Внешние эффекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 23:58, курсовая работа

Описание

Причиной участия государства в экономической жизни общества является также проблема внешних эффектов (экстерналий). Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья, культуры людей (положительные внешние эффекты).

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1.Внешние эффекты в экономике: сущность и необходимость государственного регулирования ………………………………………………5
1.1 Понятие и виды внешних эффектов в экономике………………..…5
1.2 Корректирующие налоги и субсидии……………………………….11
2. Государственная политика охраны окружающей среды……...………14
2.1 Участие государства в урегулировании внешних эффектов в экономике…………………………...……………………………………………14
2.2 Борьба с загрязнением окружающей среды в РБ………………….16
3. Теорема Коуза и ее применение для регулирования внешних эффектов в экономике………………………………………………………………………21
3.1. Сущность теоремы Коуза…………….……..……………………...21
3.2. Практическое применение теоремы Коуза: Борьба с загрязнением окружающей среды в Республике Беларусь……………………………...……23
Заключение…………………………………………………………………26
Список использованных источников…………………………………...…28

Работа состоит из  1 файл

Внешние эффекты.doc

— 225.50 Кб (Скачать документ)

Экспериментальные исследования показали, что теорема Коуза верна  для ограниченного числа участников сделки (двух-трех). При возрастании  численности участников резко увеличиваются  трансакционные издержки и предпосылка о их нулевом значении перестает быть корректной.

Любопытно отметить, что  теорема Коуза доказывает значение трансакционных издержек “от противного”. В реальной действительности они играют огромную роль и удивительно то, что неоклассическая экономическая теория до недавнего времени их совсем не замечала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕМЫ  КОУЗА: БОРЬБА С ЗАГРЯЗНЕНИЕМ  ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ

Кабинет Министров Республики Беларусь Постановлением от 20 февраля 1996 г. в соответствии с Законом Республики Беларусь «О платежах за землю» установил коэффициенты к ставкам платежей за земли сельскохозяйственного назначения (в зависимости от кадастровой оценки), за земли населенных пунктов (в зависимости от категорий населенных пунктов) и средние ставки земельного налога по административным районам, (табл. 6).

Целью платы  за землю является обеспечение экономическими методами рационального использования земель, формирование средств для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению качества земель и их охране, а также социальному развитию территорий.

 

Таблица 6.Средние ставки земельного налога на землю населенных пунктов (тыс. руб. за гектар).

Категории городских  поселений и другие населенные пункты

Ставки земельного налога

 

для действующих объектов

для вновь размещаемых

Город Минск

95,4

249,6

Областные центры

 

 

 

 

(кроме г. Минска)

36,8

96,2

Города областного подчинения

 

 

 

 

г населением:

 

 

 

 

свыше 100 тыс. жителей

29,0

67,6

от 50 до 100 тыс. жителей

20,8

45,6

до 50 тыс. жителей

12,0

25,0

Города районного подчинения

8,0

16,0

Прочие городские поселения

6,0

10,2

Сельские населенные пункты

4,0

8,8


Плата за землю обязательна  для всех землевладельцев, землепользователей, в том числе арендаторов, и собственников земли, за исключением случаев, предусмотренных выше указанным Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Размер платы за землю  зависит от качества и местоположения земельного участка. Плата за землю взимается ежегодно в формах земельного налога и арендной платы.

Объектом налогообложения  является земельный участок, который находится во владении, пользовании или собственности.

Земельным налогом облагаются земли:

-   сельскохозяйственного  назначения;

-   населенных пунктов (городов, поселков, деревень и т.д.);

-   промышленности, транспорта, связи, обороны и иного  назначения;

-  водного фонда.

Льготы, по взиманию платы  за землю. Плата не взимается за земли сельскохозяйственного назначения, за земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, на которых введены ограничения по ведению сельского хозяйства.

От платы за землю  освобождаются: заповедники, опытные  поля, ботанические сады, памятники  природы и др.

Районные, городские (поселковые), сельские администрации в пределах своей компетенции могут освобождать от уплаты земельного налога опытные хозяйства, экспериментальные базы научно-исследовательских учреждений государственные сортоиспытальные участки и станции и др.

Земельным налогом также  не облагаются земли запаса, кладбища, дороги, улицы, скверы, парки и пр. Контроль за соблюдением порядка исчисления и уплаты земельного налога и арендной платы за землю осуществляется местными Советами депутатов.

Реализация принятых законов в Республике Беларусь принесла определенные результаты. Поступление средств из платежей за загрязнение окружающей среды активизировало природоохранную деятельность. За счет этих средств осуществлены мероприятия по строительству, капитальному ремонту природоохранных объектов, реконструкции очистных сооружений, восстановлению режима рек, различные проектно-изыскательские и научно-исследовательские работы в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

Итак, из теоремы Коуза  следует несколько важных выводов:

Во-первых, что внешние эффекты носят не односторонний, а обоюдоострый характер. Фабричный дым наносит ущерб близлежащим фермам – это очевидно, поскольку промышленник навязывает дополнительные издержки фермерам без их согласия. Он получает благо за счет причинения ущерба другим, не имея на это права. Но, с другой стороны, запрет на выбросы оборачивается убытками для хозяина фабрики, а стало быть – для потребителя продукции. Поэтому с экономической точки зрения речь должна идти не о том, “кто виноват”, а о том, как минимизировать величину совокупного ущерба.

Во-вторых, теорема Коуза  раскрывает экономический смысл  прав собственности. Четкое их распределение  среди хозяйствующих субъектов  ведет к тому, что все результаты деятельности каждлго субъекта касаются только его, в результате чего любые внешние эффекты превращаются во внутренние. Поэтому главная функция прав собственности состоит в том, чтобы давать стимулы для большей интернализации экстерналий. Четкое распределение прав собственности ведет к минимизации внешних эффкетов.

