Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:13, курсовая работа

Описание

В данной работе рассмотрим роль государственного регулирования в рыночной экономике. В том числе, как с помощью политики налогов, штрафов, прямых запретов решаются проблемы отрицательных внешних эффектов (экстерналий), а использование дотаций, субсидий, бесплатного предоставления товаров и услуг государством расширяет использование ресурсов, производство и потребление благ в отраслях с положительными внешними эффектами, стимулируя при этом благосостояние общества.

Содержание

Введение


Глава 1. Примеры внешних эффектов в рыночной экономике


Глава 2 Факторы, обусловливающие необходимость государственного регулирования экономики

2.1. Недостатки рыночных взаимоотношений

2.2. Обоснования вмешательства государства в рыночную среду


Глава 3 Практика применения государственного регулирования внешних эффектов в рыночной экономике и его формы

3.1 Административные методы регулирования внешних эффектов

3.2. Экономические методы

3.3. Взаимодействие методов регулирования


Заключение


Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Внешние эффекты в экономике и их гос регулирование.doc

— 182.00 Кб (Скачать документ)

 

      Глава 2. Факторы, обусловливающие необходимость государственного регулирования экономики. 

       2.1 Недостатки рыночных взаимоотношений.

       В общем виде необходимо отметить: при  всех достоинствах рыночной модели остаются сферы общественных отношений, где  свободное действие рыночных сил  не обеспечивает равновесия.

       Свободный рынок не в состоянии гарантировать решение всех социальных и экономических проблем современного общества, поэтому в тех областях, где свободный рынок не может дать результата, необходимо экономическое вмешательство государства.

       В первую очередь с данных позиций  рассматриваются пределы, или изъяны, рынка.

       Изъяны  рынка (провалы рынка, неэффективность  рынка) – ситуация, при которой  свободное действие рыночных сил  не обеспечивает Парето-оптимального использования ресурсов.

       Изъяны  рынка возникают вследствие различных  причин, из которых выделяют проблему внешних эффектов, неполноты информации, наличия трансакционных издержек, неспособность производить общественные блага и др.

       Несовершенство  рыночной системы обусловлено тем, что она:

       1) не способствует сохранению невоспроизводимых  ресурсов;

       2) не имеет экономического механизма  защиты окружающей среды;

       3) не может регулировать использование  ресурсов, принадлежащих всему человечеству;

       4) не создает стимулов для производства  товаров и услуг коллективного  пользования (общественного транспорта, дорог, образования, обороны);

       5) не гарантирует права граждан  на труд и доход, не обеспечивает  перераспределения дохода;

       6) не обеспечивает фундаментальных  исследований в науке;

    7) подвержена нестабильному развитию  с наличием инфляционных процессов  и кризисов.

 

        2.2. Обоснования вмешательства государства  в рыночную среду.  

       Решение перечисленных задач лежит на государстве. Можно выделить ряд  причин, объективно обусловливающих  вмешательство государства в  рыночную экономику, а именно:

       1. Необходимость поддержания самой рыночной среды. Именно государство посредством правового регулирования обеспечивает установление и соблюдение «правил игры» основных экономических агентов, законодательно определяет и защищает права собственников, содействует сохранению конкурентных начал в экономике, пресекает формы недобросовестной конкуренции, регламентирует многие стороны экономической деятельности.

       2. Тенденция к монополизации, неизбежно  следующая из законов конкуренции,концентрации  и централизации капитала. Она  становится объектом антимонопольного регулирования – через законодательное ограничение и пресечение монопольной деятельности, поощрение конкуренции, содействие созданию новых предприятий, осуществление политики открытой экономики.

       3. Смягчение проблемы внешних эффектов  (экстерналий). Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья, культуры людей (положительные внешние эффекты).

       4. Необходимость производства общественных благ, или общественных товаров. Результаты функционирования общественного сектора воплощаются в общественных благах (чистых, смешанных). К ним относятся: оборона, услуги государства по обеспечению законности, правовых основ хозяйственной деятельности, государственного управления, поддержание денежной системы, услуги образования, здравоохранения, культуры, поддержание единой энергосистемы, национальных сетей коммуникаций.

       5. Участие государства в решении  проблемы распределения доходов.  Рыночный механизм неспособен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный стандарт благосостояния в соответствии с требованиями современного демократического общества. Государство корректирует данную ситуацию с помощью налогов, трансфертов и других мер, обеспечивает равенство граждан перед законом, их личную и экономическую свободу.

       6. Существование и собственно макроэкономических  ситуаций, требующих государственного  регулирования. Это инфляционные  процессы, обеспечение нужным количеством  денег, фискальная политика (сокращение дефицита государственного бюджета), структурная политика и др.

        7. Усиление  интернационализации экономики  порождает еще одну макроэкономическую  заботу государства – равновесие  платежного баланса страны. Несбалансированность  внешнеэкономических связей (прежде всего дефицит платежного баланса) может создавать много неблагоприятных ситуаций, ухудшать состояние национальной экономики, усиливать ее зависимость от внешнего мира.

 

    Глава 3. Практика применения государственного регулирования внешних эффектов в рыночной экономике и его формы. 

    3.1 Административные методы регулирования внешних эффектов.

     Поскольку внешние эффекты существуют в  экономике длительное время, к решению  их проблем неизбежно привлекается государство. Выделают следующие формы государственного регулирования.

     Административные (административно-командные) методы, которые сводятся к прямым запретам или требованиям выполнения экономическими субъектами определенных действий. Государственные органы устанавливают уровни предельно допустимых концентраций ПДК вредных и токсичных веществ и облекают их в виде административных приказов.

