Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 07:20, курсовая работа

Описание

Рынок как механизм распределения и использования ограниченных ресурсов основан не на принуждении и приказах, а на добровольном обмене. Следовательно, он имеет ряд преимуществ. Но было бы большой ошибкой рассматривать рынок как идеальный механизм, лишенный каких-либо недостатков и противоречий. Перечислим основные:
- Тенденция к установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладывает себе дорогу через постоянное нарушение равновесия – это неустойчивые темпы экономического роста; циклический характер развития экономки; недоиспользование ресурсов и неполная занятость; нестабильность уровня цен и инфляция.
- Одним из обязательных элементов рыночного механизма, его движущей силой является конкуренция, однако, внутри самой рыночной системы происходят процессы, которые могут существенно ослабить силы конкуренции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Внешние эффекты в рыночной экономике…………………………………………….6
2. Регулирование государством внешних эффектов……………………………………..8
3. Функция государственного регулирования……………………………………………9
4. Методы государственного регулирования рыночной экономике…………………...13
Заключение……………………………………………………………………………………...22
Список литературы……………………………………………………………………………..23

Работа состоит из  1 файл

эконом теория.doc

— 157.00 Кб (Скачать документ)


Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Дальневосточный государственный аграрный университет

Биробиджанский филиал

 

 

 

 

 

 

 

К У Р С О В А Я    Р А Б О Т А

 

по  дисциплине: «Экономическая теория»

тема: Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование.

 

 

 

 

                                                     Выполнил: Русанова Дарья Владимировна___

 

                                                     Специальность: «Финансы и кредит»________

 

                                                     Курс: 1с/ф_______________________________

 

                                                     Группа: ФКс-91__________________________

 

                                                     Зачетная книжка №: 003162________________

 

                                                     Дом. адрес: Саперная 14-5_________________

 

                                                     Проверил: ______________________________

 

 

 

Биробиджан 2010 г.

 

 

 

 

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Дальневосточный государственный аграрный университет

Биробиджанский филиал

 

Специальность «Финансы и кредит»

 

Группа ФКс-91

 

 

Р Е Ц Е Н З И Я

НА КУРСОВУЮ РАБОТУ (ПРОЕКТ)

 

Студента (ки) Русанова Дарья Владимировна____________________________

(фамилия, имя, отчество)

Руководитель ______________________________________________________

(ученая степень, звание, фамилия, инициалы)

На тему Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение………………………………………………………………………………………….31. Внешние эффекты в рыночной экономике…………………………………………….6

2. Регулирование государством внешних эффектов……………………………………..8

3. Функция государственного регулирования……………………………………………9

4. Методы государственного регулирования рыночной экономике…………………...13

Заключение……………………………………………………………………………………...22

Список литературы……………………………………………………………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

              Рынок как механизм распределения и использования ограниченных ресурсов основан не на принуждении и приказах, а на добровольном обмене. Следовательно, он имеет ряд преимуществ. Но было бы большой ошибкой рассматривать рынок как идеальный механизм, лишенный каких-либо недостатков и противоречий. Перечислим основные:

- Тенденция к установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладывает себе дорогу через постоянное нарушение равновесия – это неустойчивые темпы экономического роста; циклический характер развития экономки; недоиспользование ресурсов и неполная занятость; нестабильность уровня цен и инфляция.

- Одним из обязательных элементов рыночного механизма, его движущей силой является конкуренция, однако, внутри самой рыночной системы происходят процессы, которые могут существенно ослабить силы конкуренции.

- В любом обществе существуют достаточно многочисленные социально уязвленные слои: больные, инвалиды, сироты и т.д., которые объективно не могут участвовать в конкурентной борьбе. Рыночная система сама по себе не заботится об этих людях и может оставить их без средств к существованию.

- Рыночный механизм в целом эффективно распределяет ограниченные ресурсы.
Однако, рынок – это механизм, базирующий свою деятельность на ценностных показателях, выраженных в деньгах. Следовательно, эффективность распределения денег достигается лишь в том случае, если все эффекты (выгоды и издержки), порождаемые производством и потреблением того или иного блага, могут быть учтены рынком, т.е. получают свое отражение в ценах. Существуют так называемые внешние эффекты, что затрудняет функционирование рыночной системы.

- Если в результате существования внешних эффектов рынок дает неточную денежную оценку издержек и выгод и распределяет ресурсы неэффективно, то так называемые общественные блага рыночная система вообще не намерена производить, т.к. не может дать им денежной оценки.

