Анализ товарооборота оптового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 14:08, курсовая работа

Описание

В условиях формирования и развития рыночных отношений оптовая торговля активно способствует увеличению объема производства, расширению ассортимента и улучшению качества товаров, успешному развитию розничной торговли, общественного питания, более полному удовлетворению потребностей населения в товарах народного потребления. Оптовые предприятия призваны совершенствовать звенность товародвижения, развивать централизованную доставку и кольцевой завоз товаров.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по оптовому товарообороту.doc

— 504.00 Кб (Скачать документ)

а)  изменение продажных цен на товары;

б) изменение стоимости основных средств (их дооценки или уценки).[5]

 

 

 

 

 

1.3  Методика анализа товарооборота

 

Анализ товарооборота предприятия  позволяет оценить достигнутые результаты, изучить развитие товарооборота, оценить правильность, реалистичность стратегии предприятия в развитии товарооборота, сравнить масштабы деятельности данного предприятия с конкурентами.

Методика экономического анализа товарооборота включает в себя:

а) изучение выполнения плана товарооборота;

б) изучение динамики товарооборота;

в) анализ производственной программы предприятия;

г) исследование влияния важнейших факторов на выполнение плана и динамику товарооборота (товарного обеспечения, запасов, товарооборачиваемости, производительности труда и др.);

д) выявление резервов роста товарооборота и разработка конкретных мероприятий по увеличению товарооборота.[4]

Анализ товарооборота проводится в фактических (действующих) и сопоставимых ценах. Для определения товарооборота в сопоставимых ценах необходимо его объем с момента действия новых продажных цен разделить на индекс цен. Необходимо также проанализировать, какие изменения произошли в составе товарооборота по сравнению с прошлым периодом.

Анализ объема и динамики оптового товарооборота основывается на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Торговая деятельность оптовых предприятий характеризуется, прежде всего, степенью выполнения планов и динамикой оптового товарооборота. Анализ выполнения плана и динамики оптового товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам. Это помогает установить, как ритмично развивается оптовая реализация, как равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары. Для оценки равномерности и ритмичности развития товарооборота следует изучить выполнение плана его динамику. Под сезонными колебаниями товарооборота понимают такие изменения уровня динамического ряда, которые вызывают влияниями времена года.

Динамика квартальных и месячных товарооборотов торгового предприятия существенно отличается от годовых. Это проявляется, прежде всего, в том, что развитие годовых объемов товарооборота носит более или менее монотонный характер, в то время как изменения квартальных и месячных объемов оборота тех же товаров в рамках года характеризуется, как правило, большей неравномерностью, резко выраженными колебаниями. В настоящее время существует много различных методов, с помощью которых осуществляется анализ квартальных объемов  товарооборота. Наиболее простым, и достаточно надежным, является метод относительной средней. При данном методе допустима сопоставимость товарооборота только внутри года. В целях устранения случайных факторов на основе рассчитанных сезонных колебаний определяются индексы сезонности товарооборота.

После изучения объема  оптового товарооборота переходят к анализу его состава, то есть изучают ассортимент и структуру товарооборота.[5]

Главный фактор успешного развития товарооборота – обеспеченность и рациональное использование товарных ресурсов. Проводя анализ, прежде всего, проверяют, как товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и динамику развития оптового товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары. Оптовый товарооборот зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов. На его объем оказывает влияние прочее выбытие товаров.

Важным вопросом анализа является изучение эффективности использования товарных ресурсов, правильности их распределения между  магазинами и другими торговыми подразделениями. Основным показателем оценки эффективности использования товарных ресурсов является объем товарооборота на один рубль товарных ресурсов.[4]

Сущность планирования товарооборота заключается в определении его объема в стоимостном выражении на определенные периоды времени в будущем. Планирование товарооборота  служит инструментом выявления будущей прибыли предприятия, позволяет улучшить контроль за размещением и использованием всех его ресурсов.

Одним из методов расчета общего объема оптового товарооборота предприятия является экономико-статистические методы. Эти методы основываются на изучении тенденции показателей динамического ряда. Тенденции переносятся на плановый период. При характеристике тенденции используется метод среднегодовых темпов изменения показателей. Экономико-статистический метод, основан на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году.

Экстраполяция по скользящей средней может применяться для целей краткосрочного прогнозирования.

Необходимость применения скользящей средней вызывается следующими обстоятельствами. Бывают случаи, когда имеющиеся данные динамического ряда не позволяют обнаруживать какую – либо тенденцию развития того или иного процесса из – за случайных и периодических колебаний исходных данных. В таких случаях для лучшего выявления тенденции прибегают к методу скользящей средней.

С этой целью рассчитывается прирост товарооборота в процентах к предыдущему периоду.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ товарооборота ООО «Агротэкс»

 

2.1 Организационно – экономическая характеристика ООО «Агротэкс»

Для российского бизнеса 1990-е годы стали знаменательными: с одной стороны, это время давало большие возможности, а с другой стороны, оно обернулось жестокими испытаниями для многих предпринимателей. Торгово-промышленное предприятие «Агротэкс» относится к тем немногим компаниям, которые выстояли в постперестроечные годы и своей добросовестной работой на протяжении нескольких лет заслужили доверие жителей Якутии.
ТПП «Агротэкс» было создано в 1993 году. Тогда команда единомышленников взяла в аренду два крупнейших магазина города Якутска и организовала в них невиданную прежде для якутян торговлю: в одном месте горожане могли приобрести мясные, молочные продукты, хлебобулочные изделия, бакалею, фрукты, овощи, а также бытовую химию. «Частники», не взвинчивающие цены до потолка, а добивающиеся максимального удобства для своих покупателей и всегда идущие им навстречу, быстро стали известными. Генеральный директор компании «Агротэкс» Юрий Иннокентьевич Григорьев, коренной якутянин, не считает это чем-то экстраординарным: «Ещё с момента создания нашей компании мы решили учитывать все потребности горожан и максимально удовлетворять их».
          Одним из первых шагов на этом пути стало создание собственной хлебопекарни, выпускающей 40 видов хлебобулочных изделий и производящей 4 тонны хлеба в сутки. Булочки, рогалики, пирожные и батоны производства «Агротэкс» составили достойную конкуренцию продукции государственного хлебокомбината.
            Вторым шагом стало строительство и пуск в эксплуатацию в 2001 году завода по выпуску молока и кисломолочной продукции производительностью 10 тонн в сутки. Молоко, кефиры и йогурты от «Агротэкса» полюбились горожанам благодаря своим отменным вкусовым качествам и удобной расфасовке: небьющиеся пластиковые бутылки очень удобно реализовывать на рынке города и республики, упаковывать в школьные и студенческие завтраки. Сегодня компания планирует создание новой линии по производству сметаны, национальных видов кисломолочной продукции, а также выпуск уже существующего ассортимента в мелкой расфасовке; в ближайших планах — создание кондитерского цеха.
            В 2003 году был построен и введён в эксплуатацию пивоваренный завод производительностью 30 тонн в сутки. С тех пор о якутском пиве и о компании «Агротэкс», использовавшей в названии напитков национальную символику, заговорили по всей России. И неслучайно: пиво фирмы «Агротэкс» сразу же получило признание на всевозможных конкурсах и смотрах пивоваров. В 2003 году на VII Междуна-родном профессиональном конкурсе пива, безалкогольных напитков и минеральных вод пиво «Эллэй светлое» было удостоено серебряной медали и звания «Лучшее пиво года». На следующий год этот сорт пива и «Эллэй золотое» завоевали золотую медаль на международной специализированной выставке «Индустрия пива и напитков — «Пивной аукцион–2004» в Санкт-Петербурге. Ещё один сорт, «Эллэй классическое», получил золотую медаль «За отличное качество» на международной выставке «Пиво–2004» в городе Сочи.
           Сегодня компания «Агротэкс» имеет 14 магазинов в городе Якутске, а также филиалы во многих районах республики. Кроме того, в собственности фирмы находится ресторан быстрого питания «Тамерлан» и одна из современнейших и красивейших гостиниц Якутска — гостиница «Стерх», расположенная в центре столицы республики, в непосредственной близости от всех важнейших объектов инфраструктуры города и пользующаяся заслуженной репутацией и уважением как самих горожан, так и гостей столицы.
          Сегодня торгово-промышленное предприятие «Агротэкс» является одним из самых перспективных и надёжных бизнес-партнёров республики Саха (Якутия). Подтверждением тому является успешная деятельность компании, а также доверие к ней якутян. Делать мир вокруг себя лучше и качественнее — такова миссия предприятия.

