэффициент поправки первоначальных индексов сезонности товарооборота.

Уточненные  индексы  сезонности  товарооборота  определяются   по   формуле:

Iсез.ут.i=I сезперi х Kn,

Iсез.ут.i –уточненный индекс сезонности товарооборота i-го квартала, %.

 

Таблица 6 -  Расчет индексов сезонности товарооборота (%)

 

 

Коэффициент поправки составляет:

Кп=400/400=1,0.

Индекс  сезонности   показывает,   насколько   процентов отклоняется товарооборот данного квартала от  среднеквартальной  величины  в ту или иную сторону под влиянием факторов сезонного характера.

2.3 Расчёт факторов, влияющих на товарооборот ТПП «Агротэкс»

 

Выполнение плана и динамика оптового товарооборота  зависят  от  трех  групп факторов:

а) от обеспеченности и использования товарных ресурсов;

б) от обеспеченности трудовыми ресурсами, режима и эффективности труда;

в) от  состояния,  развития  и  использования  материально-технической  базы оптовой торговли.

1. Главный  фактор   успешного   развития   товарооборота - обеспеченность   и рациональность использования товарных  ресурсов.  Проводя  анализ,  прежде всего, проверим,  как  товарные  ресурсы  обеспечивали  успешное  выполнение плана и динамику  развития  оптового  товарооборота,  удовлетворение  спроса покупателей  на  отдельные   товары.   Оптовый   товарооборот   зависит   от поступления товаров и состояния товарных запасов.  На  его  объем  оказывает влияние  прочее  выбытие товаров.  Эта  зависимость выражается формулой товарного баланса:[7]

Зн + П = О + В + Зк,                                                                                               (12)

где Зн  - запасы товаров на начало отчетного периода;

П - поступление товаров;

О - оптовый товарооборот;

В - прочее выбытие товаров;

Зк  - запасы товаров на конец отчетного периода.

Влияние   показателей   товарного   баланса   на   объем   оптового товарооборота можно определить, применив следующую формулу:

О = Зн + П – В – Зк .                                                                                              (13)

 

 

 

Таблица 8 - Товарный  баланс  по  ТПП «Агротэкс» за 2008-2009 гг., тыс.р.

                                                                  

 

 

Оптовый товарооборот по сравнению с планом возрос на 1131  тыс.р.  за счет  сверхнормативных  запасов  на  начало   года   (+   23   тыс.р.)   и перевыполнения  плана  поступления  товаров  (+1361  тыс.р.).  Возможности увеличения товарооборота  уменьшились  в  связи  с  ростом  прочего  выбытия товаров (-1 тыс.р.) и завышенными товарными запасами на конец  года  (-252 тыс.р.).  ТПП «Агротэкс» в  прочее  выбытие  товаров   включает товарные  потери,  бой,  лом,  порчу  и  уценку  товаров.  В  связи  с  этим увеличение по сравнению с  планом  и  в  динамике  прочего  выбытия  товаров должно с отрицательной стороны характеризовать его торговую деятельность.

По сравнению с прошлым годом объем товарооборота  увеличился  за  счет завышенных товарных запасов на начало года (+80,6 тыс.р.), роста  поступления товаров  (+1790  тыс.р.)  и  уменьшения  прочего   выбытия   товаров   (+1,7 тыс.р.).  Возможности  роста  товарооборота  в  динамике   уменьшились   в результате увеличения товарных запасов на конец года (280,6 тыс.р.).

Следовательно, на выполнение плана и  динамику  товарооборота  положительное влияние оказывает завышенные (сверхнормативные) товарные  запасы  на  начало изучаемого периода (если  товары  пользуются  спросом)  и  рост  поступления товаров и отрицательное – увеличение прочего выбытия товаров,  и  завышенные товарные запасы на конец анализируемого периода.

Важным вопросом анализа является изучение  эффективности  использования товарных ресурсов, правильности их распределения между магазинами и  другими торговыми  подразделениями.  Основным   показателем   оценки   эффективности использования товарных ресурсов является объем товарооборота на  один  рубль товарных ресурсов (Этов), который определяется по формуле

 

Этов  = Р / Зн + П – Зк ,                                                                                             (14)

где Этов - показывает, сколько рублей  товарооборота  приходится  на  каждый рубль товарных ресурсов.

Таблица 9 - Информация об эффективности  использования  товарных  ресурсов  по ТПП «Агротэкс» за 2008-2009 гг., тыс.р.

 

 

Анализ  эффективности  использования  товарных  ресурсов  показал,  что товарооборот по сравнению с планов вырос на 1131 тыс.р., а по сравнению с прошлым годом на 1592 тыс.р.. Объем товарных ресурсов  вырос по  сравнению с планом на 1131,9 тыс.р., а по сравнению с прошлым годом на  1590,3  тыс.р.

Объем товарных ресурсов на 1 рубль оптового товарооборота  не  изменился  по сравнению с планом, а по сравнению с прошлым  годом  увеличился  на  0,0005.

2. Изменение в товарообороте можно увязать с изменением выработки одного работника и изменением численности работников. Рассчитаем это влияние на объем оптового товарооборота.

а) влияние производительности:

9* (817,67 – 720,88) = 871,11 тыс. руб.

б) влияние численности:

720,88* (9-8) = 720,88 тыс. руб.

в) совокупное влияние факторов:

871,11+720,88= 1591,99 тыс. руб.

Из расчета следует, что производительность возросла, ведя за собой и рост товарооборота на 871,11 тыс.р. За счет увеличения численности работников  товарооборот увеличился на 720,88 тыс.р. В итоге совокупное влияние факторов составило 1591,99 тыс.р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3        Планирование товарооборота

 

 

 

Сущность планирования товарооборота заключается в определении его объема в стоимостном выражении на определенные периоды времени в будущем. Планирование товарооборота служит инструментом выявления будущей прибыли предприятия, позволяет улучшить контроль за размещением и использованием всех его ресурсов.

 

Таблица 10 - Исходные данные     ТПП «Агротэкс»

показатель

год

Объем товарооборота

Цепные темпы роста

Темп прироста

К1

2007

4479

---

 

К2

2008

5767

128,75

+28,75

К3

2009

7359

127,60

+27,60

 

Одним из методов расчета общего объема оптового товарооборота предприятия являются экономико-статистические методы. Эти методы основываются на изучении тенденции показателей динамического ряда. Тенденции экономического ряда переносятся на плановый период. При характеристике тенденции используется метод среднегодовых темпов изменения показателей:

         ,                                                                                                   (15)

        

В среднем товарооборот увеличивается на 28,2% в год. Эту тенденцию можно перенести на 2010г.:     

2010= 7359*1,282= 9434,24 тыс. руб.

Таким образом планируемый товарооборот на 2010 г. составляет 9434,24 тыс.руб.

Экономико-статистический метод, основанный на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году.

Экстраполяция по скользящей средней может применяться для целей краткосрочного прогнозирования. Необходимость применения скользящей средней вызывается следующими обстоятельствами. Бывают случаи, когда имеющиеся данные динамического ряда не позволяют обнаружить какую – либо тенденцию развития того или иного процесса из – за случайных и периодических колебаний исходных данных. В таких случаях для лучшего выявления тенденции прибегают к методу скользящей средней.[8]

(28,75/27,60)/2 = 28,17

Полученный выровненный ряд скользящих средних дает возможность определить среднегодовое изменение прироста объема товарооборота:

(27,60-28,75)/1 = -1,15%

Показатель – 1,15% это средний темп уменьшения товарооборота, который принимается в качестве ориентира для расчета плана. Плановый товарооборот рассчитывается с учетом этого темпа.

Значение прироста товарооборота на планируемый год определяется продолжением выравненного ряда средних на 2 шага вперед, то есть, начиная от предшествующего года, через отчетный год на планируемый год:

27,60+ (-1,15) = 26,45%

Таким образом, в планируемом году по сравнению с отчетным годом товарооборот     ТПП «Агротэкс» должен увеличится на 26,45%

Товарооборот план. 2010г. = 7359 * (100+26,45)/100= 9305,45 тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

4. Пути роста товарооборота

 

4.1. Товарное обеспечение и маркетинговые мероприятия −

пути увеличения товарооборота

 

 

Как известно, существует ряд факторов, влияющих  на динамику и величину товарооборота на оптовом торговом предприятии. Все эти факторы можно разделить на две группы.

Первая группа − это внешние факторы, на которые предприятие  влиять не может или влияет в незначительной степени.

Информация о работе Анализ товарооборота оптового предприятия