              Но далеко не всегда государство вмешивалось в экономику. Развитие экономической мысли подтверждает этот тезис. Уже первобытные люди владели зачатками экономических знаний, имели определенные представления об отношениях, складывающихся между членами первобытной общины по поводу производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. С возникновением первых классовых обществ на древнем Востоке в центре внимания экономической мысли оказались проблемы организации и управления государственным хозяйством. Экономия возникла в античном обществе как наука о домоводстве, домашнем хозяйстве. Ее целью было воспитание достойных граждан. Например, Аристотель различал два вида хозяйственной деятельности: экономию – хозяйство ради самообеспечения и хрематистику – хозяйство с целью обогащения. В произведениях раннего христианства и в трудах Аристотеля встречается идея равенства и тесно связанное с ней утверждение всеобщей обязанности труда: труд является основой жизни людей, поэтому и распределение должно осуществляться по труду. Моральному осуждению в раннехристианской литературе подвергаются социальное неравенство и ростовщичество. Таким образом, на раннем этапе развития экономической мысли идеи равенства и справедливости, честного распределения экономических благ трактовались с точки зрения морали и религии. Главенствующей целью было создание справедливого общества, эти идеи отразились в социальных утопиях позднего средневековья (Томас Мор,
Томмазо Кампанелла и др.). Позднее «равенство» и «справедливость» в отношениях между людьми трансформировалось в идею эквивалентности обмена товаров, а «честный труд»
- в обоснование буржуазного предпринимательства. Появляется первая школа в политической экономии – меркантилизм, выражавшая интересы купечества, которые в свою очередь стремились выдать за общегосударственные. То есть, в этот период проблема общественного благосостояния сводилась к активной роли торговли.               Классическая политическая экономия сложилась как философия рыночного хозяйства. Представители КПЭ считали принцип невмешательства государства в экономику крайне важным, а также видели в свободной конкуренции решение многих проблем, связанных как с производством, так и распределением товаров. Классики политической экономии (Ф. Кенэ, А. Смит, Д. Рикардо и т.д.) в центр внимания брали не сам обществееный процесс производства, а в основном лишь его внешний результат – капиталистическое богатство. Экономические кризисы перепроизводства, однако, обострение классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией все настойчивее ставили вопрос о внутренних противоречиях капитализма. Феодальный, мелкобуржуазный, «истинный», консервативный и критически-утопический варианты социализма предлагали свои рецепты решения конфликта между неудовлетворенной и ищущей личностью, отчужденной от общества, и буржуазной социальной средой. Во второй половине XIX века разработка общих принципов политической экономии сменяется исследованием различных проблем экономической практики.
Джон Мейнард Кейнс отказывается от постулатов неоклассиков (А. Маршалл, Й.
Шумпетер), в частности от рассмотрения рынка как идеального саморегулирующегося механизма, и считал необходимым государственное стимулирование. Так и посткейнсианцы (Дж. Робинсон, П. Сраффа, Н. Калдор и др.) выступали за более уравнительное распределение доходов, ограничение рыночной конкуренции, проведение системы мер для эффективной борьбы с инфляцией. Монетаристы (М. Фридмен) рассматривалирынок как саморегулирующуюся систему и выступали против чрезмерного вмешательства государства в экономику. Сторонники новой классической экономики (А.
Лаффер, Дж. Гилдер, М. Эванс, М. Фелдстайн и др.) считали необходимым снижение налогов и предоставление льгот корпорациям, государство должно осуществлять функцию оздоровления экономики. Приверженцы теории ощественного выбора (Дж. Бьюкенен, Г. Таллок, М. Олсон и др.) ставили под сомнение эффективность государственного вмешательства в экономику, считая что люди действуют лишь в своих интересах. Ученые этой школы последовательно разоблачают миф о государстве, у которого нет никаких иных целей, кроме заботы об общественных интересах. С появлением институционализма появляется идея о том, что реальная действительность гораздо сложнее. Объектом исследований должен быть не
«экономический человек», а всесторонне развитая личность. В данной работе я хотела бы подробнее рассмотреть сущность государственного регулирования в области внешних эффектов и общественных благ. А это невозможно без раскрытия последних. Я попытаюсь раскрыть понятие общественных товаров, исходя из классификации экономических благ, затем необходимо будет осветить проблему внешних эффектов и их государственное регулирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.

Внешние эффекты представляют собой издержки и выгоды, которые связаны с производством или потреблением блага, но выпадают на долю лиц, не участвующих в данной рыночной сделке. Таким образом, эффекты не находят отражения в рыночном механизме ценообразования, приводят к снижению эффективности его действия и к неоптимальному размещению благ и ресурсов в экономике.

