Анализ конкурентоспособности экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 13:29, дипломная работа

Описание

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является выработка теоретических подходов и практических рекомендаций к анализу и обеспечению международной конкурентоспособности экономики России.

Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:

– обобщить теоретические представления о сущности международной конкурентоспособности страны;

– проанализировать существующие методологии к оценке уровня конкурентоспособности страны в мировой экономике;

– исследовать с теоретической точки зрения наиболее значимые факторы, определяющие уровень и характер международной конкурентоспособности страны на современном этапе развития;

– классифицировать по различным критериям факторы международной конкурентоспособности страны;

– охарактеризовать основные факторы и направления обеспечения национальной конкурентоспособности стран в мировой практике экономического развития;

– выявить основные предпосылки и ограничения формирования конкурентоспособности России в современных условиях;

– проанализировать возможные стратегии и модели повышения конкурентоспособности страны и определить степень их адекватности в рамках концепции конкурентоспособности и устойчивого роста российской экономики;

– обосновать предложения по развитию конкурентоспособности России в целях укрепления ее положения на мировом рынке.

Содержание

Введение 3-5

1. Конкурентоспособность как фактор повышения эффективности предприятия

1.1 Основные понятия конкурентоспособности 6-9 1.2 Методики сравнительной оценки конкурентоспособности

товаров и услуг 10-12

2. Стратегии повышения конкурентоспособности товаров и услуг

2.1. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров 13-16

2.2 Стратегии усиления конкурентных позиций 17-20
3. Пути повышения конкурентоспособности товара 21-26
Заключение 27-28
Список используемой литературы 29

Работа состоит из  1 файл

Гордов экономика на предприятии.doc

— 170.00 Кб (Скачать документ)

    В ряде случаев выбор существенных параметров осуществляется на основе факторного анализа. Для этого респонденты ранжируют товары исследуемых марок по каждому атрибуту. Затем рассчитывается корреляция между атрибутами и с помощью факторного анализа на основе выявленных корреляционных зависимостей производится группировка атрибутов.

Далее с помощью выбранных атрибутов  выявляются позиции товаров различных  конкурентов (включая товары организации, проводящей исследование). Определяется имидж различных конкурентов, сложившийся у потребителей. Важным является определение, какие конкуренты воспринимаются потребителями подобным или различным образом. Такое исследование называется многомерным шкалированием..

     В качестве оценочных критериев могут быть использованы следующие показатели (атрибуты) качества: назначение продукта (функциональные возможности, соответствие последним достижениям науки и техники, запросам потребителей, моде и т.п.); надежность; экономное использование материальных, энергетических и людских ресурсов; эргономические (удобство и простота в эксплуатации); эстетические; экологические; безопасности; патентно-правовые (патентные чистота и защита); стандартизацию и унификацию; технологичность ремонта; транспортабельность; вторичное использование или утилизацию (уничтожение); послепродажное обслуживание.

    Данные атрибуты должны выражать соответствие качества продукта уровню качеству продуктов рыночных лидеров. Очевидно, что только часть атрибутов может быть оценена количественно (в силу природы атрибута или невозможности получить количественную информацию). Вследствие этого широко используется качественные шкалы измерений (лучше-хуже, больше-меньше и т.п. с введением промежуточных градаций).

Однако  понятие «конкурентоспособность товара»  шире понятий «качество товара»  и «технический уровень товара». Последние -- главная составляющая конкурентоспособности  товара, предопределяющая его уровень, но не единственная. Уровень конкурентоспособности наряду с параметрами, раскрывающими непосредственную потребительскую ценность товара в сопоставлении с аналогами-конкурентами, определяется также внешними по отношению к собственно товару факторами и характеристиками, не обусловленными его свойствами: сроки поставки, качество сервиса, реклама, повышение (снижение) уровня конкурентоспособности конкурирующих товаров, изменение соотношения спроса и предложения, финансовые условия и др.

