Анализ конкурентоспособности экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 13:29, дипломная работа

Описание

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является выработка теоретических подходов и практических рекомендаций к анализу и обеспечению международной конкурентоспособности экономики России.

Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:

– обобщить теоретические представления о сущности международной конкурентоспособности страны;

– проанализировать существующие методологии к оценке уровня конкурентоспособности страны в мировой экономике;

– исследовать с теоретической точки зрения наиболее значимые факторы, определяющие уровень и характер международной конкурентоспособности страны на современном этапе развития;

– классифицировать по различным критериям факторы международной конкурентоспособности страны;

– охарактеризовать основные факторы и направления обеспечения национальной конкурентоспособности стран в мировой практике экономического развития;

– выявить основные предпосылки и ограничения формирования конкурентоспособности России в современных условиях;

– проанализировать возможные стратегии и модели повышения конкурентоспособности страны и определить степень их адекватности в рамках концепции конкурентоспособности и устойчивого роста российской экономики;

– обосновать предложения по развитию конкурентоспособности России в целях укрепления ее положения на мировом рынке.

Содержание

Введение 3-5

1. Конкурентоспособность как фактор повышения эффективности предприятия

1.1 Основные понятия конкурентоспособности 6-9 1.2 Методики сравнительной оценки конкурентоспособности

товаров и услуг 10-12

2. Стратегии повышения конкурентоспособности товаров и услуг

2.1. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров 13-16

2.2 Стратегии усиления конкурентных позиций 17-20
3. Пути повышения конкурентоспособности товара 21-26
Заключение 27-28
Список используемой литературы 29

Работа состоит из  1 файл

Гордов экономика на предприятии.doc

— 170.00 Кб (Скачать документ)

                                      Содержание

Введение                                                                                                                3-5

1. Конкурентоспособность  как фактор повышения эффективности  предприятия

1.1 Основные  понятия конкурентоспособности                                             6-9 1.2 Методики сравнительной оценки конкурентоспособности

 товаров  и услуг                                                                                               10-12                      

 2. Стратегии повышения конкурентоспособности товаров и услуг

2.1. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров                 13-16

2.2 Стратегии усиления конкурентных позиций                                           17-20

3. Пути повышения конкурентоспособности товара                                    21-26

Заключение                                                                                                       27-28

Список  используемой литературы                                                                    29

                                
 
 
 
 
 
 

                                              Введение

         Решающий фактор коммерческого успеха товара на конкурентном рынке его конкурентоспособность. Поскольку конкурентоспособность это ключ к рыночному успеху товара и его производителя, а решение проблемы конкурентоспособности самая сложная задача в деятельности любой фирмы-товаропроизводителя, требующая согласованной, целенаправленной работы всех подразделений при лидирующей роли службы маркетинга, особым направлением деятельности фирмы является разработка стратегических подходов к решению этой проблемы.

               Особое внимание при разработке стратегий конкурентоспособности уделяется созданию конкурентных преимуществ. Другое важное направление в стратегии конкурентоспособности достижение экономического превосходства над конкурентами посредством снижения издержек производства, сбыта, транспортирования продуктов, повышения эффективности , рекламы, маркетинговой деятельности в целом.

                Отмечена тесная взаимосвязь между рентабельностью и долей фирмы на рынке: рентабельность повышается по мере увеличения рыночной доли фирмы. Это означает, что конкурентные преимущества, предрешая успех фирмы и соответственно увеличение ее доли на рынке, в свою очередь усиливаются вследствие повышения рентабельности деятельности фирмы.

     Актуальность  темы исследования. В современных  условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния  и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности и в общем виде представляет собой способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения.

     Углубление  финансово-экономических связей, открытость национальных экономик, их взаимодополнение и сближение обуславливают стратегический ориентир развития России – «войти» в мировое хозяйство не в качестве сырьевого придатка, а на правах экономически развитой страны с высоким уровнем технологического развития, сильными финансовыми институтами, развитой инфраструктурой и информационным сектором. Речь идет о решении проблемы повышения конкурентоспособности страны. Кроме того, интеграция России в мировое экономическое сообщество в качестве конкурентоспособной экономики будет способствовать реализации долгосрочной программы достижения устойчивого экономического роста.

     Актуальность  рассматриваемой проблемы, практическая значимость исследования конкурентоспособности  России в условиях ее интеграции в  глобальную экономику предопределили выбор темы, цели и задач диссертационного исследования.

     Цель  и задачи исследования. Целью диссертационной работы является выработка теоретических подходов и практических рекомендаций к анализу и обеспечению международной конкурентоспособности экономики России.

     Реализация  поставленной цели обусловила решение  следующих задач:

     – обобщить теоретические представления о сущности международной конкурентоспособности страны;

     – проанализировать существующие методологии  к оценке уровня конкурентоспособности  страны в мировой экономике;

     – исследовать с теоретической  точки зрения наиболее значимые факторы, определяющие уровень и характер международной конкурентоспособности страны на современном этапе развития;

     – классифицировать по различным критериям  факторы международной конкурентоспособности  страны;

     – охарактеризовать основные факторы  и направления обеспечения национальной конкурентоспособности стран в мировой практике экономического развития;

     – выявить основные предпосылки и  ограничения формирования конкурентоспособности  России в современных условиях;

     – проанализировать возможные стратегии  и модели повышения конкурентоспособности страны и определить степень их адекватности в рамках концепции конкурентоспособности и устойчивого роста российской экономики;

     – обосновать предложения по развитию конкурентоспособности России в  целях укрепления ее положения на мировом рынке.