     Возможно  также создание рынков прав на загрязнение. Проблема создания прав собственности - одна из важнейших сфер функционирования государства. Установление прав собственности особенно актуально там, где они ранее отсутствовали. Это даст возможность создать новые рынки и подключить под контролем государства рыночный механизм к реализации вопросов внешних эффектов.

     Отрицательные внешние эффекты зарождаются вследствие конкуренции между различными вариантами использования ресурсов в случае, если права собственности на каждый из этих вариантов еще не закреплены. При отрицательном внешнем эффекте дискуссионный вопрос состоит в следующем: имеют ли право продавцы и покупатели перекладывать издержки на третьих лиц? Имеют ли право производители сбрасывать отходы в реки без уплаты за приобретение такого права?

     Поскольку право собственности на реку не установлено, фирмы могут сбрасывать в нее  отходы бесплатно. Граждане, которым наносится ущерб в результате сброса отходов, претендуют на использование реки в альтернативных целях. Для интернализации внешнего эффекта нужно установить права собственности на ресурсы. Будучи установленными, эти права могут быть проданы. Правительство, принимая закон о гарантиях граждан на незагрязненную реку, тем самым запрещает сброс отходов.

     При положительном внешнем эффекте  права собственности тех, кто  приносит выгоду третьим лицам, не установлены. Экономические субъекты, доставляющие полезность третьим лицам, не имеют возможности получить за это плату, что приводит к недопроизводству товаров и услуг. При интернализации (трансформации внешних эффектов во внутренние) положительного внешнего эффекта принимаются меры для того, чтобы третьи лица платили тем, кто приносит им полезность.

     Государство, устанавливая определенный допустимый объем загрязнения, тем самым  определяет фиксированный объем  предложения прав на загрязнения. Рыночная цена определяется с учетом спроса на загрязнения. Экономические субъекты, для которых эта цена будет выше издержек на снижение либо ликвидацию вредных выбросов, очевидно, не купят такую лицензию, а будут осуществлять сравнительно дешевые меры.

     Эффект  предоставления рыночных лицензий на сброс отходов показан на рисунке 3.1.3 (выброс отходов в тоннах), на котором видно, что равновесие наступит тогда, когда предельные издержки, нацеленные на борьбу с загрязнением, сравняются для всех потенциальных источников загрязнения. Равновесная цена лицензии определится точкой пересечения кривых спроса и предложения (в нашем примере эта цена составляет 50 руб.). Если количество предоставленных лицензий будет соответствовать величине, определяемой точкой пересечения кривых спроса и предельных общественных издержек загрязнения, то будет достигнут оптимальный уровень загрязнения окружающей среды.

       

       Рис. 3.1.1.

     Такие методы характерны прежде всего для  централизованно управляемой экономики. Государственное регулирование  в тех условиях осуществляется в  формах доведения предприятиям директивных плановых заданий, централизованного распределения материально-технических, финансовых, кредитных и других ресурсов, жесткой регламентации деятельности предприятий, ограничивающих возможность принятия ими самостоятельных решений .

     Административные  методы используются и в рыночной экономике. Государственное регулирование рыночной экономики административными методами определяется необходимостью решения макроэкономических и социальных проблем в интересах всего общества. Непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов полностью или частично применяется по отношению к предприятиям или организациям , имеющим жизненно важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. Таковыми объектами являются военные, энергетические, заповедники, национальные музеи, природные парки, курорты, полезные ископаемые, водные ресурсы, ряд учреждений науки, образования, культуры, здравоохранения, а также организации, контролирующие и защищающие окружающую среду, выполняющие другие общегосударственные функции. Такие объекты обычно находятся в государственной или муниципальной собственности. Следует однако отметить , что в условиях рыночной экономики действие административных методов государственного воздействия резко сокращается, меняется их содержание и задачи, которые они решают .

     Административные  методы включают: финансовую поддержку  государства отдельным предприятиям, секторам экономики, проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и научно-тенических, экологических и других государственных программ, финансирование социальной сферы и т.д. Финансовая поддержка из госбюджета осуществляется обычно в форме дотаций, субвенций , субсидий.

     Дотация - это денежные средства, выдаваемые в безвозвратном порядке из государственной  системы. Дотации из бюджета предоставляются  государственными предприятиям, организациям, учреждениям для сбалансирования  результатов хозяйственной деятельности. Например, дотации могут выдаваться для покрытия предприятием убытков, получаемых за счет продажи своей продукции по государственным ценам, которые не покрывают затрат предприятия.

     Другими словами, если на товар устанавливается  дотация, то это означает, что одна часть реальной цены оплачивается потребителем, а другая часть - государством. Таким образом, цена потребителя снижается.

     Дотации из бюджета могут выдаваться из средств  вышестоящих бюджетов, нижестоящим для их окончательного сбалансирования.

     В последнее время дотации вытесняются новым видом финансовой поддержки нижестоящих бюджетов - субвенциями. Субвенция - это фиксированный объем государственных средств, которые выделяются безвозмездно национально- государственным и административно-территориальным образованиям для финансирования целевых расходов из бюджетов.

     Субвенции подразделяются на текущие и инвестиционные. Право на получение текущих субвенций  имеют территории России, у которых  доли бюджетных расходов, необходимых для финансирования общегосударственных социальных расходов, превышают среднюю по России. Территории, бюджеты которых недостаточны для финансирования закрепленных за ними общегосударственных капитальных вложений, обладают правом на инвестиционные субвенции.

     Субсидия - особая форма связи - финансовой и  экономической- между отдельными звеньями бюджетной системы и служит в  основном для поддержания сбалансированности бюджета . В отличии от субвенций  субсидии не подлежат возврату в случае их не использования или использования не по назначению . Это дает возможность получателям субсидий осуществлять маневрирование полученными финансовыми ресурсами

Информация о работе Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование