Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:13, курсовая работа

Описание

В данной работе рассмотрим роль государственного регулирования в рыночной экономике. В том числе, как с помощью политики налогов, штрафов, прямых запретов решаются проблемы отрицательных внешних эффектов (экстерналий), а использование дотаций, субсидий, бесплатного предоставления товаров и услуг государством расширяет использование ресурсов, производство и потребление благ в отраслях с положительными внешними эффектами, стимулируя при этом благосостояние общества.

Содержание

Введение


Глава 1. Примеры внешних эффектов в рыночной экономике


Глава 2 Факторы, обусловливающие необходимость государственного регулирования экономики

2.1. Недостатки рыночных взаимоотношений

2.2. Обоснования вмешательства государства в рыночную среду


Глава 3 Практика применения государственного регулирования внешних эффектов в рыночной экономике и его формы

3.1 Административные методы регулирования внешних эффектов

3.2. Экономические методы

3.3. Взаимодействие методов регулирования


Заключение


Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Внешние эффекты в экономике и их гос регулирование.doc

— 182.00 Кб (Скачать документ)

     Административные  методы предполагают использование  мер по рационированию, лицензированию, квотированию, контролю над ценами, доходами, валютным курсом, учетным процентом и другим. Такие меры нередко имеют силу приказа.

     Данные методы предполагают также введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство принимает соответствующие санкции. Стандартами могут быть экологические, санитарные и другие обязательные нормы. В частности, в рыночной экономике прямое административное воздействие со стороны государственных органов выражается в запрещении коммерческой эксплуатации части невоспроизводимых национальных ресурсов , применение вредных технологий , производство товаров и услуг, несущих угрозу здоровью человека .

     Во  многих странах государство использует правовые и государственные рычаги с тем, чтобы заставить бизнес инвестировать капитал в восстановление природной среды, развитие проблем районов , ограничение роста перегруженных крупно-городских систем. Иными словами, государство берет на себя ответственность за обеспечение неотъемлемого права человека на жизнь в условиях окружающей среды , которое постоянно нарушалось как системой свободной конкуренции, так и рыночной экономикой в целом.

     Об  использовании государственных  субсидий как эффективного рычага регулирования  рынка и стимулирования производства свидетельствует, например, опыт США. Так , в этой стране в бюджете на 1993\94 год на аграрный сектор было ассигновано 63 млрд. долларов, в том числе на прямые субсидии фермерам - 20 млрд. долларов. За счет правительственных субсидий в США финансируется вся научно- исследовательская работа в области сельского хозяйства , результаты этой работы доводятся до каждой фермы , предоставляются фермерам льготные кредиты на внедрение наиболее эффективной для каждой почвенно-климатической зоны агротехники. В результате американские фермеры, составляющие всего четыре процента населения страны, не только кормят свой народ, но США ежегодно экспортируют сельскохозяйственной продукции на сотни млрд. долларов.

     На  новой основе реализуются и государственные  программы. Государственные заказы для выполнения программ выдаются на конкурсной основе с последующим  заключением контракта .

     К административным методам государственного регулирования относят и антимонопольные меры. Например, в США за соблюдением антимонопольного законодательства строго следят правительственные органы , комиссии конгресса . Они расследуют случаи нарушения законов и злоупотреблений со стороны частных и государственных компаний и отдельных лиц в том . что касается цен, качества товаров и услуг, воздействия производственной деятельности на окружающую среду и т. п. Так , только регулированием банков и рынка ценных бумаг занимаются четыре федеральных органа.

 

3.2. Экономические методы.

     Однако  административно-командные методы регулирования внешних эффектов не приводят к оптимальному размещению ресурсов, поэтому совместно с ними применяются экономические методы. К ним относится бюджетное, налоговое, кредитно-денежное регулирование.

     Для экономического воздействия государству  необходимы значительные финансовые ресурсы, которые формируются в госбюджете. Политика изменения государственных  доходов и расходов главным образом  для борьбы с экономическими спадами  получила название бюджетной или фискальной политики. Во время спада правительство увеличивает расходы на так называемые государственные программы, например, выделяет средства на постройку и запуск космического корабля. Это позволит множеству фирм, связанных с разработкой и производством космической техники, получать крупные государственные заказы, т.е. правительство закупит значительную часть их продукции. Эти фирмы смогут нанять новых рабочих и в свою очередь закажут сырье и оборудование другим фирмам. В результате производство, занятость и инвестиции начнут увеличиваться во всей экономике.

