Анализ конкурентоспособности экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 13:29, дипломная работа

Описание

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является выработка теоретических подходов и практических рекомендаций к анализу и обеспечению международной конкурентоспособности экономики России.

Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:

– обобщить теоретические представления о сущности международной конкурентоспособности страны;

– проанализировать существующие методологии к оценке уровня конкурентоспособности страны в мировой экономике;

– исследовать с теоретической точки зрения наиболее значимые факторы, определяющие уровень и характер международной конкурентоспособности страны на современном этапе развития;

– классифицировать по различным критериям факторы международной конкурентоспособности страны;

– охарактеризовать основные факторы и направления обеспечения национальной конкурентоспособности стран в мировой практике экономического развития;

– выявить основные предпосылки и ограничения формирования конкурентоспособности России в современных условиях;

– проанализировать возможные стратегии и модели повышения конкурентоспособности страны и определить степень их адекватности в рамках концепции конкурентоспособности и устойчивого роста российской экономики;

– обосновать предложения по развитию конкурентоспособности России в целях укрепления ее положения на мировом рынке.

Содержание

Введение 3-5

1. Конкурентоспособность как фактор повышения эффективности предприятия

1.1 Основные понятия конкурентоспособности 6-9 1.2 Методики сравнительной оценки конкурентоспособности

товаров и услуг 10-12

2. Стратегии повышения конкурентоспособности товаров и услуг

2.1. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров 13-16

2.2 Стратегии усиления конкурентных позиций 17-20
3. Пути повышения конкурентоспособности товара 21-26
Заключение 27-28
Список используемой литературы 29

Работа состоит из  1 файл

Гордов экономика на предприятии.doc

— 170.00 Кб (Скачать документ)

     Стратегия быстрого (широкого) проникновения применяется в следующих случаях:

· большая  емкость рынка;

· покупатели плохо осведомлены о товаре;

· для  большинства покупателей высокая  цена неприемлема;

· конкуренция  на рынке велика;

· рост масштабов производства уменьшает  себестоимость единицы продукции.

Стратегия медленного проникновения (пассивная  стратегия) на рынок применяется  в следующих случаях:

· большая  емкость рынка;

· хорошая  осведомленность о товаре;

· отказ  покупателей от приобретения дорогого товара;

· конкуренция  на рынке не является высокой.

               Что касается стратегии ухода с рынка, то она также может осуществляться разными способами. При ликвидации бизнеса организация обычно придерживается следующих правил: ликвидация не должна нарушить деловых связей с партнерами по бизнесу; ликвидация не должна нанести удар по престижу организации; ликвидация должна сопровождаться максимально бесконфликтным решением проблемы трудоустройства увольняемого персонала; ликвидация не должна повлиять на психологический климат в среде персонала и понизить престиж руководства организации.

      При постепенном сворачивании бизнеса ликвидируемое подразделение (организация) используется в качестве источника поступления финансовых ресурсов. Это обусловлено отказом от капиталовложений в модернизацию и постепенным снижением уровня финансирования текущих расходов.

  Основная проблема постепенного сворачивания недопущение утечки информации о свертывании бизнеса, так как распространение такой информации может привести к резкому падению спроса и другим отрицательным последствиям. Существуют также проблемы обеспечения заинтересованности управленческого персонала, поддержания деловой атмосферы среди персонала и т.п.

Базисные  стратегии завоевания преимуществ  в конкурентной борьбе для организации  с маркетинговой точки зрения могут быть конкретизированы в следующих направлениях:

    Следуя стратегии дифференциации, организация концентрирует свои усилия на создании продуктов и разработке маркетинговой программы, по своим характеристикам отличающихся в лучшую сторону от конкурентов, что дает организации возможность стать лидером в отрасли по определенной группе продуктов (придание продукту особых качеств, достижение высоких значений показателя качества и др.), и тем самым обеспечивающих повышенный спрос на рынке.

       Придание продукту особых качеств означает, прежде всего, обеспечение его повышенного качества и специфических потребительских свойств в сравнении с продуктами конкурентов, например, обеспечение особо высокой надежности изделия в эксплуатации. Стратегия, ориентированная на создание имиджа фирмы - производителя «самой надежной продукции», применяется многими крупными компаниями. Далее, лидерство может обеспечиваться путем выступления на рынке в качестве технического лидера благодаря запатентованным принципиальным изобретениям, лидерства в технологии и т.п. .

    В ряде случаев лидирующее положение компании достигается за счет сбыта продукции в комплексе с сопутствующими услугами, которые не предоставляются в полной мере конкурирующими фирмами. Как показывают исследования, стратегия «комплексного сбыта» продукции вместе с услугами играет большую роль на ранних фазах жизненного цикла продукта, когда потребитель не накопил опыта в использовании нового изделия. Стратегия «комплексного сбыта» может применяться и на фазах зрелости и спада, если компании удастся утвердиться на рынке в качестве поставщика «всего комплекса услуг» связанных с данным продуктом, так что сам продукт может составлять лишь один из элементов в деятельности компании.

          Стратегия обеспечения низких издержек заключается в достижении конкурентных преимуществ за счет более дешевого производства и сбыта продукции, например за счет отказа от дорогостоящих сопутствующих услуг. Результатом такой политики может явиться увеличение рыночной доли, а не повышение прибыльности.

         3. Пути повышения конкурентоспособности товара

     В конкурентной политике относительно товара принимаются во внимание прежде всего его функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, упаковка, обслуживание, гарантия, сопроводительные документы, инструкции и другие характеристики, т.е. способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской ценности товара, которая включала бы в себя всю совокупность свойства собственного товара, а также сопутствующих ему, является важнейшим условием выживания на рынке.

  Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. Он, например, может:

* добиться  отличия товаров предприятия  в глазах покупателей от товаров  конкурентов;

* выбрать  из намеченных к производству  товаров один, являющийся наиболее  привлекательным для всех покупателей,  и осуществить на этой основе прорыв на рынке;

* отыскать  новое применение выпускаемым  товарам;

* своевременно  изъять экономически неэффективный  товар из сбытовой программы  предприятия:

* найти  выход на новые рынки как  со старыми, так и с новыми  товарами;

* осуществлять  модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей;

* регулярно  развивать и совершенствовать  систему сервисного обслуживания  реализуемых товаров и систему  стимулирования сбыта в целом;

      Широкое распространение конкуренции под воздействием международного разделения труда и научно-технического прогресса подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных товаров и новых рынков их сбыта.

        В международной практике считается целесообразным выпускать не одно изделие, а их достаточно широкий параметрический ряд, образующий ассортиментный набор. Чем обширнее параметрические ряды и ассортиментные наборы, тем выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант закупки.

         Исходя из оценки существующей и перспективной конкурентоспособности товара принимается решение о дальнейшей производственно-сбытовой политике:

· продолжать ли производство данного товара и  его сбыт;

· провести ли модернизацию для превращения  товара в товар рыночной новизны;

· снять  ли его с производства и приступить к выпуску нового товара;

· стоит  ли приступить к поиску нового рынка  сбыта с учетом достаточности  финансовых и материальных ресурсов, наличия товаропроводящей и сбытовой сети, возможностей обеспечения сервиса проданного товара.

        Бесспорно, должен изучаться вопрос со стороны промышленной фирмы о собственных возможностях обеспечения такого объема производства товара, который позволил бы овладеть запланированными долями намеченного рынка в целях обеспечения рентабельности производства и сбыта. Очень важен вопрос ресурсного обеспечения предприятия возможностей приобрести необходимые материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, привлечь требуемые финансовые ресурсы и необходимые с соответствующим уровнем квалификации кадры.

         Ключевым моментом в завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых видов продукции. В современном мире создание и производство новых товаров имеют решающее значение для процветания предприятия. Согласно статистическим данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства, темп роста ее реализации примерно вдвое выше, чем у конкурентов. Выпуская новую продукцию и расширяя ассортимент предлагаемых товаров, фирмы стремятся снизить зависимость от одного товара, который может в любое время с учетом непредсказуемых изменений рынка привести к банкротству. Известно, что сегодня многие предприятия и фирмы в нашей стране приступают к серьезной реструктуризации производства и наряду с обновлением профильной продукции налаживают выпуск товаров народного потребления.