     Объектом  исследования является конкурентоспособность  национальных экономик в системе  мирохозяйственных связей и совокупность факторов, обуславливающих устойчивость конкурентных преимуществ российской хозяйственной системы в условиях глобализации мировой экономики.

     Предметом исследования выступает комплекс отношений, складывающихся между субъектами экономической  деятельности в процессе разработки и реализации государственной политики в области повышения уровня международной  конкурентоспособности России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Конкурентоспособность  как фактор повышения  эффективности предприятия

1.1 Основные понятия  конкурентоспособности

        Конкурентоспособность - это сложная экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях:

· конкурентоспособность  товара или услуги;

· конкурентоспособность  производителя товара или услуги;

· отраслевая конкурентоспособность;

· конкурентоспособность  стран.

Между всеми этими уровнями существует тесная внутренняя и внешняя зависимость.

         Страновая и отраслевая конкурентоспособности в конечном итоге зависят от способности конкретного производителя товара или услуги производить конкурентоспособный товар или услугу.

В мировой  практике в развитом конкурентоспособном  информационном пространстве используются следующие понятия:

Конкурентоспособность товара (КС) - критерий целесообразности выхода фирмы на товарные рынки, представляющий собой сумму характеристик товара, ориентированных на удовлетворение потребительского (платежеспособность) спроса.

          Конкурентное преимущество - преимущество, которое выявляется на рынке путем сопоставления с соответствующими показателями хозяйствующих субъектов-конкурентов и определяет конкурентоспособность хозяйствующего субъекта.

       К важным конкурентным преимуществам относятся: рентабельность производства, характер инновационной деятельности, уровень производительности труда, эффективность стратегического планирования и менеджмента, способность быстро приспосабливаться к изменяющимся требованиям и условиям рынка. Чем больше у хозяйствующего субъекта (фирмы), набор конкурентных преимуществ и выше их качественные характеристики, тем более благоприятные предпосылки он имеет для успешной деятельности на рынке и более устойчивые позиции может занять на отдельных рыночных сегментах.

     Страновая конкурентоспособность - способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, соответствующие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных ее граждан. Конкурентоспособность страны является суммарным показателем, который объединяет данные о конкурентоспособности товара (услуги), производителя товара (услуги), отраслевой конкурентоспособности и характеризует положение страны на мировом рынке;

        Концепция сравнительного преимущества - концепция экономической теории, согласно которой успех фирмы или страны в конкретных областях общественной и экономической жизни объясняется максимально эффективным использованием факторов производства (рабочая сила, земля, капитал и природные ресурсы), причем рыночные силы сами направляют ресурсы страны туда, где они могут быть применены с максимальной эффективностью. Соответственно, страна получает сравнительное преимущество в тех отраслях, где интенсивно используются имеющиеся в наличии факторы. Продукция этих отраслей экспортируется, а импортируются те товары и услуги, в производстве которых страна испытывает сравнительный недостаток факторов.

      Факторы конкурентоспособности товара (услуги) - факторы, которые влияют на стоимость и качество товара (услуги) и определяют конкурентоспособность товара (услуги), такие, например, как издержки производства, производительность и интенсивность труда.

Производительность  труда - один из основных показателей, определяющих конкурентоспособность товара (услуги) на рынке, поскольку именно в процессе производства закладываются материальные основы конкуренции, которые проявляются на рынке через сравнительный уровень цен и прибыльности.

В настоящее  время на первый план в мировой конкурентоспособности выходят неценовые факторы, из которых важнейшее значение приобретают качество товара (услуги), его новизна и наукоемкость. Поэтому большинство стран мира обеспечивает повышение конкурентоспособности своих товаров (услуг) за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциала.

          В условиях постиндустриализации и глобализации экономики существенно меняется характер факторов конкурентоспособности страны, их соотношение и взаимосвязь. Внутренняя структура экономической системы становится гибкой и легко адаптируется к факторам внешней среды, при этом сама система нацелена на формирование перспективных (будущих) конкурентных преимуществ, определяемых новыми технологическими укладами, новыми рынками, развитием человеческого капитала и т.д. Очевидно, что адекватное изменение внутренней структуры экономики становится возможным благодаря не только факторам экстенсивного роста, но и, прежде всего, качественным изменениям и инновационному развитию.

Рисунок 1 – Факторы  конкурентоспособности

                    В работе обосновывается подход к классификации факторов конкурентоспособности страны, согласно которому они делятся на следующие группы: внешние, в зависимости от степени влияния на конкурентное положение страны, на субъектные, регулируемые, постоянные; внутренние, в зависимости от функциональной направленности, на макроэкономические, институциональные, микроэкономические, ресурсные, социокультурные (рисунок 1). 
 
 
 
 
 

1.2 Методики сравнительной  оценки конкурентоспособности  товаров и услуг

        Конкурентоспособность товара (услуги) можно определить только в сравнении с аналогичными товарами (услугами).

При изучении конкурентоспособности продуктов  необходимо выбрать параметры (атрибуты), на основе изучения которых проводится сравнение. Данные параметры должны оценивать не только характеристики продукта и выгоды потребителей, но также характеристику способа применения продукта и его пользователей. Например, марки пива, помимо их вкусовых характеристик, описываются также с точки зрения места их употребления (ресторан, пикник и т.п.) и потребителей (мужчины, женщины, спортсмены (безалкогольное) и т.п.).

Информация о работе Анализ конкурентоспособности экономики России