Анализ финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:42, диссертация

Описание

Анализ финансового состояния организации (или финансовый анализ) не существует в качестве самостоятельной учебной дисциплины. Соответствующая дисциплина в курсе высшей школы называется анализом финансовой отчетности. Это название не вполне корректно, поскольку бухгалтерская финансовая отчетность сама по себе не является объектом анализа. Она интересна как источник информации, которая отражает экономический потенциал организации и характеризует финансовые результаты ее прошлой деятельности. Все это в целом принято называть финансовым состоянием организации. Бухгалтерская отчетность в современном понимании выступает в качестве финансовой модели хозяйствующего субъекта.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………...5
Характеристика финансовой отчетности и основные методы ее анализа ….7
Пользователи финансовой отчетности и субъекты анализа ………………7
Состав бухгалтерской отчетности …………………………………………..8
Бухгалтерская отчетность как источник информации для анализа ..……10
Особенности финансового анализа ………………………………………..12
Стандартные методики анализа финансового состояния ………………...14
Основные формы (этапы) финансового анализа ………………………….14
Методы (приемы) анализа финансовой отчетности ………………………17
Анализ динамики выручки ОАО «РЖД»…………………………………...21
Анализ структуры доходов и расходов ОАО «РЖД» по видам
деятельности……………………………………………………………….23
Пример факторного анализа выручки от продаж …………………………
Анализ финансового состояния коммерческой организации ………….........25
Понятие финансового состояния коммерческой организации……………26
Анализ платежеспособности ………………………………………………..27
Оценка платежеспособности ОАО «РЖД» ………………………………..29
Анализ ликвидности баланса ……………………………………………….30
Расчет и оценка финансовых коэффициентов ликвидности ……………...31
Оценка ликвидности баланса ОАО «РЖД» ………………………………..41
Расчет и оценка показателей финансовой устойчивости ……………..…..41
Оценка финансовой устойчивости ОАО «РЖД» ………………………….45
Оценка финансовой устойчивости на основе исследования
структуры источников формирования запасов …….…………………..47
Расчет и оценка чистых активов …………………………………………....49
Характеристика показателей прибыли ……………………………………..50
Расчет и оценка показателей рентабельности ……………………………..52
Анализ рентабельности ОАО «РЖД» ………………………………………55
Факторный анализ рентабельности активов …………………………….…57
Расчет и оценка показателей деловой активности ………………………...58
Расчет и оценка продолжительности финансового цикла ………………..59
Факторный анализ рентабельности собственного капитала ……………...61
Анализ и оценка движения денежных средств ……………………………62
Анализ движения денежных средств косвенным методом ……………….65
Анализ движения денежных средств ОАО «РЖД» ………………………..66
Анализ состава и движения основных средств …………………………….67
Анализ движения основных средств ОАО «РЖД» ………………………..74
Оценка экономической эффективности использования
основных средств………………………………………………………..71
Расчет и оценка показателей рыночной позиции организации …………..74
Методы рейтинговой оценки финансового состояния предприятия …….81
Оценка угрозы банкротства по действующей официальной методике ….82
Зарубежные методики прогнозирования банкротства ………………….…84
3. Таблицы по анализу финансовой отчетности ОАО «РЖД» ………………89
4. Методический раздел ……………………………………………………….100
Вопросы к экзамену…………………………………………………………111
Примеры тестовых заданий ………………………………………………..100
Рекомендуемая литература …………………………………………………101
Использованная литература …………………………………………..……101

Работа состоит из  1 файл

bys3.doc

— 1.23 Мб (Скачать документ)

В западной практике горизонтальный и трендовый анализ не различаются. Это  легко объяснимо. Оценка результатов деятельности компании по показателям одного года или даже двух лет не имеет большого смысла. Данных за один год недостаточно для того, чтобы можно было создать внутренний ориентир для сравнения. В литературе рекомендуется проводить анализ по данным за пять лет. При этом необходимо учитывать, что с увеличением рассматриваемого временного интервала возрастает и количество элементов, затрудняющих сравнение. [1, с. 678]

В ходе анализа  тренда выбирают базовый год, и все  статьи отчетности за последующие периоды выражаются в виде индексов к показателям базового года.

3. Вертикальный (структурный, или процентный) анализ - определение структуры итоговых  финансовых показателей и оценка  влияния каждой составляющей  на обобщающий показатель. Сравнительную базу при процентном анализе образуют показатели предыдущих периодов или показатели других компаний, как правило, из той же отрасли. Чтобы проводить сравнение, необходимо устранить несоответствия в размерах компаний (оборотах), для этого значения показателей отчета о прибылях и убытках выражают в процентах от объема продаж (выручки), а балансовые статьи – в процентах от итога баланса.

4. Анализ финансовых  коэффициентов – расчет и оценка  соотношений между значениями взаимосвязанных показателей отчетности. В отличие от абсолютных показателей, к относительным в большей степени применимы нормативы, устанавливаемые на основе теоретически обоснованных значений или фактических среднеотраслевых и т. п.

5. Сравнительный  (пространственный) анализ - сравнение показателей деятельности анализируемой организации с показателями других организаций или средними по отрасли (рынку). Очевидно, что для сравнительного анализа подходят коэффициенты, но не абсолютные показатели. В западных учебниках такой анализ называется отраслевым.

По формальным расчетным процедурам (расчет отклонений) пространственный анализ  не отличается  от  горизонтального. Однако  самое  главное – это оценка отклонений. В данном случае они вызываются, в первую очередь, различиями в порядке формирования компаниями значений отчетных показателей. Эти различия могут быть обусловлены  хозяйственной спецификой компаний,  возможными расхождениями в применяемых бухгалтерских оценках, закрепленных в учетной политике (см. табл. 1.3), особенностями экономического, в первую очередь, налогового законодательства при сравнении компаний из разных стран и т. д.

Отличной иллюстрацией наблюдаемых различий являются значения аналитических  показателей, рассчитанные для одной и той же организации - ОАО   «РЖД» -   по   данным   отчетности,   составленной   по   российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) и отчетности, составленной по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Эти значения представлены в табл. 3.6 – 3.9. Практически по всем показателям расхождения существенны, а показатели рентабельности различаются в разы, в частности, рентабельность собственного капитала в 2006 г.: 1,18% и 11,31% (табл. 3.8, 3.9). Это объясняется, в первую очередь, несовпадением величины чистой прибыли: по РСБУ она оценена в 26 млрд руб., а по МСФО – в 140 млрд руб.

6. Факторный  анализ - оценка влияния различных  факторов на значения обобщающих показателей.

7. Комплексная  оценка – расчет интегрального   обобщающего показателя и сравнение его в динамике, или с нормативом, или с показателями других предприятий.

 

Таблица 1.3

Влияние учётной методологии  на финансовые показатели [6, с. 108-109]

Метод учётной политики

Влияние на финансовый результат

Влияние на финансовые показатели

Ликвидность

Финансовая устойчивость

Оборачиваемость

(в днях)

Рентабельность

  1. Учётная политика в отношении амортизируемого имущества

1.1.установление максимального срока полезного использования

завышает

не влияет

не влияет

не влияет

Завышает

1.2.установление минимального срока полезного использования

занижает

не влияет

не влияет

не влияет

Занижает

1.3.списание малоценных  основных средств в качестве материалов

занижает

завышает

не влияет

не влияет

Занижает

1.4.линейный способ  начисления амортизации

завышает 

не влияет

Не влияет

не влияет

Завышает

1.5.способ уменьшаемого  остатка

занижает

не влияет

не влияет

не влияет

Занижает

1.6.способ списания  стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования

занижает

не влияет

не влияет

не влияет

Занижает

1.7.способ списания  стоимости пропорционально объёму продукции (работ)

в зависимости от выпуска

не влияет

не влияет

не влияет

в зависимости от выпуска

  1. Учётная политика в отношении отражения стоимости поступающих активов

2.1.отражение  МПЗ по фактической или плановой  себестоимости

не влияет

не влияет

не влияет

не влияет

не влияет

2.2.выбор учётных  цен выпускаемой продукции

не влияет

не влияет

не влияет

не влияет

не влияет

  1. Учётная политика в отношении оценки активов при выбытии

3.1.по средней стоимости 

завышает

завышает

не влияет

Завышает

завышает

3.2.по первоначальной  стоимости первых по времени приобретения активов (способ ФИФО) 

завышает

завышает

не влияет

Завышает

завышает

  1. Выбор схемы списания условно-постоянных расходов

4.1.списание  со счёта 26 «Общехозяйственные  расходы» на счёт 90 «Продажи»

занижает

занижает

не влияет

Завышает

занижает

4.2.списание со счёта  26 «Общехозяйственные расходы» на счёт 20 «Основное производство» 

завышает

завышает

не влияет

Занижает

завышает


 

 

Горизонтальный и вертикальный приемы анализа реализуются в так называемом сравнительном аналитическом балансе, который получается из исходного бухгалтерского путем укрупнения (объединения) отдельных статей и дополнения его показателями структуры и динамики за отчетный период (табл. 1.4). Статьи баланса группируются в соответствии с целями анализа, с учетом специфики деятельности организации и других факторов. В отечественных учебных пособиях активы, как правило, классифицируют по уровню ликвидности.

В подобного рода таблицах, приводимых в учебных пособиях, используются данные баланса на начало и конец года или средние значения за два смежных периода. Надо понимать, что это – лишь условные примеры. Для серьезного анализа данных за один или  два года недостаточно (см. выше).

Таблица 1.4

Сравнительный  аналитический баланс

 

Статья баланса (группа статей)

Сумма,

 тыс. руб.

Удельный вес, %

Изменения

абсо-лютное,

тыс. руб.

Относи-тель-ное,

%

удель-ного веса,

%-пп.

базис

отчет

базис

отчет

 

1

2

3

4

5 = 2-1

6 = 5/1

7 = 4-3

               
               
               

 

Анализ  динамики выручки от продаж ОАО «РЖД»

В качестве примера  горизонтального анализа оценим динамику выручки ОАО «РЖД» по данным за 2004 – 2007 гг., представленным в табл. 3.4.

Для оценки динамики значений любого показателя могут быть рассчитаны следующие показатели:

- абсолютное  изменение: DА = А1 – А0, где А1 и А0 – соответственно отчетное и предшествующее, базисное, значения;

- относительное  изменение:  D%А = DА/ А0. Относительное изменение может быть выражено в процентах, но это не обязательно. Относительное изменение называется так же темпом прироста;

- темп роста  или индекс: JA = А10. Так же как и относительное изменение, индекс может быть выражен в процентах, а может – в относительных единицах;

Можно обнаружить, что между показателями темп роста и темп прироста есть связь: D%А = JA – 1, или D%А = JA – 100%.

Для проведения горизонтального анализа выручки  от продаж ОАО «РЖД» по данным табл. 3.4 составим табл. 1.5.

Таблица 1.5

Анализ динамики (горизонтальный анализ) выручки ОАО  «РЖД»

№ п/п

Показатель

2004

2005

2006

2007

Общее (среднее)

1

Выручка от продаж, В, млн руб.

659 542

748 681

848 948

975 590

 

2

Абсолютное изменение (абсолютный прирост) за год, DВ, млн руб.

 

89 139

100 267

126 642

316 048

3

Относительное изменение (темп прироста) к предыдущему году, D%В, %

 

13,52

13,39

14,92

(13,94*)

4

Темп роста к предыдущему  году (цепной), JВ, %

 

113,52

113,39

114,92

(113,94*)

5

Темп роста к 2004 году (базисный), %

 

113,52

128,72

147,92

 

6

Индекс тарифов на перевозку  грузов ж/д транспортом (декабрь к декабрю), % (данные Росстата)

 

113,3

108,9

107,7

132,9 (109,9)

*Среднегодовое значение темпа  роста рассчитывается по формуле:

                                                     3________________

Jср = Ö J2005 * J2006 * J2007   .


 

По данным табл. 1.5 можно видеть, что выручка ОАО «РЖД» растет стабильно, в среднем на 13,94% в год.

Если бы исследуемая  организация реализовывала свою продукцию на конкурентном рынке, рост ее выручки можно было бы сравнить с общим ростом цен в экономике (индексом инфляции), с ростом цен на конкретную продукцию, производимую данной организацией, с ростом рынка данной продукции, то есть, по сути, с выручкой всех организаций, продающих аналогичную продукцию.

В случае с РЖД рост выручки объясняется в первую очередь ростом тарифов на перевозки. Можно видеть, что рост выручки опережает рост тарифов в течение всего рассматриваемого периода. Причем, если в 2005 г. темпы роста выручки и тарифов почти совпадают, то в последующие годы рост выручки все более опережает рост тарифов. Это означает, что одновременно с ростом тарифов имеет место и рост объема перевозок.

Воспользовавшись данными  Росстата и применив методы факторного анализа можно определить, как  соотносятся темпы роста объемов  перевозок и объемов производства, и сделать вывод об использовании РЖД имеющихся возможностей по наращиванию выручки.

Более точные оценки могут  быть получены, если проанализировать составляющие выручки по видам.

 

Анализ структуры  доходов и расходов ОАО «РЖД»

по видам  деятельности

Анализ структуры выручки вкупе со структурой себестоимости продаж ОАО по видам деятельности представляет собой пример вертикального анализа. Для анализа по данным табл. 3.10, сформированной на основе отчета о прибылях и убытках РЖД,  составлена табл. 1.6.

Во-первых, можно видеть, что почти 80% общей выручки составляет выручка от грузовых перевозок. Это значит, что проведенное ранее сравнение темпов роста выручки с темпами роста тарифов именно на грузовые перевозки вполне корректно.

 

 

Таблица 1.6

Структура выручки и  себестоимости продаж ОАО «РЖД» по видам деятельности, %

Показатель

2004

2005

2006

2007

Измене-ние

1

Выручка от продаж

100

100

100

100

-

 

    в том числе:

         

1.1

грузовые перевозки

80,28

78,23

77,51

77,38

-2,90

1.2

пассажирские перевозки  в дальнем следовании

9,18

9,72

10,84

11,21

2,03

1.3

пассажирские перевозки  в пригородном сообщении

1,12

2,36

2,59

2,06

0,94

1.4

прочие виды деятельности

9,42

9,69

9,06

9,35

-0,07

             

2

Себестоимость продаж

100

100

100

100

-

 

   в том числе:

         

2.1

грузовые перевозки

70,77

70,53

71,33

71,41

0,64

2.2

пассажирские перевозки  в дальнем следовании

15,25

14,65

14,61

14,76

-0,49

2.3

пассажирские перевозки  в пригородном сообщении

5,71

5,58

5,67

5,34

-0,37

2.4

прочие виды деятельности

8,27

9,24

8,39

8,49

0,22

Информация о работе Анализ финансовой отчетности