Внедрение новейших технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, как важнейшие направления модернизации экономики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:12, курсовая работа

Описание

Модернизация – это переход от того состояния страны, которое мы имеем в настоящее время к тому, каким оно должно быть для ее успешного и благополучного развития в современном мире. Правящей элите, прежде чем приступить к модернизации России, необходимо понять, в чем состоят главные проблемы, которые надо решать. Эти проблемы связаны, прежде всего, с беззаконием, коррупцией, безответственностью власти и как следствие ее некомпетентностью.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………...3
I. Глава «Модернизация»…………………………………………………4
1.1 «Суть и процессы модернизации»……………………………...4
1.2 «Движущие силы модернизации»………………………………7
1.3 «Запуск модернизации»………………………………………...9
1.4 «Национальные приоритеты и модернизация экономики»…..10
II. Глава «Направления модернизации»………………………………….12
2.1 «Проект модернизации»………………………………………...12
2.2 «Пять направлений модернизации экономики РФ»…………..18
2.3 «Внедрение новейших технологий»…………………………...20
2.4 «Развитие космических систем»……………………………….23
2. Заключение…………………………………………………………………..25
3. Список литературы………………………………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

ЭТкурс Microsoft Word (3).doc

— 201.00 Кб (Скачать документ)

 

Обострению сложившейся ситуации в последние годы во многом способствует макроэкономическая политика государства, когда под лозунгом борьбы с инфляцией и недопущением чрезмерного укрепления рубля сосредоточиваются (и "выталкиваются" из страны) значительные ресурсы в рамках золотовалютных резервов, профицита бюджета и стабилизационного фонда. Одновременно динамично пополняются ресурсы стабилизационного фонда. Аккумулирование поступающих в стабилизационный фонд значительных средств на счетах в Банке России может привести к стерилизационному эффекту и тем самым вызвать ухудшение макроэкономической ситуации. Отток денежных средств из экономики и их поглощение монетарной системой государственных финансов чреваты также ухудшением ликвидности банковско-кредитной системы, торможением роста деловой и инвестиционной активности в реальном секторе.

 

Импорт в Россию становится все более дешевым, что негативно сказывается на отечественных производителях, утрате ими рынков сбыта и сокращении производства. И все это - на фоне колоссального избытка в стране финансовых средств и прогрессирующей нехватки инвестиций для развития национальной экономики.

 

Одним из способов ликвидации проблем и возможных негативных эффектов, связанных с избыточной стерилизацией эмиссии, может выступать использование части средств стабилизационного фонда на цели активизации государственной инвестиционной политики и частных инвесторов, "расшивку" узких мест в экономике, которые препятствуют ее дальнейшему росту. Когда достаточный финансовый резерв уже создан, альтернативой "стерилизации" является разумное использование государством дополнительных доходов, которое не приводит к инфляции. Поиск антиинфляционных институтов запуска избыточных денег в работу - одна из ключевых задач властей, если они не хотят довести хозяйство страны до состояния полного истощения.

 

Вопрос в том, как правильно распорядиться полученными сверхдоходами, стал основным в развернувшихся дискуссиях. Спектр предложений чрезвычайно широк - от патерналистских проектов создания гигантских государственных высокотехнологичных корпораций до ультралиберальных призывов направлять эти средства исключительно на погашение внешнего долга и не вкладывать ни рубля в российскую экономику. Все сходятся лишь в одном - нынешний курс правительства нуждается в серьезной корректировке.

 

Один из вариантов, заслуживающих пристального внимания, - активизация роли государства в закупке товаров инвестиционного назначения по импорту с использованием на эти цели части поступавших в стабилизационный фонд избыточных средств. При этом лишние рубли обмениваются на валютном рынке и выводятся Центробанком из обращения. Полученная валюта направляется на закупку импортной техники для модернизации отечественного производства. Одновременно притормаживается пугающий рост золотовалютных резервов и снижается огромное положительное сальдо торгового баланса.

 

Наиболее эффективным инструментом для оживления инвестиционной деятельности может служить создаваемый механизм государственного финансирования инвестиций в рамках внебюджетного инвестиционного фонда. Однако, как показывает практика, при формировании регламентов пополнения и расходования его средств возникает ряд проблем.

 

Решение задачи учетверения производительности в ключевых секторах экономики также весьма проблематично при сложившихся регламентах разработки долгосрочных прогнозов страны и механизмах взаимодействия предпринимательства и государства. Необходимы новые организационно-правовые механизмы государственных инвестиций в рамках регламента инвестиционного фонда.

