Внедрение новейших технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, как важнейшие направления модернизации экономики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:12, курсовая работа

Описание

Модернизация – это переход от того состояния страны, которое мы имеем в настоящее время к тому, каким оно должно быть для ее успешного и благополучного развития в современном мире. Правящей элите, прежде чем приступить к модернизации России, необходимо понять, в чем состоят главные проблемы, которые надо решать. Эти проблемы связаны, прежде всего, с беззаконием, коррупцией, безответственностью власти и как следствие ее некомпетентностью.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………...3
I. Глава «Модернизация»…………………………………………………4
1.1 «Суть и процессы модернизации»……………………………...4
1.2 «Движущие силы модернизации»………………………………7
1.3 «Запуск модернизации»………………………………………...9
1.4 «Национальные приоритеты и модернизация экономики»…..10
II. Глава «Направления модернизации»………………………………….12
2.1 «Проект модернизации»………………………………………...12
2.2 «Пять направлений модернизации экономики РФ»…………..18
2.3 «Внедрение новейших технологий»…………………………...20
2.4 «Развитие космических систем»……………………………….23
2. Заключение…………………………………………………………………..25
3. Список литературы………………………………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

ЭТкурс Microsoft Word (3).doc

— 201.00 Кб (Скачать документ)
fy">Однако при росте ВВП, ряде других социально-экономических показателей производительность труда в стране осталась низкой, не увеличивался удельный вес высокотехнологической продукции, огромными были энергетические затраты. Экономика не избавилась от сырьевой зависимости и осталась неконкурентоспособной на мировых рынках.

 

Слаборазвитым осталось сельскохозяйственное производство, лесное хозяйство, рыболовство. Дороговизна жилья обусловила его недоступность для большинства россиян. Из-за отсутствия мотивации к производительному труду в России не сформировался массовый средний класс, социальной основой которого являются представители малого и среднего бизнеса. По сути, при количественном росте ВВП в России не было качественного развития.

 

Застойные явления привели к тому, что страна сделала один шаг назад. Это было обусловлено тем, что она не смогла решить ряд принципиально важных проблем, которые в условиях экономического кризиса в 2008-2009 гг. обнажили слабость России. Ее слабость заключается в низкой производительности труда и технологической отсталости российской экономики, некачественном уровне жизни народа, неэффективности власти, отсутствии массового среднего класса, не современном уровне развития образования, здравоохранения, науки.

 

Причины застойных явлений связаны, прежде всего, с нежеланием правящей элиты, не отождествляющей свои личные интересы с национальными интересами России, создавать условия, которые бы позволили ликвидировать беззаконие, коррупцию, безответственность и некомпетентность власти. Отсюда отсутствие в стране мотивации к высокой производительности труда, развитию малого и среднего бизнеса, созданию и внедрению инноваций, привлечению инвестиций, а в итоге развитию эффективной экономики.

 

В России до сих пор не создана полноценная рыночная экономика, обеспечивающая высокие социальные стандарты жизни, способная эффективно конкурировать на мировых рынках. В стране не построено демократическое правовое эффективное государство.

 

Между тем только эффективное государство способно создавать условия для мотивации граждан к высокопроизводительному труду и инновационного развития, компетентно управлять государственными ресурсами и качественно оказывать услуги людям, быстро и гибко реагировать на вызовы необходимости преобразований. В России не сформировался массовый средний класс, социальной основой которого являются не чиновники как сейчас, а представители малого и среднего бизнеса – самой производительной силы гражданского общества.

 

Таким образом, проблема модернизации России является главным требованием в успешном и устойчивом развитии страны. Способна ли Россия пойти вперед и провести свою модернизацию? Это во многом зависит от политической воли руководителей государства, способности просвещенной части правящего класса эффективно осуществить необходимые преобразования, готовности бизнеса и граждан не только поддержать этот процесс, а и активно участвовать в нем.

 

 

1.2 «Движущие силы модернизации»

 

Прозрачность и ответственность - движущие силы модернизации.

Чтобы успешно осуществить модернизацию России правящей элите необходимо создать условия для соблюдения закона, повышения эффективности - ответственности и компетентности власти, бизнеса и граждан. Ведущую роль здесь играет повышение эффективности государственной власти. Чтобы заставить ее эффективно действовать необходимо деятельность чиновника сделать прозрачной.

Под прозрачностью следует понимать свободный доступ граждан к полной, достоверной, своевременной и регулярной информации о деятельности органов государственной и местной власти и их должностных лиц. Для результативного использования механизма прозрачности российскому правящему классу его необходимо законодательно обеспечить.

