Внешние эффекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 23:58, курсовая работа

Описание

Причиной участия государства в экономической жизни общества является также проблема внешних эффектов (экстерналий). Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья, культуры людей (положительные внешние эффекты).

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1.Внешние эффекты в экономике: сущность и необходимость государственного регулирования ………………………………………………5
1.1 Понятие и виды внешних эффектов в экономике………………..…5
1.2 Корректирующие налоги и субсидии……………………………….11
2. Государственная политика охраны окружающей среды……...………14
2.1 Участие государства в урегулировании внешних эффектов в экономике…………………………...……………………………………………14
2.2 Борьба с загрязнением окружающей среды в РБ………………….16
3. Теорема Коуза и ее применение для регулирования внешних эффектов в экономике………………………………………………………………………21
3.1. Сущность теоремы Коуза…………….……..……………………...21
3.2. Практическое применение теоремы Коуза: Борьба с загрязнением окружающей среды в Республике Беларусь……………………………...……23
Заключение…………………………………………………………………26
Список использованных источников…………………………………...…28

Работа состоит из  1 файл

Внешние эффекты.doc

— 225.50 Кб (Скачать документ)


 

 

Рис. 2. Положительный  внешний эффект

Между тем предельные социальные выгоды больше предельных частных выгод на величину предельных внешних выгод. Поэтому эффективное  для общества равновесие достигалось  бы в точке пересечения предельных социальных выгод и издержек, т. е. в точке Е2. Эффективность увеличивается на площадь треугольника АЕ1Е2. Таким образом, при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объёме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Полезность от деятельности предприятия, не отраженная в ценах. Например, обеспечение пожарной безопасности или озеленение территорий приносит положительный эффект не только товаропроизводителю, но и окружающим.

Оценка отрицательного внешнего эффекта — это стоимость  использования ресурса, не отраженная в цене товара или услуги. Отрицательный эффект может быть результатом как производства, так и потребления товаров и услуг. Например, Белорусский калийный комбинат наносит ущерб землям окружающих сельских поселений и не возмещает этот ущерб. При наличии отрицательного внешнего эффекта альтернативная стоимость сельскохозяйственных земель и населенных пунктов вокруг комбината, подвергшихся загрязнению калийным производством, не будет включена в издержки производства удобрений.

Несмотря на то что  выгоды или убытки, получаемые от положительных или отрицательных внешних эффектов, не отражаются в ценах производимых товаров и услуг, они могут стать источником увеличения или снижения социально-экономической эффективности.

Количественное выражение  влияния внешних эффектов можно  определить с помощью показателя чистого экономического благосостояния, который учитывает совокупные внешние издержки производства (ТЕС). ТЕС представляет собой общественный ущерб, который зависит от объема производства и предельных внешних издержек

(МЕС). МЕС - это дополнительные  издержки, связанные с выпуском каждой дополнительной единицы товаров, которые не оплачиваются товаропроизводителем и переносятся на общество в целом.

При игнорировании отрицательного внешнего эффекта товаропроизводители не оплачивают совокупные внешние эффекты и, таким образом, уменьшают собственные издержки производства, в результате чего появляется возможность наращивать производство, не оплачивая использование определенного природного ресурса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 КОРРЕКТИРУЮЩИЕ НАЛОГИ И СУБСИДИИ.

Существует способ побудить лицо, являющееся источником внешних  эффектов, считаться с затратами, которые эти эффекты порождают, - заставить его оплатить эти затраты. Если производитель внешних затрат будет вынужден с ними считаться, он будет пытаться оптимизировать соотношение затрат и выгод, а это путь к парето-эффективности.

Но кто может это сделать? Только тот, кто обладает властью  в хозяйстве и может назначить  плату за ограниченный ресурс, который  не имеет собственника. Эта плата  может быть назначена в виде налога, который называют корректирующим налогом, или налогом Пигу (по имени английского экономиста, предложившего такой налог).