          Однако создание нового товара - процесс чрезвычайно сложный, так как помимо конструкторско-технологических решений и модернизации производственной базы речь идет в конечном счете о создании такой товарной массы, которая полностью отвечает требованиям рынка. Известно, что значительное количество новых товаров, выведенных на рынок, терпит коммерческий провал: примерно 8 из 10 не оправдывают возлагавшихся на них надежд изготовителей. Основными причинами являются: недостаточное владение состоянием спроса именно на данный товар, технические и эксплуатационные дефекты товара, неэффективная реклама, завышенная цена, непредвиденные ответные действия конкурентов, неверно выбранное время для выхода на рынок, нерешенные производственные проблемы, т.е. в целом неправильно была спрогнозирована конкурентная политика.

         В основе концепции создания нового товара сегодня лежит не столько соблюдение традиционных стремлений к достижению новых технических и технико-экономических параметров, сколько стремление создать "товар рыночной новизны" с высоким уровнем конкурентоспособности относительно других аналогичных товаров.

        После предварительной оценки идеи о создании нового товара, в основе которой лежат: тщательный анализ преимущества потребителя при переходе на покупку новой продукции; емкость рынка и трудности проникновения на него; характер и острота конкуренции по аналогичной продукции; возможности конкурентов выхода на этот же рынок с аналогичной продукцией, - руководством предприятия изучается оценка экономической эффективности выпуска нового изделия.

         Эта оценка включает в себя, прежде всего, определение экономических параметров изготовления головного образца, составляется калькуляция себестоимости изготовления и сбыта и определяются возможные поступления средств от продаж. Сопоставление расходов с доходами позволяет решить вопрос о целесообразности запуска нового производства. Затем разрабатывается детальный бизнес-план выпуска нового изделия, исследуются источники снабжения и разрабатывается комплекс мер по обеспечению реализации товара от рекламы до технического обслуживания.

Рисунок 3 – Оценка конкурентных преимуществ  России

             Очевидно, что единственной альтернативой для российской экономики в целях реализации внешних и внутренних приоритетов развития выступает переход к «верхнему пути» конкурентоспособности на основе активизации инновационной деятельности, развития человеческого капитала и институциональной среды, формировании адекватной структуры экономики и эффективной адаптации к внешним условиям.

           Оценка внутренней конкурентоспособности России в работе проведена с учетом необходимости формирования конкурентных преимуществ страны, способных оказывать в условиях глобализации позитивное воздействие на внешнюю конкурентоспособность в разрезе следующих составляющих: воспроизводство физического капитала; качественная характеристика человеческого капитала; макроэкономические и институциональные условия; инновационный потенциал страны. Такая оценка демонстрирует, что по ряду показателей состояния институциональной, инновационной среды, качества человеческого и физического капитала Россия существенно отстает от развитых стран. Существующие наиболее наукоемкие производства и высокотехнологичные предприятия теряют свои позиции вследствие ограничений финансирования и спроса со стороны отечественных предприятий.

                Результаты проведенного исследования внешней и внутренней конкурентоспособности, соотнесенные с оценкой потенциала ресурсов развития России , позволяют сделать вывод о наличии возможностей изменить существующий уровень международной конкурентоспособности России на основе решения проблем экспортной специализации страны, формирования эффективных институтов, стимулирования инвестиционного и инновационного развития с упором на человеческий капитал, решения проблем устойчивости макроэкономической динамики.

               Разработка и реализация инновационной стратегии повышения конкурентоспособности регионального нефтехимического комплекса является важнейшим условием его устойчивого экономического развития, а в конечном итоге и выживания, учитывая ряд тенденций на международном и межрегиональном рынке нефтехимической продукции. Их специфика такова, что устранение негативных воздействий на деятельность анализируемого комплекса возможно лишь посредством инновационного пути развития.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности экономики России