 

Процесс осуществления общественного контроля с помощью прозрачности обусловливает переход к ответственности всех субъектов общественных отношений. Только механизм прозрачности заставит правоохранительные органы, в первую очередь, суды обеспечить соблюдение закона и властью, и бизнесом, и гражданами.

 

Поскольку прозрачность заставит власть работать в условиях конкуренции по отношению к политическим партиям, общественным организациям, профсоюзам, постольку она вынуждена быть ответственной и, как следствие, компетентной. Это неизбежно предопределит, во-первых, соблюдение государством прав и свобод человека. Во-вторых, эффективность государственного регулирования экономикой. Наконец, будет успешно противодействовать коррупции, ликвидировать ее причины.

 

Соблюдение закона – прав и свобод человека, таких как обеспечение свободы предпринимательства, равенства прав конкуренции, защита частной собственности, создает условия для мотивации к труду, частной инициативе и инновациям. Это обусловливает активное развитие малого и среднего бизнеса, полноценное функционирование рыночной экономики.

 

В условиях рыночных отношений, основой которых является конкуренция, бизнес будет ответственным. В самом деле, чтобы выжить в условиях жесткой конкуренции бизнес будет наращивать производительность труда, заниматься инновациями, проявлять инициативу и созидательную энергию, а не прибегать к взяткам и теневым сделкам. Как итог, в стране будет развиваться эффективная рыночная экономика.

 

Необходимость соблюдать закона заставит граждан ответственнее исполнять свои конституционные обязанности. К тому же механизм прозрачности стимулирует граждан и их институты – СМИ, политические партии, общественные организации, профсоюзы активнее осуществлять общественный контроль над деятельностью власти.

 

Наконец, механизм прозрачности обусловит рост гражданской активности во время выборов. В результате общество, повышая свою самоорганизацию и гражданскую инициативу, правовую и политическую культуру становится эффективным.

 

 

 

 

1.3 «”Запуск” модернизации»

 

 

Для “запуска” модернизации нужны как минимум два условия. С одной стороны, следует начать не с ассигнований на развитие новых технологий, а с создания своего рода "карты" России в "модернизационной" системе координат, которая, во-первых, позволила бы понять сферы нашего наиболее нетерпимого отставания, а во-вторых, проинвентаризировала бы уже имеющиеся отечественные технологические решения и те зарубежные технологии, которые сегодня можно дешево купить и относительно легко внедрить в производство. С другой стороны, необходимо создать механизм "принуждения к инновациям", который заставил бы промышленников применять эти нововведения. В современной экономической среде - неконкурентной и пронизанной коррупцией - сделать это можно лишь проявив волю к жесткому государственному регулированию.

 

Государство должно установить такие "правила игры", при которых в ближайшее время работать без новых технологий в России станет труднее, чем избегая уплаты налогов. Эти правила должны воплощаться в жестких стандартах энергопотребления; введении предельных норм расхода материалов в промышленности и строительстве; установлении техусловий по качеству дорожного покрытия, строительных материалов и автомобильного топлива; пересмотре допустимых концентраций вредных веществ в промышленных отходах и т.д. Стандарты должны иметь график постоянного ужесточения. Такая практика применяется повсюду: в КНР действуют стандарты энергоемкости зданий, в Европе и США - графики повышения эффективности автомобильных двигателей, в странах ЕС - жесткие экологические нормы. Предприятия, которые сейчас производят некачественную, дорогую или не соответствующую новым техническим требованиям продукцию, окажутся перед выбором: или модернизироваться, или закрыться. Тем самым слабые уйдут с рынка, а те, кто останется, и станут потребителями новых технологий.

 

Такой путь обеспечит достижение нескольких целей. Во-первых, повысится "экономическая дееспособность" российского государства, которая в последние годы часто сводилась к "кошмаренью" зарвавшихся и зарыванию денег в землю под предлогом строительства трубопроводов и дорог. При этом средняя цена километра новой автодороги достигла в 2008 году 514 млн руб. Это в 2,9 раза дороже, чем в Евросоюзе, а срок ее службы до капремонта втрое меньше европейского! За весь прошлый год в России построено столько же дорог, сколько в КНР строится за 9 дней.

