Анализ финансового состояния предприятия на примере ОАО "Автоваз"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:54, курсовая работа

Описание

Проблема финансового анализа в условиях рыночной экономики является особенно актуальной. Успешное функционирование предприятий в современных условиях требует повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Финансовый анализ имеет первостепенное значения для целей финансового менеджмента, так как на его основе вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА 4
1.1 Сущность и назначение финансового анализа 4
1.2 Формы, методы и инструментарий финансового анализа 6
1.3 Информационная основа финансового анализа 10
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «АВТОВАЗ» 14
2.1 Характеристика предприятия ОАО «АВТОВАЗ» 14
2.2 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия 16
2.3 Оценка эффективности и интенсивности использования средств (показатели оборачиваемости) 19
2.4 Анализ финансовой устойчивости предприятия 21
2.5 Анализ рентабельности предприятия 23
3 ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список использованной литературы 30

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                                                          3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА                                          4

1.1 Сущность и назначение финансового анализа                                                        4

1.2 Формы, методы и инструментарий финансового анализа                            6

1.3 Информационная основа финансового анализа                                 10

2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «АВТОВАЗ»                                                                                                                                        14

2.1 Характеристика предприятия ОАО «АВТОВАЗ»                                     14

2.2 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия                      16

2.3 Оценка эффективности и интенсивности использования средств (показатели оборачиваемости)                                                                                            19

2.4 Анализ финансовой устойчивости предприятия                                                  21

2.5 Анализ рентабельности предприятия                                                                              23

3 ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ                                                                                                                                                   26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                                                    29

Список использованной литературы                                                                                            30

Приложение А. Баланс предприятия ОАО «АВТОВАЗ» за 2009-2010 гг       31

Приложение Б. Отчет о прибылях и убытках  ОАО «АВТОВАЗ» за 2009 -2010 гг                                                                                                                                                                  32

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема финансового анализа в условиях рыночной экономики является особенно актуальной. Успешное функционирование предприятий в современных условиях требует повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Финансовый анализ имеет первостепенное значения для целей финансового менеджмента, так как на его основе вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Различные методы и формы финансового анализа позволяют провести всестороннюю оценку деятельности предприятия для целей различных групп пользователей данными финансового анализа.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовый анализ предприятия формы его проведения. Решаются следующие задачи:

1. Исследование сущности финансового анализа, форм и методов его проведения, а также информационной базы финансового анализа;

2. Анализ финансового состояния предприятия на примере ОАО «АВТОВАЗ»;

3. Разработка путей оптимизации финансового состояния предприятия.

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА

 

1.1   Сущность и назначение финансового анализа

 

Финансовый анализ является важным элементом финансового менеджмента и аудита. Финансовый анализ (англ. financial analysis) – совокупность методов определения имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта в истекшем периоде, а также его возможностей на ближайшую и долгосрочную перспективу [5, стр.202].

По мнению известного финансист-аналитика И.А. Бланка финансовый анализ – это процесс исследования финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности предприятия с целью выявления резервов повышения его рыночной стоимости и обеспечения его эффективного развития.

Финансовое состояние является важнейшей характеристикой экономической деятельности предприятия. Оно характеризует финансовую конкурентоспособность предприятия (т.е. платежеспособность и кредитоспособность), использование финансовых ресурсов и капитала. Выполнение обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.

Проведение финансового анализа строится на соблюдении определенных принципов:

1. регулярности проведения (анализ должен проводиться через регулярные интервалы времени, при любых результатах деятельности, что позволяет устранить имеющиеся трудности и закрепить достигнутые успехи);

2. объективности (результаты анализа должены описывать фактическое состояние и давать ему непредвзятую оценку);

3. комплексности (выявляются всевозможные взаимозависимости и факторы).

Оперативные аспекты финансового анализа выражаются в контроле и анализе дебиторской, кредиторской задолженности, оперативном анализе показателей операционного и финансового циклов, контроле показателей оборачиваемости отдельных элементов оборотных активов, а также анализе финансовых бюджетов и оценке их исполнения. Т.е. оперативные аспекты финансового анализа реализуются в процессе текущей финансовой работы, обеспечивающих непрерывный контроль реализации управленческих решений.

В свою очередь стратегические аспекты, связаны с применением методологии финансового анализа в разработке и обосновании стратегии развития, стратегические аспекты финансового анализа проявляются при разработке и реализации инвестиционных программ, их финансового обеспечения, в анализе эффективности вложений в капитал и финансовой устойчивости компании. В настоящее время усиление роли стратегических аспектов финансового анализа обусловлено внедрением в практику управления концепции управления стоимостью компании и необходимостью анализа стратегических рисков [7].