Весь штат  подчиняется непосредственно директору.

Основным видом хозяйственной деятельности ООО «Агротекс»  является оптовая торговля товарами народного потребления хозяйственного назначения. Прайс-лист общества включает более 1000 наименований товаров. Все товары, реализуемые ООО «Агротекс» сертифицированы.

Форма оптовой торговли – складская, то есть реализация товаров осуществляется непосредственно со склада Общества.  Товары подбираются в соответствие с заявками от покупателей, оформленными в письменной форме и получаемые посредством факсимильной связи.

    Общая схема технологических потоков ООО «Агротекс»  представляет собой следующее:

 

 

 

 

          1. Поставка товара                                                  2.Размещение товаров

 

           сбор информации о                                                       прием, учет товара

           рынке сбыта

 

           покупка товара                                                             внутренняя транспо-               

  

                                                                                                    тировка

           поставка на склад                                                          хранение товара

 

 

 

 

 

 

3. Организация товаропотоков

                                       

                                                     сбор заказов

                                                     формирование заказа

                                                     отпуск товаров, доставка

 

 

 

Таким образом, ООО «Агротекс»  вначале определяет потребность в товаре. Затем осуществляется поиск наиболее подходящего поставщика. 

После заключения с поставщиком договора и предварительной оплаты осуществляется поставка товара на склад.  

Источником  формирования  финансовых  результатов  ООО «Агротекс»  является  прибыль.

Таблица 1 - Основные показатели хозяйственной деятельности ООО «Агротекс»  за 2007-2008 гг., тыс.р.

 

 

 

2.2 Анализ товарооборота ТПП «Агротэкс»

 

 

Проведен анализ  оптового товарооборота на основании экономических показателей деятельности.

1. Степень   выполнения   планов   и   динамика    оптового товарооборота.

 

Таблица 2 - Информация  о  выполнении  плана  по оптовому товарообороту ТПП «Агротэкс»

 

 

 

План товарооборота ТПП «Агротэкс» перевыполнен  на  18,16%  или на 1131 тыс.р. По  сравнению  с  прошлым  годом  его  объем  возрос  на  1592 тыс. р., что составляет  27,61%.  Рост  оптового  товарооборота  в  динамике произошел в основном за счет  повышения  продажных  цен  на  товары.  Индекс продажных цен по оптовому товарообороту в отчетном году к прошлому  составил 1,26 раза. Пересчитаем фактический его объем за отчетный год в  сопоставимые продажные цены:  7359 : 1,26  =  5841  тыс.р.  Таким  образом  ,  повышение продажных цен на товары обеспечило прирост оптового  товарооборота  на  1518 тыс.р. (7359-5841), что составляет 26,32% к  фактическому  его  объему  за прошлый год.

 

2. Равномерность  и  ритмичность  развития товарооборота.

 

Таблица 3 - Ритмичность развития оптового товарооборота ТПП «Агротэкс» в действующих ценах  за 2009 год, тыс. р.

 

 

 

 

Рисунок 2 - Равномерность выполнения плана товарооборота по кварталам 2009 г.

 

Коэффициент ритмичности определяют отношением числа  периодов,  за  которые

выполнен  план,  к  общему  их   количеству.   Торговое   предприятие   план товарооборота выполнило во всех кварталах.  Отсюда  коэффициент  ритмичности  равен 1,0 или ритмичным его выполнение было только на 100,0 %.

Для определения коэффициента равномерности:

                                                                                                                       (7)

необходимо рассчитать среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации, или неравномерности:

                                                                                                                  (8)

 

                                                                                                                              (9)

         

 

           

Выполнение плана товарооборота за отчетный год было равномерным на:

100-0,35=99,65 %

3. Сезонные колебания товарооборота

Наиболее простым  и  достаточно  надежным является  метод  относительной  средней.   При   данном   методе   допустима сопоставимость товарооборота только  внутри  года.  Для  расчета  используем данные о квартальном обороте за 2 года.

Сначала определяется среднеквартальный оборот за каждый год:

Информация о работе Анализ товарооборота оптового предприятия