Внедрение новейших технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, как важнейшие направления модернизации экономики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:12, курсовая работа

Описание

Модернизация – это переход от того состояния страны, которое мы имеем в настоящее время к тому, каким оно должно быть для ее успешного и благополучного развития в современном мире. Правящей элите, прежде чем приступить к модернизации России, необходимо понять, в чем состоят главные проблемы, которые надо решать. Эти проблемы связаны, прежде всего, с беззаконием, коррупцией, безответственностью власти и как следствие ее некомпетентностью.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………...3
I. Глава «Модернизация»…………………………………………………4
1.1 «Суть и процессы модернизации»……………………………...4
1.2 «Движущие силы модернизации»………………………………7
1.3 «Запуск модернизации»………………………………………...9
1.4 «Национальные приоритеты и модернизация экономики»…..10
II. Глава «Направления модернизации»………………………………….12
2.1 «Проект модернизации»………………………………………...12
2.2 «Пять направлений модернизации экономики РФ»…………..18
2.3 «Внедрение новейших технологий»…………………………...20
2.4 «Развитие космических систем»……………………………….23
2. Заключение…………………………………………………………………..25
3. Список литературы………………………………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

ЭТкурс Microsoft Word (3).doc

— 201.00 Кб (Скачать документ)

 

В последние десятилетия отраслями, определяющими уровень научно-технического прогресса, темпы развития экономики и общества стали образование, наука, здравоохранение, а в целом - вся социальная сфера, связанная с ростом человеческого потенциала. Именно они сегодня обеспечивают наиболее высокие (и что особенно важно - устойчивые) темпы развития тех государств, которые 10-15 лет назад сознательно сделали ставку на эти области, стали мировыми лидерами. Это Норвегия, Финляндия, Швеция, Дания. Именно они сегодня занимают ведущие места в рейтингах по качеству жизни, обладают самым высоким уровнем развития человеческого потенциала.

 

 

 

Глава 2

2.1 «Проект модернизации экономики»

 

России нужен крупномасштабный национальный проект модернизации экономики - долгосрочный, структурно сбалансированный, с конкретными этапами. Можно выделить две модели экономической политики. Первая - селективная, имеющая целью улучшение показателей по отдельным отраслям и производствам в рамках концепции догоняющего развития. Она основывается на совокупности отраслевых и межотраслевых инвестиционных проектов. Ответственность за реализацию модели несет государство. Вторая - системная (интегральная), предусматривающая: качественное изменение экономической политики; коренную модернизацию структуры производства; переход к инновационной политике; осуществление общенационального проекта с четко обозначенной и обоснованной системой приоритетов, источников ресурсов (не только государственных, но и корпоративных, что предполагает повышение нормы накопления в обществе); партнерство государства и предпринимательства; проведение институциональных реформ и поддержание стабильного курса. Основные преимущества данной модели - целевое и эффективное использование ресурсов в строгом соответствии с установленными приоритетами, гибкость выбора конкретных траекторий (сценариев) реализации в рамках выбранной стратегии модернизации экономики. Речь идет о разработке новой стратегии и модели развития страны (отказ от инерционной сырьевой модели, переход к инновационному развитию, усиление социальной ориентации). Реализация такой стратегии предполагает, что государство фокусируется на установлении приоритеты развития, формирует новую экономическую политику.

 

Сейчас еще мало делается для инновационного развития экономики и разработки механизмов их реализации. Крупных технологических прорывов нет ни в сырьевых компаниях, ни в корпорациях новой экономики. Ускорение экономического роста на основе инноваций должно быть достигнуто, с одной стороны, инновационно-технологическим прорывом в энергосырьевых отраслях, с другой - повышением доли наукоемких отраслей и производств в ВВП при использовании конкурентных преимуществ России в сфере науки и возможностей коммерциализации научно-технических достижений.

 

Основными проблемами современной экономики являются отсутствие продуктивного взаимодействия предпринимательства и науки и необходимость организации сотрудничества между обеими сторонами, основанного на новых принципах. Международная практика показывает, что эффективное партнерство государства и предпринимательства наряду с инновационными стратегиями крупных корпораций - неотъемлемая составляющая стремительного инновационного роста национальной экономики. Важно и взаимное доверие общества, государства и предпринимательства.

 

Доля инновационно активных предприятий, по результатам опроса, проведенного в прошлом году Ассоциацией менеджеров России, не превышает 10-12%. Выделенные на реализацию инноваций средства тратятся в основном на усовершенствование существующего продукта и процесса (75% респондентов). Лишь 16% компаний указали на внедрение нововведений, улучшающих производимый продукт. Авиастроение и автомобилестроение находятся на грани утраты научно-технического и инновационного потенциала и существенно отстают от мировых лидеров по темпам инновационного обновления. Не лучшее положение с малым инновационным предпринимательством - одним из главных источников генерации инноваций.

 

Экономическое развитие России последних лет имеет два измерения. Одно - условно обозначенное как "формальное", когда предметом анализа являются статистические данные за определенный временной отрезок. Другое - оценка тех же результатов в рамках процесса преобразований, начатых в 1990-е гг. Основное направление этих преобразований - переход к рыночной системе хозяйствования и интеграция российской экономики в общемировую, подъем уровня жизни населения, выравнивание качества жизни с развитыми странами.

 

Для решения главной стратегической задачи - резкого улучшения жизни населения России - необходимо ускорение процесса экономического развития. Эта аксиома многократно проиллюстрирована мировой практикой. Причем с учетом экономической обстановки в России такое ускорение жизненно необходимо. Поэтому выдвинутые задачи удвоения ВВП и учетверения производительности труда не абстрактный лозунг - это требование жизни. В среднем темпы роста ВВП российской экономики превышают мировые. В то же время в ряде новых экономик темпы выше, в том числе в Китае, Индии и Бразилии. Ожидается, что к 2020 г. доля России достигнет 6% мирового ВВП (сейчас -3%). Эти данные показывают динамику интеграции России. Понятно, что темп прироста нашей экономики становится определяющим с точки зрения того, какую роль будет играть Россия в современном мире.

 

В последнее время государство активно аккумулирует колоссальные финансовые ресурсы. К сожалению, значительная их часть выводится из внутреннего оборота реального сектора, при одновременно острой потребности производства в инвестициях для модернизации устаревших и неконкурентоспособных производственных мощностей. Мировой опыт не знает прецедентов формирования бюджетных параметров, подобных российской практике. В большинстве стран мира бюджет в силу разных обстоятельств исполняется, как правило, на дефицитной основе. В немногих же странах бюджетный профицит не превышает 1-3% ВВП. Причем бюджетные расходы здесь в отличие от России существенно превосходят масштабы образующегося профицита бюджета.

 

Проблема заключается в том, что сформировавшаяся в стране экспортно-сырьевая модель развития неспособна обеспечить устойчивые в долговременном плане темпы экономического роста. Достигнутая в предшествующие годы высокая экономическая динамика во многом маскирует низкое качество роста.

 

Ускорение было достигнуто главным образом за счет наращивания физического объема сырьевого экспорта и торговли. Что касается обрабатывающего сектора, то его рост в силу тиражирования старой продукции и расширения объемов выпуска на старых мощностях (за счет вовлечения в хозяйственный оборот ранее незагруженного производственного капитала) не обеспечил реального усиления конкурентных позиций отечественных товаров на внутреннем рынке. В предшествующие годы в благоприятных условиях роста экономики не удалось в полной мере воспользоваться возможностями для обновления и повышения конкурентоспособности отечественного производства.

 

В итоге экономика оказалась уязвимой перед активизировавшимся импортом. Импортозависимость национального хозяйства не сопровождается адекватным ростом производства в важнейших секторах внутреннего производства. Эластичность импорта по внутреннему конечному спросу и к внутреннему производству в последние годы заметно возросла.

 

На фоне внешне сравнительно благоприятных параметров развития национального хозяйства обострился ряд его фундаментальных проблем, чреватых угрозой потери достигнутой экономической динамики, перспектив быстрого восстановления производства, а также достойного места России в системе мирового хозяйства.

 

Острой проблемой для страны остаются слабая конкурентоспособность, деформированная структура производства и воспроизводственная модель экономики. Все это сдерживает экономический рост с высокой экономической динамикой. Необходима трансформация воспроизводственной парадигмы путем обеспечения межотраслевого перетока капитала в высокотехнологичные секторы обрабатывающей промышленности, развития науки и инновационных технологий.

 

Между тем в соответствии с официальными долгосрочными прогнозами российскую экономику в перспективе ожидает медленное восстановление докризисного уровня инвестиций. За 1991-1998 гг. объем инвестиций в основной капитал снизился в 4,8 раза (в 1998 г. они составили 21% уровня 1990 г.). И если восстановление докризисного уровня ВВП было в 2006-2007 гг., то восстановление докризисного уровня инвестиций в рамках сложившихся (инерционных) тенденций развития экономики следует ожидать не ранее 2012-2013 гг. В перспективном периоде, как показывают прогнозы социально-экономического развития страны, отечественная экономика столкнется с рядом ограничений и негативных факторов устойчивого экономического роста. Экономика будет развиваться в заведомо худших условиях, чем в предшествующий период восстановительного роста. Следует ожидать усиления макроэкономических, структурных, внешних и институциональных угроз, способных оказать негативное влияние на развитие национальной экономики.

