Внешние эффекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 23:58, курсовая работа

Описание

Причиной участия государства в экономической жизни общества является также проблема внешних эффектов (экстерналий). Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья, культуры людей (положительные внешние эффекты).

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1.Внешние эффекты в экономике: сущность и необходимость государственного регулирования ………………………………………………5
1.1 Понятие и виды внешних эффектов в экономике………………..…5
1.2 Корректирующие налоги и субсидии……………………………….11
2. Государственная политика охраны окружающей среды……...………14
2.1 Участие государства в урегулировании внешних эффектов в экономике…………………………...……………………………………………14
2.2 Борьба с загрязнением окружающей среды в РБ………………….16
3. Теорема Коуза и ее применение для регулирования внешних эффектов в экономике………………………………………………………………………21
3.1. Сущность теоремы Коуза…………….……..……………………...21
3.2. Практическое применение теоремы Коуза: Борьба с загрязнением окружающей среды в Республике Беларусь……………………………...……23
Заключение…………………………………………………………………26
Список использованных источников…………………………………...…28

Работа состоит из  1 файл

Внешние эффекты.doc

— 225.50 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

  1. Внешние эффекты в экономике: сущность и необходимость государственного регулирования ………………………………………………5

   1.1 Понятие и виды внешних эффектов в экономике………………..…5

   1.2 Корректирующие налоги и субсидии……………………………….11

2. Государственная политика охраны окружающей среды……...………14

   2.1 Участие государства  в урегулировании внешних эффектов  в экономике…………………………...……………………………………………14

           2.2 Борьба с загрязнением окружающей среды в РБ………………….16

3. Теорема Коуза и ее применение для регулирования внешних эффектов в экономике………………………………………………………………………21

     3.1. Сущность теоремы Коуза…………….……..……………………...21

     3.2. Практическое применение теоремы Коуза: Борьба с загрязнением окружающей среды в Республике Беларусь……………………………...……23

 Заключение…………………………………………………………………26

Список использованных источников…………………………………...…28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Причиной участия государства  в экономической жизни общества является также проблема внешних  эффектов (экстерналий). Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья, культуры людей (положительные внешние эффекты).

С точки зрения теории микроэкономики в случаях внешних эффектов наблюдается неоправданное отклонение кривых спроса и предложения соответствующих благ (и точки равновесия) от необходимого положения. При отрицательных внешних эффектах кривая рыночного предложения, основываясь на частных издержках фирм, не учитывает часть издержек общества (потери третьих лиц), в силу чего объем производства и потребления благ завышается, цены занижаются и, следовательно, наблюдается избыточное, неоплаченное и неэффективное использование части ресурсов. В случае положительных экстерналий (при преобладании рыночных отношений в сферах образования, здравоохранения, культуры) ситуация обратная: наличие неоплачиваемых выгод занижает платежеспособный спрос на товары и услуги, объем их производства и потребления, а также цены оказываются меньше необходимых обществу, ресурсы в отрасли недопотребляются.

Проблема отрицательных  экстерналий, как показывает теория, могла бы быть решена чисто рыночным путем (в случае нулевых трансакционных издержек), но при одном важном условии ─ точном выявлении всех прав собственности на все ресурсы (в том числе на чистый воздух, незагрязненную воду водоемов и проч.). Эта идея сформулирована в теореме Коуза-Стиглера: при нулевых трансакционных издержках и четком установлении прав собственности, независимо от того, как эти права распределены между экономическими субъектами, частные и общественные издержки (учитывающие упомянутые издержки "третьих лиц") будут равны.

Однако сложность как  раз и состоит в том, что, либо нулевые трансакционные издержки невозможны, либо сложно установить и распределить права собственности. В силу этого вмешательство государства в такие ситуации оказывается неизбежным. Оно осуществляется различными способами. С помощью политики налогов, штрафов, прямых запретов искусственно увеличиваются издержки фирм и смещается кривая отраслевого предложения, тем самым отрицательные эффекты снижаются, ресурсы перераспределяются в оптимальном направлении. Использование дотаций, субсидий, бесплатного предоставления товаров и услуг государством расширяет использование ресурсов, производство и потребление благ в отраслях с положительными внешними эффектами. Таким образом, государство и в этом случае "подправляет" рыночный механизм, способствует росту эффективности экономической системы, хотя следует признать, что полностью устранить внешние эффекты по ряду причин не удается.

Цель данной курсовой работы –  на основании литературных источников изучить государственное регулирование  внешних эффектов экономики Республики Беларусь.

Задачи курсовой работы:

Изучить внешние эффекты в экономике: сущность и необходимость государственного регулирования

  • Изучить понятие и виды внешних эффектов в экономике;
  • Изучить корректирующие налоги и субсидии;
  • Изучить участие государства в урегулировании внешних эффектов в экономике;
  • Изучить сущность теоремы Коуза;
  • Изучить практическое применение теоремы Коуза: борьба с загрязнением окружающей среды в Республике Беларусь. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ В ЭКОНОМИКЕ: СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

1.1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ В ЭКОНОМИКЕ.

Наряду с производством  и потреблением потребительских  товаров и услуг на микроуровне существует производство и потребление общественных благ, например освещение улиц, строительство и содержание дорог, охрана общественного порядка и др. Специфический характер производства и потребления этих благ определяет тот факт, что они могут предоставляться только государством и осуществляться коллективно. Если цена частных благ определяется спросом и предложением, а объем их производства определяется сопоставимостью предельного дохода и предельных издержек, то оценка общественных благ определяется специфично с точки зрения потребителя, а их объем как бы задан извне. Следовательно, с экономической точки зрения оценку общественного блага проводит каждый индивидуальный потребитель. Такая оценка состоит в определении количества частного блага, от которого готов отказаться потребитель ради увеличения производства и потребления каждой дополнительной единицы общественного блага.

Предельная норма замены потребления двух частных благ определяется обратным соотношением их цен. Предельную норму замещения частных благ общественными можно определить, если известна совокупная предельная полезность того или другого общественного блага. Количественно совокупная полезность определяется при помощи социологических опросов.

Определяя объем и  структуру производства и потребления  общественных благ, следует учитывать внешние воздействия, или эффекты, которые могут возникать между товаропроизводителями, потребителями и производителями и потребителями.

Внешние эффекты, экстерналии (externalities) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения  в ценах. Они называются “внешними”, так как касаются не только участвующих  в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате, как производства, так и потребления товаров и услуг.

Внешние эффекты делятся  на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны  с издержками, положительные - с выгодами для третьих лиц. Таким образом, внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами):

MSC = МРС + МЕС, где  MSC - предельные общественные издержки (marginal social cost); МРС -предельные частные  издержки (marginal private cost); МЕС - предельные внешние издержки (marginal external cost).

Отрицательный внешний  эффект (negative externality) возникает в  случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки для других. Покажем это на примере. Целлюлозно-бумажный комбинат осуществляет сброс недостаточно хорошо очищенной воды в реку. Допустим, что сброс сточной воды пропорционален объему производства. Это означает, что по мере роста производства растет объем загрязнения окружающей среды. Поскольку целлюлозно-бумажный комбинат не осуществляет полной очистки воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений. Это приводит к тому, что количество выпускаемой продукции превышает эффективный объем выпуска (рис 1). Без очистных сооружений количество выпускаемой продукции составляет Q1 тонн бумаги при цене Р1. Рыночное равновесие устанавливается в точке Е1, в которой предложение, равное предельным частным издержкам МРС, пересекается с кривой спроса, равной предельным общественным выгодам MSB, т. е. МРС = MSB.

Между тем предельные социальные издержки равны сумме, предельных частных  издержек плюс предельные внешние издержки. Следовательно, если бы удалось превратить внешние издержки во внутренние, эффективный объем выпуска сократился бы до Q2 при росте цены до Р2. В точке Е2 предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам MSB = MSC.


Рис. 1. Отрицательный внешний эффект

 

Обратим внимание на то, что и в  точке Е2 не устраняются полностью  последствия загрязнения окружающей среды (ведь в нашем случае выпуск сточных вод пропорционален объему производства, а объем производства целлюлозно-бумажного комбината  в точке Q2 отнюдь не равен нулю). Однако ущерб от загрязнения существенно уменьшается. Площадь треугольника АЕ1Е2 показывает потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказались ниже предельных социальных издержек. Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет месте перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.

Отсутствие платы за внешний  эффект

Провал рынка возникает в том случае, если отсутствует плата за внешний эффект. А платы может не быть в том случае, если отсутствует рынок того ресурса или блага, через который этот внешний эффект реализуется.

Предположим, что бумажная фабрика  может использовать такой ресурс, как чистая речная вода, не приобретая его на рынке и, следовательно, ничего за него не платя, но лишая других потребителей (рыболовов, купальщиков) возможности использовать этот ресурс. Подобная ситуация возможна потому, что ресурс "чистая вода", который стал ограниченным (за него конкурируют фабрика и потребители), не имеет собственника и используется бесплатно тем, кто сумеет им воспользоваться. В результате фабрика не учитывает возникающие при этом внешние затраты и производит свою бумагу в парето-неэффективном объеме.

Подобная ситуация может возникать  тогда, когда эти блага или  ресурсы переходят из категории  свободных в категорию экономических (становятся ограниченными), и один из тех, кто их потребляет, мешает другим пользоваться этим же благом и порождает внешние затраты. Если рынок при этом не возникает и плата за редкий ресурс не назначается, внешние затраты не влияют на поведение того лица, которое их вызывает, и это приводит к парето-неэффективности. Покажем это на следующем примере.

Представим себе отрасль, в которой действует совершенная конкуренция. Все фирмы отрасли несут затраты на производство дополнительной единицы продукции, равные предельным частным затратам, MPC (рис. 1, а). При этом все фирмы загрязняют окружающую среду, и это обходится им бесплатно. С увеличением производства растет совокупный ущерб от загрязнения, который называется общими внешними затратами. Следовательно, существуют предельные внешние затраты (MEC), связанные с выпуском каждой дополнительной единицы продукции и не оплачиваемые производителями. Поэтому, чтобы определить предельные общественные затраты (MSC), показывающие, во что реально обходится хозяйству производство блага, мы должны сложить MPC и MEC.

Как видно из рис., рыночное равновесие установится в точке А, и объем выпуска q1 не является парето-эффективным. Поскольку фирмы несут только часть реальных затрат, в точке А имеет место перепроизводство блага. Если бы все затраты были включены в цену, парето-эффективное равновесие установилось бы в точке В.

 
Рис. 1. Отрицательные (а) и положительные (б) внешние эффекты.

Аналогично этому нетрудно убедиться, что при положительном внешнем эффекте благо будет недопроизводиться. Представим, что продажа цветов на улицах приносит полезность всем прохожим вне зависимости от того, являются они покупателями этих цветов или нет. Следовательно, существует положительный внешний эффект. Чтобы рассчитать предельные общественные выгоды (MSB), которые показывают всю полезность производства для общества, нам нужно сложить предельные внешние выгоды (MEB), достающиеся бесплатно, и предельную полезность потребителей, полученную от купленных цветов. Поскольку фирмы не получают вознаграждения за внешние выгоды, равновесие устанавливается в точке А, и это означает недопроизводство цветов. Если бы потребители платили за удовольствие созерцания цветов на улицах, эти цветы выставлялись бы в большем объеме и равновесие установилось бы в точке B (рис. 1,б).

Что нужно сделать, чтобы  устранить этот провал рынка? Необходимо сделать так, чтобы лицо, порождающее  внешний эффект, считалось с внешними затратами или получало вознаграждение за внешние выгоды. Существуют три подхода к решению этой проблемы: интернализация внешних эффектов, введение корректирующих налогов и субсидий и закрепление прав на все ресурсы в соответствии с теоремой Коуза.

Положительный внешний  эффект (positive externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим:

MSB = МРВ + МЕВ, где  MSB - предельные общественные выгоды (marginal social benefit); МРВ - предельные частные  выгоды (marginal private benefit); МЕВ - предельные внешние выгоды (marginal external benefit).

Развитие образования  дает прекрасный пример достижения положительного внешнего эффекта. В обществе каждый его член выигрывает от того, что  сограждане получают хорошее образование. Однако каждый из нас, принимая решение о получении образования, вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с получением хорошего образования, и те выгоды, которые могут быть в результате этого получены. Неудивительно, что инвестиции в человеческий капитал могут быть ниже оптимальных для общества (рис. 2). Рыночное равновесие Е1 устанавливается в точке пересечения предельных частных выгод и предельных социальных издержек: МРВ = MSC.

Информация о работе Внешние эффекты