 

Во-вторых, система жестких технических стандартов позволит задавать ориентиры развития куда более четко, чем "финансовый менеджмент". В-третьих, последовательное ужесточение стандартов вынудит бизнес искать соответствующие технологии на рынке, снимая с государства обязанность "внедрять" их насильственно; при этом основные расходы будут перенесены с бюджета на предпринимателей. В-четвертых, отечественные инноваторы будут доказывать эффективность своих изобретений (см. материалы Ананяна и Бикбау) не чиновникам-бюрократам, а рынку. И наконец, в-пятых, возникнут предпосылки для устранения бизнес-цепочек, обеспечивающих "интерес" менеджеров при поставке практически любого оборудования, что пока затрудняет некоррупционный вход на рынок новых технологических разработок.

 

Попытка реализации такой стратегии, с одной стороны, сразу же выявит масштаб отставания российской промышленности от развитых стран и приведет к изменению риторики власти (станет очевидным, что впереди у нашей страны не "постиндустриальное будущее", а перспективы "новой индустриализации") и, с другой стороны, подчеркнет несостоятельность системы управления экономикой, основанной на подчиненности государственной власти интересам олигархических групп и на совмещении регулирующих и контролирующих функций в одних руках. Вспомним, например, как правительство в 2002-2008 годах шесть раз устанавливало и переносило сроки ввода нового стандарта автомобильного топлива. Перестройка системы управления экономикой - важнейшая задача, без решения которой никакая серьезная модернизация в России невозможна.

 

Обновление экономики - задача, которая может потребовать создания Федеральной службы (агентства) по модернизации с руководителем в статусе заместителя председателя правительства. Основной ее задачей должно стать определение стандартов качества конечной продукции и стандартов выполнения производственных процессов основных отраслей экономики. Новая техническая политика, вводимая директивами службы, должна стать механизмом "принуждения к инновациям". Служба должна иметь право экспертизы всех проектов, финансируемых за счет средств бюджета, и возможность заблокировать любой из них при выявлении технологической или экономической неэффективности.

 

России нужна модернизация - но она заключена не в словах о технологических прорывах, а в последовательном создании условий для выбраковывания предприятий, не способных отвечать современным требованиям. Для этого в экономику должна вернуться политика - именно политика, а не "политики", делающие бизнес на своем положении в управленческой иерархии. Только если политика в России перестанет быть бизнесом, модернизация в нашей стране получит свой исторический шанс.

 

 

 

 

1.4 «Национальные приоритеты и модернизация экономики»

 

 

Определение национальных приоритетов в модернизации экономики - главная задача переходного периода от экономической стабилизации к дальнейшему развитию.

 

В 2006 году стало окончательно ясно, что даже "опережающие" темпы роста российской экономики, достигнутые в последние годы, не смогут радикально сократить разрыв между Россией и ведущими странами мира в долгосрочной перспективе. По различным оценкам, сохранение нынешних темпов роста экономики, которые превышают темпы роста в развитых странах (примерно 6% и 3% соответственно), позволит достичь нынешнего среднедушевого дохода, например, в США только к 2035-2050 годам. К тому времени этот душевой доход, и объем мировой экономики вырастут на 90-110%. Отставание, причем качественное, сохранится. Оно будет уже не в 8-10 раз, а в 2-3 раза, но будет.

 

Такая перспектива неизбежно ставит много вопросов, поскольку качественное отставание в условиях глобализации предопределяет не только возможности государства сохранить свой суверенитет, но и нации - свою идентичность. Проблема достижения уровня передовых государств, таким образом - это не только экономическая и социальная проблема, но и политическая, а также проблема национальной безопасности. В конечном счете, это проблема, как это ни пафосно звучит, сохранения нации.

 

В этой связи особенно остро стал вопрос выбора наиболее эффективной экономической модели государственного и общественного развития. Стабилизационный, восстановительный период экономического развития заканчивается. Продолжать использовать экстенсивную модель развития, ориентированную на сырьевые ресурсы, или выбирать новую. Принятие решения о реализации национальных проектах означало, что руководство страны готовится к принятию модели интенсивного экономического и социального развития страны, ориентированной на Человека.

 

Этот выбор был подтвержден Президентом в его послании Федеральному Собранию, в котором ясно сформулирована модель экономического развития: при сохранении достигнутой финансовой стабильности "экономическое развитие страны должно определяться главным образом ее научными и технологическими преимуществами".

 

          При этом в качестве локомотивов развития Президент выделил ведущие наукоемкие отрасли, способные обеспечить России конкурентоспособность в мире - атомную промышленность, коммуникации, космос и авиастроение, энергетику. Все это позволит стать стране "экспортером интеллектуальных услуг".

Информация о работе Внедрение новейших технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, как важнейшие направления модернизации экономики РФ