 

Макроэкономические угрозы в перспективном периоде во многом будут обусловлены развертыванием внутренних противоречий ныне сложившейся сырьевой модели экономического роста. Российская экономика приближается к качественно новому рубежу - на фоне растущей мировой конкуренции, становления неоиндустриального типа национальных хозяйств ОЭСР и необходимости ускорения темпов развития нарастает критическая масса факторов, которые могут привести к существенному торможению экономической динамики.

              Проблема заключается в том, что при низком среднем уровне загрузки мощностей (по промышленности - 55%) возможности их дозагрузки практически исчерпаны. Для вовлечения в хозяйственный оборот незагруженных устаревших мощностей потребуются значительные инвестиционные вложения для их реконструкции и модернизации, что в свою очередь связано с необходимостью перехода к значительно более капиталоемкому пути развития.

 

Другие проблемы роста и структурной перестройки производства будут обусловлены: неразвитостью механизмов межотраслевого перелива инвестиций из капиталоизбыточных (добывающие) в капиталодефицитные (обрабатывающие) секторы; дефицитом в экономике "длинных" финансовых ресурсов для инвестирования; сужением способности экономики реагировать на рост нефтяных цен ростом накопления; деформированной структурой производства, в которой весьма незначителен инновационно-технологический сектор.

 

В числе институционально-структурных угроз развитию российской экономики в перспективном периоде - низкая эффективность системы государственного инвестирования (через инструменты ФЦП, ФАИП), а также отсутствие реальных механизмов содействия и мультипликации корпоративных капиталовложений в модернизацию основных производственных фондов.

 

Высокие темпы экономического роста должны обеспечиваться прогрессивными структурными сдвигами. Без диверсификации экономики и повышения ее конкурентоспособности даже при максимально возможном росте ВВП не будет устойчивости. В этом плане демонстрируемое благополучие российской экономики весьма условно. По-прежнему 50% роста ВВП обеспечивается за счет экспорта, главным образом сырьевого. Треть прироста дает "ценовой нефтяной фактор".

 

Неустойчивость российской экономики усиливается тем, что в ней чрезвычайно медленно происходят структурные изменения. Хотя промышленность создает не более четверти ВВП, инвестиции в машиностроение и металлообработку в 4 раза меньше, чем в добывающую промышленность. А рост импорта машиностроительной продукции в 2007 г. в 6 раз превысил темпы роста отечественного машиностроения.

 

Эти соотношения показывают, что рыночное саморегулирование неспособно само по себе изменить в близкой перспективе структуру российской экономики. Необходимо государственное стимулирование опережающих темпов развития отраслей обрабатывающей промышленности. Средством должны стать дифференцированные нормативы налогообложения и амортизационных отчислений. Стоило бы также восстановить такую меру, как исключение из налогообложения средств предприятий, направляемых на инвестиции.

 

Возрастающую значимость приобретает проблема социального неравенства. Одного роста ВВП для улучшения социальной обстановки в стране недостаточно. Социальная ориентированность экономического развития требует также перераспределительных мер. Они возможны за счет дальнейшего перераспределения налогового бремени, поэтапного введения прогрессивных ставок подоходного налога.

 

Особое значение приобретают целенаправленные государственные меры, включающие в себя налоговые, тарифные, таможенные, ценовые преференции для этих регионов. Таким путем можно обеспечить перспективу потока инвестиций и в конечном счете - трудовых ресурсов. Не следует забывать и о морально-патриотических стимулах, особенно для молодежи.

 

Неконкурентоспособность российской экономики, отсутствие механизмов перетока капиталов и высокие барьеры при инвестировании в производство привели к парадоксальной ситуации - избытку в стране финансовых средств при обостряющейся нехватке инвестиций в ряде отраслей реального сектора. Объем валовых национальных сбережений в российской экономике по отношению к ВВП (норма сбережения) на протяжении последнего периода наращивается. Но значительная часть сберегаемых в экономике ресурсов не вовлечена в хозяйственный оборот. Лишь немногим более 50% их абсорбируется экономикой на цели накопления и инвестирования в основной капитал. Фактически уровень "капитализации" сбережений низкий, тогда как в развитых странах капитал работает, там обеспечиваются значительно большие масштабы абсорбции национальных сбережений на нужды инвестирования, а при нехватке внутренних источников для накоплений привлекается иностранный капитал.

Информация о работе Внедрение новейших технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, как важнейшие направления модернизации экономики РФ