В-третьих, теорема Коуза  сняла обвинение с рынка о  его “провалах”. По мнению Р. Коуза, ключевое значение для успешной работы рынка имеют трансакционные издержки. Если они малы, а права собственности  четко распределены, то рынок сам  способен устранять внешние эффекты: заинтересованные стороны смогут самостоятельно прийти к наиболее рациональному решению. При этом не будет иметь значение, кто именно обладает правом собственности, скажем, фермеры на чистый воздух или хозяин фабрики на его загрязнение. Участник, способный извлечь из обладания правом большую выгоду, просто выкупит его у того, для кого оно представляет меньшую ценность. Для рынка важно не то, кто именно владеет данным ресурсом, а то, чтобы хоть кто-то владел им. Тогда появляется возможность для рыночных операций с этим ресурсом. Сам факт наличия прав собственности и четкого их разграничения важнее вопроса о наделении ими того, а не другого участника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основании изученного материала необходимо сделать следующие выводы:

  • Наряду с производством и потреблением потребительских товаров и услуг на микроуровне существует производство и потребление общественных благ, например, освещение улиц, строительство и содержание дорог, охрана общественного порядка и др. Специфический характер производства и потребления этих благ определяет тот факт, что они могут предоставляться только государством и осуществляться коллективно. Если цена частных благ определяется спросом и предложением, а объем их производства определяется сопоставимостью предельного дохода и предельных издержек, то оценка общественных благ определяется специфично с точки зрения потребителя, а их объем как бы задан извне. Следовательно, с экономической точки зрения оценку общественного блага проводит каждый индивидуальный потребитель. Такая оценка состоит в определении количества частного блага, от которого готов отказаться потребитель ради увеличения производства и потребления каждой дополнительной единицы общественного блага.
  • Положительный внешний эффект (positive externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим:
  • MSB = МРВ + МЕВ, где MSB - предельные общественные выгоды (marginal social benefit); МРВ - предельные частные выгоды (marginal private benefit); МЕВ - предельные внешние выгоды (marginal external benefit).
  • При игнорировании отрицательного внешнего эффекта товаропроизводители не оплачивают совокупные внешние эффекты и, таким образом, уменьшают собственные издержки производства, в результате чего появляется возможность наращивать производство, не оплачивая использование определенного природного ресурса.
  • Корректирующие налоги и субсидии не могут решить полностью проблем, возникающих благодаря существованию внешних эффектов. Во-первых, в реальной практике довольно трудно точно исчислить предельные издержки и выгоды. Во-вторых, размеры ущерба определяются в ходе юридических и политических дискуссий весьма приблизительно.
  • Р. Коуз исходил из того, что рассматриваемая проблема носит обоюдоострый или, как он говорит, “взаимообязывающий” характер: “При избегании ущерба для В мы навлекаем ущерб на А. Действительный вопрос, который нужно решить, это - следует ли позволить А наносить ущерб В или нужно разрешить В наносить ущерб А. Проблема в том, чтобы избежать более серьезного ущерба”.
  • Теорема Коуза помогает выработать правильную стратегию в борьбе с загрязнением окружающей среды Эффективная политика в области контроля за загрязнением окружающей среды - это такая политика, которая позволяет сбалансировать предельные общественные выгоды контроля с предельными общественными издержками, необходимыми для его проведения в жизнь.
  • В связи с принятием Закона «Об охране окружающей среды» (1993 год) общая ответственность за координацию экологического мониторинга возлагается на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.
  • Таким образом, государственный экологический мониторинг осуществляется на следующих уровнях: локальном, региональном, государственном.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

    1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник для студентов обучающихся по гуманитарным и техническим специальностям. – М.: Юрайт-М, 2001 г. – 384 с.
    2. Бункина М.К. Национальная экономика: Учеб. М.: Логос, 2003г. 36 c.
    3. Валюта: регулирование операций в Беларуси: Сб. нормативных актов. Мн.: ООО Вехи, 1995г. – 256 c.
    4. Градов А.П. Национальная экономика: Курс лекций. СПб.: Спец. лит., 1997г. – 84 c.
    5. Комплексный прогноз научно-технического прогресса в Республике Беларусь на 2001—2020 годы: В V т. Мн.: НАН Беларуси, 2000г. Т. V. – 123 c.
    6. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1999 г. – 368 с.
    7. Колотушкин В., Белкин В., Белкина Н. Система РОСТ в действии // Трудовые отношения, 2001 г., №3, с.3-10.
    8. Костюк В.Н. История экономических учений. Учебное пособие. – М.: Издательство Центр, 1997 г. – 224 с.
    9. Курс экономики: Учебник/Под ред. Б.А.Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2001 г. – 720 с.
    10. Лукашенко А.Г. Исторический выбор Беларуси: Лекция Президента Республики Беларусь в Белорусском государственном университете. Минск, 14 марта 2003 г. Мн.: БГУ, 2003. – 236 c.
    11. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Дело, 2000 г. – 560 с.
    12. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2003.- 145 c.
    13. Экономическая теория. Учебник/Под ред. И.П.Николаевой. – М.: «ПРОСПЕКТ», 2000 г. – 448 с.
    14. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы. Мн.: Беларусь, 2001. – 123 c.
    15. Экономическая теория/Под ред. А.Добрынина, Л.Тарасевича: Учебник для вузов. – СПб.: ПИТЕР КОМ, 2000 г. – 544 с.



Информация о работе Внешние эффекты