 

Сегодня существует ряд проблем разработки регламента (нормативно-правовой базы) финансирования инвестиционных проектов за счет средств инвестиционного фонда. Главные из них связаны с принципами и механизмами реализации крупных (структурообразующих) инвестиционных проектов, обладающих значительным мультипликативным эффектом для экономики; регламентами гарантирования привлечения средств частного капитала; оценкой целесообразности прямого государственного инвестирования проектов в условиях имеющейся возможности привлечения "дешевых" инвестиций с внутреннего и внешнего рынков капитала; вопросами конкретной реализации механизмов частно-государственного партнерства при реализации указанных проектов; проблемами разделения рисков при смешанном, частно-государственном финансировании проектов; механизмами безусловного выполнения инвесторами своих обязательств и др.

От того, насколько быстро и успешно удастся решить вопросы эффективного и "прозрачного" использования средств инвестиционного фонда, во многом будут зависеть условия перехода страны к устойчивому экономическому развитию инновационного типа.

 

Каким образом следует переходить к инновационной модели развития? Остановиться на достигнутом и поправлять, корректировать инструментарий регулирования в пределах достигнутого или создать условия для стратегического прорыва? Выход на качественно иной уровень конкурентоспособности и новую экономическую модель требует выдвижения общенационального проекта. Но разработка его и переход к новой экономической политике не могут осуществиться одномоментно.

 

В обществе необходимо обеспечить согласие по ключевым направлениям новой экономической политики. Различные социальные группы призваны осознать и принять те перспективы, которые открывает перед ними предполагаемая смена экономического курса, сопоставить их с издержками, которые она потребует.

 

В то же время основные принципы и подходы к новой экономической политике должны обрести конкретные технологические формы, приемлемые для их реализации в практике государственного управления. В этой связи важна дискуссия по стратегии социально-экономического развития России, которая уже развернулась. Обсуждение должно вестись по ключевым проблемам экономического развития - его содержания, потенциальных рынков, структурного (отраслевого) наполнения, ресурсных источников роста, макроэкономической и институциональной политики, призванной обеспечить необходимые темпы экономической динамики.

 

2.2 «Пять приоритетных направлений в модернизации экономики»

 

Медицина, энергосбережение, развитие космических и телекоммуникационных систем, а также информационных технологий – такие приоритеты для модернизации российской экономики выделил Дмитрий Медведев в послании Федеральному Собранию.

 

"В ХХI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, вещи и технологии, полезные людям", - заявил он.

 

По словам Медведева, Россия уже определилась с тем, какие стратегически значимые лекарства будет выпускать: в основном, дорогие препараты для лечения сердечно-сосудистой патологии и онкологических заболеваний. Кроме того, планируется увеличить производство лекарств против простуды и гриппа:

 

"Нам нужно будет выпускать более 50 таких препаратов, чтобы все, кто нуждается в них, все они могли получить своевременное лечение. В ближайшее время мы существенно увеличим производство собственных лекарств, используем их и при лечении самых распространённых заболеваний, например, против простуды и гриппа".

 

Для повышения энергоэффективности планируется модернизировать коммунальные сети и ввести системы оплаты услуг, в большей мере учитывающие режим их потребления и уровень доходов семьи. Кроме того, необходимо добиться лидерства во внедрении инноваций в традиционной и альтернативной энергетике, подчеркнул Медведев.

 

В отдельное направление в рамках модернизационного проекта выделены программы развития ядерной энергетики.

 

"До 2014 года у нас появятся реакторы нового поколения и ядерное топливо, востребованное не только отечественными, но и зарубежными производителями. Ядерные разработки будут активно применяться и в других сферах (прежде всего, конечно, в медицине), для производства водородного топлива, а также для создания двигательной установки, способной обеспечить космические полёты даже на другие планеты", - сказал Медведев.

 

Что касается развития космических технологий и телекоммуникаций, то, по словам президента, в стране будут проложены современные высокоскоростные оптические магистрали, что позволит обеспечить обмен потоками информации как между российскими регионами, так и между разными странами.

 

"Приоритетным направлением нашей работы станет также использование космических технологий, в том числе, естественно, ГЛОНАСС. Они дадут нашим людям возможность пользоваться современным навигационным оборудованием в автомобилях, помогут обеспечить безопасность транспорта и технически сложных объектов, улучшить координацию работы служб, которые отвечают за предотвращение аварий и чрезвычайных ситуаций, за ликвидацию последствий природных и техногенных катастроф", - добавил Медведев.