                     В соответствии с представленной классификацией факторов конкурентоспособности в работе проведена оценка уровня и проблем конкурентоспособности России по двум направлениям: внешняя (положение страны в мире) и внутренняя (способность национальных компаний осуществлять продажи на внутреннем рынке при конкуренции с импортом и другими отечественными товарами) конкурентоспособность. Внешняя и внутренняя конкурентоспособность тесно взаимосвязаны и зависят от мер государственного регулирования макроэкономических процессов.

Рисунок 2 – Концептуальный подход к проблеме обеспечения 

конкурентоспособности национальной экономики 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2. Стратегии повышения конкурентоспособности товаров и услуг

         2.1. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров

        Конкурентоспособность товаров и услуг, понимаемая как их способность быть выгодно проданными в условиях конкретного рынка, является важнейшей характеристикой товаров и услуг, которая отражает их отличие от соответствующих аналогов, представленных конкурентами. Эта характеристика является интегральной и обусловливается, как уже отмечалось, следующими основными факторами:

· качество товара (услуги);

· цена;

· затраты  в сфере потребления (эксплуатационные затраты);

· качество сервиса.

          Указанные факторы влияют на формирование покупательских предпочтений у потребителей, оценивающих товар (услугу) по наличию и качеству потребительских свойств в нем.

Производитель товара (услуги) заинтересован в знании той степени влияния каждого из указанных основных факторов, которое они оказывают на важнейшую характеристику товара - конкурентоспособность. Ученые - экономисты путем проведенных исследований дали ответ на эту заинтересованность. . Это отношение показывает приоритетность указанных факторов, которая должна учитываться производителем при формировании стратегии конкурентоспособности. В первую очередь следует направлять внимание и ресурсы на качество продукции (ее степень влияния на КС - 40%), а затем последовательно на остальные факторы (их степень влияния на КС соответственно равна 30%, 20%, 10%).

      При оценке степени использования совокупности потребительских свойств товара применяют еще одно экономическое понятие - «полезный эффект». Полезный эффект формируется на базе основных факторов КС и наиболее связан с качеством товаров. Качество товара (услуги) обеспечивает потенциальную способность товара удовлетворить конкретную потребность потребителя, в то время как полезный эффект - это фактическая способность товара удовлетворить эту потребность.

      На практике полезный эффект составляет от 40% до 70% от качества товара. Чем этот процент выше, тем выше уровень экономической целесообразности. Однако повышать его за указанный предел невыгодно, т.к. происходит повышение издержек производства и цены товара, а значит, снижается его конкурентоспособность. Формируя конкурентоспособную стратегию, производитель должен:

· позаботиться о полезном эффекте своего товара, изучив нужды, интересы и возможности  потребителей, тенденции развития этих показателей;

· изучить  поведение и возможности своих  конкурентов, состояние и тенденции  развития рынка соответствующих  товаров.

Итак, КС товара - это оптимальное соотношение  его качества, стоимости и потребительских  свойств. Умение добиться такого соотношения является ценным качеством производителя.

Рассмотрим  следующий значительно влияющий на конкурентоспособность  фактор - цена товаров и услуг.

   Производителю важно знать не только как устанавливается взаимовыгодная цена, но и какие элементы являются ее составляющими, чтобы обоснованно определить ее уровень. Такими составляющими являются:

1. Совокупные  издержки производства.

2. Затраты  общественного труда.

3. Функции  и качество товара.

4. Налоговые  отчисления.

5. Затраты на упаковку, транспортировку и хранение.

6. Торговая  наценка.

7. Затраты  на рекламу.

     При разработке стратегии ценообразования надо иметь определенную цель и стремиться к ней, добиваясь оптимальности указанных составляющих. Этого можно добиться созданием и внедрением определенной системы управления конкурентоспособностью товаров.

    Для повышения конкурентоспособности необходимо грамотное управление ассортиментом выпускаемой продукции. Ассортиментом называют набор товаров, предметов, ресурсов, услуг, различающихся по определенным признакам (назначению, виду, происхождению и т.д.). Выражается он их перечнем или номенклатурой.

     Управление ассортиментом охватывает весь жизненный цикл любого изделия (личного потребления или производственного назначения) от выбора изделия для будущего производства, модернизации и совершенствования его технико-экономических показателей в процессе выпуска до снятия с производства и замены более привлекательным для потребителей аналогом или новым видом продукции.

            Управленческое решение должно определить ассортимент товаров и направления действий производителя, на которые следует направить основное внимание, средства и трудовые усилия или повышения конкурентоспособности своей продукции.

           Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. Стратегия повышения качества товара является важнейшей составной частью стратегии фирмы. Под стратегией понимается комплексное планирование мер для оптимального приспособления предпринимательской деятельности к изменяющимся запросам потребителей, которые находятся в движении, протекающем на фоне конкурентной борьбы фирм и предприятий за конкретного потребителя.

Современные стратегии организации должны базироваться не только на познании внешних возможностей и опасностей, развитии сильных сторон, но и на познании и развитии внутреннего потенциала организации и стремлении так изменить свое окружение, чтобы внутренний потенциал получил максимальное выражение и востребование.

            В абстрактном виде организация имеет несколько вариантов стратегического развития (назовем три из них):

Стратегии роста:

1) Оставить  все без изменений («ничего  не делать») - попытаться зафиксировать  все как есть, стабилизировать  ситуацию.

2) Внутренний рост - расширение деятельности за счет внутренних ресурсов.

а) более  глубокое внедрение на рынок (концентрация);

б) развитие рынка - представление на уже освоенные  рынки различных модификаций  товара;

в) разработка нового товара - стратегия предполагает значительную модификацию продукции или добавление новой к уже существующей с целью развить свое присутствие на рынке;

г) обновление включает замену существующих товаров  новыми, что означает новый жизненный  цикл товара, подразумевается, значительные изменения в продукции и требуется соответствующее финансирование;

3) Внешний  рост. Этот вариант стратегии  развития обычно реализуется  посредством приобретений, слияний  и образовании совместных предприятий.

а) горизонтальная интеграция - предприятие приобретает  или сливается с основным конкурентом;

б) вертикальная интеграция - приобретение компании являющейся поставщиком (обратное направление  интеграции) или покупателем (прямое направление) продукции данной фирмы;

2.2 Стратегии усиления конкурентных позиций.

       Выделяют пять вариантов таких стратегий, позволяющих фирме добиться усиления конкурентных позиций:

· стратегия  лидерства по издержкам - предусматривает  снижение полных издержек производства товаров или услуг;

· стратегия  широкой диверсификации - направлена на придание товарам компании специфических черт, отличающихся от товаров фирмы конкурента;

· стратегия  оптимальных издержек - сочетание  низкой цены товара и широкой диверсификации;

· сфокусированная  стратегия рыночной ниши, основанная на низких издержках - ориентированна на узкий сегмент покупателей, где фирма опережает своих конкурентов за счет более низких издержек производства;

· сфокусированная  стратегия рыночной ниши, основанная на дифференциации продукции, ставит своей  целью обеспечение представителей выбранного сегмента товарами и услугами, наиболее полно отвечающими их вкусам и требованиям.

           Стратегия быстрого получения прибыли (интенсивная стратегия) применяется в следующих случаях:

· большинство  покупателей не осведомлено о  товаре и требуется затратить значительные усилия на их информирование и создание положительного отношения к товару;

· покупатели, осведомленные о товаре, согласны платить высокую цену.

         Стратегия медленного получения прибыли (стратегия медленного проникновения) применяется в следующих случаях:

· емкость  рынка является незначительной;

· товар  известен большинству покупателей;

· покупатели готовы платить высокую цену;

· конкуренция  на рынке незначительна.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности экономики России