Анализ и повышение квалификации персонала на предприятии (на примере ТД «Русьимпорт»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 10:56, дипломная работа

Описание

Тема «Анализ и повышение квалификации персонала» выбрана мной из-за того, что в современных условиях именно этот вопрос является актуальным для любого предприятия.

Повышение квалификации на предприятии - практически непрерывный процесс, который может заключаться как в новых концепциях, например концепции «обучающегося предприятия», так и в стандартных подходах… как например, различные семинары, обучение в институтах повышения квалификации высшего персонала или переподготовка рабочих.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА 6
ВИДЫ И ЦЕЛЬ ОБУЧАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
Подготовка кадров рабочих 9
Переподготовка рабочих кадров 16
Повышение квалификации кадров 20
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧИХ 21
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ 25
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ 26
Самообразование и образование управленческого персонала. 26
Управление знаниями. 28
НЕОБХОДИМОСТЬ АНАЛИЗА КАДРОВ 29
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА АНАЛИЗА КАДРОВ В ТД «РУСЬИМПОРТ» 32
Развитие процедуры аттестации в компании «Русьимпорт» 33
ВНЕДРЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОЦЕДУРУ 35
Оценка профессиональных знаний, навыков, умений 42
Оценка в системе «сотрудник-сотрудник» 44
ГЛАВА 3. НОВШЕСТВА В СИСТЕМАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ 48
Что такое обучающаяся организация? 48
Групповое обучение 52
Личное совершенствование: 53
ВНЕДРЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ «ОБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ» В КОМПАНИИ «АРСЕНАЛ». 53
ГЛАВА 4. ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 66
Подготовка компетентных менеджеров 66
Как готовить компетентного руководителя 67
ПРОГРАММЫ КОРПОРАТИВНОГО ТРЕНИНГА 71
Корпоративные учебные центры 72
Виды и уровень тренингов 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88

Работа состоит из  1 файл

diplom.doc

— 515.00 Кб (Скачать документ)

Залог успешной работы в современной организации, в том числе успешного восхождения  по корпоративным ступеням, — совокупность качеств, которая в последние  годы обозначается как «эмоциональный интеллект». Умение общаться, говорить с людьми, понимать настроение и интересы присутствующих, мотивировать — все эти качества обладают обманчивой, кажущейся простотой и вместе с тем они не столь очевидны, как конкретные и четко очерченные технические знания и навыки. В последние годы проводились исследования, посвященные сравнению работы успешных и неуспешных руководителей организаций. По данным исследований, проведенных компанией Хагберг консалтинг Групп (рис. 1), успешные руководители по сравнению с неуспешными тратят меньше времени на контроль исполнения (25% против 53%), больше занимаются развитием команды и согласованностью работы (34% против 18%) и максимум усилий сосредоточивают на формировании стратегии (41% против 29%)3.

Рисунок 1. Сравнение работы успешных и неуспешных руководителей организаций

Эти данные перекликаются с результатами других опросов. В 1998 г. высшими руководителями 150 организаций США были названы области умений, которые они считают необходимым развивать в первую очередь у высшего руководящего состава своих организаций. Результаты этого опроса представлены на рис. 2.

Рисунок 2. Области ключевых умений высшего руководства

Кроме того, ситуация ответственного выбора сама по себе является стрессовой, несет  в себе значительные психофизические  нагрузки. Требуются дополнительные качества и умения для преодоления стресса: без них происходит «выгорание» менеджера.

Вверх по карьерной лестнице

Представим  себе профессионала, который начинал  как технический специалист и  постепенно продвигался по ступеням менеджерской лестницы. По мере перехода от роли технического специалиста к роли менеджера значение технических навыков снижается. Для успешной работы менеджера наиболее важными становятся выработка и принятие решений, планирование, организация работы, мотивирование сотрудников, контроль за ходом выполнения работ, руководство как отдельными сотрудниками, так и работой команды, навыки общения. Для руководителей высшего звена успех все в большей степени зависит от интуиции, гибкости, оперативности, разносторонности, цельности и других личностных качеств, которые проявляются в реализации и развитии корпоративной политики.

Навыки  лидерства и менеджмента различаются  условно. Э. Деминг говорил: «Мы управляем  процессами и системами, руководим  — людьми». Лидерство и управление/контроль и стоящие за ними области умений и навыков представим на следующем рис. 3.

Рисунок 3. Умения и навыки руководителя в области  лидерства и менеджмента

Программы корпоративного тренинга

Корпоративный тренинг, так же как и его распространенные синонимы: бизнес-тренинг, внутрифирменное обучение — понятия, образованные практикой работы организаций, крупных фирм и компаний. Их основное значение можно кратко охарактеризовать так: подготовка и развитие навыков персонала для эффективной работы в данной организации. Если произносить эту фразу вслух, нужно сделать ударение на обе составляющие, то есть на эффективную работу и данную организацию. В условиях бизнеса конечная задача корпоративного тренинга — вклад в рост прибыли компании, в условиях государственной или некоммерческой организации — повышение эффективности ее работы. Корпоративный тренинг принципиально отличается от обучения в рамках бизнес-образования, которое направлено на то, чтобы заложить общие представления об основных областях и способах ведения бизнеса. В повседневной практике компаний нет необходимости (и тем более времени!) знакомить сотрудников с основами, историей, обзорами развития различных подходов, моделей и методов работы. Обычно организация может позволить себе оторвать от работы и направить на обучение своих сотрудников (особенно менеджеров) лишь на короткое время. Отсюда типичная продолжительность тренинга — как правило, от одного до пяти дней.

Распространенность  тренингов в организациях России пока еще не описана достоверными статистическими данными. Мировой опыт показывает тенденцию: устойчивый рост числа сотрудников, прошедших тренинги в организациях всех типов (см. , например, данные по США на рис. 4).

Рисунок 4. Число сотрудников, прошедших тренинги в организациях США (в %) 

Корпоративные учебные центры

Внутренние  учебные центры имеются лишь в  наиболее крупных фирмах, таких, как, например, Центробанк, Сбербанк, компании Rank Xerox, Ericsson, Coca-Cola и др. Обучение в них ориентировано на сотрудников организации или ее партнеров, например, дилеров или клиентов. Лишь в редких случаях туда на условиях «открытого набора» попадают люди со стороны. (Так, осенью 1997 г. в учебном центре компании Rank Xerox «открытым» был только 10-дневный курс «Техника продаж» начального уровня. ) Задача корпоративного учебного центра — целенаправленное обучение сотрудников, подстройка их квалификации под требования организации. В некоторых случаяx учебные центры дают возможность пройти развернутую подготовку.

Пример: «Учебный центр — корпоративный институт»

Учебный центр компании Ericsson проводит обучение по схеме «техник — системный  инженер — эксперт». Курс обучения длится 25-35 дней. Первые две недели посвящены теории, последующие три — освоению оборудования. После окончания первого цикла обучения сотрудник работает в компании как техник. Через год он может пройти следующий цикл и перейти в категорию системных инженеров. Еще год работы в компании, — и следующий цикл обучения помогает сотруднику стать квалифицированным специалистом-экспертом. Учебный центр предлагает на выбор подготовку по специальностям: эксперт по сетям общего пользования, мобильной телефонной связи, офисным АТС.

До августовского  кризиса 1998 г. Корпоративный институт банка МЕНАТЕП обучал слушателей по специальностям: финансы и кредит, банковское дело, финансовый менеджмент. Занятия проводились на протяжении года трижды в неделю по 4 часа после  рабочего дня и полный день в субботу. Стоимость обучения составляла около 2000 долларов, но для сотрудников банка, а также холдинга «Роспром» и компании ЮКОС обучение было бесплатным.

В практике ведущих международных компаний получили распространение центры подготовки менеджеров, работающие как своего рода бизнес-школы и получившие название корпоративных колледжей, институтов или университетов, например, Disney University, Federal Express Leadership Institute, учебный центр Crotonville в компании General Electric, школа бизнеса компании AT&T, университет Motorola и др. Их основная задача — укрепить и развить конкурентоспособность своих компаний.

Корпоративные учебные центры нередко сосредотачивают  свою деятельность на технической подготовке, обучении первичным навыкам работы с клиентами. Некоторые центры проводят вводный курс для новых сотрудников, который помогает человеку встроиться в организацию, узнать ее историю, корпоративную культуру, особенности применяемой терминологии, характеристики оборудования и т. д. Внутренние тренинговые центры ориентированы на наиболее типичные, повторяющиеся учебные курсы, такие как навыки работы с клиентами, техника продаж, базовые навыки менеджера. Программы развития менеджмента, особенно для менеджеров среднего и высшего звена, обычно выходят за рамки внутренних центров.

Виды  и уровень тренингов

Чтобы спланировать обучение в компании, заказать проведение курса, составить  перечень тренингов, нужно иметь  набор видов тренинга, их классификацию. Руководство компаний и менеджеры  по персоналу обычно делят тренинги так, как удобнее для работы, и не ищут строгой классификации. Назовем некоторые варианты того, как выделяют виды тренингов в организациях.

Тематика

Это распространенный способ разделять тренинги. Распространенные темы тренингов: вводный (ориентационный) тренинг, техника продаж, ведение переговоров, навыки презентации, работа с клиентами, принятие управленческих решений и т. д. Разделяя тренинги по темам, можно четко определить предметную область работы. Однако, для организации и проведения эффективного тренинга выбрать тему недостаточно. Нужно точно знать, для кого проводится обучение.

Участники

Типичное  разделение участников — по их положению  в организации: рядовые сотрудники, линейные менеджеры (супервайзоры), менеджеры  среднего звена, высшее руководство. Соответственно разделяются и тренинги. Это деление дополняет тематическое. В результате получаем такое описание тренинга: курс техники продаж для торговых представителей или тренинг по ведению переговоров менеджеров.

Уровни целей тренинга

Следующий подход к делению тренингов встречается  гораздо реже двух предыдущих. Он состоит  в том, чтобы выделить уровень  проблем, потребностей организации, откликом на которые выступает данный тренинг:

  • Ситуативный (индивидуальный) уровень относится к тем потребностям, которые связаны с навыками конкретных сотрудников или менеджеров организации. Для решения проблем этого уровня достаточно обучить конкретных людей, развить их навыки. Например: навыки работы секретаря, навыки презентации, основы личной эффективности и т. д.
  • Системный уровень относится к тем потребностям, которые не ограничиваются обученностью отдельных сотрудников и связаны со взаимодействием внутри компании. Например: управление конфликтами, решение проблем и т. д.
  • Стратегический уровень относится к тем потребностям, которые не ограничиваются ни обученностью отдельных сотрудников, ни взаимодействием в компании, но относятся к стратегии развития организации, ее положению в социально-экономической среде. Например: развитие корпоративной культуры, стратегическое планирование.

Тематика  тренингов, уровень сотрудников, для  которых они предназначены, и  уровень потребностей организации  связаны между собой, хотя не всегда эта связь однозначна. Отправной момент — потребности организации. Если их не учесть, происходят типичные ошибки.

Пример. «Тема подходящая - тренинг неэффективный»

Руководство компании приняло решение провести тренинг по маркетингу для совета директоров. Программа включала инструменты анализа рынка, основы составления маркетингового плана. После проведения тренинга оказалось, что маркетинговая функция в компании не изменилась. Руководство было разочаровано тренингом. Генеральный директор поставил вопрос о привлечении дорогостоящих консультантов. Проблема была в том, чтобы развить потенциал самой компании.

Анализируя  причины неудачи, руководство пришло к следующему выводу: тренинг должен был носить стратегический характер, в то время как предложенная программа  была ситуативной, оснащала участников индивидуальными навыками, не работала на стратегическое решение задач всей организации. Неудачи можно было бы избежать, если с самого начала четко задать тип тренинга, выстроить его направленность.

Связь тематики тренингов и уровня проблем  в организации представлена в табл. 1.

Таблица 1

Характеристика  связи тематики тренингов  и уровня проблем  в организации

При одной  и той же тематике тренинга его  уровень может быть разным в зависимости от особенностей организации. Для некоторых компаний тренинг по работе с клиентами может быть подчинен задаче выстроить общие стратегические ориентиры, перейти от ориентации на продукт к ориентации на клиента и обслуживание, соответственно уровень тренинга выйдет далеко за рамки ситуативного (индивидуального).

Итак, вид  тренинга подбирается исходя из следующих  параметров:

  • участники;
  • тематика;
  • уровень проблем в организации.

Точный  выбор вида и уровня тренинга —  залог его успеха.

При всей широте диапазона внутренних тренинговых курсов в него обычно не попадает обучение в области стратегического планирования, руководства проектами, управления организационными изменениями и другие области управления повышенного уровня. Соответствующие тренинговые потребности компаний обслуживаются внешними тренинговыми организациями.

Приведем  примеры распространенных тренинговых  курсов в области развития менеджмента  и лидерства. Условно сгруппируем  их по двум областям:

  • Развитие менеджмента
  • Основы лидерства
  • Навыки менеджмента
  • Мотивация сотрудников
  • Управление временем
  • Стили руководства.
  • Стратегическое планирование
  • Основы делегирования
  • Принятие управленческих решений
  • Руководство малыми группами
  • Управление результативностью
  • Управление конфликтами
  • Управление проектами
  • Ведение переговоров
  • Управление изменениями

Информация о работе Анализ и повышение квалификации персонала на предприятии (на примере ТД «Русьимпорт»)