 

Связь и телекоммуникации в целом, информационные и космические технологии определены президентской комиссией по модернизации экономики в качестве основных направлений развития.

 

 

 

 

 

2.3 «Внедрение новейших технологий»

 

Наверное, трудно найти сегодня другую такую тему, которой уделялось бы такое большое внимание, как проблемам инновационного развития России. И это естественно: внедрение наукоемких технологий, как ожидается, должно дать мощной импульс модернизации экономики, вывести ее на новые перспективные горизонты, сократить ее зависимость от импорта высокотехнологичных товаров и продовольствия. Однако трудностей в развитии этого процесса остается много, и их преодолению уделяется самое пристальное внимание на самых различных уровнях. Достаточно сказать, что насущные вопросы инновационного развития неоднократно поднимались высшим руководством страны, дискутировались на представительных научных форумах, обсуждались в Государственной Думе и Совете Федерации, все чаще к ним обращаются представители деловых кругов и региональных властей. Развитию инновационной системы в Российской Федерации было посвящено заседание Президиума Государственного Совета РФ, которое провел в подмосковной Дубне Президент РФ Дмитрий Медведев.

 

Теме инновационного развития России, национальным задачам в этой сфере и мировым тенденциям была посвящена представительная международная конференция, которая проходила в рамках Ломоносовских слушаний на экономическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова. Парламентские слушания и круглые столы по различным аспектам этой проблемы регулярно проводятся в обеих палатах российского парламента.

 

Но чтобы задуманное стало реальностью, необходимо, прежде всего, совершенствование и изменение законодательства, обеспечивающего надежную правовую базу инновационного развития экономики, К сожалению, существующие сегодня нормативно-правовые акты, по мнению многих экспертов, пока не могут в полной мере содействовать поставленным задачам. Еще в 2006 г. был разработан пакет из 16 законопроектов, получивший название «Инновационная Россия». Среди них - такие, которые предусматривают поправки в федеральные законы «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», «О науке и государственной научно-технической политике в Российской Федерации», а также 14 поправок в Налоговый кодекс. В них, в частности, оговаривались преференции, направленные на стимулирование инновационной деятельности.

 

Анализируя весь комплекс принятых и разрабатываемых в настоящее время законодательных актов о научно-технической и инновационной деятельности, следует отметить, что они все еще отстают от вызовов времени и требований современного развития экономики, основывающейся на новейших научных знаниях. До настоящего времени, на мой взгляд, отсутствует ряд базовых законов, необходимых для создания благоприятного инвестиционного климата. В частности, до сих пор не принят Федеральный закон «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», отсутствует законодательство, регулирующее государственно-частное партнерство и другие форм интеграции в сфере научно-технической и инновационной деятельности. Отсутствует закон «О научно-технической информации», а также ряд других законодательных актов, призванных стимулировать создание необходимых условий внедрения в производство наукоемких технологий, коммерциализацию инновационной деятельности и развитие малого инновационного предпринимательства.

 

Естественно, что когда речь заходит об инновациях и наукоемких технологиях, то, учитывая масштабы распространения научного и промышленного шпионажа, вывоза секретной конфиденциальной научной информации за рубеж, следует серьезно подумать о механизмах сохранения коммерческой и государственной тайны. Поэтому необходимо внести поправки в соответствующие федеральные законы. В частности, в закон «О коммерческой тайне» следует внести изменения и дополнения, определяющие порядок работы с информацией, составляющей коммерческую тайну в области высоких технологий, и обязательства государства в случае возникновения необходимости использовать такую информацию в интересах государства с соответствующей компенсацией.

 

Предлагаемые поправки в Федеральный закон «О государственной тайне», прежде всего, касаются проведения исследований и научных разработок, связанных с интересами национальной обороны и государственной безопасности, а также возможности использования полученных результатов в мирных, гражданских областях производства. Когда есть прямой заказчик, скажем, Министерство обороны или связанные с ним промышленные организации, то многое в этой ситуации ясно. Существует стандартная форма договора, предусматривающая все условия сотрудничества, в том числе и сохранения тайны проводимых работ и их результатов. Однако, если научные исследования, имеющие оборонное значение, проводятся в инициативном порядке, то внятный и определенный механизм сохранения секретности фактически отсутствует и возможна утечка конфиденциальной информации. Эта проблема также требует законодательного решения.

Информация о работе Внедрение новейших технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, как важнейшие направления модернизации экономики РФ