     Еще одним направлением бюджетной политики может быть увеличение или сокращение государственных доходов посредством  налогов. Налоги являются основным источником государственных доходов, в результате которых образуется госбюджет.

     Налоговое регулирование включает увеличение или снижение совокупных налоговых  поступлений, смену форм обложения, изменение налоговой структуры, дифференциацию льгот и скидок, отсрочку платежа налога, аннулирование налоговой задолженности, изменение сферы распространения налогов и т.д.

     Важнейшим методом налогового регулирования  является применение дифференцированного  подхода в налогообложении предприятий. Речь идет о введении скидок и льгот  для отдельных отраслей, регионов, предполагающих использование высвобождающихся средств на указанные правительством цели.

     Экономисты  вывели зависимость между величиной  налоговых ставок, инвестиционной активностью  товаропроизводителей и налоговых  доходов государства. Эта зависимость получила название теории Лаффера. В соответствии с этой теорией рост налоговых ставок имеет предел, за которым начинается, падение деловой активности, а значит, сокращение доходов бюджета. По мнению западных экономистов, оптимальный размер налогов в сумме составляет 30%.

     Корректирующие  налоги. Корректирующий налог (налог  Пигу) - налог на выпуск товаров или  услуг, который поднимает предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных издержек и приводит к  сокращению производства.

     Налог Пигу устанавливается в размере, равном предельным внешним издержкам  на каждую единицу выпускаемой продукции:

     Т = МЕС,

     где Т - размер корректирующего налога; МЕС - предельные внешние издержки.

     Тогда МРВ + Т = MSC, и кривая предельных индивидуальных издержек с учетом налога Пигу совпадает с кривой предельных общественных издержек, что ведет к уменьшению выпуска продукции с отрицательными внешними эффектами до оптимального уровня  ( смотри рисунок 3.1.1)  .

      Рис.3.2.1

     Корректирующие  субсидии - это платеж потребителям или производителям товара, потребление которого создает положительный внешний эффект. Такие субсидии предназначены для интернализации внешнего эффекта посредством оказания такого понижающего воздействия на цену потребления товара, которое увеличит объем его производства до эффективного уровня.

     Корректирующая  субсидия устанавливается в размере, равном предельной внешней полезности на каждую единицу выпускаемой продукции  с положительным внешним эффектом:

     Ср = МЕВ,

     где Ср - размер корректирующей субсидии; МЕВ - предельная внешняя полезность.

     Тогда МРВ + G = MSB, и кривая предельной индивидуальной полезности с учетом такой субсидии будет совпадать с кривой предельной общественной полезности, что приведет к увеличению выпуска продукции  с позитивными внешними эффектами до эффективного с позиции размещения ресурсов уровня: Qq = Qp (рис. 3.1.2.).

     

     Рис. 3.2.2.

     Если  корректирующий налог увеличивает  предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных издержек и приводит к повышению цены, то корректирующая ссуда, увеличивая предельную индивидуальную полезность до уровня предельной общественной полезности, приводит к понижению цены.

     Корректирующие  налоги и субсидии могут быть использованы для достижения эффективности производства. И чтобы ввести эти налоги, требуется установить внешний эффект и определить предельные издержки третьих лиц, связанные с данным эффектом.

     Бюджетная политика в западных странах хорошо работала во время второй мировой  войны и в первые послевоенные десятилетия(40-60 годы). Она оказалась эффективной в борьбе против сильных экономических спадов. Однако, выяснилось, что бороться с инфляцией только одними средствами бюджетной политики очень трудно. Скажем, тратить деньги и сокращать налоги во время спада для правительства оказалось намного легче, чем делать обратное в ходе подъема: нельзя отменить многие начатые государственные программы потому только, что спад уже закончился. Увеличение налогов тоже всегда непопулярно. В итоге дефицит госбюджета становится постоянным, а это способствует инфляции. В 70-80 -е годы , когда она стала главной опасностью, бюджетная политика уступила первенство кредитно- денежному регулированию.

     Суть  кредитно-денежного регулирования  состоит в том , что государство  воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они в свою очередь- на потребительский и инвестиционный спрос. Строго говоря, денежная политика оказывает воздействие на величину денежной массы, а кредитная политика воздействует на уровень процентных ставок. На практике их различить весьма трудно, ибо денежная масса и ставка процента неразрывно друг с другом связаны. Так, при уменьшении процентной ставки количество выданных банками займов возрастает, а это означает рост денежной массы посредством кредитной эмиссии.

       Из увеличения же денежной массы следует, что деньги становятся менее редким благом, и цена их использования , т. е. процентная ставка снижается . Поэтому экономисты обычно речь ведут о кредитно- денежной политике как о едином целом.

     В этой политике важнейшее значение имеет процентная ставка. Если она очень высока, обращаться за кредитом невыгодно. Поэтому, чтобы увеличить совокупный спрос, правительству хорошо бы снизить ставку процента. Однако это не в его силах: ссуды выдают частные банки, не подчиняющиеся правительству.

     Тем не менее у государственных органов  есть возможность воздействовать на данный процесс. Например, изменяя норму  обязательных резервов, Центральный  банк в состоянии уменьшить или  увеличить количество денег, которые  банки могут дать взаймы . Так, если в стране экономический спад, Центральный банк может снизить эту норму ,тогда частные смогут увеличить выдачу займов. Предложение займов , значит , и цена их , возрастет, т. е. процентная ставка должна будет уменьшиться, что станет способствовать росту совокупного спроса и оживлению экономики. 
Если же , напротив , в стране усиливается инфляция, норма обязательных резервов увеличивается .А чем выше норма обязательных резервов , тем меньший размер кредитной эмиссии. Это будет сдерживать рост массы в обращении, а значит, и способствовать снижению уровня инфляции. 
Есть и другие способы воздействия государства на частные банки. Иногда собственных вкладов банку не хватает , чтобы дать взаймы выгодным заемщикам. Тогда банки имеют право взять кредит Центрального банка , чтобы увеличить свои резервы и предоставить займы клиентам. Но за этот кредит тоже надо платить. Поэтому Центральный банк может понизить или повысить процентную ставку по своим займы частным коммерческим банкам, и таким образом повлиять на величину процента, под который они будут ссужать деньги своим клиентам.

       Таким образом, с помощью экономического воздействия на экономическую конъюнктуру проводиться либо инфляционная политика - кредит расширяется путем снижения ставки и расширения выпуска государственных облигаций , либо дефляционная - кредит снижается путем повышения ставки и расширения выпуска облигаций . Например, руководство Федеральной резервной системы США (ФРС), которая выполняет функции Центрального банка, в 1994 году в порядке борьбы с инфляцией шесть раз повышало ставку учетного процента ФРС.1

 

3.3. Взаимодействие  методов регулирования.

     Экономические и административные методы взаимосвязаны. Так, любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, поскольку контролируется той или иной государственной службой. Например, денежная система ощутит влияние ставки межбанковского кредита , не раньше , чем будет принято административное решение о ее повышении. В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении субъектов хозяйственной системы. Прибегая к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования капиталовложений и т.д. Приходится приспосабливаться и потребителям - изменять структуру текущего спроса, а также соотношение между его объемом и суммой сбережений.

       В то же время экономические и административные методы противоположны. Экономические методы не сужают свободу выбора субъектов, которые сохраняют за собой право на свободное принятие рыночного решения. Когда, допустим, государство использует для регулирования экономики ставку процента по своим долговым обязательствам, владелец денежного дохода видит в этом признак того, что к доступным ему вариантам выгодного размещения сбережений (банковский вклад, покупка ценных бумаг частных корпораций, приобретение недвижимости и т.д.) прибавился еще один. И тут все зависит от умения государства привлечь обладателя сбережений на свою сторону, чтобы достичь целей регулирования.

     Напротив, административные приемы существенно  ограничивают свободу экономического выбора, а порой сводят ее к нулю. Это случается там, где администрирование выходит за эк. Обоснованные границы, обретает черты тотальности, перерождается в административно-командную систему. Тогда контроль становится всеобъемлющим, охватывая весь хозяйственный процесс - производство и его структуру, издержки, цены, качество продукции, заработную плату, прибыль и ее распределение. Вместе с тем административные меры, подавляя индивидуальную экономическую свободу, вполне оправданы, если они используются в тех случаях, когда максимальная свобода одних субъектов оборачивается тяжелыми потерями для других субъектов и рыночного хозяйства в целом. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.

Информация о работе Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование