Анализ финансового состояния предприятия на примере ОАО "Автоваз"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:54, курсовая работа

Описание

Проблема финансового анализа в условиях рыночной экономики является особенно актуальной. Успешное функционирование предприятий в современных условиях требует повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Финансовый анализ имеет первостепенное значения для целей финансового менеджмента, так как на его основе вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА 4
1.1 Сущность и назначение финансового анализа 4
1.2 Формы, методы и инструментарий финансового анализа 6
1.3 Информационная основа финансового анализа 10
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «АВТОВАЗ» 14
2.1 Характеристика предприятия ОАО «АВТОВАЗ» 14
2.2 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия 16
2.3 Оценка эффективности и интенсивности использования средств (показатели оборачиваемости) 19
2.4 Анализ финансовой устойчивости предприятия 21
2.5 Анализ рентабельности предприятия 23
3 ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список использованной литературы 30

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)

5. сравнительный  (пространственный)  анализ  -  это  как  внутрихозяйственный анализ  сводных  показателей  отчетности  по  отдельным  показателям  фирмы, дочерних  фирм,  подразделений,  цехов,  так   и   межхозяйственный   анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми  и средними хозяйственными данными;

6. факторный  анализ  -  анализ  влияния  отдельных   факторов   (причин)   на результативный показатель с  помощью  детерминированных  или  стохастических приемов  исследования.  Причем  факторный  анализ  может  быть  как   прямым (собственно анализ),  когда  дробят  на  составные  части,  так  и  обратным (синтез), когда его отдельные  элементы  соединяют  в  общий  результативный показатель.

В качестве инструментария для финансового анализа широко используются финансовые коэффициенты – относительные показатели финансового состояния предприятия, которые выражают отношения одних абсолютных финансовых показателей к другим.

Финансовые коэффициенты используются для сравнения показателей финансового состояния конкретного предприятия с аналогичными показателями других предприятий или среднеотраслевыми показателями, выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния предприятия, определения нормальных ограничений и критериев различных сторон финансового состояния.

              Так, например, Брейли Ричард и Майерс Стюарт выделяют следующие финансовые коэффициенты: коэффициенты долговой нагрузки, коэффициент покрытия процента, коэффициент текущей ликвидности, коэффициент срочной ликвидности, коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент оборачиваемости активов, длительность запасов, средний период сбора дебиторской задолженности, чистая норма прибыли, рентабельность активов, коэффициент дивидендных выплат, коэффициент цена/прибыль, норма дивидендного дохода, коэффициент рыночная/балансовая стоимость [3, стр.776-773].

 

1.3 Информационная основа финансового анализа

 

Для обеспечения управленческой деятельности финансовая отчетность должна удовлетворять следующим основным требованиям, отвечающим интересам пользователей, и, прежде всего инвесторов и кредиторов:

1. содержать данные для принятия управленческих решений в области инвестиционной политики;

2. обеспечивать оценку динамики на перспективу рентабельности предприятия;

3. обеспечивать оценку имеющихся у предприятия ресурсов с учетом происходящих в них изменений и эффективности их использования;

4. содержать данные для перспективной оценки положения предприятия на рынке.

В.В. Ковалев выделяет следующую структуру информационной базы системы управления предприятием [1, стр.93-96]:

1. сведения регулятивно-правового характера: законы, постановления, указы, т.е. документы, определяющие прежде всего правовую основу деятельности предприятия;

2. сведения нормативно-справочного характера: нормативные документы государственных органов, международных организаций и различных институтов, содержащие требования, рекомендации и количественные нормативы в области финансов к участникам рынка;

3. данные системы бухгалтерского учета: публичная бухгалтерская отчетность, а внутренняя информация (для целей внутреннего финансового анализа).

4. статистические данные: централизованно формируемые статистические данные и внутренняя статистика.

5. несистемные данные: внутренние оперативные данные и прочие сведения из внешних источников.

Данная структура представлена также на рис.1.

Центральное место в составе отчетности занимает бухгалтерский баланс (форма №1). По данным баланса устанавливаются и оцениваются следующие важнейшие показатели: состав, структура и динамика данных актива и пассива баланса; наличие собственного оборотного капитала; величина чистых активов организации; коэффициенты финансовой устойчивости; коэффициенты платежеспособности и ликвидности и т.д.

Основной формой выражения деловой активности предприятия является финансовый результат ее деятельности. Сведения о формировании и использовании прибыли рассматриваются наряду со сведениями об имущественном положении в качестве наиболее значимой части бухгалтерского отчета организации. Отчет о прибылях и убытках (форма №2) построен таким образом, что в нем отдельно отражаются доходы и расходы по различным направлениям деятельности организации.

Отчет об изменениях капитала (форма №3) состоит из четырех разделов и справок. Структура первых трех разделов отражает динамику показателей капитала организации за отчетный год: остатки на начало года, поступление, расходование и остатки на конец года. В них показывается общее изменение размера капитала и его составляющих (уставного, добавочного, резервного, нераспределенной прибыли прошлых лет, целевого финансирования и поступлений); резервов предстоящих расходов; оценочных резервов в отчетном году. Четвертый раздел позволяет проанализировать факторы, под влиянием которых произошло изменение капитала: за счет дополнительного выпуска акций или уменьшения их количества, уменьшения номинала акций; за счет переоценки активов; прироста имущества; реорганизации; других доходов и расходов. Причем данные об изменениях факторов отражаются не только за отчетный, но и за предыдущий годы, что позволяет оценить динамику каждого показателя.

Отчет о движении денежных средств (форма №4) содержит сведения о денежных потоках (поступление, выбытие) в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации и остатки денежных средств на начало и конец отчетного периода.

Из приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5) можно получить дополнительную информацию для проведения аналитических исследований. Информация из этого приложения полезна для корректировки показателей при проведении анализа.

Особое внимание следует обратить на содержание пояснительной записки, так как в ней должны содержаться основные сведения о факторах, оказавших влияние на результаты деятельности предприятия и его финансовое состояние, а также прогнозные характеристики важнейших показателей бизнес-плана на ближайшую (будущий год) и отдаленную (несколько лет) перспективу.

Следует также отметить, что отечественная система бухгалтерского учета не в полной мере приспособлена для целей эффективного финансового управления и экономического анализа. Серьезным препятствием в стратегическом планировании является несогласованность нормативных актов по методологии учета и по налогообложению. Бухгалтерский учет, который ведется с использованием стандартной российской методики, ориентирован в большей степени на проведение экономического анализа прошлых результатов и выполняет контрольную функцию. Кроме того, сам процесс учета достаточно трудоемкий и отягощен многочисленными требованиями действующего законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

                     

2.1 Характеристика предприятия ОАО «АВТОВАЗ»   

 

ОАО «АВТОВАЗ» является крупнейшим в России  автопроизводителем и  компанией, активно работающей в 46 странах. Общества, входящие в Группу АВТОВАЗ, ведут деятельность  более чем в 17 государствах; в нее входят около 270 дочерних предприятий, а общая численность ее персонала превосходит 20000 человек. Все эти ресурсы предоставляют компании глобальные возможности. Предприятия Группы  активно участвуют в таких областях, как телекоммуникации, энергетика, строительство,  а также оказывает финансовые и страховые услуги.

Стратегические цели компании:

1. Лидерство: сохранение лидерства на российском автомобильном рынке, активная интеграция в мировое автомобилестроение, достижение передового уровня квалификации персонала.

2. Эффективность: эффективное управление ресурсами и затратами, постоянное улучшение качества, развитие корпоративной культуры, ориентированной на достижение результата.

3. Гибкость: внедрение передовых гибких технологий производства автомобилей, оперативное реагирование компании на требования рынка, обеспечение потребителей автомобилями, соответствующими международным нормам безопасности и экологии [10].

В связи с кризисом, ложившимся во всем мире, выделены следующие основные реформирования системы управления дочерними обществами ОАО «АВТОВАЗ»:

1. оптимизация организационной структуры, освобождение от непрофильных и неэффективных активов

2. сохранение стоимости активов дочерних обществ через контроль финансового состояния, регулирование долговой нагрузки и инвестиции

3. снижение рисков, повышение эффективности, получение дохода и повышение капитализации

4. повышение ответственности и подотчетности материнской компании

5. система мотивации менеджмента и работников

Согласно антикризисной программе, для достижения обозначенных целей АВТОВАЗ переходит к новой системе корпоративного управления. Изменения направлены на постоянное получение информации и обеспечение контроля финансово-хозяйственной деятельности обществ – в целях снижения издержек и повышения эффективности управления. Общества будут структурированы по видам деятельности, частично укрупнятся через объединение; от непрофильных и неэффективных  активов АВТОВАЗ освободится путем их реализации или ликвидации. Дочерние и зависимые общества должны формулировать целевые показатели в соответствии со стратегией материнской компании – ОАО «АВТОВАЗ».

Компанией также была принята программу инновационного развития. Программа ОАО «АВТОВАЗ» гармонизирована с программой развития автомобильной промышленности РФ и предполагает реорганизацию инновационной инфраструктуры и проведение комплекса НИОКР, обеспечивающих достижение продукцией ОАО «АВТОВАЗ» целевого технического и потребительского уровня к 2015-2016 году.

Стремление к сокращению сроков разработки и вывода на рынок новых продуктов в целевом ценовом сегменте с заданным уровнем качества ведет к активизации инновационной деятельности как внутри Компании, так и к постепенному переходу ОАО «АВТОВАЗ» к открытым инновациям.

В следующих пунктах данной курсовой работы проводится финансовый анализ состояния компании. Основой его проведения служит бухгалтерская отчетность предприятия за 2009 и 2010гг:

1. Баланс предприятия (приложение А);

2. Отчет о прибылях и убытках (Приложение Б).

 

2.2 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия

 

Платежеспособность характеризует возможность и способность предприятия своевременно и полностью выполнять свои финансовые обязательства перед внутренними и внешними партнерами, а также перед государством. Платежеспособность непосредственно влияет на формы и условия осуществления коммерческих сделок, в том числе на возможность получения кредитов и займов. Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Таким образом, основными признаками платежеспособности являются: а) наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете; б) отсутствие просроченной кредиторской задолженности [1, стр.107].

Ликвидность определяет способность предприятия быстро и с минимальным уровнем финансовых потерь преобразовать свои активы (имущество) в денежные средства. Ее характеризуют также наличием у фирмы ликвидных средств в форме остатка денег в кассе, на счетах в банках и легко реализуемых элементов оборотных активов (например, краткосрочных ценных бумаг).

Потребность в анализе ликвидности баланса возникает в условиях рынка в связи с усилением финансовых ограничений и необходимостью оценки кредитоспособности предприятия. Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность активов — величина, обратная ликвидности баланса по времени превращения активов в денежные средства. Чем меньше требуется времени, чтобы данный вид активов обрел денежную форму, тем выше его ликвидность. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.

В зависимости от степени ликвидности, т. е. скорости превращения в денежные средства, активы предприятия разделяются на следующие группы:

1. Наиболее ликвидные активы — денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги); суммы по всем статьям денежных средств, которые могут быть использованы для выполнения текущих расчетов немедленно

2. Быстрореализуемые активы — дебиторская задолженность и прочие активы.

Фирма считается ликвидной, если ее текущие активы превышают ее краткосрочные обязательства, фирма может быть ликвидной в большей или меньшей степени. Фирма, оборотный капитал которой состоит преимущественно из денежных средств и краткосрочной дебиторской задолженности, обычно считается более ликвидной, чем фирма, оборотный капитал которой состоит преимущественно из запасов. Для проверки реальной степени ликвидности фирмы необходимо провести анализ ликвидности баланса.

Показатели ликвидности применяются для оценки способности фирмы выполнять свои краткосрочные обязательства. Они дают представление не только о платежеспособности фирмы на данный момент, но и в случае чрезвычайных происшествий.

Сопоставление ликвидных средств и обязательств позволяет вычислить следующие показатели:

1. Коэффициент текущей ликвидности. Логика исчисления данного показателя заключается в том, что предприятие погашает краткосрочные обязательства в основном за счет оборотных активов; следовательно, если текущие активы превышают по величине текущие обязательства, предприятие может рассматриваться как успешно функционирующее. Значение показателя может варьировать по отраслям и видам деятельности, а его разумный рост в динамике обычно рассматривается как благоприятная тенденция

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия на примере ОАО "Автоваз"