Корректирующий налог - это налог  на выпуск товара, позволяющий уравнять предельные частные и предельные общественные затраты. Этот налог заставляет фирму воспринимать внешние затраты, как свои собственные, увеличивая предельные частные затраты производства на сумму, равную МЕС.

Рассмотрим рис. 2, а. Пусть МЕС  постоянны, и введен налог t на единицу  продукции, причем t = MЕС.

 

 
Рис. 2. Корректирующие налоги (а) и субсидии (б).

Без корректирующего  налога рыночное равновесие было в  точке А. Введение налога привело (в  условиях совершенной конкуренции) к росту цены и подняло МРС до уровня MSC. Это привело к уменьшению выпуска продукции. Величина налогового сбора равна площади прямоугольника CBFD. Новое равновесие, достигнутое в точке В, является эффективным, так как выполняется условие:

МРС + МЕС = MSC = MSB.

Уменьшение общественных затрат, а следовательно и выигрыш  в эффективности, равно площади  треугольника BAF.

Теперь рассмотрим случай положительных внешних эффектов. Как уже отмечалось, при их наличии 

стороны государства  для установления эффективного уровня производства. Для этого используются корректирующие субсидии - платежи создателям положительных внешних эффектов. На рис. 2, б показаны последствия введения корректирующей субсидии.

Целью корректирующей субсидии является выравнивание предельной частной и предельной общественной полезности. До введения субсидии рыночное равновесие было в точке A. Пусть предельные внешние выгоды постоянны и введена корректирующая субсидия S = MEB. Это приведет к увеличению спроса на благо, что в свою очередь вызовет рост объема производства и цены. Новое равновесие соответствует точке B, и количество производимого блага будет эффективным, поскольку выполнено условие:

MEB + MPB = MSB = MSC ,

 

где MPB - предельные частные  выгоды. Общая величина субсидии равна площади прямоугольника CDFB.

Однако использование  корректирующих налогов и субсидий наталкивается на некоторые препятствия. Сопоставим действие налогов и штрафов.

1. Введение потоварного  налога приводит к желаемому  результату лишь в предположении, что существует единственно возможная технология производства продукта, так что объем выпуска и размер внешнего эффекта однозначно связаны друг с другом. Если же при одном и том же объеме выпуска величина внешнего эффекта может варьировать (скажем, фирма может строить или не строить очистные сооружения), то налог на продукт не побуждает фирму выбирать технологию, эффективную с общественной точки зрения. Эту задачу могут решить налоги (штрафы), величина которых непосредственно связана с величиной внешнего эффекта. Применение штрафа в размере MEC на единицу внешнего эффекта приведет к тому, что предельные затраты для фирмы будут равны

MPC + MEC = MSC ,

 

что побудит фирму  осуществлять выпуск в общественно  оптимальном объеме и к тому же использовать общественно эффективную технологию.

2. При установлении  размера корректирующего налога  на продукцию или штрафа необходимо  определить предельные общественные  затраты, что представляет собой  непростую задачу. Введение штрафов  за производство внешних эффектов сопряжено также с дополнительными техническими трудностями: внешние эффекты требуется измерять специально, что может потребовать значительных затрат.

Если в качестве затрат или выгод выступает изменение  уровня полезности людей, то в этом случае ничего измерить просто невозможно. Полезность, получаемая соседями от созерцания вашего цветника, не имеет ценностного выражения. Однако вы не можете ни запретить соседям пользоваться этим благом, ни принудить их платить за пользование. Государственные меры (корректирующие субсидии и т. д.) в отношении этих внешних эффектов не могут быть применены хотя бы в силу невозможности определения предельной внешней полезности.

3. Одна и та же  фирма может производить одновременно  несколько различных внешних  эффектов, каждый из них необходимо измерить, и для каждого требуется определить размер штрафа на уровне предельных внешних затрат. Штраф должен играть роль цены ресурса, но в отличие от последней его величина не формируется рынком, а должна быть определена расчетным путем.

По этим причинам для  уменьшения отрицательных внешних  эффектов часто используются не корректирующие налоги и не штрафы, а государственная  регламентация. Государство может  устанавливать предельно допустимые нормы загрязнения или непосредственно  контролировать производственный процесс, требуя от фирм, например, строительства определенных очистных сооружений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

2.1 УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА  В УРЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ В ЭКОНОМИКЕ

Причиной участия государства  в экономической жизни общества является также проблема внешних  эффектов (экстерналий). Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок.

Классическими примерами таковых  являются многочисленные ситуации, связанные  с загрязнением окружающей среды (отрицательные  внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья, культуры людей (положительные внешние эффекты). С точки зрения теории микроэкономики в случаях внешних эффектов наблюдается неоправданное отклонение кривых спроса и предложения соответствующих благ (и точки равновесия) от необходимого положения. При отрицательных внешних эффектах кривая рыночного предложения, основываясь на частных издержках фирм, не учитывает часть издержек общества (потери третьих лиц), в силу чего объем производства и потребления благ завышается, цены занижаются и, следовательно, наблюдается избыточное, неоплаченное и неэффективное использование части ресурсов.

В основе внешних эффектов лежит  явное или скрытое использование (присвоение) какого либо ресурса без  принятия на себя издержек в размере его альтернативной стоимости.

В качестве примера отрицательных  внешних эффектов можно привести совершение экологических правонарушений и преступлений, когда субъект  рынка фактически снижает издержки своей деятельности путем нанесения ущерба окружающей среде. Совершение подобных общественно опасных деяний облегчается в том случае, если отрицательные внешние эффекты носят неосязаемый характер, то есть не проявляются на рынке.

Другим примером неосязаемых внешних  эффектов является потребление наркотических  средств, других товаров и услуг с отрицательными и не проявляющимися непосредственно на рынке последствиями.

В случае положительных  экстерналий (при преобладании рыночных отношений в сферах образования, здравоохранения, культуры) ситуация обратная: наличие неоплачиваемых выгод занижает платежеспособный спрос на товары и услуги, объем их производства и потребления, а также цены оказываются меньше необходимых обществу, ресурсы в отрасли недопотребляются. Проблема отрицательных экстерналий, как показывает теория, могла бы быть решена чисто рыночным путем (в случае нулевых трансакционных издержек), но при одном важном условии - точном выявлении всех прав собственности на все ресурсы (в том числе на чистый воздух, незагрязненную воду водоемов и проч.). Эта идея сформулирована в теореме Коуза-Стиглера: при нулевых трансакционных издержках и четком установлении прав собственности, независимо от того, как эти права распределены между экономическими субъектами, частные и общественные издержки (учитывающие упомянутые издержки "третьих лиц") будут равны. Сложность состоит в том, что, либо нулевые трансакционные издержки невозможны, либо сложно установить и распределить права собственности. В силу этого вмешательство государства в такие ситуации оказывается неизбежным. Оно осуществляется различными способами. С помощью политики налогов, штрафов, прямых запретов искусственно увеличиваются издержки фирм, и смещается кривая отраслевого предложения, тем самым отрицательные эффекты снижаются, ресурсы перераспределяются в оптимальном направлении. Использование дотаций, субсидий, бесплатного предоставления товаров и услуг государством расширяет использование ресурсов, производство и потребление благ в отраслях с положительными внешними эффектами. Таким образом, государство и в этом случае "подправляет" рыночный механизм, способствует росту эффективности экономической системы, хотя следует признать, что полностью устранить внешние эффекты по ряду причин не удается. Для компенсации внешних эффектов используются различные средства, одним из наиболее значимых из которых является государственное регулирование. Так, государство устанавливает правовой запрет на немедицинское потребление наркотиков, предусматривая уголовную ответственность за их незаконное производство, распространение, хранение, а в ряде случаев и потребление. Аналогичные действия предпринимаются в сфере защиты экологии.

Однако несовершенство законодательства, относительно низкие издержки сокрытия правонарушений и преступлений в сочетании с высокой экономической выгодой от их совершения при ориентации субъекта на максимизацию прибыли является криминогенным обстоятельством, внутренне присущим рынку.

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Внешние эффекты