Так как основной критерий деятельности любой компании это извлечение прибыли (максимизация прибыли), цель финансового анализа состоит в оценке реального финансового состояния хозяйствующего субъекта и сравнение полученных результатов с результатами предыдущих периодов, а также поиск возможностей повышения эффективности операционной деятельности с помощью.

По своей сути финансовый анализ является способом накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющий следующие задачи:

1.охарактеризовать текущее и будущее финансовое состояние предприятия;

2. рассчитать возможные и оптимальные темпы развития компании с позиции финансового обеспечения;

3. выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;

4. изучить причины улучшения или ухудшения финансового состояния предприятия за анализируемый период;

5. подготовить рекомендации по повышению платежеспособности и устойчивости хозяйствующего субъекта.

 

1.2 Формы, методы и инструментарий финансового анализа

 

Основными  формами финансового анализа являются экспресс-анализ и детализированный анализ.

Целью экспресс-анализа финансового состояния является наглядная и простая оценка финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта.

Ковалев В.В. выделяет следующие этапы экспресс-анализа:

1. подготовительный этап;

2. предварительный обзор финансовой отчетности;

3. экономическое чтение и анализ отчетности.

Цель первого этапа – принять решение о целесообразности анализа финансовой отчетности и убедиться в ее готовности к чтению. Здесь проводится визуальная и простейшая счетная проверка отчетности по формальным признакам и по существу: определяется наличие всех необходимых форм и приложений, реквизитов и подписей, проверяется правильность и ясность всех отчетных форм; проверяются валюта баланса и все промежуточные итоги.

Цель второго этапа – ознакомление с пояснительной запиской к балансу. Это необходимо для того, чтобы оценить условия работы в отчетном периоде, определить тенденции основных показателей деятельности, а также качественные изменения в имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта.

Третий этап – основной в экспресс-анализе; его цель – обобщенная оценка результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния. Экспресс-анализ может завершаться выводом о целесообразности или необходимости более углубленного и детального анализа финансовых результатов и финансового положения.

Цель детализированного анализа финансового состояния - более подробная характеристика имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта, результатов его деятельности в истекающем отчетном периоде, а также возможностей развития субъекта на перспективу. Он конкретизирует, дополняет и расширяет отдельные процедуры экспресс-анализа. При этом степень детализации зависит от желания аналитика.

Этапы детализированного анализа (по мнению Ковалева В.В.):

1. Предварительный обзор экономического и финансового положения субъекта хозяйствования: характеристика общей направленности финансово-хозяйственной деятельности; выявление «больных» статей отчетности.

2. Оценка и анализ экономического потенциала субъекта хозяйствования: оценка имущественного положения; построение аналитического баланса-нетто; вертикальный анализ баланса; горизонтальный анализ баланса; анализ качественных сдвигов в имущественном положении; оценка финансового положения; оценка ликвидности; оценка финансовой устойчивости.

3. Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования: оценка основной деятельности; анализ рентабельности; оценка положения на рынке ценных бумаг.

Особенности основных форм финансового анализа (Таблица 1).

 

Экспресс-анализ

Детализированный анализ

Преимущества

Оперативность, легкость расчетов, простота оценок

Высокая степень надежности результатов

Недостатки

Меньшая степень надежности результатов

Большая трудоемкость аналитических процедур

Анализом финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы - с целью изучения эффективности использования ресурсов; банки - для оценки условий кредитования и определения степени риска; поставщики - для своевременного получения платежей; налоговые инспекции - для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний.

Внутренний анализ проводится службами предприятия, его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования ФСП. Его цель обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить банкротство.

Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель - установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить потери. Внешний анализ имеет следующие особенности:

1. множественность субъектов анализа, пользователей информацией о деятельности предприятия;

2. разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

3. наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;

4. ориентация анализа только на внешнюю отчетность;

5. ограниченность задач анализа при использовании только внешней отчетности;

6. максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия [4, стр.16].

Под методом финансового анализа понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.

 

 

Существуют следующие методы финансового анализа:

1. горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции  отчетности  с предыдущим периодом;

2. вертикальный  (структурный)  анализ  -   определение   структуры   итоговых финансовых показателей с выявлением влияния  каждой  позиции  отчетности  на результат в целом;

3. трендовый  анализ  -  сравнение   каждой   позиции   отчетности   с   рядом предшествующих  периодов  и  определение  тренда,  т.е.  основной  тенденции динамики  показателя,  очищенной  от  случайных  влияний  и   индивидуальных особенностей  отдельных  периодов.  С  помощью  тренда  формируют  возможные значения показателей  в  будущем,  а  следовательно,  ведется  перспективный прогнозный анализ;

4. анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет  отношений  между отдельными  позициями  отчета  или   позициями   разных   форм   отчетности, определение взаимосвязей показателей;

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия на примере ОАО "Автоваз"