            Отрицательные внешние эффекты возникают в том случае, когда дейст­вия лиц, участвующих в сделке, оказывают негативное воздействие на третьих лиц. Это означает не выявленное в сделке использование ресурсов без соответствующей оплаты. Классическим примером отрица­тельных экстерналий является загрязнение окружающей среды. Так, жители города, где работает крупный нефтекомбинат, являются потребителями, негативных продуктов - промышленных отходов. Нефтекомбинат неявно использует такой ресурс как право на незагрязненную окружающую среду - чистый воздух, чистую воду и т.д.- и не оплачивает таковые. В этом случае фактические затраты производителя, учитываемые в цене, оказываются меньше полных издержек с учетом отрицательных последствий загрязнения.

 

            На (граф. 1) показаны последствия отрицательных экстерналий для опти­мального размещения ресурсов. Если неоплаченные издержки составляют величину Р0Р1, то кривая фактическо­го предложения блага S0 сдвигается вправо по отношению к кривой предло­жения S1, которая учитывает и внут­ренние и внешние издержки. Реальный равновесный объем Q0 указывается боль­ше оптимального уровня выпуска – Q1, а равновесная цена Р0, ниже оптимальной Р1 следовательно, рынок направляет чрезмерно много ресурсов в про­изводство данного блага и общество сталкивается с перепроизводством.

   Положительные внешние эффекты являются выгодой третьих лиц, не участвующих в сделке, но которая производится экономическими агентами. Они означают невыявленное в данной сделке производство блага без соот­ветствующей оплаты. Рынок в денежной форме недооценивает полезность про­изводимого блага, и не доплачивает за него. Проиллюстрируем это на (граф. 2).

 

            Кривая реального спроса на благо D0 занижает общую сумму выгод. Кривая спроса D1 отражает общественную выгоду от потребления блага. В результате равновесный объем предложения Q0 равновесная цена Р0 оказываются меньше чем оптимальный объем Q1 и оптимальная   Р1цена. Таким образом, существование положительных экстерналий ведет к исполь­зованию ресурсов в производстве блага в недостаточном количестве.

Подводя итог, отметим, что внешние эффекты отрицательно влияют на экономику, обнаруживают сбои в работе "невидимой руки" рынка, снижают эффективность рыночного механизма. Для компенсации таких эффектов необходимо создание определенных рынков - рынков прав собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВОМ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ

Первоочередная задача государства состоит в определении рынка прав и снижении трансакционных издержек. До тех пор пока такие права не выявлены, они не могут найти отражение в рыночных сделках. Неопределённость размытость подобных прав собственности является препятствием:  в эффективной работе рыночного механизма.

            В тех случаях, когда государство не располагает достаточными инструментами в определении прав собственности, либо они нечетки и противоре­чивы, общество прибегает к административному регулированию. Это прояв­ляется в установлении прямых запретов, требований к экономическим аген­там в определенных действиях. Например, устанавливаются предельные нормы промышленных выбросов в окружающую среду, стандарты. Практика показала, что такие административные методы позволяют сократить размеры внешних эффектов, но не способствуют оптимальному размещению ресурсов.

            Другой способ регулирования экстерналий - это введение корректирую­щих налогов и субсидий. Налог на отрицательные экстерналии (налог Пигу) устанавливается в размере, равном предельным внешним издержкам на каждую единицу выпускаемой продукции. И наоборот, корректирующая субсидия применяется в случае положительной экстерналии и приравнивается к предельной выгоде на каждую единицу выпускаемой продукции. Следует заметить, что применение такого метода регулировки не столь эффективно, ибо сопряжено с  высокими административным и трансакционными издержками. И, тем не менее, некоторые налоги и субсидии используют в практике государственного регулирования в некоторых странах.

            Проблема внешних эффектов может решаться путём формирования и действия общественных обычаев, традиций, норм поведения, влияющих на поведение экономических субъектов. Эти способы используются в обществе для упорядочения и стабильности рынка прав

и формируются через воспитание, общественный контроль, общественное мнение, экономическое и правовое просвещение. В определённых ситуациях они ведут к корректировке поведения участников рынка, при которых издержки на устранение причин внешних эффектов оказывается меньше потерь, связанных с утратой репутации к таким средствам относятся золотое правило в бизнесе: «Честный бизнес выгоден», «Поступай с другими так, как хотелось бы, чтобы они поступали с тобой», «платить налоги выгодно

Информация о работе Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование